Проект " Играем - мозг развиваем. нейроигры и упражнения для развития речи с детьми ЗПР"
проект по развитию речи (средняя группа)
Развивать мышление и речь с детьми ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №3 «СВЕТЛЯЧОК»
(МБДОУ № 3)
155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,
тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: ИНН 3704002708 КПП 370401001
ПРОЕКТ
«ИГРАЕМ - МОЗГ РАЗВИВАЕМ. НЕЙРОИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЗПР»
образовательная область
«познавательное развитие»
возраст 5-6 лет, дети ЗПР
Разработала:
Воспитатель: Ковалева М.Д.
Тейково
2025
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: дети средне - старшей группы «Пчёлки».
Вид проекта: долгосрочный, сентябрь – май.
Актуальность проекта.
В современном мире технологий и информации дети сталкиваются с разнообразием игр и развлечений. Однако, среди множества развивающих упражнений выделяют нейроигры – уникальный способ развития детских умов.
Нейроигры – это специально разработанные задания, направленные на стимуляцию умственной активности и укрепление нейронных связей. Они комбинируют в себе элементы обучения и развлечения, создавая непревзойденный инструмент для разностороннего развития детей.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков. Нейроигры можно представить, как набор физических упражнений, объединение движения и мысли. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Игровые технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра — это естественное состояние и потребность любого ребенка.
Использование нейропсихологических игр – одно из инновационных направление работы педагогов.
Цель проекта: развивать мышление и речь детей дошкольного возраста.
Задачи:
Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно-образовательной деятельности.
Повысить умственную активность: логическое мышление, память, внимание, воображение.
Активизация речи;
Ожидаемый результат:
Улучшение умственной активности: память, внимание, мышление, воображение.
Улучшение уровня активности детей, как в самостоятельной, так и в образовательной деятельности.
Повышение компетентности родителей по данному направлению.
Реализация проекта
Подготовительный этап:
#1048;зучение методических материалы по теме «Нейропсихология», «нейроигры». Выбор перечня нейроигр и упражнений.
#1054;богащение предметно-развивающей среды происходит в течение всего периода реализации проекта.
Игры проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Продолжительность игр – 5-7 минут день. Их можно включать организационную деятельность как разминку, переключение одного вида деятельности на другое, использовать как организационный момент перед различными занятиями.
Игры можно использовать как индивидуальной, так и в групповой деятельности.
План работы:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме. Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» | Консультация «Что такое нейропсихологические игры?» |
Октябрь | Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей | Консультация для родителей «Польза нейроигр для ребенка» |
Ноябрь | Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» | Разработка памяток и буклетов для родителей |
Декабрь | Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино» | Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно» |
Январь | Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием | Изготовление буклета «Нейроигры это весело!» |
Февраль | НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр. | Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии» |
Март | Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д | Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома» |
Апрель | Сравнительный количественный и качественный анализ результатов | |
Май | Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий | Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми |
Итог проекта:
Оформление картотеки нейроупражнений, нейроигры.
Оформление картотеки кинезиологических сказок.
Выступление с результатами проекта на итоговом педагогическом совете.
Пальчиковые игры: | |
«Колечки» | Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. |
«Ухо – нос». | Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Речевое сопровождение: Села на нос мне, на правое ухо – Лезет назойливо черная муха. Снова на нос, но на левое ухо- Кыш, улетай от меня, Цокотуха! |
«Лягушка». | Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук. Речевое сопровождение: Лягушка хочет в пруд, Лягушке скучно тут, А пруд зарос травой, Зеленой и густой. |
«Здравствуй». | Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Речевое сопровождение: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую! |
Игры с мячиками «Су-Джок». | Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом. Я мячом круги катаю, Взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку. Будто я сметаю крошку, И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, И другой рукой начну. |
Игра «Кулак-ребро-ладонь» | Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Выполнение: Ребенку показывается три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на краю стола, ладонь выпрямлена на плоскости стола. Для каждой позиции ладони на плоскости используется определенная геометрическая форма. Сначала ребенок выполняет движения вместе с педагогом, затем самостоятельно. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими руками вместе. При затруднении выполнения педагог предлагает ребенку помочь себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя. Игра "Веселые ладошки". Суть упражнения том, что ребенок прикладывает свои ладони на фигуру/ картонную ладонь, расположенные на столе. Заготовки лежат в разном порядке, имеет значение правильное использование правой и левой руки. С каждым разом скорость выполнения упражнения растет. С помощью данной игры можно закреплять цвета, геометрические фигуры, счет. Последовательность фигур-заготовок можно менять произвольном порядке. |
Дыхательные упражнения: | |
"Задуть свечу". | Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
|
"Качание головой". | Исходное положение: сидя или стоя расправить плечи, голову опустить вперед и закрыть глаза. Затем ребенок начинает покачивать головой в разные стороны и глубоко, как только может, дышать. |
«Телесные упражнения». | «Перекрестное марширование». Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге. |
«Мельница». | Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное. |
«Тонус и релаксация.» | |
«Яблоки в саду». | Ребенок представляет, что он находится в саду и пытается сорвать красивое яблоко. Для этого он максимально вытягивает руки, когда "рвет" яблоко, делает резкий вдох и, нагибаясь до пола, кладет яблоко в корзину. Руки использовать по очереди, затем вместе. |
«Кулачки». | Загнуть большие пальцы вовнутрь ладошки, сжать кулак. Когда ребенок делает вдох, кулачки следует постепенно сжать до максимума. При выдохе постепенно разжать ладонь (до 10 раз) |
Кинезиологические упражнения:
«Дерево» | руки вверх, пальцы растопырены в стороны, немного покачивать руками. |
«Лес» | руки вверх, пальцы растопырены в стороны |
«Фонарики» | фонарик зажегся -пальцы выпрямить, потух- пальцы сжать. |
«Дом» | пальцы рук соединить под углом друг с другом. |
«Дом с трубой» | пальцы рук соединить под углом друг с другом. указательный палец одной руки выпрямить –это труба. |
«Солнышко» | пальцы расставлены от себя |
«Окошко» | большой палец правой с указательным левой, а указательный правой соединяют с большим левой, попеременно меняют положение рук |
«Бутон» | руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу- «бутон закрыт». Развести ладони в сторону и пальцы развести в сторону |
«Колечки» | поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. |
«Лодочка» | обе ладони поставлены на ребро и соединены ковшиком, большие пальцы прижаты к ладоням. |
«Рыбка» | пальцы вытянуты и прижаты друг к другу, указательный палец опирается на большой палец. |
«Замок» | ладони прижаты друг к другу, пальцы переплести. |
«Олень» | 1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие выпрямлены |
«Ежик» | поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. |
«Зайчик» | 2 пальца (указательный и средний вверх) |
«Кулачок-ладошка» | левая рука кулачок, правая –ладошка, одновременная смена рук |
«Оладушки» | правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки» |
«Кулак» — «ладонь» — «ребро») | поочередная смена |
«Лезгинка» | левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость). |
«Кошка» | последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка» |
«Кольцо» | поочерёдно соединять в кольцо большой палец с последующими со словами «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!» |
«Лягушка» | последовательно менять два положения руки «кулак» — «ладонь» сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе со словами «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!» |
«Дождик»: | встряхивание руками, кисти обеих рук расслаблены, пальцы вниз |
«Улитка с домиком» | исходная позиция – «зайчик» и наклон вперёд + кулачок сзади |
«Ухо — нос» | левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо; одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот |
«Шипы» | руки – горизонтально, пальцы широко разведены в стороны |
«Гости» | «шагают» пальчиками по коленям или по столу |
«Бабочка» | руки перед собой, перекрестить ладони, помахать ими как крыльями бабочки |
Сказка «Городской парк»
В одном городе был красивый парк, там росли большие деревья. («деревья»)
Каждый вечер в парке зажигались фонари, а утром их гасил смотритель парка, который жил в домике на окраине этого парка. («фонарики»)
Когда рано утром вставало солнышко, смотритель открывал окошко и шел гасить фонари. («солнышко»)
Все жители города любили этот парк, там росли очень красивые розы, утром они раскрывали свои бутоны, а вечером закрывали. («бутоны»)
Дети очень любили этот парк, потому что там продавали вкусные баранки – большие, средние и маленькие. («колечки»)
А еще в этом парке был красивый пруд, где все желающие могли покататься на лодке («лодочка»)
и увидеть серебристых рыбок, которые выныривали из воды, как – будто здороваясь с людьми. («рыбки»)
Вечером все люди уходили домой, смотритель закрывал парк на замок и ложился спать. («замок»)
Сказка «Две обезьянки»
(дети сидят за столами, руки на коленях)
«Жили-были две озорные обезьянки — Мики (левый кулачок на стол)
и Кики. (правый кулачок на стол)
Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились. («кулачок-ладошка»)
По дороге они встретили, ежа с ежатами. («ежик»).
Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоньку. («колечки»)
Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками: («оладушки»).
Обезьянки набрали яблоки, но не знали в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им. («кулак» — «ладонь» — «ребро»)
А потом друзья стали танцевать («лезгинка»)
Сказка «Два котёнка»
(дети сидят за столом)
Жил-был на свете белый, пушистый котёнок по имени Снежок. (Дети показывают правый кулачок)
Он очень любил прогуливаться по своему саду. («кошка»)
В саду росли высокие деревья («деревья»)
И вот однажды Снежок вышел из своего дома прогуляться. («кошка» — правой рукой)
И увидел, что на полянке бегает чёрный котёнок. («кошка» — левой рукой).
Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться. («кошка» в быстром темпе).
Котёнка звали Уголёк. Они подружились и стали бегать друг за другом. («кошка» с одновременной сменой позиции)
И тут Снежок нашёл на траве кольцо. («кольцо», «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»)
Он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико. Тогда Уголёк стал его примерять.
(«кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой»)
И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним. («кошка»)
И привела их тропинка к пруду, в котором сидела лягушка и громко плакала от того, что ей было грустно одной. Котята решили её развеселить и показали ей интересную игру. («ладушки-оладушки»)
Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать. («лезгинка»)
Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается в ночь, и ей пора в пруд. («лягушка», «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»)
Котята попрощались с ней и тоже отправились домой. («кошка»)
По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звёзды. («фонарики»)
Вот они дошли до дома, уставшие, они улеглись на коврике и уснули. (вытянуть пальцы из кулачка)
Рисование обеими руками одновременно зеркально-симметричные рисунки.
Сначала выполнять можно одной рукой, потом торой, а потом вместе. Так оба полушария головного мозга включаются работу. улучшается их взаимодействие. Кроме того, это упражнение способствует совершенствованию мелкой моторики.
«Найди чья тень».
Ребенку предлагается найти тень животного и показать. Так же можно использовать различные другие тематики.
Игра «Лабиринты».
Провести пальчиком от начала и до конца лабиринта.
«Сортировка».
Суть упражнения том, что нужно рассортировать красную и белую фасоль по емкостям одновременно двумя руками. фасоль можно заменить на крышки определённого цвета. Правая рука собирает один цвет, а левая – другой. Для усложнения задачи можно предложить ребенку пересыпать предметы в ёмкость с помощью ложек, держа их одновременно в разных руках. Еще один вариант – использовать воду: ложками переносить воду емкости.
«Камешки Марблс».
Необходимо выложить узор из камешков по контуру одновременно двумя руками. Можно также использовать пуговицы, ракушки (подойдёт что угодно). Схемы могут быть самые разнообразные. Например, правая рука выкладывает узор из пуговиц на круглый лабиринт, а левая – из камешков на квадратный или треугольный.
Используемая литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. ГавааЛувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
5. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-занятия расширение ориентировки в окружающем и развитие речи с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) Игра «Угостим зайку капусткой»
Цель: Учить детей различать в натуральном виде и называть овощ: капусту. Учить называть цвет, форму и величину....

Папка – передвижка для родителей «Развиваем речь – играя» (Игры и упражнения по развитию речи с детьми раннего возраста)
С года до трех лет идет особо интенсивное развитие речи детей. Совершенствуются содержание и форма: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соот...
Влияние кинезиологических игр и упражнений на развитие речи с детьми логопедической группы.
Кинезиология-наука о развитии мозга через движение.Для преодоления у детей нарушений фонетико-фонематических нарушений речи, общего недоразвития речи а так же предупреждения развития патологических со...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Играй. Думай. Развивайся» по развитию речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с нарушениями речи посредством нейроигр.
Играй, думай, развивайся....

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Играй. Думай. Развивайся» по развитию речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с нарушениями речи посредством нейроигр.
Играй, думай, развивайся....

Проект "Играем мозг развиваем"
acute;Главная суть игр – это работа двумя руками одновременно. Нейроигры просты и доступны. Их можно использовать в индивидуальной и в групповой работе. Они эффективны как в работе с норм...

Проект «Играем – мозг развиваем»
ЦЕЛЬ:Нейроигры, как средство развития мышления и речи детей младшего дошкольного возраста.ЗАДАЧИ:Развитие правого полушария головного мозга у детей (и левого полушария у леворуких);Развитие памяти, вн...
