Речевые игры по лексической теме "Осень"
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Подборка игр и упражнений для развития речи, навыков звукового анализа по лексической теме "Осень"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры и упражнения по теме «Осень»
«Один-много»
Цель: развитие навыка словообразования
Лужа – лужи, капля – капли,
туча – тучи, белка – белки,
гриб – грибы, орех – орехи,
лист – листья, стая – стаи,
сапог – сапоги, дождь – дожди,
ветер – ветра, птица – птицы,
плащ – плащи, зонт – зонты…
«Назови ласково»
Цель: развитие навыка словообразования
Лист – листик, лужа – лужица,
капля – капелька, зонт – зонтик,
туча – тучка, дождь – дождик,
белка – белочка, еж – ежик,
яблоко – яблочко, гриб – грибок,
орех – орешек, плащ – плащик,
ветер – ветерок, сапоги – сапожки.
«Подбери словечко»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.
Осень какая? (красивая, чудесная, пестрая, теплая, золотая, разноцветная, дождливая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая…)
Дождь какой? (сильный, холодный, мелкий, моросящий, проливной, долгожданный, грибной…)
Лист какой? (красивый, яркий, резной, кленовый, дубовый, березовый, оранжевый, золотой, сухой…)
Лужа какая? (большая, огромная, глубокая, круглая, зеркальная...)
Ветер какой? (сильный, теплый, северный, приятный, шквальный, порывистый…)
Шапка какая? (теплая, мягкая, вязаная, красная, красивая, смешная, полосатая, разноцветная, зимняя, ушастая…)
Зонт какой? (разноцветный, яркий, пестрый, большой, детский, красный, полосатый, прочный…)
«Посчитай»
Цель: развитие навыка согласования числительного с существительным.
Один лист, два листа, … пять листьев
Одна лужа, две лужи, … пять луж
Один зонт, два зонта, … пять зонтов
Одно дерево, два дерева, … пять деревьев
Одна капля, две капли, … пять капель
Один гриб, два гриба, … пять грибов
Один желудь, два желудя, … пять желудей
Одна стая, две стаи, … пять стай
«Какой лист?»
Цель: развитие навыка образования относительных прилагательных.
Лист клена (какой?) – кленовый.
Лист березы (какой?) – березовый.
Лист осины (какой?) – осиновый.
Лист ольхи (какой?) – ольховый.
Лист дуба (какой?) – дубовый.
Лист рябины (какой?) – рябиновый.
Лист липы (какой?) – липовый.
Лист каштана (какой?) – каштановый.
Лист смородины (какой?) – смородиновый.
«Делаю — сделал»
Цель: развитие умения изменять глаголы по временам.
С дерева падают листья. – С дерева упали все листья.
Белка запасает грибы на зиму. – Белка запасла грибы на зиму.
Мальчик собирает листья. – Мальчик собрал листья.
Витя надевает плащ – Витя надел плащ.
Коля раскрывает зонт – Коля раскрыл зонт.
Паша снимает перчатки. – Паша снял перчатки.
Мила греет руки – Мила согрела руки.
Толя и Наташа собирают грибы – Дети собрали грибы.
Мама чистит сапоги . – Мама почистила сапоги.
«Хвастунишки»
Цель: развитие умения образовывать сравнительную степень прилагательных.
Дети хвастаются друг перед другом.
У меня большой зонт. – А у меня зонт еще больше.
У меня красивый букет из листьев. – А мой букет еще красивее.
Моя лужа глубокая. – А моя еще глубже.
У меня теплая шапка. – А у меня еще теплее.
Я нашел толстый гриб. – А у меня гриб еще толще.
У меня модные сапоги. – А у меня еще моднее.
Я нашел легкое перышко. – А моё перышко еще легче.
«Измени словечко»
Цель: развитие умения изменять существительное по падежам.
Маше очень нравится осенью наблюдать за каплями дождя.
Летит- летит по воздуху и упадет Маше на ладошку (что?) – капля.
А через несколько секунд она испарится, и вот уже нет (чего?) – капли.
Маша не расстроилась, а посмотрела вокруг и радуется (чему?) – капле, которая летит к ней с неба.
Посмотрела Маша на ладошку и увидела еще одну (что?) – каплю.
Стала Маша любоваться (чем?) – каплей, которая переливалась у нее на ладошке.
А ночью Маше приснится чудесный сон (о чём?) – о капле.
«Подбери словечки»
Цель: развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа.
В названии каких деревьев есть звук [Л‘]
Липа, тополь, клен, ольха, лиственница, можжевельник, лещина.
В названии каких деревьев и кустарников есть звук [С]:
Сосна, смородина, кипарис, лиственница, слива
В названии каких перелетных птиц есть звук [Л]:
Соловей, иволга, ласточка
В названии каких зимующих птиц есть звук [Р]:
Ворона, сорока, воробей
«Распутай слова в предложении»
Цель: развивать умение составлять предложения, используя данные слова.
Слова в предложении перепутались.
Попробуй расставить их на свои места.
Вася, грибы, корзина, лес, в, собирать, в
Паша, зонт, раскрывать, улица, на
Сильный, вечер, дождь, начинаться
Падать, деревья, с, листья, разноцветный
Журавли, клин, лететь, юг, на
Парк, дети, в , рассматривать, листья, разноцветный.
Осень, запасать, на, зима, белка, грибы, орехи, и
Даша, бабушка, собирать, парк, букет, листья, красивый, для ,в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Речевые игры по лексической теме "Лето. Цветы".
Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме "Лето. Цветы"....

Речевые игры по лексической теме "Игрушки"
Расширять знания детей по лексической теме "Игрушки"...

Речевые игры по лексической теме "Насекомые"
Умение легко и свободно пользоваться своим словарным запасом необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения и гармоничного развития. Речевые игры и упражнения помогут активизировать лек...

Речевые игры по лексической теме «Хлеб всему голова»
Речевые игры развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушаться в слова, выделять их из потока речи, осозновать смысловые нюансы....

Речевые игры по лексическим темам
Речь ребенка нуждается в постоянном развитии - не только во время занятий, но и в повседневной жизни:дома, на улице, в магазине, в зоопарке и т.п. С помощью простых игр и вопросовможно укрепить грамма...

