Проект "Колобок идет по свету"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Афанасьева Ольга Викторовна

Данный проект был задуман и реализован в рамках практической части исследовательского проекта «Национальные театры». Срок реализации – июль-август 2012 года.

В ходе реализации проекта была проведена обработка статистических сведений о национальном составе и процентном соотношении детей разных национальностей в учреждении; организована информационная и практическая работа с родителями (издание информационных буклетов, помощь в подготовке и организации спектаклей, помощь в изготовлении кукол в национальных костюмах для кукольных спектаклей); проведена индивидуальная и подгрупповая работа с детьми (подготовка ролей в спектакле, лепка, рисование и аппликация по теме проекта, экскурсии по итоговой выставке); организованы спектакли силами детей и родителей воспитанников на русском, армянском и грузинском языках; организована выставка «Колобок идет по свету» по итогам проектной деятельности в холле детского сада для детей, их родителей и гостей сада.

 В результате реализации проекта повысилась популярность детей-мигрантов в группе, им стало легче находить  новых друзей, в группе появился интерес к их традициям и языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект:

«Колобок идет по свету»

Автор проекта:

Афанасьева Ольга Викторовна, заместитель директора по ВМР  

2012

Описание проекта

    Актуальность. Россия – страна великой культуры, богатой историей, обычаями и традициями населяющих ее народов. Многовековая дружба народов - важное достижение всех россиян.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащению его духовного мира.

В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. Условия российского общества в целом пока неблагоприятны для формирования у детей патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Возрождение национального самосознания, языка и культуры любой нации, проживающей на территории России, способствует возрождению и укреплению самой России.

        Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, моральные ориентировки, жизнеспособность и нравственность.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.

Тольятти с первых дней своего существования является многонациональным городом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии. Национальные диаспоры Тольятти внесли большой вклад в его развитие и на сегодняшний день глубоко интегрированы во все сферы жизни города. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с городом с первых дней его строительства.

По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России. Население многонационального Тольятти на 1 июля 2007 года составило – 718,5 тыс. человек. В этническом составе преобладают русские (83,2%), проживают татары (3,8%), украинцы (2,8%), мордва (2,0%), чуваши (1,8%), прочие национальности составляют в сумме 6,4% (по данным на 2002г.). За годы совместного проживания в Тольятти сложились традиции взаимного уважения и дружеского общения, мира и согласия между народами.

В городе действует 12 национально-культурных организаций, объединяющих людей более 10 национальностей.

При изучении национального состава воспитанников подшефного детского сада были получены следующие результаты: русские – 77.7%, армяне – 7,9%,  азербайджанцы – 3,3%, грузины – 2,5%, казахи – 1,2%,другие национальности (татары, мордва, чуваши) – 7,4%.

Описание целей и задач проекта

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Цель: формирование личности, способной строить взаимоотношения в процессе  взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и взаимоприятия.

Задачи:

  1. Создать необходимую развивающую среду для развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;
  2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;
  3. Способствовать развитию у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности
  4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости

Основная идея организации цикла спектаклей: В дошкольном детстве дети с большим интересом слушают сказки и играют. Именно поэтому для привлечения внимания детей к  культуре народов мира,  представители которых воспитываются в дошкольном учреждении  была выбрана хорошо знакомая им сказка.

Основные принципы:

  1. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  2. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов;
  3. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
  4. Принцип динамичности

Условия и пути реализации проекта:

Проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

 Инновационная направленность.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства.

Проект направлен на решение данной проблемы и включает в себя следующие разделы:

  1. Работа с воспитанниками ДОУ;
  2. Работа с родителями (анкетирование, репетиции, акции и т.д);
  3. Работа со статистическими материалами (выявление закономерностей и соотношения). 

Содержание проекта:

  1. Перспективный план работы с детьми и родителями на два месяца;
  2. Конспекты образовательной деятельности с детьми;
  3. Статистический материал, анкеты;
  4. Тематические буклеты;
  5. Текст сказки на трех языках для подготовки спектаклей;
  6. Материалы к папкам-передвижкам и стендам;
  7. Тематические презентации

Механизм реализации проекта

Идея проекта «Колобок идет по свету» появилась при работе над практической частью исследовательского проекта «Национальные театры».

Для создания мини-музея были выбраны три национальности (русские, армяне и татары), представители которых посещают дошкольное учреждение (русские – 83,3%, армяне – 8,2%,  татары – 5,5%, др. национальности – 3 %).

Реализация проекта была осуществлена в течение июля-августа 2012 года в два этапа: 1-й – июль 2012г.; 2-й –август 2012 г.

На первом этапе предусматривается: проработка организационных основ реализации проекта;    

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий.

№ п/п

Мероприятия

Содержание работы

Срок исполнения

Предполагаемый результат

Организационный этап

  1. Разработка  плана мероприятий в рамках реализации проекта;
  2. Разработка конспектов практических занятий, экскурсий, бесед

1-5 июля 2012г.

Создание графической схемы мероприятий;

разработка цикла занятий в рамках реализации проекта

Сбор и обработка статистических сведений

  1. Анализ статистических данных (по учреждению в целом и по отдельным группам);
  2. Выявление групп, которые посещает наибольшее количество детей-мигрантов;
  3. Выявление процентного соотношения детей разных национальностей в учреждении и сравнение в динамике за три года

1-5 июля

Выявление основных тенденций и закономерностей

Информационная деятельность

  1. Разработка и выпуск  информационных листков по теме проекта;
  2. Проведение социологических исследований по вопросам патриотического воспитания
  1. Издание буклетов толерантной направленности «Сказки народов мира», «Колобок по…».

1-5 июля



9-13 июля




16-20 июля

Создание информационной базы.

Практическая часть

  1. Организация творческой деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала);
  2. Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми (организация репетиций будущих спектаклей: отработка ролей, обучение практике кукловодства);
  3. Организация спектаклей силами детей и родителей воспитанников на разных языках.

9-20 июля






23 июля – 10 августа







13-17 августа

Развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у воспитанников

Работа с родителями

  1. Анкетирование;
  2. Выявление заинтересованных, творчески настроенных родителей;
  3. Привлечение родителей к участию в проекте (помощь в подготовке и организации спектаклей, помощь в изготовлении костюмов для кукольных спектаклей).

9-13 июля

16-20 июля




23 июля – 10 августа




Активизация детского и родительского коллектива.

Подведение итогов

  1. Подготовка и оформление итоговой выставки о работе в рамках реализации проекта;
  2. Предложение видеоматериалов спектаклей через сайт Ресурсного центра г.о. Тольятти всем заинтересовавшимся образовательным учреждениям

20-22 августа


27 августа

Воспитание чувства толерантности

Обобщение и распространение накопленного опыта организации работы  по интеграции детей-мигрантов в ДОУ города.

Описание результатов проекта

Итоги анализа статистических сведений

Анализ статистических данных национального состава воспитанников

(по учреждению в целом и по отдельным группам)

Русские

Армяне

Азербайджанцы

Грузины

Казахи

Другие

ВСЕГО

Младшие группы

20

1

1

43

21

1

2 младшие группы

22

4

1

54

24

3

Средние группы

18

3

1

45

17

2

4

Старшие группы

19

3

2

1

49

7

2

3

3

4

2

2

1

Подготови-тельные группы

23

1

1

2

51

9

2

1

6

4

1

1

ВСЕГО:

188

19

8

6

3

18

242

ИТОГО

в %

77,7

7,9

3,3

2,5

1,2

7,4

Анализ процентного соотношения детей разных национальностей в динамике за три года

Русские

Армяне

Азербайджанцы

Грузины

Казахи

Другие

2010 г.

83.3

8.2

8.5

2011 г.

79.3

7.7

1.6

1.6

0.6

9.2

2012 г.

77.7

7.9

3.3

2.5

1.2

7.4

В результате анализа выявлена тенденция постоянного роста количества мигрантов, отдающих своих детей в дошкольные учреждения. Кроме того, следует особо отметить расширение национального состава воспитанников. Так, в течение последних двух лет учреждение стали посещать дети азербайджанцев, грузин, казахов, тогда как раньше это были в основном дети мигрантов из Армении.

По итогам анализа статистических данных было выявлено, что если 2-3 года назад в детский сад попадали в основном дети-мигранты в возрасте 5-6 лет (т.е. детей отдавали в детский сад для подготовки к школьному обучению), то в последние годы появилась тенденция прихода в дошкольное учреждение детей-мигрантов с 3-4 лет (цель – совершенное овладение русским языком). Кроме того, в целом по городу, появилась тенденция направлять в группы по коррекции речевых нарушений детей-мигрантов не владеющих навыками русского языка для оказания квалифицированной помощи в овладении лексическим запасом и грамматическими нормами русской речи.

По итогам анализа статистических сведений были выявлены группы с наибольшим количеством детей-мигрантов и дальнейшая работа по реализации проекта проводилась в основном в этих группах.

Информационная деятельность

С целью привлечения внимания родителей к проекту «Колобок идет по свету» был выпущен информационный листок с описанием его целей и задач, а так же с приглашением принять участие в проекте и показом конкретных форм помощи в его реализации.

В период с 16 по 20 июля были разработаны и выпущены буклеты толерантной направленности «Сказки народов мира» и «Колобок по…»

При организации работы с родителями была разработана и предложена для заполнения анкета.

Анкета для родителей

Уважаемые родители воспитанников! Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в рамках проектной деятельности «Колобок идет по свету»

  1. Как часто Вы читаете своим детям сказки?
  2. Часто ли Вы ходите с ребенком в театр?
  3. Будет ли, по Вашему мнению, интересно Вашему ребенку посмотреть сказку «Колобок» не на русском языке?
  4. На какой язык Вы смогли бы помочь перевести сказку «Колобок»?
  5. Хотели бы Вы принять участие в постановке сказки «Колобок» для своих детей  в детском саду?
  6. Чем бы Вы могли помочь в постановке сказки?

Анкетирование проводилось в период с 09.07 по 13.07.2012 года. В анкетировании приняли участие 47 родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.

77% опрошенных (36 родителей) регулярно читают своим детям сказки. В то время как в театр с детьми ходят лишь 17% (8 родителей).

100% (47 родителей)  считают, что детям будет интересно посмотреть сказку «Колобок» не на русском языке, причем 60% (28 родителей) сами хотели бы поприсутствовать на таком спектакле.

По итогам анкетирования родители предложили перевести сказку на армянский, азербайджанский, татарский и грузинский языки.

Свою помощь в постановке сказки предложили 22% (11 родителей). Из них: 10% (5 родителей) готовы поучаствовать в постановке в качестве артистов; 19% (9 родителей) помочь выучить роль своему ребенку; 6% (3 родителя) предложили свою помощь в изготовлении костюмов и декораций; и даже 6% (3 родителя) предложили оказать необходимую материальную помощь.

Привлечение родителей к участию в проекте

После анализа итогов анкетирования была создана творческая группа родителей и организовано заседание Родительского клуба (17 июля 2012 года). На заседании родители распределили обязанности по подготовке к циклу спектаклей и согласились со сроками, предложенными в проекте.

Организация практической деятельности в рамках проекта

В период с 9 по 20 июля по плану проекта с целью привлечения внимания детей к готовящемуся итоговому мероприятию (показу спектаклей) и для развития творческой активности воспитанников, был организован цикл занятий продуктивной деятельностью. Занятия по аппликации, лепке, поделок из природного и бросового материала проводились в старших и подготовительных группах.

Итоговое мероприятие проводилось в течение трех дней:

  1. 14 августа дети старшей группы № 11 показывали в своей группе спектакль «Колобок» на русском языке (зрителей было: 37 детей и 6 взрослых);
  2. 15 августа  показывали спектакль на армянском языке в подготовительной логопедической группе № 8 (зрителей было: 32 ребенка и 14 взрослых);
  3. 16 августа в старшей логопедической группе № 7 мы смотрели сказку «Колобок» на грузинском языке (зрителей было: 34 ребенка и 9 взрослых).

Все спектакли были с разрешения участников отсняты на видео и предложены для просмотра в других группах детского сада.

Подведение итогов проекта

В период с 20 по 22 августа в холле детского сада была оформлена выставка по итогам реализации проекта «Колобок идет по свету».  На выставке были расположены информационные материалы (тематические буклеты, материал к папкам-передвижкам), работы детей (рисунки, аппликации, поделки), организована выставка костюмированных кукол для спектаклей и вывешены фотографии работы над различными этапами реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

  1. привлечение родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;
  2. расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в детском саду;
  3. обобщение и распространение опыта работы в детских садах города

Результат-эффект:

  1. создание видеоархива сказок на трех языках в детском саду (3 видеосюжета: на русском, армянском и грузинском языке); 6 кукол для постановки кукольных спектаклей в сшитых национальных костюмах, подборка  материалов к сказке «Колобок», выполненных в разной технике; творческие работы детей – 18.

В результате реализации проекта повысилась популярность детей-мигрантов в группе, им стало легче находить  новых друзей, в группе появился интерес к их традициям и языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свет, да будет свет!

Конспект позновательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста....

"Весна идет, Навруз идет" (сценарий праздника)

Сценарий праздникак "Весна идет, Навруз идет" предназначен для детей старших групп. Дети знакомятся со старинным татарским праздником "Навруз" (встреча весны, отмечался в день весеннего равноденствия)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"

Конспект непосредственной образовательной деятельности коммуникация для детей второй младшей группы "Новый год идет... идет!"...

Весна идет, Навруз идет!

Цель: Приобщение детей к  национальной культуре и традициям  татарского народа.Формировать праздничную культуру, вызывать у детей эмоционально- положительное отношение к праздникам, дать зна...

Конспект открытого занятия по салфеточной аппликации в младшей группе "Снег идет,снег идет"

Цель: Закончить оформление картины на тему "Зима" с помощью салфеточной аппликации....

Вот идет к нам весна, света, радости полна

Конспект интегрированного занятия поможет в игровой форме закрепить с детьми знания об окружающей природе, весенних изменениях, приемы выполнения аппликации, развить навыки совместной деятельности, а ...