Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным. Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста»

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным. Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ?С древних времен русскому народу на помощь в этой области приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Потешки - малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. Когда и как использовать потешки?

• когда ребенка одевают на прогулку;

• купают;

• помогают проснуться с хорошим настроением;

• если ребенок шалит или капризничает;

• для игры с ним;

• для обучения малыша в игровой форме и пр.

Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь. С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.

- Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка…

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка

Умой моё личико…

При причёсывании: Расти, коса, до пояса

Не вырони ни волоса

Расти косонька до пят,

Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи: Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:

«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,

Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать, да большие вырастать.

Вот поспят подольше - вырастут побольше».

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:

«Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся! ».

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Как можно использовать потешку в практике для поддержания правил режима в период адаптации ребёнка...

Консультация для педагогов "Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста"

 Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их о...

Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника».

Консультация для родителей«Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника»....

Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»С древних времен русскому народу на помощь в общении с детьми раннего возраста приходитф...

Консультация для родителей. «Влияние потешки на процесс формирования речи младшего дошкольника

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улав...