ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ТЕЛЕВИЗОР. ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ТЕЛЕВИЗОР. ПРОФЕССИЯ ТЕЛЕВЕДУЩИЙ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работая в детском саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи, педагоги постоянно испытывают необходимость в развивающих играх и пособиях, с помощью которых могли бы качественно осуществлять коррекцию и развитие каждого ребенка, исходя из уровня их актуального развития, решая конкретные задачи.
Ведущей и привлекательной деятельностью детей дошкольного возраста, как известно, является игра. Не секрет, что сегодняшние дети много времени проводят у телевизора или компьютера. Мы решили не противоречить интересам и желаниям детей, и сделать такое пособие, которое привлекало бы детей. Именно, исходя из интересов современных детей, мы придумала дидактическое пособие в виде телевизора.
Данное пособие используется с детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями.
Перед ребенком на столе устанавливается «телевизор», планшет с картинками. Ребенок слушает задания педагога, смотрит на планшет с заданиями и рассказывает, глядя через экран на детей-телезрителей, как телеведущий. В самостоятельной деятельности дети также с удовольствием «играют в телевизор».
Пособие изготовлено из картонной коробки, самоклеющейся пленки. На задней панели прикреплены два клапана-держателя для устойчивости «телевизора» на столе. К пособию
«телевизор» создан планшет с картинками-заданиями.
Используя это дидактическое пособие, мы решаем задачи образовательных областей ФГОС ДО («Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»).
Цель: знакомство детей с особенностями профессии телеведущий, пополнение активного словаря по теме «Времена года», развитие речи и высших психических функций.
Задачи:
- Формирование у детей знаний об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости.
- Закрепление умений составлять описательный рассказ.
- Формирование умения детей формулировать свои мысли, отвечать полным ответом на заданные вопросы.
- Развитие внимания, памяти, логического мышления.
- Развитие сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками, воспитание навыков взаимодействия в процессе совместной деятельности.
- Формирование коммуникативных способностей.
- Развитие способности понимать эмоции других людей по сюжетным картинкам, описывать их настроение.
Знакомство детей с профессией: «Телеведущий»
Педагог рассказывает детям о профессии, показывает иллюстрации. «Телеведущий – это человек, ведущий программы на телевидении. Он ведет программы развлекательные, детские, спортивные, новостные. Телеведущий рассказывает о происходящих событиях. По ходу передачи ведущий может общаться со зрителями.
Телеведущий должен иметь опрятный внешний вид, правильную грамотную речь». Педагог приглашает одного ребенка побыть в роли телеведущего, присев за стол за экран
«телевизора» и взяв в руки микрофон. Перед ребенком ставится планшет с заданиями- иллюстрациями. Педагог дает инструкцию. В ходе выполнения заданий педагог задает текущие вопросы, направляет, помогает.
Дидактическая игра: «Времена года»
Цель: закрепление понятий «весна», «лето», «осень», «зима»; закрепление умения в составлении связного рассказа, развитие у детей мышления, воображения, речи; изменения природы в разное время года; формирование представлений ребѐнка о сезонных изменениях в природе, определение последовательности, деталей, соответствующие данному времени года; развитие внимания.
Вариант 1. Игра «Составь рассказ о зиме, осени, весне, лете»
Ход игры. Педагог спрашивает: «Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы». Ребенок - «телеведущий» по очереди называет приметы зимы и других времен года, составляя предложение.
Вариант 2. Игра: «Какая погода на картинке?»
Ход игры. Педагог просит «телеведущего» описать погоду на картинке. Ребенок отвечает, перечисляет все явления, которые есть на данный момент.
Игра: «Небылица»
Цель: развитие логического мышления, внимания, умения замечать небылицу, доказывать, почему так не бывает.
Ход игры. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и определить все ли верно, исправить, объясняя свой выбор.
Дидактическая игра «Что бывает?»
Цель: закрепление представлений о временах года и их приметах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Времена года»; систематизация представлений детей о признаках всех времен года, сезонных изменений в природе, формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть иллюстрацию и назвать время года. Ребенок должен выбрать из предложенных картинок и назвать предметы, явления, характерные для этого времени года.
Дидактическая игра: «Когда такое дерево бывает?»
Цель: закрепления знаний у детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе.
Ход игры. Педагог предлагает «телеведущему» рассмотреть картинку «Дерево» и рассказать детям об изменениях в природе, описать дерево и что с ним происходит в разное время года.
Дидактическая игра «Птицы у кормушки»
Цель: формирование знаний и представлений воспитанников о зимующих и перелётных птицах, развитие умения узнавать птиц по описанию, ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «на», «под»,
«над», «в».
Ход игры. Педагог помещает разных птиц на картинку, и задает ребенку направляющие вопросы.
Дидактическая игра «Опиши настроение»
Цель: развитие способности узнавать эмоции по сюжетным картинкам, описывать настроение детей.
Ход игры. Ребенок рассматривает сюжетные картинки, определяет, называет и описывает настроение человека.
Дидактическая игра «Собираемся на прогулку»
Цель: формирование представлений ребѐнка о сезонной одежде и обуви, дифференциация видов одежды и обуви по временам года, развитие речи, пополнение словарного запаса детей.
Ход игры: Педагог просит подобрать соответствующую зимним (летним, весенне- осенним) прогулкам одежду и обувь.
Дидактическая игра: «Беседа по серии картинок».
Цель: закрепление умения в составлении связного рассказа, последовательного изложения событий по серии сюжетных картинок.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку- «телеведущему» внимательно посмотреть на картинки. Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Почему? Какая второй, третьей, четвертой? Педагог задает ребенку наводящие вопросы: «Какое время года изображено на картинке? Чем занят ребенок? Что изменилось на картинке? Что задумал сделать мальчик (девочка)? Как он это решил сделать? В каком настроении находится мальчик? Почему?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: развитие речевых навыков, формирование у ребенка способности подбирать слова по смыслу и составлять предложение.
Ход игры. Ребенок-телеведущий приглашает к себе педагога и играет с ним в речевую игру «Закончи предложение». Педагог просит ребенка завершить предложение. Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад). Зимой бывает снег, а летом (дождь). Зимой снег падает, а весной (тает). Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде). Зимой лес спит, а весной (просыпается). Зимой бывает холодно, а летом (жарко). Зимой деревья белые, а осенью (жёлтые). Зимой растут сугробы, а летом растут (растения). Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают). Зимой медведь спит, а весной (просыпается). Зимой день короткий, а летом (длинный). Зимой ветер холодный, а летом (теплый).
Литература:
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. «Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.
- Пономарёва Е.А., Иванова С.А. «Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста» - Издательство: Айрис 2007 г.
- Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.
- https://ped-kopilka.ru/ стихи о временах года для детей 4-5 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное дидактическое пособие "Ты и лес"для детей старшего дошкольного возраста
Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано воспитателями ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также родителями д...
Электронное мультимедийное дидактическое пособие непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Закрепляем знания о весне, играя"
Данное интерактивное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОО в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также...
Авторское дидактическое пособие «Этикет для малышей» для детей старшего дошкольного возраста
Дидактическое пособие для педагогов...

Дидактическое пособие по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста: "Подбери ключик", "Пройди опасные места", "Собери чемодан.
Данная разработка поможет расширить представления детей об основах безопасности жизни деятельности, научит беречь жизнь и здоровье своё и окружающих людей, научит правильно реагировать на опасную ситу...

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космические просторы»
Пособие предназначено для расширения и классифицирования познаний ребят дошкольного возраста о космосе, создает понятие о себе как о жителе планеты Земля. Пособие поможет быстро и эффективн...

Дидактическое пособие по развитию цветоведения у детей старшего дошкольного возраста
Авторское дидактическое пособие по развитию цветоведения предназначена для детей 5-6 лет. пособие предполагает несколько вариантов игры, в зависимости от уровня развития детей.С помощьюданного пособия...

Нетрадиционные дидактические пособия "Зимние Олимпийские игры", "Профессия телеведущий" для детей старшего дошкольного возраста
Работая в детском саду с детьми с тяжелыми нарушениями речи, педагоги постоянно испытывают необходимость в развивающих играх и пособиях, с помощью которых могли бы качественно осуществлять корре...
