Картотека игр и упражнений для обучения грамоте
картотека по развитию речи (подготовительная группа)
Игры по грамоте
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 88.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения | Цель | Ход |
Игра «Поймай звук, слог» | Цель: развитие фонематического слуха. | Воспитатель перечисляет, звуки или слоги, услышав заданный – дети хлопают в ладоши. |
Игра «Подбери картинку к букве» (наоборот) | Цель: развитие фонематического слуха | Дети выбирают те картинки, названия которых начинаются на заданную букву. |
Д/и «Лото с буквами» | Цель: познакомить дошкольников с графическим образом буквы. | Водящий достает из мешочка букву и называет её. Задача детей внимательно слушать и быстро закрыть все буквы на своем игровом поле. |
Игра «Назови первый звук в слове» | Цель: развитие фонематического слуха | Воспитатель показывает картинки и называет предмет, дети на слух определяют звук. |
Игра «Бросай и читай» (игра с кубиками) | Цель: упражнять в сливании звуков в слоги. | Дети бросают два кубика, на гранях которых нарисованы буквы (на красном – гласные, на синем - согласные), выпавшие буквы сливают в слог. Играют сидя в кругу на ковре. |
Игра «Повтори звукопесенку» | Цель: развитие фонематического слуха | Воспитатель произносит ряд звуков и напевает, дети повторяют (АОУ, ИОА, ИИУ) и т. д. |
Игра «Буквенный светофор» | Цель: учить подбирать слова на заданный звук, развитие фонематического слуха | Светофор стоит посередине, игроки - напротив. Светофор говорит: «Я пропускаю слова на букву…», кто не знает слова – должен пробежать, чтобы его не остановил светофор. |
Подвижная игра «Магазин» | Цель: учить подбирать слова на заданный звук, развитие фонематического слуха. | Дети идут по кругу и говорят слова: Дзинь, дзинь, дзинь Открываем магазин Заходите, заходите, Покупайте, что хотите Водящий в центре говорит, на какую букву хочет купить товар, дети называют, он выбирает лучший ответ. |
Игра «Продолжи слово» (со…ва, со… бака). | Цель: упражнять в составлении и преобразовании слов. | Воспитатель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово. Например: ко…(-ни, - зы, - тик, - сы, - мар, - ра, - чан). Побеждает тот, кто последним называет слог. |
Игра «Цепочка слогов» | Цель: упражнять в подборе слов на заданный слог. | Водящий называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога. Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры и т. д. |
Игра «Передай по телеграфу» | Цель: развивать фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги. | Воспитатель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши. Другой вариант игры: дети «телеграфируют» слово по цепочке: каждый называет по одному слогу. |
Упражнение «Регулировщик» | Цель: Развивать координацию речи с движениями, упражнять в слоговом чтении. | Детям раздаются карточки, где под каждым слогом указаны буквы Л, П или О. Прочитывая слог, они одновременно поднимают левую, правую или обе руки. |
Игра «Буквы в окошках» | Цель: Тренировка слогового чтения. | Передвигая полоски с буквами, сливают слоги. Пособие на каждого ребёнка. |
Игра «Мяч бросай - букву называй» | Цель: развивать координацию речи и движений, развивать фонематический слух, упражнять в подборе слов на заданную букву. | Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч др. др.: один называет букву, другой ловит и называет на неё слово, затем называет букву и бросает дальше(К – кит, з – зонт). |
Игра «Твердый - мягкий» | Цель: Развивать фонематический слух. | Воспитатель называет слово, где первый звук твердый, дети придумывают слово с мягким звуком и наоборот (КИТ – КОТ, ТОК – ТИК) |
Игра «Слова стройся» | Цель: упражнять в составлении слов из 4х, 3х букв. | Играющие дети берут по одной букве, собирают слова. Разбегаются по комнате и бегают под музыку, по команде «слова, стройся!» каждый должен встать на своё место, образуя слово. |
Игра «Вставь пропущенную букву» | Цель: упражнять в составлении слов из букв. | Воспитатель читает загадку (на доске отгадка, но с пропущенной буквой), дети добавляют нужную и читают слово. |
Игра «Поймай шипящие слова» | Цель: Развивать фонематический слух. | Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат слова со звуками Ж, Ш, Ч, Щ. |
Игра «Сосчитай слова на букву…» | Цель: развивать фонематический слух | Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом нужные слова, дети считают их количество. |
Игра «Слог добавляй и слово читай» | Цель: упражнять в слоговом чтении. | На доске написан первый слог, дети выбирают из предложенных карточек нужный слог и читают слово. |
Подвижная игра «1, 2, 3 к букве беги» | Цель: закрепить знание букв, развивать быстроту реакции. | По группе разложены карточки с буквами, дети бегают под музыку, по сигналу «1,2,3…» ищут названную букву и встают рядом. |
Игра «Третий лишний» | Цель: развитие внимания и фонематического слуха. | Воспитатель называет три слова, дети находят лишнее: АИСТ, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ и т.д. |
Подвижная игра «Украсим ёлочку» | Цель: развитие мышления, упражнять в определении первого звука в слове. | Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, определяют первую букву в слове и вставляют карточку с буквой в макет ёлки. |
Игра «Ты по комнате ходи, предмет на букву …. найди» | Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительную память, упражнять в подборе слов на заданную букву. | Воспитатель называет букву, дети ищут предмет, встают рядом, кто не нашел, выбывает из игры. |
Игра «Угадай букву на ощупь» | Цель: развивать тактильное восприятие, закреплять графический образ буквы. | Дети достают букву (крупная магнитная азбука) с закрытыми глазами, ощупывают и называют. |
Игра «Рассели буквы в домики» | Цель: упражнять в различении гласных и согласных букв, закрепление графического образа букв. | Дети расселяют в домики (синего и красного цветов) буквы магнитной азбуки. |
Подвижная игра «Бежим, прыгаем, сидим» | Цель: Развивать фонематический слух, внимание, быстроту реакции. | Воспитатель называет слова на буквы Б, П, С, а дети выполняют соответствующие движения. слова на Б - бежим, слова на П – прыгаем, слова на С – сидим. |
Игра «Вперёд шагай – слоги считай» | Цель: упражнять в делении на слоги. | Дети получают карточку с картинкой, произносят слово по слогам, одновременно делая шаги вперёд. Считают сколько слогов – шагов. |
Практические задания:
Упражнение с карточками и фишками «Определи место звука в слове»
Упражнение «Обведи предметы на букву …».
Упражнение «Обведи по точкам буквы».
Упражнение с карточками и фишками «Определи место звука в слове»
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Упражнение «Составь схему к слову»
Упражнение «Подбери слово к схеме»
Упражнение «Разгадай кроссворд по картинкам»
Упражнение «Собери слова из букв»
Упражнение «На что похожа буква» (дорисовывают и превращают в любой предмет)
Упражнение «Какая буква спряталась»
Упражнение «Найди и обведи все буквы ….»
Упражнение «Составь по картинкам слово»
Упражнение «Повтори чистоговорки»
Упражнение «Соедини слог с картинкой»
Упражнение «Покажи место звука в слове» (работа со схемой)
Упражнение «Раздели слова на слоги»
Упражнение «Собери слова из слогов»
Игра «Какие буквы спрятались»
Кружок «Почитай-ка»
Картотека игр, заданий и упражнений по обучению грамоте детей
в подготовительной группе.
Составила: Палочкина Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по обучению грамоте
В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми ОНР. Картотека составлена по материалам Ткаченко Т.А....

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Картотека занимательных упражнений по обучению грамоте
Картотека занимательных упражнений по совершенствованию звукового анализа и синтеза при обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте старших дошкольников
Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребѐнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, поня...
Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте
Картотека игр и упражнений по обучению грамоте в сташей группе по 5 направлениям -Игры и упражнения на ознакомление со словом-Игры и упражнения на ознакомление с предложением-Игры и упражнения на...

