Консультация для родителей «Формируем у детей интонационную выразительность речи»
консультация по развитию речи

Зиновьева Надежда Васильевна

Каждый родитель хочет чтобы у его ребенка была яркая, правильная, выразительная речь. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие для всестороннего полноценного развития ребенка. Богатая, правильная речь позволяет ребенку лучше познавать окружающий мир, выражать свои эмоции от увиденного. Общение со сверстниками и взрослыми происходит на более высоком уровне и от этого активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Формируем у детей интонационную выразительность речи»

Подготовила:

Зиновьева Н.В., воспитаель

Каждый родитель хочет чтобы у его ребенка была яркая, правильная, выразительная речь. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие для всестороннего полноценного развития ребенка. Богатая, правильная речь позволяет ребенку лучше познавать окружающий мир, выражать свои эмоции от увиденного. Общение со сверстниками и взрослыми происходит на более высоком уровне и от этого активнее осуществляется его психическое развитие. Дошкольный период является самым важным периодом для развития интонационной выразительности речи у детей. Существует много способов, методов и приемов для формирования выразительности речи. Я предлагаю вам следующие упражнения, все они проводятся в игровой форме, поэтому они интересны и доступны детям. Если вы будете систематически пользоваться ими, то у детей повысится коммуникативная компетентность, значительно облегчится их общение, а главное будут удовлетворены интеллектуальные и эмоциональные потребности детей. Успехов, вам!

Упражнения для развития интонационной выразительности речи

Упражнение «Повтори»

Цель: Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Ход: Воспитатель называет предложение: «Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией —так, чтобы было понятно, что они довольны, рады; что они недовольны, их это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

Упражнение «Придумай и скажи»

Цель: учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и др.

Ход: Воспитатель предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет) Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Упражнение «Различай»

Цель: учить детей использовать и различать интонации.

Ход: Сначала дети должны произнести предложение так, чтобы было понятно, что они удивлены (3 -4 высказывания); ответы оцениваются. Далее предлагается сказать какое-нибудь предложение или радостно, или вопросительно, или выразить сочувствие, или просто о чем-то сообщить. «Все внимательно слушайте интонацию. Будете узнавать, что выражено в предложении», - говорит педагог. Дети определяют характер интонации, если нужно, воспитатель помогает.

Упражнение «Лесенка»

Цель: Учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Материал: Силуэтные изображения лесенок с двумя ступеньками. Фишки - по количеству детей.

Ход: Педагог произносит фразы, а дети переставляют фишку или оставляют на той же ступеньке (в зависимости от повышения или понижения мелодики).

Упражнение «Волшебная линия»

Цель: Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух. 1-й вариант.

Материал: Листы бумаги А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол (по количеству детей).

Ход: Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, дети одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке. 2-й вариант. Проводится аналогичным образом, но линию, символизирующую повышение основного тона, дети «рисуют» в воздухе.

Упражнение «Назови ласково»

Цель: Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивной речи.

Ход: Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У лисы пушистый хвост» должна звучать так: «У лисички пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».

Упражнение "Осенние листочки"

Цель: Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал: Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Ход: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Упражнение «Кот – кошка – котенок»

Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Ход: Педагог предлагает детям воспроизвести, как мяукает папа-кот, мама-кошка, малыш-котенок, произнося слово «мяу» с изменением высоты голоса и сопровождая движениями.

Упражнение «Высоко – низко»

Цель: Закреплять умение произвольно изменять тембр голоса.

Ход: педагог предлагает детям произносить протяжно гласный звук в различных тембровых регистрах, изменяя тембр в зависимости от положения руки педагога. Если рука поднята вверх – звук произносится высоким голосом, если рука на уровне груди – средним по высоте голосом, а если рука опущенная вниз – звук произносится низким голосом.

Упражнение «Вьюга».

Цель: учить регулировать силу голоса.

Ход: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит:

- Вьюга начинается.

Дети по команде делают вдох, а на выдохе начинают тянуть: - У-У-У…

Если педагог говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса.

Упражнение «Тихо – громко»

Цель: учить изменять силу голоса.

Ход: дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.

Упражнение "Слушай, думай, называй"

Цель: Формировать навыки восприятия логического ударения.

Ход: Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Формируйте у детей элементарные математические представления"

В статье рекомендации и дидактические игры, в которые можно играть дома....

Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с проблемной речью в семье"

Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста, с  правильным звукопроизношением, подбором речевых игр....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ФОРМИРУЕМ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа....

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с нарушением речи"

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Консультация для родителей "Формируйте у детей разумные потребности"

консультация для родителей по финансовой грамотности...

Консультация для родителей: «Формируйте у детей разумные потребности».

Все родители хотят дать своему ребенку максимум полезных знаний, чтобы подготовить его к взрослой жизни, но взрослые редко задумываются, что необходимо для гармоничного развития личности....