Роспись "Полхов-майданская"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

КУЗЬМИНА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА

Занятие способствует приобщению детей к русской культуре, формированию у них чувства гордости за свою Родину, развитию эстетического вкуса и творческих способностей. Знакомство с народным искусством расширяет кругозор детей, обогащает их духовный мир, способствует формированию нравственных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_polhov-maydanskaya.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство с Полхов-Майданской росписью»

Кузьмина О. Г.

Цель: ознакомление с предметами, особенностями орнамента Полхов-Майданской росписи.

Задачи:

I. Образовательные:

-Познакомить с традиционными приемами Полхов–Майданской росписи;

II. Развивающие:

-Обогащать словарь детей новыми словами: Полхов-Майданская роспись, промысел, токарные станки.

-Активизировать словарь за счет слов: роспись, узоры, дымковская, филимоновская, городецкая роспись, гжельская роспись.

- Развивать артикуляцию и речевое дыхание в упражнениях…

-Развивать связную диалогическую речь в беседе о Полхов-Майданской росписи.

- Развивать связную монологическую речь при описании предметов и игрушек с разными видами росписи.

- Продолжать развивать умение образовывать слова в Р.П. в упражнении «У меня есть, а у меня нет…»

III. Воспитательные:

- Воспитывать уважение к творчеству Российских умельцев.

- Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.

Оборудование: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий, картинки с изображением дымковских, филимоновских, городецких изделий декоративно-прикладного искусства, раскраски.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть.

- Здравствуйте, ребята! Давайте все встанем в круг.

Ручками похлопаем, ножками потопаем, за ручки возьмёмся и улыбнёмся!

-Ребята, послушайте пословицу:

«Красна птица перьем, а человек уменьем».

- Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?

- Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать. И совсем не важно есть ли у него телефон или у него много денег, он богат душой.

-Как называется человек, который все умеет делать?

Дети сидят на стульчиках

- Здравствуйте

Дети встают в круг

- Ответы детей.

-Умелец, мастер, мастер на все руки, рукоделец.

Основная часть.

- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

- Как понимаете пословицы?

-А что обозначает выражение «мастер народного промысла»?

-Вы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Кто сможет их назвать?

-Правильно, и у каждого народного промысла свой, особый вид росписи. Кто знает, какие виды росписи изображены на изделиях на картинках? Покажите и назовите их.

-Назовите признаки, которые характерны для той или иной росписи.

Физкультминутка

Раз, два – спит цветок.

Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

-Молодцы, ребята. Я хочу более подробно побеседовать с вами о полхов-майданском промысле. Послушайте внимательно, а затем я задам вам вопросы.

В России на реке Полхов есть огромное село которое назвали Полхов- Майдан. Дома там деревянные, почти в каждой семье занимаются народным промыслом в домашних мастерских. Со всех сторон окружено оно лесами. И растет в этих лесах много деревьев лип, осин из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски, детские игрушки.

С давних пор было налажено производство их на токарных станках и расписывали вручную игрушек «тарарушек» так в далеком прошлом ласково называли деревянные игрушки- это название сохранилось и до наших дней.

С тех пор прошло очень много лет но промысел в селе и сейчас процветает. Производят мастера посуду и детские игрушки на токарных станках, но перед тем как начать изготавливать изделие, дерево сушат целый год на улице в мороз, жару и под дождем. Затем заготовки вытачивают на токарных станках. «Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки».

Заготовки приносили в дом в больших плетенных корзинах их кистью три раза покрывают клейстером из картофельного крахмала, что бы краска ложилась ровно и гладко.

-Кто запомнил, а где живут полховские мастера?

-Что изготавливают мастера из Полхов-Майдана?

-А знаете ли вы из какого дерева делают эти мастера свои изделия?

- Правильно. Сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте и приготовьтесь к физкультминутке.

Раз, два – спит цветок.

Три - раскрыли лепесток.

Четыре – проснулись,

Дружно к солнцу потянулись.

-А как вы думете, всегда полховские игрушки были такими яркими?

-Почему же мастера начали их раскрашивать?

-Потому что труда на их изготовление потрачено было много, а денег «выручалось» за такую посуду мало, украшенная узорами и яркая посуда продавалась дороже.

(Воспитатель обращает внимание детей на бочонок, украшенный веточкой с листочками и ягодками. Рассматривают его.)

-Какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?

- Какие элементы росписи изображены на бочонке?

- Правильно «Веточка с листиками и ягодками.»

-Как расположены листики на веточке?

-Какой формы ягоды? Какого цвета?

Какие еще элементы узоров встречаются в полхов-майданской росписи?

- Действительно, посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки. На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки, и яблочки. В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями.

Дидактическое упражнение «У меня есть, у меня нет…»

1. У меня есть игрушка-таратушка. А у тебя?

2. У меня есть расписная посуда. А у тебя?

3. У меня есть игрушка с Полхов-Майданской росписью. А у тебя?

4. У меня есть игрушка – лошадка. А у тебя?

5. У меня есть матёршка с Полхов-Майданской росписью. А у тебя?

-Ответы детей.

- «Умелец и рукоделец и себе, и людям радость приносит».

«Хорошая работа два века живет».

«Дело мастера боится!»

- человек, который трудится и что-то производит и делает это очень хорошо – умеет это делать

- человек, который изготавливает предметы русской старины – посуду, одежду, полотенца, платки, кружева, игрушки и т.д.

-филимоновский, дымковский, городецкий, гжельский, полхов-майданский

Дети подходят, показывают и называют: филимоновская, дымковская, городецкая, полхов-майданская роспись, гжельская роспись

Дымковская роспись – на белом фоне изображаются кружочки, клеточки, волнистые линии, много фигурок людей, животных;

филимоновская роспись – много разноцветных полосочек, фигурки людей имеют вытянутую форму;

городецкой росписью украшаются деревянные изделия - разделочные доски, ложки, другая посуда, фон тона - это цвет охры, узоры - розаны, купавки, бутоны, листья;

гжельская роспись – это керамика, цвет фона – белый, а узоры на этом фоне выполнены в сине-голубых тонах.

- село Полхов-Майдан

-игрушки-тарарушки, посуду

- Из лип, осин, потому что вокруг Полхов-Майдана растет очень много деревьев.

Дети повторяют движения за воспитателем.

- Нет, раньше, они были просто деревянными и неукрашенными

- Ответы детей.

- черный, синий, желтый, красный, зеленый и т.д

- Веточка с листиками и ягодками.

-Сверху и снизу

- Круглой формы, красные, фиолетовые

- Листья и веточки. Ягоды и бутоны, Цветочки и др.

Заключительный этап.

- Наша беседа подошла к концу.

-О чём мы с вами беседовали?

-О каком промысле вы сегодня узнали.

-Назовите, пожалуйста, еще раз все известные вам промыслы России.

-Я подготовила для вас раскраски с полхов-майданской игрушкой, которые отдам воспитателю, а когда у вас будет свободное время вы их сможете раскрасить как настоящие мастера.

-До свидания!

- О народных мастерах, русских умельцах, О народных промыслах

- О полхов--майданской росписи

-Ответы детей.

-До свидания!