" Краса Береза"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятий в старшей группе по теме: «Краса- березка»
Образовательная область: речевое познавательное, развитие, художественно-эстетическое
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной природе, через изображение берёзы. Упражнять в рисовании деревьев гуашью, с технике ( акварель, восковые мелки).
Задачи: Обучающие:- познакомить детей с народным символом России – берёза, способствовать формированию у детей патриотических чувств; познакомить с репродукциями картин художников пейзажистов И.Э. Грабарь « Февральская лазурь», Иван Иванович Шишкин «Летний пейзаж с берёзой».- научить видеть и создавать образ при помощи художественных материалов.
Развивающие: способствовать развитию графических навыков, передавать образ через линию, пятно; способствовать развитию воображения и творческих способностей; способствовать внимательности: способствовать умению и навыкам при работе с красками, с восковыми мелками; развитию пространственного мышления.
Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; приобщать детей к труду, уважать чужой труд; взаимопомощь, дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: репродукция картины И. Граберя « февральская Лазурь»; аудиозапись музыкального воспроизведения А. Вивальди « Времена года»( Зима); Стихотворение С. Есенина « Береза», бумага для рисования, гуашь, кисти, восковые мелки, мозаичные мазки.
Ход занятий:
Дети под прослушивания музыкального воспроизведения А. Вивальди « Времена года» ( зима)
Воспитатель: Ребята, сегодня когда я пришла в детский сад в нашем почтовом ящике я обнаружила письмо. Вы хотите узнать, что нам прислал почтальон?( ответы детей)
Эту картины нарисовал великий художник Игорь Эммануилович Грабарь, он очень любил зиму. Однажды зимой он приехал на дачу. Ночью был сильный мороз. Утром, выглянув в окошко, художник увидел чудную зимнюю картину и сказал сам себе: «Скорее, скорее написать, пока ветер, метель и вьюга мне не помешали!». Художник рисовал, а зимушка ходила все вокруг него и напевала свои песенки. Так появилась картина, ставшая знаменитой во всем мире, - «Февральская лазурь». Рассмотрите, пожалуйста, внимательно картину и скажите, ребята, о чем эта картина? (Художник передает красоту зимнего дня).
Дети: внимательно рассматривают картину И. Грабаря « Февральская лазурь».
Воспитатель: ( задает вопросы и передает мяч любому из своих воспитанников, воспитанник отвечает и возвращает мяч воспитателю)
-К какому жанру живописи она относится? (Это пейзаж)
- Какой февральский день изобразил художник? (Морозный, солнечный, ясный зимний день).
- Какая берёза на переднем плане картины? (Берёза белоствольная, ветвистая, высокая, густая, нарядная, пышная, стройная,
- Какое место береза занимает на картине? (главное).
Беседа про небо. Как меняется цвет неба, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нём облака?
Небо какое?( высокое, чистое, прозрачное)
Небо на горизонте какое?( серо-голубое на горизонте)
Небо вверху какое?( темно-синее)
На небе есть облака? ( нет, облаков нет
Значит небо какое ? (беззоблачное)
Беседа про снег.
Снег на солнце что делает? ( блестит, сверкает)
Снег в тени, что делает?( лазоревый,фиолетовый, зеленоватый кое-где)
Почему снег такой разный, разного цвета( потому что он как бы вобрал в себя все краски окружаещего мира)
Беседа , что художник нарисовал на заднем плане картины .
Что виднеется на горизонте? (На горизонте виднеется березы0
Березы какие? ( березы высокие, тонкие, стройные)
Что можно сказать о других берёзках? белоствольные березы.
Беседа о времени года:
Какое время года изобразил художник?( художник изобразил зиму)
Какие признаки зимы вы знаете?(зимой холодно, идет снег, солнце чуть-чуть греет и т.д.)
- Как бы вы назвали эту картину? («Белая береза», «Зимний день»).
- Почему же художник назвал свою картину «Февральская лазурь»? Что такое лазурь? (Лазурь - светло-синий цвет, цвет неба, моря; лазоревый - нежно-голубой.
А теперь подытожим, что Грабарь изобразил на картине.(
Проводится Динамическая пауза.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы на улице возле этой красавицы-березы.
Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод),
И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода),
Разойдемся в круг большой (расходятся) И покружимся с тобой (кружатся).
Дует ветер на тебя (вдох – выдох)
И садятся птицы (приседают),
А на ветках у тебя
Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки).
На дворе сейчас зима –
Холодно, морозно (поглаживают плечи),
Шубу снежную надень, белая береза (кружатся).
Физкультминутка.
Наступило утро, солнышко проснулось,
И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)
Наклонившись в сторону.
С солнцем поздоровались,
Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими)
Воспитатель: Ребята, поэты в стихах, художники в картинах, а композиторы - в музыке воспевают красоту природы. Послушайте, пожалуйста, пьесу П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».
3.Беседа по содержанию.
Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)
- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.
- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро.).
-В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
- У какого времени года такие краски?
4.Выразительное чтение стихотворения.
А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки. (мнемотехника) см. приложение
Читаю повторно стихотворение, выставляя мнемосхему. (Мнемосхема готова.)
- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.)
Читает подготовленный воспитанник:
5.Беседа по содержанию.
Какою увидел берёзу поэт? Почему она привлекла его внимание, вызвала удивление и восхищение, ведь он часто видел её из окна? (укрыта снегом)
- С чем сравнивает Есенин опушенные снегом кисточки берёзовых веток? (С белой бахромой.) А что такое бахрома? Бахрома-ряд свисающих нитей по краям изделия, служащих для украшения.
- А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро.).
-В стихотворении есть такие строчки:
И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
- У какого времени года такие краски?
6.Выразительное чтение стихотворения.
А помогут нам рассказать стихотворение схематические рисунки. (мнемотехника)
Читаю повторно стихотворение, выставляя мнемосхему. (Мнемосхема готова.)
- Как будем читать стихотворение - быстро или неторопливо? Громко или не очень громко? (Будем читать неторопливо, не очень громко, но так, чтобы все могли услышать, и постараться передать чувства автора, его любование берёзой.).
Дети читают стихотворение по мнемотехнике.
6. Рисование берёзы
Воспитатель: Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете. (звучит спокойная музыку)
7. Итог.
Дети, что мы делали сегодня на занятии?
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? С какой картиной вы познакомились? Спасибо вам за интересные рисунки, вы все хорошо потрудились. Ваши работы мы разместим на нашей выставке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о здоровом образе жизни "Береза для пользы и красы"
Беседа на тему « Берёза для пользы и красы»Программные задачи.Продолжать знакомить детей с характерными признаками берёзы, её значением в жизни людей; дать представления о полезных свойствах бер...
Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Береза — краса России»
Цель: Учить детей видеть красоту русскЗадачи:Образовательные: Закрепить знания о деревьях, растущих в лесу (ель, сосна, рябина.). Расширить знания детей о берёзе, как символе...

Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Береза — краса России»
Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Береза — краса России»Программное содержание:Образовательные задачи:• Закрепить знания о деревьях, растущих в лесу...
Праздник "Русская краса - береза"
Праздник "Русская краса - береза" дл детей старшего дошкольного возраста....
Стоят березки русские». в рамках проекта "Береза русская краса» (средняя группа) (фото -отчет)
Фото -отчет...

Заучивание стихотворения С.А.Есенина "Береза береза"
Заучивание стихотворения С.А.Есенина "Береза береза"...

Проект "Береза - русская красавица ",Цель проекта «Береза – русская красавица!» – сформировать у детей среднего (4-5 лет) возраста экологическую культуру через воспитание бережного отношения к природе. Участники проекта – дети 4-5 лет , педагоги,родители
Задачи проекта «Береза – русская красавица!»познакомить детей с березой как символом страны, сформировать представления о жизни растения, его развитии;развивать познавательный интере...



