Педагогический проект "Семейный альбом"
проект (старшая группа) по теме

Симонова Елена Владимировна

Проект «Семейный альбом»  направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В данном  проекте представлены формы работы  по возрождению и сохранению семейных традиций.

 Разработан  комплекс занятий для  дошкольников по теме: «Я и моя семья»; показана организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Генеалогическое древо моей семьи».

Данный материал поможет педагогам  УДО и ДОУ, работающим с дошкольниками,  определить основные направления  и содержание семейного  воспитания,  активизировать  участие родителей в жизнедеятельности ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynyy_albom.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ       УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КАЛМАНСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР»

КАЛМАНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПРОЕКТ

«Семейный альбом»

Составитель:

Симонова Е.В.

Педагог дополнительного образования

Барнаул  2010

 

Аннотация.

Проект «Семейный альбом»  направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В данном  проекте представлены формы работы  по возрождению и сохранению семейных традиций.

 Разработан  комплекс занятий для  дошкольников по теме: «Я и моя семья»; показана организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Генеалогическое древо моей семьи».

Данный материал поможет педагогам  УДО и ДОУ, работающим с дошкольниками,  определить основные направления  и содержание семейного  воспитания,  активизировать  участие родителей в жизнедеятельности ОУ.  


Содержание.

Введение в проект.  ………………………………………………………..4

Реализация проекта в фотолетописи. …………………………………….7

Этапы реализации проекта……………………………………………….  8

Реализация содержания проекта. ………………………………………..11

Приложения  ………………………………………………………………12

Практический материал «Я и моя семья»………………………………12

Введение в проект.

Актуальность проекта. Как воспитать в ребенке такое сложное, многообразное чувство, как любовь к Родине? Естественно, на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого  для него -  с семьи:  родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении личности дошкольника. Именно в семье, благодаря ощущению живой человеческой среды и на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый гражданский и нравственный опыт.

 Благодаря русским семейным традициям:  уважения к старшим, послушания, трудолюбия, милосердия,  внимания к младшим, взаимовыручке,    издавна воспитывалась в детях  любовь к близким, к родному дому, к Родине. Поэтому семья была и есть основа нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Разрушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовно-нравственной и социокультурной сферах современного общества. Понимание этой проблемы приводит к поиску и выбору путей её решения. Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания, закрепление связей между членами семьи разных поколений, чему и призван служить  данный проект.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети старшего дошкольного возраста,  родители, старшее поколение семьи.

Цель проекта. Объединить интересы детей и взрослых в возрождении и  сохранении семейных традиций

Задачи проекта:

  1.  пробуждать у детей чувство сопричастности к своей семье, её корням и традициям.
  2.  закрепить связи между  членами семьи разных поколений;
  3. развивать стремление детей и взрослых к взаимопониманию в совместной творческой деятельности на благо семьи;
  4.  воспитывать у ребенка чувство гордости  и радости за свою семью

Гипотеза реализации проекта

Реализация проекта «Семейный альбом» позволит объединить усилия ШРР  и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство отчей семьи, ценностного отношения к старшему поколению и повышению активности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты проекта

У детей

  1. накопление  представлений  о семье, своей родословной, о традициях и реликвиях своей семьи;
  2.  осознание  собственного статуса в семье, значимости семьи в своей жизни  и пробуждение чувства радости и гордости за свою семью;
  3. проявление  благодарности, заботливости и внимания к родителям и старшему поколению семьи;
  4.  желание отразить свои чувства   в художественно-творческой деятельности.

У родителей

  1.  возрождение и сохранение семейных традиций;
  2.  активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности УДОД ,  в поисковой и художественно-творческой деятельности;
  3. проявление позиции  активных  участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

У педагогов

  1. содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;
  2.  разработка  комплекса занятий для  дошкольников по теме: «Я и моя семья»;
  3.  разработка консультативно-практического  материала заочной школы для родителей «Дружная семья»

Реализация проекта в фотолетописи.

    

Экскурсия в музей. Семейный быт начала 20 века.

    

                                   

Вместе весело! Семейные праздники

                               

Учимся быть помощниками в семье.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Цели этапа:

Предполагаемый результат

Содержание:

Сроки

Вводный

1.Проживание с детьми проблемной ситуации:

    «Зачем человеку нужна  семья?  Можно ли прожить без семьи?»




2. Изучение методической литературы по проблеме сохранения семейных традиций

с привлечением родителей.

1.Активизация родственных чувств, объединение семьи, осмысление ценности каждого члена семьи.





2. Накопление и систематизация информации по проблеме.

1.Анкетирование для родителей

- «Достаточно ли внимания мы уделяем своему ребенку?»

-  «Что такое семья?»

2. Тест-опрос детей «Нужна ли человеку семья?»

3. Рисуночный тест для детей «Моя семья»

4.Сбор материала (открытки, книги, значки, плакаты) по теме;

5.Сбор фотографий на тему «Моя семья»;

6. Изучение познавательной, художественной литературы, русского фольклора по теме  «Моя семья. История семьи»;

7. Подготовка консультаций  для родителей и педагогов «Моя родословная», «Русские народные семейные традиции», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье», « Вклад старшего поколения в семейное воспитание», «Что в имени тебе моем…» (значения фамилий)









Основной

1. Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи,

активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.


























2.  Организация поисковой деятельности детей и взрослых

по теме

«Генеалогическое древо моей семьи».

1.Расширение сведений о семье и  роли семьи в своей жизни.

 




































2.Пробуждение чувства  сопричастности к семье, своим предкам, осмысление значимости каждого члена семьи как единого целого.

1.Заочная школа для родителей «Дружная семья»

2. Проведение занятий : «Наша дружная семья», «Мамочка любимая», «Мой папа самый лучший», «О бабушках и дедушках»

3.  Оформление книги творческих детских рассказов «Семейный альбом»

4. Цикл сюжетно-ролевых игр  на тему «Семья»

5.Составление словаря имен членов семьи «Тайна имени».

6.Выставка детских рисунков. «Семейный портрет».

7.Персональная творческая выставка  Юферовой Вики « Мы с бабушкой лучшие друзья»

8. Встреча с дедушками и бабушками «Домашнее тепло. Семейные традиции и реликвии»  

9. Участие семей в мероприятиях и конкурсах ШРР

10. Поиск  семейных реликвий, фотографий, архивных данных, данных о значении семейной фамилии для построения генеалогического древа.

11.Оформление творческой работы «Генеалогическое древо моей семьи», составление выступления на конференции

«Моя родословная»












Итоговый

 Презентация  проекта.


 Подведение итогов


1. Конференция для  детей и родителей  «Моя родословная»

 2.Создание альбомов «Я и моя семья»,«Самый счастливый день моей семьи».

3. Праздник «Наша  дружная семья».

4. Презентация книги творческих рассказов детей «Семейный альбом»

Реализация содержания проекта.

   Реализация проекта «Семейный альбом» началась с изучения мнений родителей и детей по  вопросу «Что же такое семья, и какое значение она имеет в жизни взрослого и ребенка», которые показали, что работа по теме возрождения и сохранения семейных традиций для нравственно-патриотического воспитания ребенка дошкольного возраста важна и актуальна. Для повышения уровня педагогических знаний родителей проводились занятия  заочной школы «Дружная семья», был оформлен консультативно-практический материал, направленный на тему нравственно-патриотического воспитания в семье.

Постановка проблемной ситуации для детей «Зачем человеку нужна  семья?  Можно ли прожить без семьи?» подтолкнула детей к размышлению, к поискам ответов в русском фольклоре (пословицы и поговорки, сказки), в художественной литературе. Комплексные занятия по теме «Я и моя семья», сюжетно-ролевые игры, семейные мероприятия, конкурсы  позволили детям ярко осознать причастность к своей семье, ощутить гордость за таких интересных, творческих членов своей семьи.

Выполнение поискового задания заинтересовало не только детей, но и взрослых, вместе они искали свои семейные корни, семейные реликвии, фотографии, готовили сообщения, красочно оформляли семейные родословные. По откликам родителей, бабушек и дедушек, поисковая работа сблизила членов семьи, позволила узнать много интересного из истории семьи.

 Итогом реализации проекта явилась конференция для детей и членов их семей «Моя родословная», где дети представляли творческие работы «Генеалогическое древо моей семьи», рассказывали о тех семейных реликвиях, которые бережно хранятся в семьях воспитанников. Ярким получился праздник «Наша  дружная семья», который представил три поколения семьи, раскрыл в творческих конкурсах семейные традиции и творческий потенциал каждой семьи.

На наш взгляд, проект «Семейный альбом» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья и деятельности в ней человека,  развивает      осознанное понимание значимости родственных отношений, способность следовать нравственным нормам и правилам семьи. А с любви к своей семье, к родному дому начинается любовь к  городу, краю, где ты родился и живешь, к своему Отечеству.

        

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«Я и моя семья»

Тема: «Наша дружная семья»

Задачи: 

  1. развивать представления детей о семье, её членах, о доброжелательных отношениях в семье;
  2. рассказать ребятам об истории семьи, о правилах составления генеалогического древа;
  3. воспитывать внимательное заботливое отношение к членам семьи, желание помогать им.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением семьи, беседа по иллюстрациям; беседа о составе семьи, сбор фотографий для оформления альбома «Я и моя семья».

Содержание.

Педагог  читает стихотворение Я. Акима «Родня».

-Ребята, о чем это стихотворение? (Ответы детей) Правильно, это стихотворение о дружной, заботливой семье, о дорогих и близких людях, которые любят друг друга, помогают и дарят не только подарки, но и теплоту, любовь.

- А сейчас, расскажите нам о своих семьях, покажите фотографии, чтобы мы увидели, какая дружная у вас семья, как вы вместе трудитесь и отдыхаете.  

- Какие интересные рассказы мы сейчас услышали! А кто мне назовет своих дедушек и бабушек? Молодцы! А прадедушек и прабабушек? У каждого в семье есть свои корни. (Вывешивает на доску изображение генеалогического древа) Посмотрите на это дерево. Видите сколько здесь разных корешков- это и есть наши прабабушки и прадедушки, от них идет ствол- это ваши бабушки и дедушки, а от ствола ведут ветви- это ваши родители, а совсем маленькие тоненькие веточки- это вы-дети. Вот какая дружная семья получилась у нас.

Давайте нарисуем свою любимую семью, чтобы у нас получился «Семейный портрет».

Последующая работа: творческая работа совместно с родителями «Генеалогическое древо моей семьи», сюжетно-ролевые игры на тему «Моя семья»

Тема: «Мамочка любимая»

Задачи: 

  1. закреплять представления детей о том, что мама - самый дорогой человек на земле, которого нужно любить и  беречь;
  2. разбудить желание детей поздравлять маму с праздником каждый день, то есть помогать маме

Предварительная работа: чтение сказки «Айога»,  цикла стихов Е. Благининой «О маме», рассказа В. Нестеренко «Мама, бабушка, сестра»; рассматривание иллюстраций на тему «Мать и дитя»; чтение  и толкование пословиц о маме.

Содержание.

Педагог  читает детям рассказ Ю. Яковлева «Мама».

- Почему писатель говорит, что Родина начинается с мамы?  (Ответы детей). Правильно, ведь мы появляемся на свет благодаря маме, она нас кормит, ухаживает за нами, когда мы беспомощны. Мама нас учит говорить, ходить, узнавать мир вокруг нас. Мама пожалеет, поможет в трудную минуту, похвалит, когда у нас все хорошо. Мама любит нас всегда.

Педагог  читает стихотворение В. Шуграевой «Маме»

-А что вы дарите мамам на праздник?  (Ответы детей). Хорошо. Вы  знаете, что подарки маме нужно делать не только на праздники, а каждый день, она этого заслужила.

- А какие подарки мы можем делать мамам каждый день? (Ответы детей). Да, обнять, поцеловать, сказать ласковое слово, не капризничать и не огорчать маму, а иногда  просто тихо посидеть, как в стихотворении Е. Благининой «Посидим в тишине».

- Кто хочет прочесть это стихотворение?

- А вы помогаете маме? Как? Молодцы. Вы уже умеете заправлять кроватки, убирать свои игрушки, одежду, мыть посуду, вытирать со стола, пылесосить. Вот было бы здорово, если бы все ребята научились помогать маме не только в праздник, но и каждый день! Мы постараемся это сделать, правда, ребята?

Последующая работа: рисование «Портрет моей мамы», коллективное составление сказки «Мамины помощники».

Тема: «Мой папа самый лучший»

Задачи: 

  1. уточнить представления о профессиях пап, роли их в семье;
  2. воспитывать желание доставлять папе  радость, делать ему подарки

Предварительная работа: чтение художественных произведений: Я Акима «Мужчина в доме», А.Гришина «На машине папа»; рассматривание иллюстраций на тему «Наши папы»

Содержание.

-Педагог  читает стихотворение В. Берестова «Мой папа», затем проводится словесная игра « Какой мой папа?», где дети рассказывают о своем папе, его профессии, увлечениях.

- Далее проходит встреча с папой И. Штро, работающим пожарным в МЧС. Он рассказывает о своей профессии. Дети задают ему вопросы. ---- Педагог  организует при помощи папы дидактическую игру «Что нужно пожарному?», в ходе которой дети примеряют каску- шлем пожарного.

Последующая работа: Конструирование из бумаги «Подарок для папы», организация встреч с папами и дедушками ребят на тему «Профессии»

 

Тема: « О бабушках и дедушках»

Задачи:

  1. развивать преставления детей о том, что семья это не только папа и мама, но и бабушки и дедушки;
  1. пробуждать проявления  благодарности, заботливости и внимания к старшему поколению семьи

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме: Е. Благинина «Наш дедушка», В. Викторов «Бабушка ищет»; беседа «Мои дедушки и бабушки»; встречи с бабушками «Бабушкина сказка»

Содержание.

Педагог  проводит беседу с детьми по генеалогическому дереву и заостряет внимание на том, что бабушки и дедушки – это родители папы и мамы. Спрашивает о том, что дети знают о своих дедушках и бабушках, где они живут, работают. За что дети любят своих старших мам и пап.

-Педагог  читает стихотворение А. Старикова «Заболела бабушка» Обсуждает с детьми возможные варианты помощи бабушке и дедушке, заботы о них.

Вместе слушают песню «Моя бабушка», отвечают на вопросы:

- Какое настроение создала у вас эта песня? Почему?

- Как внук называет свою бабушку?

Дети поют песню.

Беседа с детьми, подводящая к обобщению, что семья- это взрослые и дети, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге.

- Что люди понимают под выражением  «большая семья»?

-Какую семью можно назвать дружной?

- Как о вас заботятся мама, папа, бабушка и дедушка?

- Какими ласковыми словами они вас называют?

Игра с мячом «Ласковое имя» - Назови ласково маму, папу, брата или сестру, бабушку, дедушку.

Последующая работа: Барельефная лепка «Руки моей бабушки», коллективная работа ко Дню пожилого человека «Праздничный букет», встреча с дедушками и бабушками «Домашнее тепло. Семейные традиции и реликвии»  

 

Я и моя семья

Мои близкие

Наши семейные

традиции

Наша родословная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П. И. Чайковский "Детский альбом"

На занятии дети знакомятся с пьесами П.И. Чайковского, учатся слушать музыку и узнавать её в игровых ситуациях...

альбом с иллюстрациями работ художника И. Я. Билибина, (альбом в 2-х частях)

Посылаю учебно-методическое пособие - альбом с иллюстрациями художника И. Я. Билибина. Альбом создан мною в помощь воспитателям и родителям с целью повышения интереса к книжной иллюстрации, которая сп...

Листая педагогический альбом 2013-2014г.г.

В данной презентации отражена вся педагогичекая работа в рамках реализации 2013-2014 учебного года. Была представлена на итоговом педагогическом совете в мае 2014г. в МБДОУ №90 "Незабудка"....

Социокультурный проект музея боевой славы "Расцветают знамёнами маки" Педагогический проект "Альбом памяти поколений"

Проект по взаимодействию с семьями воспитанников, направленный на нравственно-патриотическое воспитание и укрепление семейных ценностей....

Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми нарушениями речи. (По альбому Володиной)

В данном материале представлена психолого-педагогическая диагностика для детей с тяжелыми нарушениями речи (по альбому Володиной). Представлено несколько примеров, по остальным играм можно диагностиро...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ"

    Цель проекта:       Воспитывать любовь и уважение, бережное и заботливое отношение к самому близкому и дорогому человеку  на Земле – маме; формировать...

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений. Диагностический альбом.

Психолого-педагогическая диагностика познавательной, эмоциональной сфер и межличностных отношений. Диагностический альбом....