Конспекты по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: составление рассказа по теме: «Четвероногий друг»
Направление: развитие речи
Цель:
- учить детей составлять рассказ-повествование с главным персонажем
Задачи:
- упражнять в использовании простых распространенных предложений.
- развивать слуховое внимание и слуховую память, речь и восприятие
- воспитывать сопереживание, желание помочь
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости придет пес по имени Шарик. (Раздается стук) А вот, кажется, и он. (Выглядывает за дверь и возвращается с мягкой игрушкой – собакой. Говорит от имени собаки.) Привет, ребята. Я простой пес по кличке Шарик. |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель: Шарик, очень хорошо, что ты сегодня пришел к нам в гости, потому что именно сегодня мы будем говорить о твоих собратьях, о собаках. Дети, а вы знаете, как собака стала другом человека? (Ответы детей.) |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог спрашивает детей, чем могут отличаться собаки. Шарик обращается к ребятам со своей проблемой – никто не хочет брать его ни в кино, ни в сказку. А так бы хотелось стать знаменитым. Как же помочь? Дети предлагают составит рассказ про щенка. |
5 | Открытие нового знания | Говорят, что дружба человека и собаки стара, как само человечество. Известно, что первым из животных к кострам наших доисторических предков подошла собака. Она помогала первобытному человеку. Люди научились охотиться, и собаки стали сопровождать своих хозяев на охоте, помогать преследовать и добывать дичь, получая за это пищу. Собака — первое одомашненное животное, которое стало верным другом человека. Но, прежде чем собака стала спутником человека, она была диким и в основном лесным существом, жила и охотилась в стаях. Сейчас установлено, что единственным исходным предком собаки был только волк. Некоторые из собак, например, овчарка, русская лайка (показывает фотографии собак), сохранили и в наше время черты, схожие с волком. (Воспитатель говорит от имени Шарика): Ой, как интересно! А я даже многого и не знал. Когда буду дома, обязательно расскажу об этом коту Матроскину. А то он такой важный. Постоянно рассказывает о своих родственниках: тетях и дядях. Теперь и я смогу рассказать о своих предках много интересного. |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Шарки показывает стих, который принес в своем ошейнике. Друг (Николай Грахов) Педагог предлагает детям перейти к помощи другу. Артикуляционная гимнастика Мой пес. Мой пес простудился И стал безголосым. Котенок шмыгнул У него перед носом, А бедный больной Даже тявкнуть не мог. Вот до чего Тяжело занемог! (Агния Барто) (Воспитатель говорит от имени Шарика): Спасибо, ребята! Стихи замечательные! А я принес вам письмо. В нем написана песня, которую поют бездомные собаки. Давайте прочитаем? Воспитатель: Шарик, обязательно прочитаем. Только сначала немного отдохнем. Физкультминутка. Под песню «Мой щенок» ребята выполняют различные танцевальные движения на усмотрение воспитателя. Воспитатель: Ребята, скажите, а что надо делать, чтобы собачки не страдали и не голодали? (Ответы детей.) Педагог предлагает перейти к составлению рассказа-повествования о щенке. Дети составляют рассказ, педагог делает комментарии для улучшения рассказа следующих рассказчиков. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель: Ребятки, давайте попрощаемся с Шариком, ему пора домой. (Дети прощаются. Воспитатель выносит собаку Шарика за дверь. ) А сейчас подведем итог нашего занятия. О ком мы сегодня говорили? Что нового узнали? (Ответы детей.) Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. А теперь пришло время отдыхать? Что далось легко? Как вам поможет ваши умения? |
Занятие по теме: составление рассказа по картинам по теме: «Домашние животные»
Направление: развитие речи
Цель:
- учить детей составлять описательный рассказ по нескольким картинкам
Задачи:
- упражнять в использовании простых распространенных предложений.
- развивать слуховое внимание и слуховую память, речь и восприятие
- воспитывать любознательность к домашним животным
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог: Ребята, я сегодня предлагаю вам отправиться в…, попробуйте отгадать куда: послушаем кое-что. (звучат звуки животных: коровы, козы, собаки, лошади, кошки, овечки, свиньи). (Дети называют, что это «Домашние животные») Воспитатель: А вы хотите отправиться в деревню? Дети: Да. (На столе разложены картинки животных, которых слышали дети) Воспитатель: А сейчас ребята возьмут тех животных которых они слышали и прикрепят на доску. (Дети берут картинки и совместно с воспитателем прикрепляют на доске). Игра «Узнай по голосу» Воспитатель: Теперь каждый из вас расскажет про свою картинку. Ребенок: - Это корова Воспитатель: А как ты догадался? Ребенок: Корова – мычит, есть хвост и рога. Воспитатель: Расскажи, кто изображен на картинке. Ребенок: На картинке изображена семья коровы ( Бык, Корова, Теленок). Воспитатель: Кто изображен на этой картинке? Ребенок: Это коза. Она мекает. У нее есть рога и маленький хвостик. Воспитатель: Кого еще можешь назвать на этой картинке? Ребенок: (Козел, Коза, Козлята) Воспитатель: Следующую картинку кто охарактеризует? Ребенок: Это собака. Она лает. Рядом с ней пес и щенята. Воспитатель: А на этой картинке чья семья изображена? Ребенок: Это лошадь. Она ржет. Рядом с ней конь и жеребенок. Воспитатель: Что можно рассказать про эту картину? Ребенок: Это кошка. Она мяукает, а ее члены семьи, кот и котята. Воспитатель: Следующую картину кто может описать? Ребенок: Это овца. Она блеет, а рядом с ней находятся баран и ягненок. Воспитатель: Осталась последняя картинка. Ребенок: Это свинья. Она хрюкает. А семья свиньи еще состоит из хряка и поросят. На мольберте картина «Домашние животные» Воспитатель: Показывает картинку и предлагает послушать небольшой рассказ и ответить на вопросы. В деревне Красновка, жила-была бабушка Валентина Петровна. У неё был большой двор и много домашних животных. За ними она хорошо ухаживала, и животные были благодарны своей хозяйке. |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель: Ребята, а теперь назовите, какие животные жили у Валентины Петровны? Дети рассказывают, опираясь на сюжетную картинку «Домашние животные»: Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка, коза. Воспитатель: Как вы думаете, каким образом они благодарили свою хозяйку? Дети: Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть, собака сторожила дом, кошка ловила мышей. Воспитатель: У всех животных был свой дом. Назовите, в каких домах жили животные Валентины Петровны? Дети: Корова жила в коровнике, лошадь в конюшне, овца – в хлеве, свинья в свинарнике, собака – в конуре (будке), кошка – вместе с хозяйкой в доме. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог: Посмотрите, что делаю наши животные? Дети отвечают. Педагог замечает, что рассказы разнообразные про одних и тех же животных. Как же не поссорится? Дет предлагают составить разные рассказы по очереди. |
5 | Открытие нового знания | Игра-упражнение «Угадай животное по описанию» Теперь поиграем в игру «Угадай животное по описанию». Я описываю животное, а вы поднимаете руку и говорите и ком идет речь. Воспитатель: Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая. Воспитатель: Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая. Воспитатель: Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая. Дети:Лошадь. Воспитатель: Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная. Воспитатель: Кудрявая, короткохвостая, глупая. Воспитатель: Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая. Воспитатель: Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая, бородатая, спокойная. Физкультминутка. Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (покружиться.) |
6 | Включение нового знания в систему знаний | А сейчас по моему образцу нужно будет составить рассказ по картинке «Домашние животные». У Валентины Петровны жила большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная собака. Она очень любила свою хозяйку, была верным помощником, охраняла двор и жила в своей конуре. Воспитатель: А теперь кто из вас может составить такой же рассказ только про корову. Воспитатель: Кто может сочинить рассказ про лошадь. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель: О каких животных мы сегодня говорили? Дети: О домашних. Воспитатель: Назовите домашних животных. Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили словесно о животных, Вы очень большие молодцы. Что было трудным? Что далось легко? Как вам поможет ваши умения? |
Занятие по теме: сочинение сказки «День рождение зайца»
Направление: развитие речи
Цель: Продолжать упражнять детей в составлении коллективного рассказа на заданную тему
Задачи:
1. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;
2. Упражнять в образовании формы винительного падежа множественного числа существительных;
3. Воспитывать отзывчивость, интерес к творческой деятельности.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог показывает детям диплом победителей детского рассказа с предыдущего задания. Воспитатель проводит с детьми серию вопросов: Какие сказки и кому на ночь перед сном читают родители. |
2 | Актуализация знаний | Какие сказки самые любимые у ребят. Зачем нужны разные сказки, что нужно, чтобы родилась новая сказка. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог рассказывает, как вчера мама маленького бедного Пети прочитала ему последнюю сказку на ночь. Теперь они закончились, а купить новую у них нет денег. Как им помочь? Мама не умеет сочинять сказки, так как мы. |
5 | Открытие нового знания | Артикуляционная гимнастика для подготовки к составлению сказки: «Сказка про Пони» Педагог рассказывает что у Пети скоро день рожденье и он очень любит рассказ про зайчиков. - Но сначала давайте вспомним что такое сказка и чем она отличается от рассказа? - Из каких частей состоит сказка? Начало – зачин. - С каких обычно слов начинаются сказки? «Жили-были», «В некотором царстве, некотором государстве». - В начале сказки надо выбрать главного героя и решить с каких событий начнутся приключения. Кто главный герой? (заяц). О каком событии пойдет речь? - Следующая часть сказки – средняя часть. А вы знаете, что такое средина сказки? (самые интересные события). - Концовка сказки. - Какими словами заканчиваются сказки? «Стали жить, поживать и добра наживать», «Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец», «Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». - Давайте повторим из каких частей состоит сказка: зачин, средняя часть, концовка. Динамическая пауза Давным - давно жил заяц – царь И делал каждый день зарядку Он головой вертел, крутил И танцевал вприсядку Плечами уши доставал И сильно прогибался Он руки к небу поднимал За солнышко хватался |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог предлагает детям начать сочинять рассказ. Высказывается каждый ребенок, педагог печатает рассказ под диктовку детей, направляет их вопросами, акцентирует внимание, как сделать идею более понятную и интересную мальчику. Проводится перепроверка и редактирование рассказа, после чего дети высказывают свое отношение к полученному продукту. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает подвести итог. Зачем придумывали? - Что помогло в составлении рассказа? - Как это умение пригодится вам? Педагог отмечает, что дети составили рассказ-повествование все вместе. После чего рассказ в напечатанном виде отправляется на почту маме малыша Пети. |
Занятие по теме: пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
Направление: развитие речи
Цель: Упражнение детей в составлении пересказа короткого произведения
Задачи:
- учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста
- активизировать употребление глаголов из текста сказки: учить образовывать сравнительную степень прилагательных
- воспитывать умение понимать смысл пословиц
- учить правильно произносить звуки, изменять силу голоса и темп речи.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог показывает детям электронный документ, рассказывает, что услышала вчера очень интересную сказку по телевизору и быстро ее напечатала, читает детям сказку «Как аукнется, так и откликнется» Задает вопросы: О чем говорится в этой сказке? Какой вам представляется лиса в этой сказке? |
2 | Актуализация знаний | Что вам особенно понравилось с сказке? Как вы понимаете выражения «несолоно нахлебавшись», «потчует», «Стряпала»? Почему так называется сказка? Что делала лиса? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог как-бы случайно нажимает на клавишу удалить. Весь текст исчезает, воспитатель расстраивается, спрашивает у детей, как теперь быть? Дети предлагают восстановить сказку по памяти. |
5 | Открытие нового знания | Педагог вспоминает вместе с детьми, о чем повествует рассказ, структуру его составления. |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог предлагает детям начать восстанавливать рассказ. Высказывается каждый ребенок, педагог печатает рассказ под диктовку детей, направляет их вопросами, акцентирует внимание. Проводится перепроверка и редактирование рассказа, после чего дети высказывают свое отношение к продукту. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает подвести итог. Зачем придумывали? - Что помогло в составлении сказки? - Как это умение пригодится вам? Педагог отмечает, что дети пересказ сказки все вместе. После чего сказка сохраняется в документе. |
Занятие по теме: составление рассказа «Не боимся мы мороза»
Направление: развитие речи
Цель: Продолжать упражнять детей в составлении коллективного рассказа на заданную тему
Задачи:
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему,
- учить подбирать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы;
- закреплять знания детей о диких животных;
- развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление.
- воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным; взаимопомощь.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Чтение стихотворения Евгении Федоровны Трутневой «Первый снег» Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Что за снег лежит ковром, Самый первый, самый белый Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. О чем ребята это стихотворение? (о зиме). Педагог показывает детям начатую книгу их рассказов. Участники выясняют, что они остановились на странице зимы. |
2 | Актуализация знаний | Дидактическая игра с мячом «Подбери признак к явлению природы» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Зима (какая)-… Снег (какой) - … Мороз (какой) - … Ветер (какой…. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог обращает внимание, что нужно заполнить книгу рассказов. - Только, о чем можно рассказать про морозную погоду? Дети предлагают сочинить сказку по теме морозной погоды. |
5 | Открытие нового знания | Дид. игра: «Палитра слов» Педагог предлагает детям набрать на тарелку художника нужные слова по заданной теме. Дети передают друг другу посуду и называют слова. Дид. игра: «Синонимы» Ведущий отправляет игрокам мяч по очереди, называя свойства и качества персонажей. Игрок возвращает мяч, называя противоположности. |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог предлагает детям начать сочинять рассказ. Высказывается каждый ребенок, педагог печатает рассказ под диктовку детей, направляет их вопросами, акцентирует внимание, как сделать идею более понятную и интересную читателю. Проводится перепроверка и редактирование рассказа, после чего дети высказывают свое отношение к продукту. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает подвести итог. Зачем придумывали? - Что помогло в составлении рассказа? - Как это умение пригодится вам? Педагог отмечает, что дети составили рассказ-повествование все вместе. |
Занятие по теме: пересказ сказки М. Пришвина «Еж»
Направление: развитие речи
Цель: Формирование связной описательной речи средствами пересказа М. Пришвина «Еж»
Задачи:
Упражнять детей рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа
Знакомить с творчеством М. Пришвина через рассказ «Еж»
Систематизировать знания о способах словообразования
Закреплять умение подбирать точные слова для описания предметов.
- развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление.
- воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным; взаимопомощь.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог обращает внимание детей, на то что инстаграм заблокировали в России и теперь пришлось создать свой профиль в контакте. Недавно пришло одно из первых писем. Педагог с детьми открывает послание, в котором говорится о просьбе от союза писателей написать краткий пересказ-аннотацию о расскаже М. Пришвина «Еж» |
2 | Актуализация знаний | Как вы можем помочь в этом деле? Что для этого понадобится? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Давайте приступим к составлению описания-аннотации, только возникает проблема. Как нам составить пересказ? Дети предлагают узнать, о чем говорится в рассказе. |
5 | Открытие нового знания | -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Еж» Михаила Михайловича Пришвина. -М. Пришвин родился в бедной семье. Его отец рано умер и вся забота о хозяйстве и воспитании детей легла на мать. Маму свою Михаил Михайлович очень любил и эту любовь сохранил до самой своей смерти. Пришвин много пишет о природе, о ее красоте. Он написал такие рассказы : «Ребята и утята», «Лесной доктор», «Гаечки». «Золотой луг». -Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя М. Пришвина «Еж». 1. Слушание и пересказ рассказа. Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж». Воспитатель (после прочтения рассказа). О чем говорится в этом рассказе? Чем вам нравится этот рассказ? — Кто его автор? Как можно по-другому назвать автора этого рассказа? (Писатель, охотник.) |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Сейчас вы будете сами рассказывать о еже, но вы не можете говорить от своего лица. («Я шел по берегу ручья».) Следует говорить писатель, охотник, Пришвин. (Заслушиваются 3— 4 пересказа.) Ответы трех-четырех детей с опорой на кубики-части рассказа. 2. «Прогулка по лесу». Воспитатель. Вспомните, как вы ходили в лес, кого там видели. Расскажите об этом. Выслушав два-четыре ответа, педагог дает оценку, привлекая к этому детей. Воспитатель (читает предложение: «У ежа иглки»). Подумайте, что еще называют словом «иголка», «игла» (игла у елки, швейная игла). Почему все эти иглы называют одним словом? Если дети не могут ответить, педагог задает наводящий вопрос: «Чем похожи эти иглы?». Физкультминутка «Хитрый еж» Вот свернулся еж в клубок, Может, ежик ты продрог? (дети садятся на корточки, обхватывают колени руками) Солнца луч ежа коснулся – Ежик сладко потянулся! (поднимают руки вверх, потягиваются) На спине твоей иголки Очень-очень колки (несколько раз сжимают и разжимают кулаки) Еж по тропке побежал, Нам колючки показал (руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть) А колючки тоже На ежа похожи (поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями) На ежа мы поглядим, Молочка ему дадим. (ладони складывают черпачком) Но не тронем колкие На спине иголки мы. 3. Игра «Что приготовить лисятам на обед?». (При проведении игры желательно использовать картину «Лисята-братья» из пособия «Звучащее слово».) Воспитатель. Жили-были два братца-лисенка. Как их звали? Придумайте сами. Кличка одного братца обозначалась коротким словом. Как его назовем? (Лис, Киш, Таф, Вили, Тип, Рыж.) А для клички второго лисенка подберите длинное слово. (Рыжулька, Остроносик, Рыжехвостик.) Киш любил все, что называлось короткими словами, а Рыжехвостик, наоборот, то, что называлось длинными словами. Много хлопот было у мамы-лисы с приготовлением обеда: что готовить каждому – не знает. Поможем, дети, выбрать ей названия для первого блюда. Что стал бы есть Киш? Не забудьте, что названия должны быть короткими. (Суп, уху, борщ, щи.) Что можно приготовить для Рыжехвостика? Помните, что названия должны быть длинными. (Свекольник, рассольник.) – Какое второе блюдо могла бы мама-лиса приготовить для Киша? (Плов, рагу, кашу, яйца.) А для второго лисенка? (Котлеты, тефтели, макароны.) – Что мог бы получить Киш на третье? (Сок, чай, квас, морс.) А Рыжехвостик? (Лимонад, простоквашу, ряженку.) Очень помогли вы маме-лисоньке своими ответами. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает отправить готовое описание и провести анализ своей деятельности - О чем вы сегодня знали? - Что было трудным? - Что далось легко? - Зачем вы составляли пересказ рассказа? - Какая польза для вас от составления рассказа |
Занятие по теме: составление текста-рассуждения
Направление: развитие речи
Цель: Продолжать учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта для составления связного рассказа
Задачи:
Упражнять детей рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа
Учить подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков
Систематизировать знания о способах словообразования
Закреплять умение подбирать точные слова для описания предметов.
- развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление.
- воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным; взаимопомощь.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Утром, когда я шла на работу, нашла этого лисенка. (воспитатель показывает игрушечного лисенка) Наверное какая-то девочка поиграла и забыла лисенка на скамеечке. Как же помочь? |
2 | Актуализация знаний | Что же делать? Как нам узнать, чей же этот лисенок? (Надо найти хозяйку.) Как найти хозяйку? (Объявление дадим) Чтобы поместить объявление в интернете, нам надо сначала сфотографировать его. Сейчас сфотографируем его и поместим объявление. Напишем что (Пропал лисенок и номер телефона) |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Все отправили объявление в службу пропавших игрушек,будем ждать хозяйку. 1. Игра «Внимательные ушки». Воспитатель: Лисенок пока побудет с нами в группе. А сейчас чтобы ему не было грустно, мы поиграем в игру. Я буду называть разные предметы и игрушки. Вы хлопаете в ладоши только тогда, когда услышите название игрушки. (Машина, кукла, кубик, юла, береза, матрешка,погремушка,воробей,лошадка,барабан,неволяшка,телевизор,самолетик,кораблик,мяч.) А что если бы потерялась ваша любимая игрушка, что бы вы сделали? Интересно а у нас получится? Как же это проверить? |
5 | Открытие нового знания | У каждой игрушки своя история. Так как игрушки сами не могут говорить, о них расскажем мы. Подойдите к игрушкам и возьмите любую которая вам понравиться. Теперь присядьте на стульчики. Каждая игрушка хочет быть любимой. знаете где делают игрушки из каких материалов делают игрушки? (из резины, металла, пластмассы, меха, ткани, дерева) Сейчас определим, из каких материалов сделаны ваши игрушки? 4. Игра называется «Расскажи какие? Воспитатель: Мишка какой? (Мягкий плюшевый, коричневый, легкий.) 3. Игра с мячом «с какой игрушкой я люблю играть?» Воспитатель: Ребята, у вас тоже есть любимые игрушки? Сейчас узнаем, кто с какой игрушкой любит играть. Я буду бросать мяч каждому из вас по очереди. Тот кто поймает мяч, расскажет нам о том, с какой игрушкой он любит играть. Например я люблю играть с куклой. Дети ловят мяч и составляют предложения. Воспитатель помогает в случае затруднений Воспитатель : В нашей группе много разных игрушек : кубик, куклы, самолетик. Посмотрим как наши ребята умеют превращаться в самолетики. 4. Физминутка «Самолет» (можно заменить на отработку звуков «Лед – трава» Самолет-самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими) Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и рычат) Завели мотор- РРР Зарычал мотор РРР Заворчал мотор РРР Заурчал мотор РРР Загудел самолет УУУ (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук у) И отправился в полет ууууу (Бегут друг за другом по кругу) Приземлился самолет (Приседают на одно колено) Вот и кончился полет. |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Воспитатель: (на телефон приходит сообщение) Ребята пришло сообщение от службы пропавших игрушек. Оказывается когда мы давали объявление забыли описать лисенка. Без описания они не могут найти хозяйку. Сейчас мы опишем лисенка и отправим сообщение. Вы уже хорошо знаете что в любом рассказе должен быть порядок. Служба пропавших игрушек прислала нам схему,которая показывает,на что мы должны обратить внимание при описании лесенка. поэтому составлять рассказ о лисенке мы будем с опорой на схематично нарисованный рисуночный план. Воспитатель : Объяснить детям схему и как по ней описывать игрушку: -Что это? -Цвет -форма, размер -Материал, из которого сделана игрушка -Какие детали есть у нее? -Какая на ощупь? (дети составляют рассказ о лисенке) Воспитатель: Все отправили описание лисенка в службу пропавших игрушек. 6. Ребята может, кто- то хочет рассказать о своей игрушке? Интересно было бы услышать про ваши игрушки. (желающие составляют рассказы- описания.) |
6 | Осмысление (рефлексия) | (Раздается телефонный звонок. Звонит мама девочки у которой потерялся лесенок.) Ребята, какие вы молодцы, помогли найти девочки ее игрушку. Сегодня мы с вами много узнали о ваших любимых игрушках. Ребята из чего же могут быть сделаны игрушки? Что для вас было сложным? А что было легко? Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли. Игрушки уже полюбили вас,полюбите и вы их. Некогда не обижайте и нигде не забывайте! |
Занятие по теме: составление текста-рассуждения
Направление: развитие речи
Цель: Продолжать упражнять детей в составлении коллективного рассказа на заданную тему
Задачи:
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему,
-описывать внешний вид персонажей и их поступки
- учить подбирать однокоренные слова, подбирать синонимы, антонимы;
- закреплять знания детей о диких животных;
- развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление.
- воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным; взаимопомощь.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Дети занимаются свободной деятельностью, внезапно слышится звук инстаграм. Педагог и дети обращают внимание на звук и предлагают узнать содержание письма. «Здравствуйте ребята. Союз писателей России заинтересовался вашими сказками. В Ноябре предлагаем вам поучаствовать в конкурсе на лучшую сказку. Тема: «Как ёжик выручил зайца». Очень ждем вашего участия и очередной изумительной сказки» |
2 | Актуализация знаний | Педагог предлагает детям обдумать предложение. - Как мы можем поучаствовать? - Что нам для этого понадобится? Артикуляционная гимнастика |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Только, как можно составить рассказ, который будет достоин награды? Что для этого нужно? Дети: нужно чтобы все соответствовало заказу. Условия: сказочность, персонажи, чему учит. |
5 | Открытие нового знания | Дид. игра: «Палитра слов» Педагог предлагает детям набрать на тарелку художника нужные слова по заданной теме. Дети передают друг другу посуду и называют слова. Дид. игра: «Синонимы» Ведущий отправляет игрокам мяч по очереди, называя свойства и качества персонажей. Игрок возвращает мяч, называя противоположности. |
6 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог предлагает детям начать сочинять рассказ. Высказывается каждый ребенок, педагог печатает рассказ под диктовку детей, направляет их вопросами, акцентирует внимание, как сделать идею более понятную и интересную читателю. Проводится перепроверка и редактирование рассказа, после чего дети высказывают свое отношение к продукту. |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает подвести итог. Зачем придумывали? - Что помогло в составлении рассказа? - Как это умение пригодится вам? Педагог отмечает, что дети составили рассказ-повествование все вместе. После чего рассказ в напечатанном виде отправляется на почту. |
Занятие по теме: составление текста-рассуждения
Направление: развитие речи
Цель: Познакомить детей с составление текста-рассуждения н основе составленного синквейна.
Задачи:
Обучающие - связная речь: учить употреблению сложноподчиненных предложений;
- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам;
- учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
Воспитательные - воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы сверстников.
Развивающие: - развивать внимание, память, речь, воображение;
- продолжать развивать умение отвечать полным ответом, умение подбирать однокоренные слова.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог вывешивает перед детьми картину и предлагает её рассмотреть. Педагог: Перед нами картина «Зайцы» Посмотрите на зайца (показывает на ближайшего зайца). |
2 | Актуализация знаний | - Как можно сказать про зайца, какой он? Пугливый, трусливый, серый… - Если мы захотим рассказать о том, какая у зайца шубка, то какие слова подберем? Серая, пушистая, мягкая. - Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? Веселое, хорошее, бодрое, грустное. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | - Зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, а в тех местах, где строчки размыты, подсказывайте, что там могло быть написано. «Здравствуй, Пушок. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы. Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые. Мы начали кричать так громко, что. На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы. Мы быстро высохли и согрелись, потому что. Пришел Мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько. Скоро мы будем дома» Перечитывает ещё 1 раз письмо. - Письмо мы написали, теперь предлагаю пересказать. Кто нам перескажет, что написано в письме? |
5 | Открытие нового знания | - А сможете ли вы порассуждать на какую-то тему, напрмер, на тему заяц? Дети предлагают свои варианты. Педагог знакомит ребят с составлением схемы синквейна по конкретной теме. Подробный рассказ о составлении синквейна. |
6 | Включение нового знания в систему знаний | - Как называется детеныш зайца? Зайчонок. - А как можно сказать по-другому? Заинька, заюшка, зайчишка. Если дети затрудняются ответить, можно немного помочь, задав наводящий вопрос: «Как можно назвать зайчонка ласково?» - Как называются детеныши зайца? Зайчата. - А как сказать по-другому? Заиньки, зайчата, заюшки. - Какие бывают зайчата? Веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие. - Где живут зайцы? В лесу. - Как называется маленький лес? Лесок, лесочек. - Как можно сказать про тропинку в лесу? Какая Лесная. - Как называется человек, который охраняет лес, ухаживает за ним? Лесник, лесничий. - Как называется сказочный человек, который живет в лесу? Лесовичок. - Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаковая часть — лес, и все они по смыслу как-то связаны с лесом. --Какие слова можно образовать от слова река? Реченька, речка, речной. - Как можно сказать о маленькой реке? Речка. - Как можно сказать о реке ласково? Реченька. - Как называется песок на реке? Д Речной. Физкультминутка «Зайцу холодно сидеть». Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены) На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь - "дерево" и качаемся) Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте) В беленькой избушке. (соединили руки над головой "домик") Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши) Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот) Наряжались зайчики (приседаем с поворотами в сторону, руки на пояс) Надевали тапочки. (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу) |
6 | Осмысление (рефлексия) | Педагог предлагает попрощаться с гостем. - Зачем работали с рассказом? - Что помогло в составлении рассказа? - Как это умение пригодится вам? Педагог отмечает, что дети составили рассказ-рассуждение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Боевая слава нашего народа"
Игра - викторина, посвященнаая Дню Победы...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Поляна сказок»...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая тема: «Праздник Новый год» (логопедическая группа)
Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая тема: «Праздник Новый год»(логопедическая группа)...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Лексическая теми: “Насекомые” (логопедическая группа)
Конспектпо развитию речи в подготовительной группеЛексическая теми: “Насекомые”(логопедическая группа)...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Обогащать словарный запа...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
laquo;Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе по теме «Путешествие в страну красивой и правильной речи».
Данное занятие расширит словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепит навыки правильного произношения звуков в словах и фразах, умение детей делить слова на ...
