Картотека игр и упражнений для обучения грамоте
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Палочкина Елена Витальевна

Игры по грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_po_obucheniyu_gramote.docx88.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

Цель

 Ход

Игра «Поймай звук, слог»

Цель: развитие фонематического слуха.  

Воспитатель перечисляет, звуки или слоги, услышав заданный – дети хлопают в ладоши.

Игра «Подбери картинку к букве» (наоборот)

Цель: развитие фонематического слуха

Дети выбирают те картинки, названия которых начинаются на заданную букву.

Д/и «Лото с буквами»

Цель: познакомить дошкольников с графическим образом буквы. 

Водящий достает из мешочка букву и называет её. Задача детей внимательно слушать и быстро закрыть все буквы на своем игровом поле.

Игра «Назови первый звук в слове»

Цель: развитие фонематического слуха

Воспитатель показывает картинки и называет предмет,  дети на слух определяют звук.

Игра «Бросай и читай» (игра с кубиками)

Цель: упражнять в сливании звуков в слоги.

Дети бросают два кубика, на гранях которых нарисованы буквы (на красном – гласные, на синем -  согласные), выпавшие буквы сливают в слог. Играют сидя в кругу на ковре.

Игра «Повтори звукопесенку»

Цель: развитие фонематического слуха

Воспитатель произносит ряд звуков и напевает, дети повторяют (АОУ, ИОА, ИИУ) и т. д.

Игра «Буквенный светофор»

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, развитие фонематического слуха

Светофор стоит посередине, игроки -  напротив. Светофор говорит: «Я пропускаю слова на букву…», кто не знает слова – должен пробежать, чтобы его не остановил светофор.

Подвижная игра «Магазин»

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, развитие фонематического слуха.

Дети идут по кругу и говорят слова:

Дзинь, дзинь, дзинь

Открываем магазин

Заходите, заходите,

   Покупайте, что хотите

Водящий в центре говорит, на какую букву хочет купить товар, дети называют, он выбирает лучший ответ.

Игра «Продолжи слово» (со…ва, со… бака).

Цель: упражнять в составлении и преобразовании слов.

Воспитатель называет слог. Дети должны назвать такой слог, чтобы получилось слово.

Например: ко…(-ни, - зы, - тик, - сы, - мар, - ра, - чан).

Побеждает тот, кто последним называет слог.

Игра «Цепочка слогов»

Цель: упражнять в подборе слов на заданный слог.

Водящий называет слово. Дети делят слово на слоги, определяют последний слог и придумывают слово, которое начинается с такого же слога.

Например: аст-ра, ра-ма, ма-ши-на, На-та-ша, ша-ры и т. д.

Игра «Передай по телеграфу»

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

Воспитатель произносит слово, дети хором произносят его по слогам, сопровождая произнесение слова хлопками в ладоши.

Другой вариант игры: дети «телеграфируют» слово по цепочке: каждый называет по одному слогу.

Упражнение «Регулировщик»

Цель: Развивать координацию речи с движениями, упражнять в слоговом чтении.

Детям раздаются  карточки,  где под каждым  слогом указаны буквы Л, П или О. Прочитывая слог, они одновременно поднимают левую, правую или обе руки.

Игра «Буквы в окошках»

Цель: Тренировка слогового чтения.

Передвигая полоски с буквами, сливают слоги. Пособие на каждого ребёнка.

Игра «Мяч бросай  - букву называй»

Цель: развивать координацию речи и движений, развивать фонематический слух, упражнять в подборе слов на заданную букву.

Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч др. др.: один называет букву, другой ловит и называет на неё слово, затем называет букву и бросает дальше(К – кит, з – зонт).

Игра «Твердый - мягкий»

Цель: Развивать фонематический слух.

Воспитатель называет слово, где первый звук твердый, дети придумывают слово с мягким звуком и наоборот (КИТ – КОТ, ТОК – ТИК)

Игра «Слова стройся»

Цель: упражнять в составлении слов из 4х, 3х букв.

Играющие дети берут по одной букве, собирают слова. Разбегаются по комнате и бегают под музыку, по команде «слова, стройся!» каждый должен встать на своё место, образуя слово.

Игра «Вставь пропущенную букву»

Цель: упражнять в составлении слов из букв.

Воспитатель читает загадку (на доске отгадка, но с пропущенной буквой), дети добавляют нужную и читают слово.

Игра «Поймай шипящие слова»

Цель: Развивать фонематический слух.

Воспитатель называет слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат слова со звуками Ж, Ш, Ч, Щ.

Игра «Сосчитай слова на букву…»

Цель: развивать фонематический слух

Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом нужные слова, дети считают их количество.

Игра «Слог добавляй и слово читай»

Цель: упражнять в слоговом чтении.

На доске написан первый слог, дети выбирают из предложенных карточек нужный слог и читают слово.

Подвижная игра «1, 2, 3 к букве беги»

Цель: закрепить знание букв, развивать быстроту реакции.

По группе разложены карточки с буквами, дети бегают под музыку, по сигналу «1,2,3…» ищут названную букву и встают рядом.

Игра «Третий лишний»

Цель: развитие внимания и фонематического слуха.

Воспитатель называет три слова, дети находят лишнее: АИСТ, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ и т.д.

Подвижная игра «Украсим ёлочку»

Цель: развитие мышления, упражнять в определении  первого звука в слове.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, определяют первую букву в слове и вставляют карточку с буквой в макет ёлки.

Игра «Ты по комнате ходи, предмет на букву …. найди»

Цель: развивать ориентировку в пространстве, зрительную память, упражнять в подборе слов на заданную букву.

Воспитатель называет букву, дети ищут предмет, встают рядом, кто не нашел, выбывает из игры.

Игра «Угадай букву на ощупь»

Цель: развивать тактильное восприятие, закреплять графический образ буквы.

Дети достают букву (крупная магнитная азбука) с закрытыми глазами, ощупывают и называют.

Игра «Рассели буквы в домики»

Цель: упражнять в различении гласных и согласных букв, закрепление графического образа букв.

Дети расселяют в домики (синего и красного цветов) буквы  магнитной азбуки.

Подвижная игра «Бежим, прыгаем, сидим»

Цель: Развивать фонематический слух, внимание, быстроту реакции.

Воспитатель называет слова на буквы Б, П, С, а дети выполняют соответствующие движения.

слова на Б -  бежим,

слова на П – прыгаем,

слова на С – сидим.

Игра «Вперёд шагай – слоги считай»

Цель: упражнять в делении на слоги.

Дети получают карточку с картинкой, произносят слово по слогам, одновременно делая шаги вперёд. Считают сколько слогов – шагов.

Практические задания:

Упражнение с карточками и фишками «Определи место звука в слове»

Упражнение «Обведи предметы на букву …».

Упражнение «Обведи по точкам буквы».

Упражнение с карточками и фишками «Определи место звука в слове»

Упражнение «Раздели слова на слоги»

Упражнение «Составь схему к слову»

Упражнение «Подбери слово к схеме»

Упражнение «Разгадай кроссворд по картинкам»

Упражнение «Собери слова из букв»

Упражнение «На что похожа буква» (дорисовывают и превращают в любой предмет)

Упражнение «Какая буква спряталась»

Упражнение «Найди и обведи все буквы ….»

Упражнение «Составь по картинкам слово»

Упражнение «Повтори чистоговорки»

Упражнение «Соедини слог с картинкой»

Упражнение «Покажи место звука в слове» (работа со схемой)

Упражнение «Раздели слова на слоги»

Упражнение «Собери слова из слогов»

Игра «Какие буквы спрятались»

 

Кружок «Почитай-ка»

Картотека игр, заданий и упражнений по обучению грамоте детей

в подготовительной группе.

https://moi-raskraski.ru/images/raskraski/obuchalki/kubik/moi-raskraski-kubik-3.jpg

Составила: Палочкина Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по обучению грамоте

В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми ОНР. Картотека составлена по материалам Ткаченко Т.А....

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте в старшей и подготовительной группах.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Картотека занимательных упражнений по обучению грамоте

Картотека занимательных упражнений по совершенствованию звукового анализа и синтеза при обучении грамоте...

Картотека дидактических игр и упражнений по обучению грамоте старших дошкольников

Грамота - это очень непростой для понимания дошкольников предмет. Ребѐнку старшего дошкольного возраста сложно усвоить абстрактные, не имеющие аналогов в окружающей воспитанника действительности, поня...

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте

Картотека игр и упражнений по обучению грамоте в сташей группе по 5 направлениям -Игры и упражнения на ознакомление со словом-Игры и упражнения на ознакомление с предложением-Игры и упражнения на...