Технологическая карта занятия по развитию речи "Весна идет"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ряднова Лилия Сергеевна

Цель занятия: составление описания признаков весны посредством беседы о весне, работы над текстом с применением ИКТ оборудования, заучивания стихотворения П. С. Соловьевой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы, настольно-печатной дидактической игры, элементов продуктивной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о весне;
  • Познакомить со стихотворением П. С. Соловьевой «Ночь и день»;
  • Упражнять в выразительном чтении стихотворения.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать способность воспринимать поэтическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к поэзии;
  • Воспитывать любовь к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsa.pptx628.69 КБ
Microsoft Office document icon teh_karta_rr.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО студента: Ряднова Лилия Сергеевна

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие

Тема занятия: «Весна идет»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: составление описания признаков весны посредством беседы о весне, работы над текстом с применением ИКТ оборудования, заучивания стихотворения П. С. Соловьевой «Ночь и день» с использованием мнемотаблицы, настольно-печатной дидактической игры, элементов продуктивной деятельности.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • Закрепить знания детей о весне;
  • Познакомить со стихотворением П. С. Соловьевой «Ночь и день»;
  • Упражнять в выразительном чтении стихотворения.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, память;
  • Развивать фонематический слух;
  • Развивать способность воспринимать поэтическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и любовь к поэзии;
  • Воспитывать любовь к природе.

Словарная работа: каплет, щебет, тьма, тишь.

Планируемый результат занятия: дети составили описание признаков весны посредством выполнения заданий.

Материалы и оборудование: презентация, комплект настольно-печатной дидактической игры, клей, листья для аппликации.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Привлечь внимание детей. Актуализировать знания детей о временах года.

Ребята, послушайте загадку и догадайтесь, о чем мы будем сегодня говорить:

Снег и лёд на солнце тают,

С юга птицы прилетают

И медведю не до сна.

В гости к нам идет… (весна).

Ребята, вспомните, сколько есть времен года? А сколько в каждом времени года месяцев? Сколько месяцев всего? Какой месяц сейчас? Какой месяц является третьим весенним? А какой месяц находится между мартом и маем? Назовите все три месяца по порядку.

Словесный (загадка, беседа)

Внимательно слушают, отгадывают загадку, участвуют в беседе.

Дети настроены на активную познавательную деятельность. Актуализировали знания о временах года.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Мотивировать детей на дальнейшую совместную деятельность. Познакомить детей с жизнью и творчеством П. С. Соловьевой

Ребята, совсем недавно 20 марта в стране отмечался день рождения русской поэтессы Поликсены Сергеевны Соловьевой. Со дня её рождения прошло 158 лет, представьте себе. Поликсена рано научилась читать, в пять лет, и тогда же начала писать стихотворения. Свой первый сборник она издала в 18 лет. Поликсена Сергеевна писала стихотворения о любви, о животных и о природе.

Ребята, я предлагаю вам вместе со мной выучить одно стихотворение Поликсены Соловьевой. Вы согласны? В этом стихотворении автор настолько четко описала весну, что я словно вижу картину, читая его.

Словесный (рассказ),  наглядный (презентация)

Внимательно слушают.

Дети смотивированы на дальнейшую совместную деятельность. Познакомились с творчеством П. С. Соловьевой.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Углубить представления детей о признаках весны.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется «Ночь и день». Во время прослушивания закройте глаза и слушайте внимательно, а потом скажите мне, что вы представляли.

Ночь зимой — как чёрный кот,

День — как серенькая мышь,

Но весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезают тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь — как серенькая мышь,

День — большой, блестящий кот. 

Что же вы представили, ребята? Это красивое стихотворение? Вам нравится?

Послушайте стихотворение ещё раз, но теперь обратите своё внимание на то, о чем оно?

Как вы считаете, почему поэтесса сравнивает зимнюю ночь с черным котом, а день – с серенькой мышью? А почему весной ночь становится мышкой, а день – большим блестящим котом? Какие изменения, происходящие в природе, поэтесса отобразила в своем стихотворении?

Что бы нам с вами было проще выучить это стихотворение, я предлагаю вам обратить внимание на таблицу. Посчитайте, сколько в ней строчек. В стихотворении тоже двенадцать строчек. В каждой строчке есть картинки, которые подходят к тексту стихотворения. Глядя на них, вам будет проще запомнить стихотворение.

Но перед тем, как мы начнем учить стихотворение, я предлагаю вспомнить, какие у весны признаки, и немного подвигаться.

Солнце, солнце выходи

И всю землю освети (идут на месте)

Чтоб весна скорей настала     (опускают руки через стороны вниз)

Чтоб нам теплее стало (перекрещивают руки перед грудью и трут плечи)

Чтоб капели звонко пели  (имитируют дождь, постукивая пальцами по ладони)

Чтоб весной ручьи звенели (руки перед грудью, волнообразные движения)

Чтоб цветочки распускались  (поднимают руки вверх, изображают бутон)

С юга птицы возвращались      (взмахи руками)

Солнце, солнце землю грей!

Пусть весна, придет быстрей!     (на каждое слово хлопают в ладоши)

Слуховой

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

Дети расширили представления о признаках весны.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Закреплять умение выразительно читать стихотворение.

Слушайте внимательно и запомнайте.

- Ночь зимой – как черный кот,

День – как серенькая мышь.

Эти строчки можно прочитать по-разному, делая ударение на разных словах.  Повторите строчки, делая ударение на слова «ночь» и «день». А теперь с ударением на слово «зимой». А сейчас сделайте ударение на слова «кот» и «мышь».

- Но весна, весна идет,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Повторите эти строчки за мной.

А теперь соединим первые две строчки и следующие две строчки.

- Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьев,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьев.

Повторите это четверостишье вместе со мной. Проговорите четверостишье. А теперь соединим предыдущее четверостишье с новым.

- Исчезает тьма и тишь,

И теперь наоборот:

Ночь – как серенькая мышь,

День – большой, блестящий кот.

Повторим четверостишье вместе. Проговорите четверостишье.

Теперь прочтем стихотворение полностью – я буду начинать строчку, а вы продолжите её. А теперь попробуйте прочитать стихотворение, опираясь на таблицу.

А теперь соединим всё стихотворение вместе. Я буду читать его, а вы повторяете за мной, но без голоса, одними губами. А теперь вслух вместе повторим наше стихотворение.

А сейчас кто-то из вас может попробовать самостоятельно выразительно прочитать стихотворение. Я буду вам помогать.

Ребята, так о чем же было стихотворение? Верно, о приходе весны. Я предлагаю вам поиграть в игру, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили признаки весны. Вам нужно выбрать из картинок те, которые относятся к признакам весны.

Настольно-печатная дидактическая игра «Признаки весны».

Отлично, ребята, теперь вы знаете, какие есть признаки весны и даже можете рассказать про них ребятам из младшей группы. Но что нам нужно иметь, что бы рассказать это ребятам? Верно, нам нужна весенняя картина. Посмотрите, у меня есть вот такая картина, но на ней чего-то не хватает. Чего же? Верно, листьев на дереве. Я предлагаю вам приклеить эти листья, чтобы картина была полной.

Практический, игровой (дидактическая игра)

Учат стихотворение, участвуют в игре, выполняют аппликацию.

Дети закрепили умение выразительно читать стихотворение.

3.

Заключительный этап

Учить анализировать процесс работы и результаты своей деятельности.

Вы сегодня отлично потрудились и неплохо запомнили стихотворение. Вспомните, как называется стихотворение? О чем оно? Как звали автора стихотворения? Было ли для вас трудно учить стихотворение? Почему? Помогла ли таблица? Как вы думаете, почему?

Словесный (беседа)

Участвуют в беседе.

Дети проанализировали процесс своей работы.

Студент ____________________________

Наставник __________________________

Методист ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по развитию речи в подготовительной группе

Технологическая карта занятия, это очень удобный документ, для проведения как открытого, так и традиционного занятия с детьми по той или иной области. В технологической карте отображены: тема, вид зан...

Технологическая карта занятия по развитию математических представлений. Тема занятия: «Геометрические фигуры»

Образовательная область: Познавательно-исследовательскаяТема занятия: «Геометрические фигуры»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия: ­­­­­­­­­&sh...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Дифференциация с - з». Автор-разработчик: Меркушева В.А, Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ д/с № 73 Приморского района СПб. Возрастная адресованность: 5-6 лет Цель: закрепление прави...

Технологическая карта занятия («Речевое развитие. Развитие речи», подготовительная группа компенсирующей направленности)

Тема: «Зимующие птицы. Звук и буква «Ц».Автор-разработчик: Меркушева В.А., Деменкова О.С, воспитатели ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-ПетербургаВозрастная адресован...

Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...

Технологическая карта занятия по развитию речи.Тема занятия:«Животные жарких стран»

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Животные жарких стран»...