Консультации для родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Сытина Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи и у детей с ОВЗ

Шарики Марблс— в переводе означает «мраморный». Они берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Ведущим видом деятельности в детском саду является игра поэтому навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.

Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в играх и упражнениях:

1. Формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук.

2. Развивается ориентировка на плоскости листа.

3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.

4. Формируется звуковой анализ и синтез.

5. Формируется анализ слогового состава слова.

6. Проводится профилактика дисграфии у детей.

7. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.

8. Обогащается словарный состав.

9. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.

12. Активизация не только остроты зрения, но и других зрительных функций (цветоразличение, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).

14. Развитие зрительно-моторной координации (согласованные действия руки и глаза, действие мышкой в одной плоскости и осмысление в др. плоскости).

19. Развитие ориентировочно-поисковой функции

зрительного восприятия (устанавливать и удерживать взор).

20. Развитие отдельных зрительных функций (острота зрения, поле зрения, светоощущение, цветоощущение, бинокулярное зрение, аккомодация, конвергенция).

21. Развитие информационной познавательной функции через активизацию зрительного восприятия как психического процесса.

22. В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции.

1. Развитие пространственных представлений

Например предлагаем выложить камешками по контуру геометрические фигуры. При этом формируется правильный обхват кисти, развиваются сложные координированные движения рук. Активизация не только остроты зрения, но и других зрительных функций (цветоразличение, расширение поля зрения, развитие глазодвигательных функций).

Или можем потренироваться в использовании предлогов. Положи камешек на стул около стула перед стулом за стулом под стул слева от стула справа от стула держи над стулом.

Также камешки можно использовать при изучении лексических тем. Показать Для этого у меня на каждую тему есть картинка на которой отсутствует часть изображения, которые мы заполняем камешками. При этом происходит развитие ориентировочно-поисковой функции зрительного восприятия (устанавливать и удерживать взор). Развитие информационной познавательной функции через активизацию зрительного восприятия как психического процесса.

Можно предложить поиграть в игру «Вверх-вниз, вправо-влево»

Предлагаем эталон разложенных камешков а ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится.

Или усложнить задачу, предлагаем выложить камешки по памяти, спрятав образец.

Также с помощью камешков можно проводить графические диктанты.

Они развивают логическое и абстрактное мышление, орфографическую зоркость, воображение, усидчивость, мелкую моторику, умение ориентироваться на листе, координировать свои движения, закрепляют полученные знания на практике.

«Логические дорожки»

Продолжи логическую дорожку из камешков. При этом учитывается не только цвет камешков, но и их фактура показать

2. Работа по профилактике дисграфии

Игра «Зеркало»

Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались - где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения

Игра «Знакомство с буквой»

Закрой кружочки камешками, чтобы получилась буква. Выкладывание букв по контурам, по образцам,

или самостоятельно.

Игра «Строители»

Восстанавливаем сломанные буквы, слоги. Помоги починить сломанные буквы.

3. Расширение и обогащение словарного запаса, грамматические задания показать

-Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет.

-Называй предмет, на который ставишь камешек сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ согласование сущ. с числительным

-Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : Слон – Слоник, СнеЖинка – СнеЖиночка и т. д.

-Раскрась картинки в цвет камней, которые на них стоят : например живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в красный цвет.

-С каждым предметом придумай по одному предложению.

( усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из таблицы

-Придумай однокоренные слова к картинке, на которой стоит камешек.

-Игра «Угадай». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее слово-предмет и проговори словосочетание целиком.

-Игра «Чего не стало?». Закрываем камешками любые картинки, а ребенок отгадывает.

-Игра «Жадина». Назови картинки со словами мой, моя, моё, мои.

Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. ; жёлтый камешек — погремушка, жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

Этот ежик «жадина», он про все предметы говорит: Мой/моя/моё/мои. Положи камешек в клеточку, когда увидишь нужную картинку

• Цель: закрепить умение согласовывать существительные с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ в роде, числе, падеже.

4. Развитие фонематического слуха и восприятия

Игра «Мягкий или твердый?»

Проговори звуки/слоги/слова за логопедом и посели их в нужный домик (твёрдые - синие, мягкие – зелёные).

Повторяю слоги например ма мя мо ме му мю ребенок определяет твердый или мягкий звук и кладёт камешек в определенный домик. Или называю слова маша миша малина мельница и т. д.

Игра «Услышь звук»

Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове зонт-звук з слышим в начале слова, в слове роза - звук з слышим в середине слова … определи где слышишь звук в начале, середине или конце слова.

Игра «Волшебный мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий цвет — твёрдый согласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

5. Звуко-буквенный анализ слов

Предлагаем ребенку сделать звуко-буквенный анализ слов лапы и лиса. Потом говорим назовите в этих словах первые звуки. Чем они похожи чем отличаютя. Дальше какой второй звук? И т. д.

Или еще чем пожи слова оса лиса?. в них есть звук С. Где он находится?. Какой он?

Выкладываем камешки на звуковой линейке

- С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

- Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

- На каком месте находится звук (в начале, середине, конце)

- Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?

6. Анализ слогового состава слова.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

- Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.

-Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное?

Какое слово самое короткое?

7. Развитие связной речи

Игра «Составь предложение»

Составление предложения с заданным словом, или по картине.

Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.

Составление предложений с предлогами.

Сосчитать сколько слов в предложении

8. Автоматизация звука в слогах, словах

Игра «Лосяшу дойти до Бараша»

Проговори звуки, слоги/слова за логопедом и выложи камешки по дорожке.

Игра «Лабиринты».Автоматизация звуков в словах

Передвигаем камешек по картинкам, четко проговаривая слова (можно через слово или

в обратном направлении, назови слово и поставь камешек в правом верхнем углу и т. д.)

Игра «Звуковые листочки»

Проводится по типу лабиринта

Автоматизация звуков в предложениях с помощью мнемосхем

Ребенок четко повторяет предложение при этом выкладывает камешки на картинки о которых говорит

Автоматизация звуков в связной речи

в скороговорках с помощью мнемосхем

Учим с ребенком скороговорки при этом передвигаем камешки по картинкам. Ребенок не только учится правильно произносить автоматизируемый звук, но и быстрее запоминает скороговорку. Также развивается ориентировка на плоскости и глазодвигательные функции.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей



Предварительный просмотр:

Профилактика зрительных расстройств на логопедических занятиях.

Помимо выполнения коррекционных логопедических задач, учитель-логопед на своих занятиях решает и ряд других проблем: развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики и т. д.

Используя несложные специальные приемы, не следует забывать и о профилактике зрительных расстройств у детей. Ведь около 90% всей получаемой нами информации поступает через зрительный анализатор.

При организации педагогического процесса логопеду нужно ознакомиться с особенностями строения хрусталика, внутренней оболочки глаза (сетчатки) и глазодвигательных мышц. Человек видит хорошо только в том случае, если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке. Такой глаз имеет нормальное зрение и называется эмметропическим. При пересечении лучей позади сетчатки глаза дальнозоркие (гиперметропические, а при пересечении лучей перед сетчаткой близорукие (миопические). Работа глаз в большой степени определяется изменением хрусталика, обладающего свойством принимать форму, соответствующую расстоянию, на котором находится рассматриваемый объект. Свойство хрусталика создавать на сетчатке четкое изображение рассматриваемого объекта, находящегося на разных расстояниях от глаза, называется аккомодацией.

Внутренняя оболочка глаза — сетчатка — воспринимающий аппарат. По анатомическому строению она состоит из десяти слоев, наиболее важный из которых — слой зрительных клеток, состоящий из свето- и цветовоспринимающих клеток — палочковых и колбочковых.

Движения глазных яблок возможны благодаря аппарату, состоящему из четырех прямых и двух косых мышц. Сокращения отдельных мышц глаз или же их групп обеспечивают их координированные движения. Систематическое напряжение мышц глаз при несоблюдении правил гигиены зрения может изменить форму глазных яблок вследствие растяжения оболочек и мышц, что приводит к близорукости и косоглазию.

Большое влияние на нормальное формирование зрения в детском возрасте оказывают характер, длительность и условия зрительной нагрузки. По мнению проф. Э. С. Аветисова и других авторов, часть детей, особенно младшего возраста, имеют слабую аккомодацию и при чрезмерной зрительной нагрузке испытывают трудности.

В подтверждение этой теории в настоящее время накоплено много фактов. Так, у детей с хорошо развитой устойчивостью аккомодации близорукость под влиянием учебных занятий в школе не наступает. И наоборот, у детей с плохой устойчивостью аккомодации чаще развивается близорукость (до 20%) уже на первых порах обучения в школе.

Хронометражные наблюдения показали, что на занятиях 80,2% времени проходит с активным участием зрения, поэтому в детском саду очень важен контроль за их длительностью и рациональным построением. Установленная длительность занятий — 25 мин для старшей и 30 мин для подготовительной к школе групп — не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у них, наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы, наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва.

Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций может способствовать развитию зрительных расстройств. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям и занятиям по письму, счету, чтению, рисованию, требующим большого напряжения зрения. Ограничение длительности занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза, можно достигнуть при своевременной смене разных видов деятельности, не связанных с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Чисто зрительная работа не должна превышать 5 – 10 мин в младшей и 15 – 20 мин в старшей и подготовительной к школе группах. Если почему-либо характер самого занятия невозможно изменить, надо обязательно предусмотреть 2 – 3-минутную физкультурную паузу. Неблагоприятно для зрения чередование однотипных по характеру занятий, когда первое и следующее за ним требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью, например, с гимнастикой.

Эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями можно повысить, предложив детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2 – 3 мин смотреть вдаль. Дети смотрят сначала на сделанную на окне метку (черную точку, маленькую бабочку или цветок, или что-либо подобное) и затем вдаль. Целесообразно то же самое повторить по окончании второго занятия. Если проводить такое несложное упражнение ежедневно, это поможет восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. В кабинете логопеда для тренировки аккомодации можно разместить высоко на стенах буквы или рисунки и периодически рекомендовать ребенку посмотреть вверх на них.

Тренировке глазодвигательных мышц хорошо помогает слежение взглядом за ярким, небольшим предметом, находящимся в руках педагога. Предмет нужно двигать медленно, чтобы ребенок до конца проследил его движение. Предмет показывается чуть выше глаз впереди сидящих детей. По цвету он не должен сливаться с окружающей обстановкой. Можно сопровождать показ предмета с каким-нибудь игровым сюжетом. Например: колобок покатился сначала вправо (встретился с волком, затем вверх (повстречал зайца, вниз (встретился с медведем). Или: самолет летит вверх, затем вниз, опять вверх, вниз, влево, вверх, вправо, вниз и идет на посадку.

Сюда же подходят и упражнения на развитие прослеживающей функции глаза с использованием готовых «дорожек». Для этого на большом листе бумаги, стене или доске изображаются линии, по которым дети должны «пройти» определенную дистанцию. Сначала педагог помогает детям, используя указку, затем они выполняют упражнение самостоятельно, по словесной инструкции. Демонстрационные картинки должны быть крупного размера, с четким контуром. Перед использованием следует оценить наглядный материал и при необходимости обвести картинки по контуру. Нужно учитывать фоны доски и картинки — не допускать их слияния, т. е. на белой доске не использовать светлые картинки. Зеленый фон оказывает релаксирующее влияние, оранжевый, наоборот, стимулирует активность работы сетчатки. Желательно, чтобы картинка для показа была в рамочке, а в идеале — объемной. Лучше работать на вертикальной поверхности, утром и вечером использовать черно- белые пособия, днем — цветные (для активизации работы сетчатки).

На этапе постановки и автоматизации звука изолированно можно использовать «лабиринт» для развития глазодвигательной функции. Он представляет собой замкнутую линию в виде рыбки, елочки, ежика, т. е. контур какого-нибудь предмета. Второй вариант лабиринта — ребенок должен «пройти» определенную дистанцию. Например: собачка бежит по красной дорожке. Куда она попадет? Первый раз ребенок «проходит» дорожку молча, следя глазами; второй раз сопровождает движение звуком — собачка бежит и весело рычит: р-р-р. В лабиринте можно изобразить любую дорожку без картинок. Объемные магниты или съемные картинки адаптируются к нужной лексической теме или изучаемому звуку.

Для автоматизации звука в слогах используются упражнения для развития прослеживающей функции глаза. Например, буква Р едет на машинке в гости к другим буквам и поет свою песенку. Встретившись, буквы здороваются: Р — А, Р — О, Р — Ы и т. д. Эту игру можно организовать на доске или столе.

Для автоматизации звука в словах используются альбомы, в которых картинки расположены рядами слева направо или размещаются на доске или столе вертикально, что заставляет разрабатывать прямые мышцы глаза. Есть замечательные альбомы О. И. Лаза ренко по автоматизации звуков.

Дети очень любят игры типа «ходилки» или «бродилки». Можно брать готовые игры или использовать набор картинок на определенный звук, располагая их горизонтально или вертикально на столе. Придя к финишу, попросите ребенка еще раз назвать все картинки по порядку, развивая таким образом и глазодвигательную функцию.

По такому же принципу можно проводить автоматизацию звука и в связной речи. Для профилактики зрительных расстройств «полезны» рассказы по серии картинок, опорным картинкам, цепные тексты. Только не забывайте предлагать ребенку проследить взглядом всю историю от начала до конца.

При изучении букв и обучении детей чтению применяются различные способы, помогающие проводить профилактику дисграфии и дислексии и развивающие зрительные функции. Например: найди одинаковые буквы, неправильные буквы, добавь недостающие детали букв, угадай букву по ее фрагменту, «зашумленные» изображения букв. Зрительный поиск помогает развитию глазодвигательных мышц.

Неправильные привычки в ходе чтения также способствуют ухудшению зрения. При чтении глаза совершают довольно быстрые движения с малой амплитудой вдоль длины строки и с еще меньшей амплитудой движения по вертикали. Мышцы глаз, двигающие их из стороны в сторону, при этом загружаются в достаточной степени, а мышцы, двигающие глаза вверх-вниз, испытывают нехватку движения.

Нагруженные мышцы быстро утомляются, а мышцы второй группы пребывают в инертном состоянии. Возникающая неравномерная нагрузка на глазные мышцы приводит к деформации глазного яблока, в результате — плохое зрение. Недостаток движений глаза в полной амплитуде при чтении приводит к ослаблению глазных мышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Движение взгляда не по самим буквам, а по белым полоскам, разделяющим строки, позволяет избежать ненужного напряжения зрения.

Вот несколько рекомендаций:

Книга должна находиться ниже уровня подбородка и на таком расстоянии, откуда лучше виден шрифт. Не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга. Мышцы рук и плеч должны быть расслаблены;

По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль в течение 1 — 2 с на какой-либо предмет;

Во время чтения нужно чаще моргать (желательно, в конце каждой строки);

Не следует читать при сильном солнечном освещении, так как из-за отраженных солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают;

Не рекомендуется читать при головных болях, сильной усталости организма;

Нельзя использовать глянцевые поверхности;

Обязательно нужно применять подставки для книг;

При письме необходимо частое моргание. Не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд за движением ручки. Важно обращать внимание на качество тетрадей, прописей, книг. Поверхность должна быть матовой, клетки или линейки достаточно контрастными. Выбирая букварь для чтения, обращайте внимание на достаточный пробел между строчками, что способствует снятию зрительного напряжения.

После 15 – 20 минут зрительной работы проводится специальная гимнастика — система специальных упражнений для глаз, направленная на укрепление и тренировку глазодвигательных мышц, снятие зрительного напряжения. Под влиянием систематически выполняемых упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, существенно улучшается кровоснабжение глаза, что способствует предупреждению нарушений зрения и глазных заболеваний.

Как и любой вид гимнастики, упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и регулярного выполнения в течение длительного времени. Научившись избавляться от напряжения, дети помогают мышцам глаз стать более гибкими, автоматически реагировать на необходимость изменения фокуса.

С детьми дошкольного возраста рекомендуется проводить зрительную гимнастику в игровой форме, сопровождать стихами, музыкой и т. д. Существуют специальные стихотворные тексты для зрительной гимнастики, но можно, проявив фантазию, использовать собственное сопровождение или совместить с проведением физкультминутки.

Вопросы, связанные с организацией режима дня детей, особенно такие, как игры и трудовая деятельность (чтение, рисование, лепка и др., а также просмотр телевизионных передач следует достаточно часто обсуждать с родителями. Телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на отдельные зрительные функции, поэтому дети должны смотреть только специальные детские передачи. Длительность непрерывного просмотра не должна превышать 30 мин, иначе могут ухудшаться зрительные функции. Оптимальное расстояние для зрения 2,0 — 5,5 м от экрана необходимо строго соблюдать. Дети должны сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате может быть обычное, естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Занятия рисованием, лепкой, чтением, письмом, выполне ние различных работ с детским конструктором на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Родители должны следить за характером деятельности ребенка дома.

Таким образом, используя предложенные приемы, пособия и задания, учитель-логопед на своих занятиях решит и очень важную задачу — профилактику зрительных расстройств у детей.

Стихи для зрительной гимнастики

Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в 1000 раз!

Друг к другу повернитесь

И широко соседу улыбнитесь!

Теперь немного поморгайте,

Поочередно каждым

Глазом помигайте.

Опять немного поморгайте,

Глаза закройте,

Просто отдыхайте.

А вот теперь глаза

Зажмурьте крепко вы.

Откройте широко.

Где очутились мы?

Ослик ходит, выбирает.

Что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива.

Слева — свекла,

Справа — брюква,

Слева — тыква,

Справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Закружилась голова.

Кружится в глазах листва.

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лег.

В нашу группу жук влетел,

Закружился и запел: «Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Очень весело кружу!»

Вот он вправо полетел —

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел —

Каждый влево посмотрел.

Жук кружится и хохочет,

К Маше на нос сесть он хочет.

Ты, жучишка, не шали!

Где мы скажем, там сиди.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук с ладошки улетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Улетай скорей, жучок!

Раз, два, три, четыре, пять —

Начинаем мы играть.

Мы закроем быстро глазки

И откроем их опять.

Нам игру закончить нужно.

Сядем тихо, плавно, дружно.

Наши глазки закрываем,

Пальчиками их вращаем.

А потом, потом, потом

Мы слегка на них нажмем

Раз и два, раз и два —

И закончилась игра.



Предварительный просмотр:

Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет

(методический материал может быть использован родителями дошкольников).

В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать.

Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений, которые позволят детям подготовиться к школе на «отлично».

10 картинок

Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.

Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.

Что изменилось?

Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.

Рисуем по памяти

Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.

Внимательность на прогулке

Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.

Нам не нужен фотоаппарат

Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.

Ящички

Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.

Интересные картинки

Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.

Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т. д.

Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т. д.

Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.

Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.

Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...