Методическая разработка по развитию речи на тему: «Наши верные друзья — домашние животные»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель:
Активизация и расширение словарного запаса по теме «Домашние животные» и формирование навыка построения простых распространённых предложений.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить словарь по теме:
· Существительные: кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, свинья, котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, поросёнок, конура, хлев, коровник, конюшня, свинарник, будка, грива, рога, копыта, лапы, шерсть, щетина.
· Глаголы: мычит, лает, мяукает, ржёт, блеет, хрюкает, кормит, поит, ухаживает, пасётся, охраняет, ловит (мышей).
· Прилагательные: домашние, полезные, пушистый, гладкий, рогатый, быстрый, верный, заботливый.
2. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка — кошечка, кот — котёнок).
3. Закреплять умение образовывать названия детёнышей животных (у кошки — котёнок, у коровы — телёнок).
4. Совершенствовать умение строить простое распространённое предложение с предлогом «у» (У коровы есть рога. У лошади длинный хвост.).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать речевое дыхание и голос (на примере звукоподражаний).
2. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.
4. Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе и заботливое отношение к домашним животным.
2. Формировать навыки сотрудничества, умение слушать товарища и педагога.
Оборудование и материалы:
· Наглядность: Картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, картинки с изображением жилищ животных, корма; игрушки-фигурки домашних животных.
· Дидактические игры: Лото «Чей малыш?», «Кто где живёт?», «Кто что ест?».
· Раздаточный материал: Разрезные картинки (пазлы) из 4-6 частей с изображением животных, фишки для поощрения.
· Технические средства: Аудиозапись с голосами животных, магнитофон.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию речи тема:
«Наши верные друзья — домашние животные»
Возрастная группа: Подготовительная группа (6-7 лет) с ТНР
Форма проведения: Подгрупповое занятие (5-6 детей)
Подготовила: Харитонова Е.А.
Цель:
Активизация и расширение словарного запаса по теме «Домашние животные» и формирование навыка построения простых распространённых предложений.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Уточнить и расширить словарь по теме:
· Существительные: кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, свинья, котёнок, щенок, телёнок, жеребёнок, козлёнок, ягнёнок, поросёнок, конура, хлев, коровник, конюшня, свинарник, будка, грива, рога, копыта, лапы, шерсть, щетина.
· Глаголы: мычит, лает, мяукает, ржёт, блеет, хрюкает, кормит, поит, ухаживает, пасётся, охраняет, ловит (мышей).
· Прилагательные: домашние, полезные, пушистый, гладкий, рогатый, быстрый, верный, заботливый.
2. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кошка — кошечка, кот — котёнок).
3. Закреплять умение образовывать названия детёнышей животных (у кошки — котёнок, у коровы — телёнок).
4. Совершенствовать умение строить простое распространённое предложение с предлогом «у» (У коровы есть рога. У лошади длинный хвост.).
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать речевое дыхание и голос (на примере звукоподражаний).
2. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление.
4. Развивать фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе и заботливое отношение к домашним животным.
2. Формировать навыки сотрудничества, умение слушать товарища и педагога.
Оборудование и материалы:
· Наглядность: Картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, картинки с изображением жилищ животных, корма; игрушки-фигурки домашних животных.
· Дидактические игры: Лото «Чей малыш?», «Кто где живёт?», «Кто что ест?».
· Раздаточный материал: Разрезные картинки (пазлы) из 4-6 частей с изображением животных, фишки для поощрения.
· Технические средства: Аудиозапись с голосами животных, магнитофон.
Ход занятия
I. Организационный момент. (2-3 минуты)
Цель: Создать эмоциональный настрой, включить детей в работу.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся не словами, а как животные. Как поздоровается кошка? (Дети: «Мяу-мяу!»). А собака? («Гав-гав!»). А коровка? («Му-у-у!»). Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о наших верных друзьях — домашних животных.
II. Введение в тему. (4-5 минут)
Цель: Актуализировать знания детей о домашних животных.
На мольберте или магнитной доске — картинки с изображением домашних и диких животных (лиса, заяц, медведь, корова, собака, кошка).
Логопед: Посмотрите на картинки. Давайте найдём тех животных, которые живут рядом с человеком. Кого человек кормит, поит, строит для него дом? (Дети по очереди выходят и выбирают картинки с домашними животными, называют их).
Педагог: Правильно! Корова, собака, кошка — это домашние животные. Почему они так называются? (Потому что живут дома, рядом с человеком). Человек заботится о них, а они приносят ему пользу.
III. Основная часть. (15-18 минут)
1. Лексико-грамматические игры и упражнения.
а) Упражнение «Назови ласково» (работа с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Педагог показывает картинку с животным, а дети называют его ласково.
· Кошка — кошечка.
· Собака — собачка, пёсик.
· Лошадь — лошадка, лошадушка.
· Корова — коровка, коровушка.
· Козлёнок — козлёночек.
б) Упражнение «Чья мама? Чей малыш?» (образование названий детёнышей).
Логопед показывает картинку с взрослым животным, а дети называют его детёныша, и наоборот.
· У кошки — ... (котёнок). У нас много ... (котят).
· У собаки — ... (щенок). У нас много ... (щенков).
· У коровы — ... (телёнок). У нас много ... (телят).
· У лошади — ... (жеребёнок). У нас много ... (жеребят).
· Чей это малыш? Это ягнёнок. Его мама — ... (овца).
в) Упражнение «Кто как голос подаёт?» (отработка глаголов).
Педагог: «Давайте представим, что мы на ферме. Кто как голос подаёт?»
· Корова — мычит («Му-у-у»).
· Собака — лает («Гав-гав»).
· Кошка — мяукает («Мяу-мяу»).
· Лошадь — ржёт («И-го-го»).
· Свинья — хрюкает («Хрю-хрю»).
· Овца — блеет («Бе-е-е»).
Можно использовать аудиозапись для проверки и развития слухового внимания.
г) Упражнение «Составь предложение» (построение простого распространённого предложения с предлогом «У»).
Педагог раздаёт детям картинки с животными или игрушки.
Педагог: Посмотрите на своё животное и скажите, что у него есть. Начните со слова «У...».
· Ребёнок: «У коровы есть рога и хвост».
· Ребёнок: «У лошади есть длинная грива».
· Ребёнок: «У свиньи есть хвост крючком».
2. Физкультминутка «Веселый зоопарк» (2-3 минуты)
Цель: Снять мышечное напряжение, развивать общую моторику.
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте.)
Как животных нам назвать? (Пожимаем плечами.)
Будем мы их изображать! (Хлопаем в ладоши.)
Ходит важно кот пушистый, (Ходьба на носочках, плавные движения руками.)
А щенок резвый, быстроногий. (Бег на месте.)
Лошадь по полю скакала, (Высоко поднимаем колени.)
Хвост и гриву развивала.
А корова на лугу («Доим» корову.)
Ест зелёную траву.
А козочка бодается, (Показываем «рожки» пальцами.)
С ребятами драться хочет.
А теперь мы все устали, (Садимся на корточки, руки под щёку.)
Дружно, тихо задремали. .
3. Пальчиковая гимнастика «Котята» (2 минуты)
На ладошке у ребят (Раскрыть ладонь.)
Пять котяток дружно спят. (Другую руку сжать в кулачок, положить на ладонь.)
Проснулись, потянулись, (Кулачок разжать, пальцы растопырить.)
К маме-кошке повернулись.
Молочка они попили, (Сложить ладошки «ковшиком», поднести ко рту.)
Клубочком все покатились. (Соединить пальцы в «замок», делать круговые движения.)
4. Дидактическая игра «Разрезные картинки» (3-4 минуты)
Цель: Развивать зрительное восприятие, мышление, умение работать в паре.
Дети делятся на пары и собирают разрезные картинки (пазлы) из 4-6 частей с изображением домашних животных. После сборки каждый называет своё животное и составляет о нём простое предложение (например, «Это собака. Она охраняет дом»).
IV. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 минуты)
Цель: Закрепить полученные знания, оценить работу детей.
Педагог: Ребята, о ком мы сегодня говорили? (О домашних животных). Почему они называются домашними? (Они живут с человеком). Как нужно относиться к домашним животным? (Заботиться, кормить, любить).
Игра «Хлопни в ладоши» (на закрепление темы и развитие фонематического слуха).
Педагог: Я буду называть слова. Если услышите название домашнего животного — хлопните в ладоши. Если услышите название дикого животного или другого слова — молчите.
Слова: корова, волк, стул, лошадь, заяц, кошка, тигр, собака, свинья.
Педагог хвалит всех детей, отмечает их старания и раздаёт фишки-поощрения (например, в виде следов животных или наклейки с животными).
Рекомендации для родителей (работа дома):
1. Дома: Рекомендовать родителям:
· Рассматривать иллюстрации в книгах о домашних животных.
· Посетить контактный зоопарк или деревню.
· Почитать сказки и рассказы («Котёнок по имени Гав», «Про котёнка Пушистика» и др.).
· Предложить ребёнку нарисовать своё любимое домашнее животное и составить про него короткий рассказ (из 2-3 предложений) с помощью взрослого.
Данная разработка учитывает особенности детей с ТНР: частая смена деятельности, опора на наглядность, многократное повторение речевого материала, включение двигательных и дыхательных упражнений, что способствует лучшему усвоению темы и поддержанию интереса на протяжении всего занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и птицы».
Конспект занятия представлен для детей младшего возраста, с беседами и просмотром серии картинок "Домашние животные и птицы, с разучиванием стихов, потешек, что развивает и обогащает ...

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.
Конспект НОД по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....

Методическая разработка по развитию речи по теме: "Домашние животные". Старшая группа.
Конспект НОД по развитию речи по теме: "Домашние животные" (закрепление материала)....
Методическая разработка по развитию речи на тему "Домашние животные"
Актуализация словаря детей по теме "Домашние животные"....

Методическая разработка по развитию речи по теме «Домашние животные и их детеныши»
Цели: Создать условия для формирования у детей представления о домашних животных и их детенышах.Задачи:1. Расширить словарь за счет имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, ...

Методическая разработка по развитию речи по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Методическая разработка по развитию речи по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» учит отгадывать загадки, развивает умение узнавать и называть домашних животных (лошадь, корова, свинья, собака, ...
Методическая разработка по развитию речи в первой младшей группе "Домашние животные и их детеныши"
Учить детей различать взрослых животных и их детенышей; учить называть и сравнивать их по величине- "Большой " и "маленький"; обогащать словарный запас детей способствовать воспита...