Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жидкова Ирина Васильевна

Цель: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней, учить подбирать слова признаки и слова действия к слову «ёж». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_rasskazyvanie_po_kartine_ezhi.docx63.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Задачи:

Образовательные: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней, учить подбирать словапризнаки и слова действия к слову «ёж». 

Развивающие: развивать связную речь; познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, прививать заботу к животным.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», С. Маршак «Тихая сказка», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Словарь: ежата, ежонок, ежиная, любящая, заботливая

Оборудование и материалы: сюжетная картина Ушаковой О.С. «Ежи», мягкая игрушка ёж, сюжетная картина пазл «Ежи».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Дружно за руки возьмёмся,

И гостям мы улыбнёмся!

2. Основная часть. Рассматривание картины и беседа по ней.

Воспитатель:Ребята, какое сейчас время года? (осень)

Как называется осенний месяц? (октябрь)

Помните, как хорошо было, когда мы могли купаться, загорать, ходить в лес за ягодами, собирать цветы, травы. О каком времени я говорю? (лето). Ребята, однажды летом я гуляла в лесу и услышала шорох под ногами, я посмотрела вниз повнимательнее, и увидела….А кого (что), я увидела вы узнаете отгадав  загадку, присаживайтесь на стульчики.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки не одной (Еж)

Воспитатель:Вы отгадали, молодцы. Посмотрите, ёжик прибежал к нам в гости. Расскажите, какой ёжик?  (маленький, колючий, шустрый, фыркающий, забавный)  Что может делать ёжик? (бегать, спать, есть, нюхать, топать)

Воспитатель:Ежи – очень интересные животные. Живут они семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети. (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

Воспитатель: Ежам, ребята, плохо живётся в неволе, я предлагаю нашего ёжика отпустить в лес. Закройте глаза. Повторяйте все за мной 1,2,3, ёж на волю уходи. (Воспитатель выставляет картину «Ежи» и прячет игрушку ежа.) Открывайте глаза.

Воспитатель выставляет перед ребятами картину «Ежи»

Воспитатель:Посмотрите, наш  ёж очутился на полянке, а с ним ежиха, и маленькие ежата.

-  Ребята предлагаю вам, составить  рассказ по этой картине, рассмотрите  ее внимательно и ответьте на вопросы:

- Как можно назвать эту картину? (Семья ежей.  Ежиная семейка. Ежи на лесной полянке…) А художник Ушакова О.С.назвала эту картину  «Ежи»,

- Как вы думаете, какое время года изображено на картине? (лето)

- Почему вы так решили? (зелёная трава кругом, цветы, насекомые…)

- Куда вывела ежиха с ежом своих ежат? (на полянку в лес)

- Какая мама ежиха? (Большая, крупная, колючая, заботливая, осторожная.)

- Что она делает? (Учит ежат добывать в лесу корм.)

- Какие ежата? (Маленькие, забавные, хорошие.)

- Что они делают? (Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие.Один ежонок, увидел бабочку и захотел с ней поиграть)

- Что можем сказать об этом ежонке, какой он? (смелый, храбрый)

-Другой ежонок нашел улитку и, думает, что с ней делать.

- Какой характер у такого ежонка? (ловкий, шустрый, любопытный)

-Что делает третий ежонок? (Третий ежонок нюхает травку, наверное, он ищет воды, чтобы попить.)

 - Почему ежиха наблюдает за ежатами. (волнуется, заботится)

- Почему спит папа еж (он пришел с охоты, устал)

- Как себя чувствуют ежи в лесу. (Хорошо ежам гулять в лесу.Здесь их дом).

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек,   (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать —Хлоп-хлоп-хлоп,    (Хлопают в ладоши) . 
Не умел он топать —Топ-топ-топ.     (Выполняют "топотушки"). 
Не умел он прыгать — Прыг-прыг-прыг  (Прыгают на двух ногах) . 
Только носом двигать – Шмыг-шмыг-шмыг
А ребятки в лес пришли, (Шаги на месте)
Ежика в лесу нашли,
Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,  (Хлопают в ладоши) . 
Научили топать — Топ-топ-топ.  (Выполняют "топотушки").
Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг.  (Прыгают на двух ногах) .

Воспитатель: Молодцы, садитесь

Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели картину, теперь послушайте, какой  я придумала рассказ по этой картине.

 «В теплый летний день ежиха с ежом  вывела ежат на прогулку к пню. Ежата разбежались по лесу и каждый нашел себе занятие. Один ежик нюхает травку, потому что ищет воду. Другой ежик смелый и любопытный (смотрит на улитку) и думает можно ее съесть или нет. Третий ежик храбрый увидел бабочку, и хочет с ней поиграть. Ежиха внимательная, заботливая мама. Она наблюдает за ежатами. Чтобы с ними не случилась беда. Папа еж отдыхает он пришел с охоты. Хорошо ежам гулять в лесу. Здесь их дом».

Вот такой рассказ получился у меня.

Воспитатель: А теперь вы попробуете придумать рассказ, Ребята о чем можно рассказать в начале? (Вначале вы расскажите с кем, в какое время года и где происходит действие).

А дальше о чем будете рассказывать? (О том, чем занимается каждый ежонок (какие у ежат характеры).

Потом? (Расскажите про ежиху и ежа (ее занятие, ее характер).

И чем же мы можем закончить этот рассказ? (В конце, расскажем о том, как чувствуют себя ежи).

Ну что ребята готовы, кто у нас самый смелый, кто готов рассказать первый свой рассказ.

Заслушивается ответ 2-3детей.Воспитатель помогает начать: «В теплый летний день…», «Однажды на лесную полянку..»,

Воспитатель: У вас получился замечательные рассказы. У всех разные, интересные. А вам ребята понравились рассказы детей?

Ребята, я предлагаю, кто не успел рассказать свои рассказы, рассказать их своим родителям, и пусть они догадаются о какой картине идет речь.

Игра «Собери ежа»

А сейчас я предлагаю вам собрать эту картину из частей. Проходите к столам.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

- Ребята, посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе. Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья. Скажите, чем на занятии вам больше всего понравилось заниматься?О чем было трудно для вас рассказывать? О чем (о ком) легко? (ответы детей).

-Как вы себя сегодня на занятии оценили бы. Если вам все понравилось, вы

узнали что то новое, вы были активными и у вас все получилось - возьмите

солнышко(вырезанное из желтого картона солнышко с лучиками). Если вам

не понравилось, вам было скучно, не интересно возьмите

(вырезанное из картона голубого цвета – тучка).

На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в старшей группе. Рассматривание картины "Ежи" и составление рассказа по ней

Конспект по развитию речи в старшей группе.Рассматривание  картины "Ежи" и составление рассказа по ней....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»  ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней» Воспитатель: Курданова Э.Х.

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину.Задачи:1. Образовательные. Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем. У...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней»

Конспект по РР в старшей группе "Картина ЕЖИ"  Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостоятельно составлять описательный рассказ по картине придерживаясь плана....