Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:

  1. Обобщть и закрепить знания о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  2. Совершенствовать умение свободно высказываться, используя свои знания и навыки связной речи.
  3. Способствовать речевому развитию детей во всех видах деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить составлять описательный рассказ об осени с опорой картинки – символы.
  2. Учить устанавливать связь между признаками в природе и умение делать выводы.
  3. Учить отвечать детей на вопросы полным предложением.
  4. Учить согласовывать прилагательные и глаголы с существительными.

Развивающие:

  1. Развивать речевую активность и связную речь детей, логическое мышление, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.
  2. Воспитывать любовь к родной природе, умение восхищаться ее красотой.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за осенними явлениями, Чтение художественной литературы на тему: «Осень», рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением осенней природы, беседы об осени.

Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой.

Материал и оборудование: Доска, осеннее дерево, листья, Дидактическое пособие «Волшебный экран», картинки для пособия «Волшебный экран», мелодия Шопен «Вальс Осени», конверт с запиской, конверт с заданиями от Осени, большой осенний лист коробка с гостинцами от Осени, музыка на выход «Дважды два четыре».

 

 

 

 

 

Ход занятия:

Дети входят в группу под музыку «Дважды два четыре»

В: Посмотрите, сегодня  нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Д: Здравствуйте!

В: Ребята, давайте в поприветствуем друг друга.

Хорошенько потянулись,

И друг другу улыбнулсь.

В: Ребята, я сейчас Вам прочитаю стихотворение, а Вы внимательно послушайте, и скажите, о каком времени года идет речь?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной!

 

Д: Это Осень!

В: Правильно, ребята! А сейчас давайте закроем глазки, и послушаем музыку Осени.

Слушание музыки

В: Открывайте глаза, ребята. Понравилась Вам музыка?

Д: Да!

В: Какая она?

Д: Веселая, яркая, добрая, разноцветная, и т.д.

В: Молодцы, ребята! Ой, посмотрите, здесь кто – то оставил следы, давайте отправимся по ним, и посмотрим, куда они нас приведут?

Д: Давайте!

Идут по следам, приходят к столу, на нем стоит дерево без листьев.

В: Ребята, посмотрите, здесь письмо, давайте прочитаем.

«В гости к Вам я приходила,

Весь сентябрь, октябрь гостила,

Урожай Вы мой собрали

И к зиме готовы стали,

На прощанье Вам подарки,

Захотелось подарить

Их найдете Вы легко,

Собрав дерево моё.

Чтобы листья раздобыть,

Нужно все задания решить!»

(За каждое выполненное задание дети получают по одному листу)

В: Кто же нам эту записку оставил?

Д: Осень!

В: Хотите подарков от Осени?

Д: Да!

В: Тогда давайте выполнять задания.

(все задания в конвертах, на них номер задания)

В: Вот и первое задание: « Осенние слова», вставайте в круг, я Вам буду давать листочек и говорить слово, а вы мне другие слова, которые подходят к этому слову.

Лист осенний и волшебный,

Будет в руки к Вам лететь

И вопросы задавать.

Осень – какая? (тревожная, таинственная, спокойная, чудесная)

Настроение – какое? (грустное, веселое, игривое, бодрое)

Небо – какое? (голубое, пасмурное, облачное)

Погода - какая? (переменчивая, дождливая, ветреная)

Лист осенний – какой? (зеленый, желтый, красный)

Осенние месяцы – какие? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Птицы – что делают? (улетают на юг)

Дождь – что делает?  (моросит, льет, капает, идет, стучит)

Звери осень – что делают? (готовятся к зиме, впадают в спячку, делают запасы на зиму)

В: Молодцы, давайте посмотрим следующее задание. Оно называется «Осенний рассказ». Давайте подойдем к доске, и посмотрим на картинки. Нам нужно по каждой картинке составить предложение, а потом из этих предложений – целый рассказ, и картинки расположить в правильном порядке. Справимся?  

Д:Да!

( Пример: Осень.

Пришла осень. Солнце светит ярко, но уже не греет, все чаще идут дожди. Листочки на деревьях желтеют и опадают. Птицы собираются в стайки и улетают в теплые края. Насекомые прячутся до весны. С наступлением холодов люди одеваются теплее. Осенью мы собираем урожай и делаем запасы на зиму, за это и зовут ее кормилицей.) – интерактивная доска

 

В: Молодцы, ребята! Какой замечательный рассказ у нас получился! Приступаем к следующему заданию: а оно называется «Отдыхалочка».

Мы листики осенние.

На ветках мы сидим (дети покачивают листиками над головой)

Дунул ветер – полетели (бег в разных направлениях)

И на землю тихо сели (приседают)

Ветер снова набежал и листочки все поднял (встают, поднимают руки вверх, покачивают ими)

Закружились, полетели  и на землю снова сели (бег в разных направлениях . Возвращаются на свои места)   ( повторить 2 р.)

  

 В: Ребята, мы сейчас с Вами превращались в листочки, а ведь они могут рассказать о себе много интересного.

Игра «Необыкновенный листок» помощью пособия «Волшебный экран»                                                                                             

В: Посмотрите, листочек находится в середине ватмана (зеленый лист). Верхние клеточки, которые находятся над листом, их три, предлагают нам вспомнить, где живут осенние листья?

Дети отвечают, воспитатель приклеивает их в верхних клеточках – дерево, плод, лист. Или дети вставляют картинки в клеточки.

В: Три клеточки под листом, предлагают рассказать, какие бывают осенние листочки. (листочки бывают разные – зеленые, желтые, красные. По форме – круглые, овальные. По размеру – большие и маленькие. Внутри каждого листочка есть тоненькие ниточки – прожилки. Если бы их не было, то листочек бы рассыпался. Края у листочка могут быть ровные или с зубчиками.

В: кто мне скажет, как листок появился на свет?

Дети отвечают.

В: Правильно. Представьте, что же будет с нашим листочком в будущем.

Ответы детей.

В: Конечно же, он превратится в лист коричневого цвета. Ребята, а вы знаете, сколько живёт листочек?

Д: Листочек живет всего один год, но за это время он несколько раз меняется.

В: Ребята, следующее задание у нас не простое, оно называется « Если бы осень не пришла…». Давайте подумаем, что было бы, если бы Осень не наступила?  

(Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

В: Ребята, как вы быстро справились с этим заданием. Давайте скорее последнее задание выполнять? Оно называется «Верно – неверно». Я вам буду читать предложение про осень, если это верно, то хлопаем, если не верно топаем, и объясняем, почему. 

- В ноябре люди ходят в легкой одежде. (Не верно, люди ходят в теплой одежде)

- В ноябре птицы прилетают из теплых стран (Не верно, птицы улетают в теплые края)

- В ноябре часто идут дожди (Верно)

- В ноябре можно увидеть первый снег (Верно)

- В ноябре почки на деревьях набухают и листья распускаются (Не верно. Листья опадают с деревьев, природа увядает).

- Ноябрь – это последний месяц осени. ( Верно)

В: Молодцы, ребята! Справились со всеми заданиями, пойдемте украшать дерево, и искать угощенье от Осени.

(Прикрепляют листики на дерево, находят сундучок)

 

Рефлексия

В: Ребята, какое из заданий вам понравилось больше всего? А что мы сегодня делали на занятии? Что было самым трудным? Какое задание было для вас легким? Сколько всего было заданий? Кто оставил для нас письмо? Что в нем было написано?

В: Спасибо, ребята! Давайте скажем всем До свиданья!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Осенние одежда, обувь, головные уборы».

Конспект обобщающего занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: "Осенние одежда, обувь, головные уборы".Задачи:Закрепить знания детей о названиях предметов одежды и их деталей, о назначе...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе пересказ рассказа по сюжетной картине с использованием мнемотаблицы Тема: « Щенок Чапа» Составила и провела учитель-логопед Белова Т.Ю.

В данном конспекте представлен материал с учётом возрастных и речевых особенностей старших дошкольников.   Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мысли...

Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей

Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Сказка «У страха глаза велики».

Цель привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества.Задачи:Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, с...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Страну Красивой речи».

Цель: Закреплять умение детей работать с лэпбуками.Задачи:Образовательные:- формирование познавательной и речевой активности у детей.Развивающие: - Обогащать словарный запас;- развивать зрительно...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Красивой Речи»

Конспект открытого занятия  по развитию речи в подготовительной группе. «Путешествие в Страну  Красивой Речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в Страну Правильной Речи»

Конспект открытого занятия  по развитию речи в подготовительной группе:  «Путешествие в Страну  Правильной Речи»...