Роспись "Полхов-майданская"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие способствует приобщению детей к русской культуре, формированию у них чувства гордости за свою Родину, развитию эстетического вкуса и творческих способностей. Знакомство с народным искусством расширяет кругозор детей, обогащает их духовный мир, способствует формированию нравственных качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»
Кузьмина О. Г.
Цель: ознакомление с предметами, особенностями орнамента Полхов-Майданской росписи.
Задачи:
I. Образовательные:
-Познакомить с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи;
II. Развивающие:
-Обогащать словарь детей новыми словами: Полхов-Майданская роспись, промысел, токарные станки.
-Активизировать словарь за счет слов: роспись, узоры, дымковская, филимоновская, городецкая роспись, гжельская роспись.
- Развивать артикуляцию и речевое дыхание в упражнениях…
-Развивать связную диалогическую речь в беседе о Полхов-Майданской росписи.
- Развивать связную монологическую речь при описании предметов и игрушек с разными видами росписи.
- Продолжать развивать умение образовывать слова в Р.П. в упражнении «У меня есть, а у меня нет…»
III. Воспитательные:
- Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.
- Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
Оборудование: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства, раскраски.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Вводная часть. | - Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем в круг. Ручками похлопаем, ножками потопаем, за ручки возьмёмся и улыбнёмся! -Ребята, послушайте пословицу:
«Красна птица перьем, а человек уменьем». - Ребята, а как вы понимаете эту пословицу? - Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать. И совсем не важно есть ли у него телефон или у него много денег, он богат душой. -Как называется человек, который все умеет делать? | Дети сидят на стульчиках - Здравствуйте Дети встают в круг - Ответы детей. -Умелец, мастер, мастер на все руки, рукоделец. |
Основная часть. | - Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве? - Как понимаете пословицы? -А что обозначает выражение «мастер народного промысла»? -Вы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто сможет их назвать? -Правильно, и у каждого народного промысла свой, особый вид росписи. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях на картинках? Покажите и назовите их. -Назовите признаки, которые характерны для той или иной росписи. Физкультминутка Раз, два – спит цветок. Три - раскрыли лепесток. Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись. -Молодцы, ребята. Я хочу более подробно побеседовать с вами о полхов-майданском промысле. Послушайте внимательно, а затем я задам вам вопросы. В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки. С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали вручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней. С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки». Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала, что бы краска ложилась ровно и гладко. -Кто запомнил, а где живут полховские мастера? -Что изготавливают мастера из Полхов-Майдана? -А знаете ли вы из какого дерева делают эти мастера свои изделия? - Правильно. Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте и приготовьтесь к физкультминутке. Раз, два – спит цветок. Три - раскрыли лепесток. Четыре – проснулись, Дружно к солнцу потянулись. -А как вы думете, всегда полховские игрушки были такими яркими? -Почему же мастера начали их раскрашивать? -Потому что труда на их изготовление потрачено было много, а денег «выручалось» за такую посуду мало, украшенная узорами и яркая посуда продавалась дороже. (Воспитатель обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривают его.) -Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана? - Какие элементы росписи изображены на бочонке? - Правильно «Веточка с листиками и ягодками.» -Как расположены листики на веточке? -Какой формы ягоды? Какого цвета? Какие еще элементы узоров встречаются в полхов-майданской росписи? - Действительно, посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки, и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями. Дидактическое упражнение «У меня есть, у меня нет…» 1. У меня есть игрушка-таратушка. А у тебя? 2. У меня есть расписная посуда. А у тебя? 3. У меня есть игрушка с Полхов-Майданской росписью. А у тебя? 4. У меня есть игрушка – лошадка. А у тебя? 5. У меня есть матёршка с Полхов-Майданской росписью. А у тебя? | -Ответы детей. - «Умелец и рукоделец и себе, и людям радость приносит». «Хорошая работа два века живет». «Дело мастера боится!» - человек, который трудится и что-то производит и делает это очень хорошо – умеет это делать - человек, который изготавливает предметы русской старины – посуду, одежду, полотенца, платки, кружева, игрушки и т.д. -филимоновский, дымковский, городецкий, гжельский, полхов-майданский Дети подходят, показывают и называют: филимоновская, дымковская, городецкая, полхов-майданская роспись, гжельская роспись Дымковская роспись – на белом фоне изображаются кружочки, клеточки, волнистые линии, много фигурок людей, животных; филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, фигурки людей имеют вытянутую форму; городецкой росписью украшаются деревянные изделия - разделочные доски, ложки, другая посуда, фон тона - это цвет охры, узоры - розаны, купавки, бутоны, листья; гжельская роспись – это керамика, цвет фона – белый, а узоры на этом фоне выполнены в сине-голубых тонах. - село Полхов-Майдан -игрушки-тарарушки, посуду - Из лип, осин, потому что вокруг Полхов-Майдана растет очень много деревьев. Дети повторяют движения за воспитателем. - Нет, раньше, они были просто деревянными и неукрашенными - Ответы детей. - черный, синий, желтый, красный, зеленый и т.д - Веточка с листиками и ягодками. -Сверху и снизу - Круглой формы, красные, фиолетовые - Листья и веточки. Ягоды и бутоны, Цветочки и др. |
Заключительный этап. | - Наша беседа подошла к концу. -О чём мы с вами беседовали? -О каком промысле вы сегодня узнали. -Назовите, пожалуйста, еще раз все известные вам промыслы России. -Я подготовила для вас раскраски с полхов-майданской игрушкой, которые отдам воспитателю, а когда у вас будет свободное время вы их сможете раскрасить как настоящие мастера. -До свидания! | - О народных мастерах, русских умельцах, О народных промыслах - О полхов--майданской росписи -Ответы детей. -До свидания! |
