Картотека игр на формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека игр на формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Задания на развитие акустического чувствования.
1. Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.
«Где позвонили?»
Цель: учить определять направление звука.
Оборудование: колокольчик или дудочка.
Ход игры: Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.
«Жмурки с голосом».
Цель: учить определять источник и направление звука.
Ход игры: Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.
"Колокольчики"
Цель– дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".
Ход игры. Показать ребенку два одинаковых колокольчика, но резко отличающихся по звучанию. Позвоните сначала в колокольчик с низким звучанием, затем – с высоким.
Спросите у ребенка, одинаково ли они звучат.
Колокольчики любят… играть в прятки. Колокольчик сейчас спрячется, а ты должен внимательно послушать и сказать, какой колокольчик сейчас пел. Можно использовать картинки-подсказки (колокольчик с большим «ртом» поет песенку низким голосом, а колокольчик с маленьким «ротиком» поет песенку высоким голосом).
“Оркестр”, “Что звучит?”
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры: Логопед воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан, колокольчик и др.) Дети прослушав воспроизводят звучание,
“Найди пару”.
Цель: учить дифференцировать неречевые звуки.
Оборудование: одинаковые коробочки, внутри которых горох, песок, спички и др.
Ход игры: Детям предлагается разобрать коробочки по парам, одинаково звучащим.
“Найди картинку”
Цель: учить соотносить неречевые звуки с животными их издающими.
Оборудование: картинки с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.)
Ход игры: педагог воспроизводит звукоподражания соответствующие показываемым картинкам. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Игра может проводиться в двух вариантах:
а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции,
б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).
“Определи, где звучит?”, “Кто хлопал?”
Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания.
Ход игры:
1 вариант Дети закрывает глаза. Логопед тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Дети, не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.
2 вариант. Дети садятся в разных местах, выбирается водящий, ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши, водящий должен определить, кто хлопал.
«Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»
Цель– учить определять на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.
Ход игры: дети прислушиваются и рассказывают, что они услышали и в каком направлении находится источник звука.
"Поставь по порядку"
Цель– запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.
Оборудование: детские музыкальные инструменты.
Ход игры. Показать ребенку музыкальные инструменты, которые в ходе игры он должен будет узнать по звучанию. Поиграйте на каждом из них на глазах у ребенка. Скажите: "Дудочка гудит. Барабан гремит. Колокольчик звенит". Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах. Ребенок называет, что звучало.
Затем педагог играет на нескольких инструментах по очереди, затем предлагает разложить эти инструменты по очередности их звучания.
"Коробочка гремит"
Цель – дифференцировать неречевые звуки.
Оборудование: непрозрачные одинаковые коробочки, наполненные различными сыпучими материалами.
Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.
Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.
«Шумовые баночки».
Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.
Оборудование: непрозрачные одинаковые баночки, наполненные различными крупами, зернами.
Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой баночки, показывая и называя, какая крупа там лежит. Поставьте все коробочки на стол в один ряд.
Предложите ребенку потрясти каждую из баночек и послушать, как они гремят, и определить, какая крупа там лежит.
Попросите найти две одинаково звучащие баночки.
«Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.
Ход игры: сначала педагог показывает и называет предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу.) . Ребёнок определяет, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)
«Узнай по звуку».
Цель: учить определять источник звука.
Ход игры: Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.
«Найди игрушку».
Цель: учить дифференцировать силу звука.
Ход игры: Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.
«Где хлопнули?»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза, Педагог встаете в стороне от него и тихо хлопает в ладоши. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где хлопнули? – слева, спереди, сверху, справа, снизу.
«Что звучало?»
Цель: учить определять источник звука.
Оборудование: несколько звучащих игрушек: бубен, погремушка, колокольчик, свистулька и т.д, ширма.
Ход игры: педагог предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Далее предметы закрываются ширмой и ребёнку предлагается только на слух, без зрительной опоры, определить, что звучит. Количество игрушек можно постепенно увеличивать (с трёх до пяти).
«Угадай, что я делаю?»
Цель: учить дифференцировать звуки выполняемых действий.
Ход игры: Перед ребенком лежат хорошо знакомые ему предметы, например, карандаш, ножницы, бумага, стакан с водой и т.д. Далее предметы убираются за ширму, взрослый выполняет с ними определённые действия: режет бумагу, сминает бумагу рукой, переливает воду из одного стакана в другой и т.д. После каждого произведённого взрослым действия ребёнок рассказывает о нём, в силу своих речевых возможностей. В этой игре можно меняться ролями: сначала взрослый производит действие, потом — ребёнок и т.д.
Игра «Высоко – низко»
Цель: учить дифференцировать неречевые звуки по высоте звучания, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Дети идут по кругу. Музыкант воспроизводит низкие и высокие звуки (на баяне). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки – приседают.
“Угадай, что делать”.
Цель: учить различать силу неречевых звуков.
Оборудование: по два флажка на каждого ребенка, бубен.
Ход игры: если логопед громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырех раз.
“Угадай, кто идет”.
Цель: учить различать темп и ритм неречевых звуков.
Оборудование: картинки с изображением цапли и воробья, бубен.
Ход игры: Логопед показывает детям картинки и объясняет, что цапля ходит важно и медленно, а воробей прыгает быстро. Затем он медленно стучит в бубен, а дети ходят, как цапли. Когда же логопед быстро стучит в бубен, дети скачут, как воробьи. Затем логопед стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то прыгают, то медленно ходят. Менять темп звучания надо не более пяти раз.
«Кто стучится?»
Цель: развивать слуховое восприятие, дифференциацию ритмических рисунков.
Оборудование: иллюстрация к сказке «Три поросенка»
Ход игры: взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / (отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.
“Тихо – громко”
Цель: учить различать громкость звука.
Ход игры: Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если бубен звучит тихо дети идут на носочках, если более громко, идут обычным шагом, если ещё громче – бегут. Кто ошибся, то становится в конец колонны.
«Капельки»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: картинки с изображением ритмов в виде капель: капля – хлопок в ладоши, тире (черточка) – пауза.
Ход игры: взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам. Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.
«Отгадай, кто это?»
Цель: учить соотносить звук с его источником.
Ход игры: Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт
2. Игры и задания, направленные на различение высоты, силы и тембра голоса, ритма речи.
«В лесу»
Цель: учить дифференцировать звуки по силе произнесения.
Ход игры: дети стоят в разных местах группы, один ребенок в центре с закрытыми глазами. Дети по очереди зовут его: Ау. Ребенок определяет, кто его позвал, близко он или далеко.
«Три медведя».
Цель: учить дифференцировать фразы по тембру.
Ход игры: педагог рассказывает детям сказку «Три медведя» о и предлагает детям определить, кому принадлежат реплики из сказки.
Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?
— Кто же был в нашем доме? И т. п
«Угадай, кто сказал»
Цель: учить дифференцировать фразы по тембру голоса.
Оборудование: картинки с изображениями персонажей сказки «Три медведя».
Ход игры: педагог произносит фразы из текста сказки «Три медведя», меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
“Кто внимательный?”
Цель: учить различать шепотную речь.
Оборудование: различные игрушки.
Ход игры: Логопед садится на расстоянии 2-3 м от детей. Рядом с детьми разложены игрушки. Логопед предупреждает детей, что сейчас он будет давать задания очень тихо, шепотом, поэтому надо быть очень внимательным. Затем дает инструкции: “Возьми мишку и посади в машину”, “Вынь мишку из машины”, “Посади в машину куклу” и так далее. Дети должны услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и очень понятные, а произносить их тихо и четко.
“Назови звук” (в кругу с мячом).
Цель: учить выделять звуки, произносимые с другой интонацией, длительностью, силой.
Ход игры: Логопед называет слова, выделяя в них один звук: громче или дольше его произнося. Дети называют только этот звук.
Например, “матрррёшка”, “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”.
В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.
"Знайки"
Цель: развивать слуховое внимание, слушая речь, произносимую шепотом.
Ход игры. Педагог показывает ребенку машину:
"Что это? " – "Это грузовик".
Почему он так называется? " – "Потому что он возит грузы".
А как называется человек, который водит грузовик? " – "Шофер".
"Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? "
– "Да". – "Зачем? " – "Чтобы починить ее, если она сломается".
– "Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части. Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике".
«Узнай по голосу».
Цель: учить различать тембр голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.
Ход игры: Ребёнку предлагается отвернуться и догадаться, кто его позвал. Вначале ребёнка зовут по имени, затем произносят короткие звукокомплексы, например, АУ. Один и тот же человек с целью усложнения игры может менять силу голоса: говорить то низким, то высоким, то средним голосом.
«Эхо».
Цель: учить различать тембр голоса на материале одинаковых звуков, звукокомплексов, слов, фраз.
Ход игры: Педагог произносит какое-либо звукоподражание (собака лает: ав – ав!, корова мычит: мууу!, кот мяукает: мяу! и т.д.). Ребёнок на слух определяет, громко или тихо было произнесено звукоподражание и повторяет его с той же силой.
«Скажи, как я».
Цель: учить воспринимать тембр и эмоциональную окраску голоса.
Ход игры: Взрослый произносит один и тот же звук с различной тембровой и эмоциональной окраской, а затем просит ребёнка повторить за ним.
«Дует ветер».
Цель: учить изменять силы голоса, в зависимости от ситуации пользуясь громким или тихим голосом.
Ход игры: педагог говорит:
Дует лёгкий летний ветерок.
Дети произносят протяжно - у-у-у (тихо-тихо)
Педагог: - Подул сильный ветер.
Дети - У-У-У (громко)
Повторить несколько раз, следить, чтобы дети произносили звук в соответствии с определением ветра.
Задания на развитие акустических фонематических умений
3.Игры и задания, направленные на развитие восприятия и дифференциации слов близких по звуковому составу.
«Какое слово отличается?».
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звуковому составу
Ход игры: Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок выбирает и называет то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
«Так ли это звучит?»
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звучанию.
Оборудование: набор картинок, состоящий из пар картинок, названия которых звучат сходно. Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.
Ход игры: педагог предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова.
“Игрушка ошибается”
Цель: учить подбирать слова сходной звуковой структуры.
Ход игры: Логопед объясняет детям, что их любимая игрушка, например, плюшевый мишка, слышала, что они знают много слов. Мишка просит научить его произносить их. Логопед предлагает детям обойти вместе с мишкой комнату, чтобы ознакомить его с названиями предметов. Мишка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Он старается подражать детям в произношении звуков, по иногда заменяет один звук другим, называет другое слово: вместо “стул” говорит “штул”, вместо “кровать” - “шкаф” и т.п. Дети не соглашаются с его ответами, более внимательно прислушиваются к высказываниям мишки. Мишка просит разъяснить его ошибки.
“Так ли это звучит?”
Цель: учить подбирать слова сходной звуковой структуры.
Оборудование: две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка).
Ход игры: Логопед предлагает детям разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если дети не справляется с заданием, логопед помогает, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, логопед и дети вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.
«Подбери нужное слово»
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звучанию.
Ход игры: педагог читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.
Я опять задачу дам—всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?.
Что построили с тобой?.
На крючок в реке попал?.
Может всё, хоть ростом мал?.
(Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)
«Светофорик».
Цель: учить дифференцировать слова, близких по звучанию, развивать слуховое внимание, умение выбирать правильное звучание слова.
Ход игры: У ребёнка – красный и зелёный кружки. Взрослый показывает ребёнку картинку и просит его поднимать зелёный кружок, если он услышит правильное название изображённого на картинке предмета, и красный кружок, если название предмета прозвучит неправильно: баман – паман – банан – банам – баван – даван – ванам. Далее взрослый громко, медленно произносит слово – название картинки.
«Хлопни – топни».
Цель: учить детей дифференцировать слова различной звуковой структуры.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку хлопать, если слова из пары звучат похоже, топать, если не похоже: дом — ком танк – кубик майка – сайка куст – банан тучка – ручка Таня – Ваня карета — нота жар – пар карта – книга палка – галка
«Исправь ошибку».
Цель: учить подбирать слова с определенным звуковым составом.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку послушать стихотворение, найти в нём неправильное слово и заменить его другим, подходящим по смыслу извуковому составу. Мама с БОЧКАМИ (ДОЧКАМИ) пошла По дороге вдоль села. Пёс Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный ДУБ (СУП). Много снега во дворе – Едут ТАНКИ (САНКИ) по горе.
Упражнение «Какое слово не подходит?»
Цель: учить детей дифференцировать слова различной звуковой структуры.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных: Шар – жар – веник – пар Каток – моток – поток – дым Каша — гном – Маша – Даша
«Доскажи словечко».
Цель: учить подбирать слова с определенным звуковым составом.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку «превратиться в поэта», подобрав подходящее рифмующееся слово в каждом двустишии. Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (ЛИСУ). Двор в снегу, белы дома. В гости к нам пришла… (ЗИМА). Би – би – би – гудит машина - Не поеду без… (БЕНЗИНА)! IV.
«Похоже – непохоже»
Цель: учить детей дифференцировать слова сходной и различной звуковой структуры.
Ход игры: педагог называет слова и просит детей сказать, как они звучат - похоже или непохоже?
Мышка - мишка. (Похоже.)
Рак - мак. (Похоже.)
Лошадь - корова. (Непохоже.)
Шапки — лапки. (Похоже.)
Стол - шкаф. (Непохоже.)
Дом - ком. (Похоже.)
Миска - киска. (Похоже.)
«Какие бывают слова?»
Цель: учить детей дифференцировать слова сходной звуковой структуры.
Ход игры: педагог предлагает детям подобрать похожие слова к следующим словам:
Звери.(Двери.)Ночка.(Дочка.)Кости.(Гости.)
Ворона.(Корона.)Врач.(Грач.)Речка.(Печка.)и т.п.
«Звуки поменялись местами»
Цель: учить детей дифференцировать слова сходной и различной звуковой структуры.
Ход игры: педагог рассказывает детям, что Незнайка сочинил стихи, но что-то в них не так. Предлагает детям помочь ему исправить ошибки.
- Ой! - кричат вокруг хозяйки.
В огород забрались майки (зайки).
- Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько норку (корку).
Здесь хорошее местечко —
Протекает мимо печка (речка).
Слезы льются у Оксанки:
У нее сломались банки (санки).
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли шапки (лапки).
Между гор издалека
Течет бурная щека (река).
А. Максаков
Педагог спрашивает детей, почему Незнайка ошибся. (Потому что слова звучат похоже.)
Дает детям задание произнести слова, которые звучат похоже. (Майка — зайка, печка речка, банки - санки, норку - корку, шапки - лапки, щека - река.)
«Кто-то что-то перепутал»
Цель:учить различать слова, отличающиеся одной фонемой.
Ход игры: педагог читает ребенку стишки, заменив в каком-нибудь слове один звук (или убрав его, или добавив лишний). Ребенок должен найти в стихотворении ошибку и исправить ее. Стихи могут быть самыми разными, например:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в кости.
Самолёт построим сами,
Понесёмся над весами.
Понесёмся над весами,
А потом вернёмся к маме.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лампочки погреть.
4. Игра на дифференциацию слогов.
“Поиграй, как я”.
Цель: учить правильно воспроизводить звукокомплексы, различающиеся одной фонемой
Оборудование: по большому и маленькому кружку на каждого ребенка, большой и маленький барабан.
Ход игры: У логопеда большой и маленький барабан, у детей большой и маленький кружок. По большому барабану стучим и говорим там-там-там, по маленькому тям-тям-тям. Играем на большом барабане показываем большой кружок и поём там-там-там; тоже с маленьким. Затем произвольно логопед показывает барабаны, дети поднимают кружки и поют нужные песенки.
«Похлопаем».
Цель: учить дифференцировать слоги, правильно повторяя их количество и звучание.
Ход игры: педагог объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
«Что лишнее? ».
Цель: учить дифференцировать слоги, близких по звучанию.
Ход игры: педагог произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Повторюшки».
Цель: учить воспроизводить слоговые ряды.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды: со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та; с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.; с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.; с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.; с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.; с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д.
«Сигнальщик».
Цель:учить выделять слог, выделяющийся звучанием из слогового ряда.
Ход игры: Взрослый просит ребёнка подать заранее условленный сигнал (хлопок, удар рукой по столу и т.д.), когда услышит слог, отличающийся от других: па-па-ба-па, фа-ва-фа-фа и т.д.
“Делай правильно”
Цель: учить детей различать и правильно воспроизводить звукокомплексы, различающиеся одной фонемой.
Оборудование: картинки: швейная игла, пила, щетка.
Ход игры: Логопед. Когда шьют иголкой (показ картинки), слышится: “Шик – шик – шик”. Когда пилят дрова пилой (показ картинки), слышно: “Жик – жик – жик”, а когда чистят одежду щёткой, слышно: “Щик – щик – щик” (дети повторяют все звукосочетания вместе с логопедом по 2-3 раза). – Давайте шить…пилить дрова… чистить одежду…(дети имитируют движения и произносят соответствующие звукосочетания). Логопед в произвольном порядке произносит звукосочетания, а дети выполняют действия. Затем показывает картинки, дети произносят звукосочетания и выполняют действия.
5. Игра на дифференциацию фонем.
“Найди нужные слова”
Цель: учить определять наличие заданного звука в словах.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры: Логопед выставляет все картинки, даёт задания.
– Назовите слова, в которых есть звук “Ж”?
– В каких словах есть звук “Ш”?
– Назовите слова со звуком “Ц”.
– В каких словах есть звук “Ч”?
– Какие слова начинаются с одинаковых звуков?
– Назовите четыре слова со звуком “ЛЬ”.
– Назовите слова со звуком “У”.
«Поймай звук».
Цель: учить выделять заданный звук из звукового ряда.
Ход игры: Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»).
«Будь внимательным»
Цель: учить выделять заданный звук из звукового ряда.
Ход игры: педагог предлагают детям хлопнуть в ладоши, если в словах, которые он назовет, есть звук «С» («песенка большого насоса»).
Слова: стол, автобус, самолет, дерево, санки, стул, сосулька, шапка, слон, стакан, лиса, Буратино, Карлсон, собака.
Стихотворение
После чтения стихотворения педагог предлагает детям назвать слова со звуками «С-СЬ».
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
- Не скули, - сказал я псу,
- Прогони скорей осу.
А. Максаков (Пса, нос, оса, скули, сказал, псу, скорей, осу.)
Потешки
Сели дети на салазки.
Как блестят весельем глазки!
Разогнались, понеслись,
Покатились с горки вниз
(Сели, салазки, блестят, весельем, разогнались, понеслись, покатились.)
Упражнение «Повторялки».
Цель: учить правильно воспроизводить звуковые ряды.
Ход игры: Взрослый предлагает повторить за ним сочетания гласных звуков сначала по два, далее по три: АО, УА, АИ, ЫИ; АУИ, ИАО, ОИЫ и т.д.
“Чудесный мешочек»
Цель: учить выделять заданный звук из звукового ряда.
Ход игры: детям предлагается из мешочка достать игрушки, в названии которых есть звук «Ш», и назвать их.
Набор игрушек: машина, кубик, матрешка, пирамидка, шарик, неваляшка, юла и др.
“Пчёлы”
Цель: учить различать и правильно воспроизводить мягкие и твердые звуки
Ход игры: Логопед: - Пчёлы живут в ульях – домиках, которые для них сделали люди. Когда пчёл много они гудят: “Зззз – зззз – зззз” (дети повторяют). Одна пчела поёт ласково: “Зь – зь – зь”. Вы будете пчёлами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) – поляна с цветами. Утром пчёлы проснулись и загудели: “Ззз – ззз” (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается докакого-нибудь ребёнка) полетела за мёдом крылышками машет и поёт: “Зь – зь – зь” (ребёнок имитирует полёт пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).Вот ещё пчела полетела (дотрагивается до следующего ребёнка; игровые действия выполняют все дети). Набрали они много мёда и полетели в улей: “Зь – зь – зь”; прилетели домой и громко загудели: “Зззз – зззз –зззз” (дети имитируют полёт и произносят звуки).
«Кто внимательный»
Цель: учить различать гласные звуки, соотносить их с их графическим изображением.
Оборудование: картинки с изображениями положения губ при произнесении какого-либо гласного звука.
Ход игры:Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза.
«Узнай звук»
Цель: учить определять наличие или отсутствие заданного звука в слове на слух.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку выполнять определенное действие (поднимать руку, хлопать в ладоши, топать ногой), когда он услышит слова с заданным звуком.
«Фокусники»
Цель: учить изменять слова с помощью изменения одного звука.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово».
Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.
“Кто внимательный?”
Цель: развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале.
Оборудование: звуковые символы.
Ход игры: На столе один символ звука или несколько. Логопед называет ряд гласных звуков. Дети должны поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более по мере усвоения детьми навыков звукового анализа и синтеза.
«Что общего?»
Цель: учить находить общий звук в словах.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку произнести три-четыре слова, в каждом их которых есть определенный звук, спрашивает ребенка, какой звук общий для всех этих слов.
Желательно, чтобы заданный звук находился в словах на разных позициях — в начале, в середине и в конце.
Например: цапля, нарцисс, молодец.
«Раз, два, три — быстрей сообрази!»
Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.
Ход игры: педагог предлагает ребенку придумать слово, которое будет отвечать определенным критериям, например:
Назови слово, которое начинается с того же звука, что и слово «шуба».
Придумай слово, которое начинается с последнего звука слова «арбуз».
Вспомни название рыбы, в котором есть последний звук слова «замок» (щука, карась, карп...).
Подбери слово, в котором первый звук — с, а последний — к.
Можно попросить ребенка выбрать картинку, на которой изображен предмет с заданным звуком, или простой найти такой предмет в комнате.
«Помоги собрать вещи»
Цель: учить различать звуки [з] – [ж]
Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи, в названии которых есть звук [з]. а жуку со звуком [ж].
(Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок).
5. Игры на формирование начальных навыков звукового анализа и синтеза.
«Звуковые песенки»
Цель: учить детей производить звуковой анализ звукокомплексов, состоящих из 2 гласных звуков.
Оборудование: символы для составления звуковых сжем слов.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» - дети кричат в лесу. Или «ИА» - как кричит ослик. Или «УА» - так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» и т.п.
Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем - второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?»
Цель: учить определять первый звук в словах.
Оборудование: картинки с изображениями предметов названия которых начинаются с ударных гласных звуков.
Ход игры: Взрослый показывает картинку, название которой начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
«Расколдуй слово»
Цель: учить определять каждый звук в заданном слове по –порядку.
Ход игры: Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы.
Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.
«Живые звуки, слоги»
Цель: Учить синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.
Ход игры: дети делятся на две группы. Детям первой группы педагог говорит, кто в какой звук превратится. Например:
Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».
Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».
Оля, ты главный звук «и».
Вера, ты второй звук слова «дно»
Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
«Кто как голос подаёт».
Цель: закрепить чтение слов, объединённых общим началом. Развивать фонематический слух.
Оборудование: карточки с изображением животных и птиц и напечатанные слова, которые произносят эти животные или птицы.
Ход игры: педагог показывает детям картинку, задает вопрос:
как ворона голос подаёт? Каррр!
Затем предлагает детям придумать слова по первому слогу, звуку. (аналогично с другими картинками - корова, лягушка, коза, курица, мышка, кукушка, индюк)
“Назови первый звук слова”
Цель: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в словах.
Оборудование: набор предметных картинок.
Ход игры: Педагог: У меня разные картинки, давайте их назовём (указывает на картинки, дети по очереди называют их). Я вам расскажу тайну: у слова есть первый звук, с которого оно начинается. Послушайте, как я назову предмет и выделю в слове первый звук: “Барабан” - “б”; “Кукла” - “к”; “Гитара” - “гь”. Дети по очереди вызываются к доске, называют предмет с выделением первого звука, а потом звук изолированно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"
Тема: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧОНКА КУЗИ. Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста
В статье раскрывается значение фонематического слуха на развитие речи, понятие фонематического слуха. Описываются признаки нарушения фонематического слуха, раскрываются этапы его формирования....
Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп....
Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Приемы формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста
У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего детства. Для успешного овладения ребёнком навыками фонематическгого анализа и синтеза в старшем дошколь...
