Экспериментальная площадка «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Гордеева Людмила Юрьевна

Наше дошкольное учреждение  является экспериментальной площадкой  по теме «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      У каждого народа существуют характерные, исторически сложившиеся особенности культуры во взаимоотношениях с живой и неживой природой способствующие формированию и развитию экологического сознания. Основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием, сводятся к разумному отношению к родной земле, гуманному и почтительному отношению к растительному и животному, ответственному охранительному отношению к природе, приумножению её богатств, нравственному отношению к труду. Все это свойственно и традициям чувашского народа.

Наше дошкольное учреждение второй год является экспериментальной площадкой  «Инновационные ресурсные образовательные технологии в приобщении дошкольников к чувашской национальной культуре»

Целью экспериментальной работы является: воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к чувашской национальной культуре.

Задачи: 

  • Развивать интерес и любовь к родному краю
  • Воспитать нравственные качества ребёнка, гуманистической системы ценностей на основе ознакомления его с ценностями чувашского народа.
  • Познакомить детей с экологической культурой чувашского народа (это феномен, закрепленный в обычаях, традициях, проявляющийся в отношении человека к предметам живой и неживой природы)

Экспериментальная работа предусматривает поэтапное прохождение следующих ступеней по тематическим блокам. В первый год экспериментальной работы прошли две ступени:

1 ступень - «Чувашская изба»:  знакомство с историей жилища как феномена культуры; семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилища,  одеждой чувашского народа и вышивка в быту, украшение изделий вышивкой, изготовление женских головных уборов.

2 ступень - «Чувашский фольклор»:  знакомство с устным народным творчеством чувашского народа (мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки).

В этом учебном году работаем над следующими ступенями:

3 ступень - «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с различными промыслами, с технологиями изготовления посуды (рукоделие, керамика, деревянные изделия).

4 ступень – проектная деятельность «Будь природе другом!».

На следующий год планируем заключительную часть:

5 ступень – проектная деятельность «Я в Чувашии живу, я Чувашию люблю!» ознакомление детей с достопримечательностями, знаменитыми людьми нашего Ядринского района и Чувашской Республики.

        «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.      Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. Нами разработан  проект «Будь природе другом!», долгосрочный, срок - 1 год.

     Цель проекта: Изучение с детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование  в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

     Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения, экспериментировать и исследовать объекты живой и неживой природы нашей местности

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между состоянием живой  природы и отношением к ней человека.

3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе

4. Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, обитающим в наших окрестностях.

                                                                                                                                                       Для реализации данного проекта  организованы следующие познавательные и практические мероприятия:

  1. В группе организована экологически развивающая среда:
  • Уголок природы
  • Карта экологической тропинки
  • Альбомы «Птицы», «Птицы Чувашии», «Животные Чувашии», «Времена года», «Стихи и загадки  о птицах», «Народные приметы и пословицы о птицах», экологические игры, календарь наблюдений, рисунки детей и родителей.
  • Книги и иллюстрированный материал для изучения родного края, книги о флоре и фауне Чувашии, Красная книга Чувашии и фотоальбомы.
  • Презентации «Голоса птиц», «Самые, самые птицы», «Животные Чувашии», «Лекарственные растения», «Из чего готовить кормушки для птиц» и др.
  • Рассады для цветника

2. Разработаны и реализованы  следующие проекты по изучению объектов природы: «Краски осени», «Птицы на кормушке»

3. Изучена флора  и фауна родного края на занятиях по экологии, через наблюдения на прогулках, во время экскурсий:

  • Экологическая беседа "К природе с добротой"
  • Экскурсии на пруд. Наблюдение за состоянием воды, берега, растениями в разное время года, оценка экологического состояния
  • Экскурсии в сад. Закрепление названий деревьев, умение видеть изменения в природе.
  • Экскурсия к самой старой ветле (более 100 лет) в д.Поченары
  • Экскурсия на святой источник в д.Сеткасы

 4. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков «Правила поведения в природе».

 5. Операция «Помоги природе». (Совместная работа воспитанников, сотрудников ДОУ, родителей, школьников по благоустройству окрестностей).

6. Операция "Подарок птицам". (Изготовление скворечника, кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада).

7. Неделя пернатых друзей  "Птицы вестники радости".

8. Конкурс работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь ненужных вещей" среди родителей воспитанников.

9. Оборудован уголок "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.

10. Фотовыставка "Природа просит помощи". Человек, необдуманными поступками приносит вред природе: много свалок, неухоженных деревьев, загрязненных участков земли, прудов. Все это происходит перед глазами малышей. Наша цель: научить детей замечать ошибки взрослых, воспитывать стремление и желание помочь объектам живой и неживой природы с их помощью. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать. В детском саду провели акцию «Природа просит помощи!»  Родители приняли в ней активное участие. Организовали фотовыставку  и объявили о проведении субботников на улицах.

В рамках проекта еще запланированы:

1. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашей деревни.

2. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы" (о насекомых, птицах, животных, растениях, обитателях водоемов, прудов, о временах года и т.д.)

3. Викторина между детьми  "Лучший знаток деревьев".

4. Участие в акции «Посади дерево и сохрани его».

5. Исследовательская работа «В каждой крошке хлеба – труд».  

За два года работы над экспериментальной площадкой в старшей разновозрастной группе уголок родного края обогатили: фотоальбомом (фотографии детей в национальных костюмах,  участвовавших на праздниках и развлечениях), альбомами о вышивке, одежде чувашского народа, книгами чувашских авторов, дидактическими играми, динамическими моделями создания образов-символов чувашского узора, вышивками детей чувашских узоров. Собрали богатый материал для изучения устного народного творчества. Провели конкурс на лучшую народную куклу среди родителей. Каждый воспитанник имеет свое «Родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просвещение родителей, подготовили и провели консультации: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим с природой родного края», «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости».  Создание такой развивающей среды в группе способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

Организовали тесное сотрудничество со школой, библиотекой, Домом культуры, Музеем Боевой и Трудовой славы. Посещая библиотеку, с детьми познакомились с историей образования д. Кукшумы и посетили место, откуда берет начало деревня. Работники библиотеки часто приглашали нас на выставки, для ознакомления детей с чувашской национальной культурой, традициями, рукоделием, известными людьми, книгами, презентациями о родном крае. Сотрудничество со школой дает нам возможность увидеть своими глазами то богатство, которое принадлежало нашим предкам.  В музее хранятся: национальная одежда, ткацкий станок, старинные деньги, радио, много посуды, флаг колхоза, фотографии известных людей и многое др. Экскурсоводы доступно рассказывали малышам об экспонатах музея.

Провели национальные обрядовые праздники и развлечения, посиделки с детьми и взрослыми. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Привлечение детей к участию на праздниках дает возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха), Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своем крае, природе, о людях.

Каждый год проводили «Неделю чувашского языка» - это большой праздник для детей. Целую неделю дети надевали национальную одежду. Мелодичными песнями,  народными танцами, веселыми играми воспитанники радовали не только сотрудников и родителей, но и ездили в близлежащие деревни. Побывали в гостях, с целью ознакомления национальными блюдами, рукоделием, утварью, традициями и обычаями семьи.

Организовали выставки работ детей и родителей «Асамла чаваш тенчи». Знакомили детей с чувашским  узором. Он, пленяя душу гармонией и ритмом, способен увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

С помощью родителей пополнили мини-музей. Развитие музейной педагогики дает возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего, «Чувашская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы чувашского национального быта. Мы считаем, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности.

В старшей группе возобновили работу кружка «Илемле тере» по обучению детей вышиванию. Вышивать любят не только девочки, но и мальчикам по душе это занятие.

 Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое,  также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю государства, традиции национальной культуры, но должны осознавать, понимать значение природы для человека, активно участвовать в её охране. Как организованный процесс приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре, установление связей между состоянием живой природы и отношением к ней человека, представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога. Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством чувашского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре

Презентация на тему "Информационно-коммуникационные технологии как средство приобщения дошкольников к Мордовской национальной культуре"...

Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".

Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры  Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...

Знакомство дошкольников с чувашской национальной культурой.

Изучение с детьми подготовительной группы чувашкой национальной культуры....

Конспект организованной образовательной деятельности для воспитанников подготовительной к школе группы Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с чувашским фольклором «Путешествие в прошлое».

Аннотация к методической разработке. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традиция...

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры.  «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...

Приобщение детей к чувашской национальной культуре через музыку.

Музыкальная культура чувашского народа в детском саду...