Консультация для педагогов "Костромской фольклор"
консультация на тему

Тараканова Галина Викторовна

Фольклор - это народная мудрость. Знаем ли мы мудрость своего народа? В материале раскрыты некоторые особенности Костромского музыкального фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное        Учреждение города Костромы Детский сад №49

                                   Консультация для педагогов

                                           на тему:

                            «Костромской фольклор»

                                                              Музыкальный руководитель:

                                                              Тараканова Галина Викторовна

                                       План

1. Музыкальный фольклор Костромской области

2. Песенные традиции

3. Народное танцевальное искусство

   -хоровод

   -танец

   -пляска

1. Фольклор ( в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения изобразительного и декоративно- прикладного  искусства.

   К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные наигрыши, пастушьи сигналы и т.д.).

   Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков.

Причина подобного долголетия лежит в самой природе фольклора. Одна из отличительных черт состоит в том, что фольклор является не только искусством, но и частью жизни самого народа.

   Народная музыкальность создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие.

   Русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством.

   Народные календарные праздники – Святки, Встреча Весны, Троица, Жниво. Своими корнями эти обряды уходят вглубь веков и составляют наиболее архаичный сохранившийся пласт русской культуры. Поклонение различным стихиям и явлениям: Вода-царица, Ветер-господин, Дождь-кормилец, Солнце-князь, Луна-княгиня – так почитали силы Природы.

  2. Песенная традиция Костромской области отличается развитой системой календарных жанров, сохранившихся достаточно хорошо и полно вплоть до настоящего времени. С 1974года записано более 600 образцов календарных песен от исполнителей в возрасте от двадцати до девяноста лет. Большинство песен в последние полвека пелось детьми и молодежью, но отдельные виды, например вознесенские исполнялись и взрослыми.

   В Костромской области песни, связанные с обходом дворов в зимнее время, были записаны в бассейне реки Унжи и Костромы, В Макарьевском районе девушки в конце ноября (Заговинье) во время поста или в течении всех Святок перед посиделками(«поседками», «беседками», «вечерками») бегали под окна к матерям женихов, при этом старались остаться неузнанными и кричали «королюшку». Им подавали гостинец, и ими расплачивались с хозяйкой дома посиделок.

  В Костромском районе ребятишки от Заговинья до Крещенья бегали группами по дворам кричать «калегу-малегу», в тексте которой мы видим уже не только просьбу подать пирога. Но и угрозу «унести пеуна» в случае отказа.

   В среду, в середине Великого поста (половина Говины) раньше пекли из ржаной муки крестики, а ребятишки бегали под окна выпрашивать их, «крича» при этом календарные песни. По содержанию эти песни очень разнообразны, но сближает их поэтическая композиция. Сначала, как правило, говорится о самом празднике и действиях, его сопровождающих, далее следует просьба одарить поющих. Во многих образцах в конце текста звучит угроза жадным хозяевам: «Кто не даст креста, тот не любит Христа» или «заболит рука».

   В Вербное воскресенье (последнее перед Пасхой) в Межевском районе ребятишки ходили по дворам, по домам, хлестали прутиками вербы лежащих в постели и кричали: «Верба, верба!»  Такое хлестанье считалось целебным, и некоторые взрослые специально ждали его, лежа в постели.

   На Вознесенье в Макарьевском районе мужчины и парни обходили дворы с песней (которую тоже «кричали») «Тетушка да дядюшка». Не смотря на то, что исполнялась она взрослыми, но по стилистике совершенно не отличалась от детских.

   В Костромской области Масленицы до настоящего времени празднуют шумно, весело, катаются на санях с гор и по дорогам, жгут костры или колесо на палке (раньше соломенное чучело или куклу из березовых веников), поют разные частушки, песни.

   Раньше запрягали наряженных лошадей и катались от деревни к деревне, а также устанавливали огромные качели, на которых каталась молодежь. При этом пели «долгие» (лирические) песни и «качульные» частушки.

   Собственно масленичные обрядовые песни записаны в Макарьевском районе. Все масленичные песни исполнялись здесь с одним варьируемым текстом, напоминающим детские считалочки.

   Наиболее развита в местных традициях рек Костромы и Унжи была весенняя обрядовость. Когда появлялись первые проталинки, в Макарьевском районе ребятишки, бегая по ним, кричали «жавората, жавората».

   В других районах коротенькие заклички пели дети до 17 марта (Алексей, человек божий) или на Сороки (сорок мучеников), когда пекли «жаворонков». Ребята подбрасывали печеных птичек вверх и кричали «Чивили, чивили» или «Жаворонок, жаворонок».

   Большая часть весенних обрядовых действий и песен была связана с обходом дворов и выпрашиванием угощения. Ходили обычно группами от трех до десяти человек.

   Таким образом, большинство календарных песен и обрядов Костромской области объединены общей функцией, связанной с обходом дворов и требованием подать обрядовую еду (кресты, жаворонков, яйца, куличи, хлеб и т.д.). Почти все песни «кричат», то есть исполняют особым напряженным обрядовым тембром. Кроме того, по своему складу все местные календарные песни очень схожи и имеют структуры, общность которых выявляется как на уровне ритмического строения песенного стиха, напева и форм их координации. Так и на уровне мелодической организации.

   Конечно, обряды Костромской области, как и повсеместно, в последнее время потеряли свое магическое значение. То есть везде в последнее время обряды существуют в игровой форме, поэтому собирателям удалось записать только внешнюю, игровую форму.

   Трудно представить себе беседы, вечерки, массовые народные гуляния без веселых плясовых песен, задорных частушек, без танцев и удалых плясок.

   Плясовые песни и частушки исполнялись под гармонь и балалайку. А если рядом не было музыканта, то часто исполняли под свой собственный нехитрый аккомпанемент, например под язык. В ход пускались предметы домашнего обихода: ухваты, сковородки, печные заслонки, поварешки,  а так же бубен и треугольник (трензель).

   На проводах Масленицы в 1992 году в Судае довелось услышать искусную игру на печной заслонке, барабанке и ложках в сочетании с гармоникой, балалайкой и пением частушек. Как говорят местные старожилы, раньше почти все пастухи играли на барабанках, причем каждый по-своему.

   Частушка – песенка-коротышка, состоящая из четырех строк, имеющих законченную мысль. Двойственность частушки – шутливое в глубоком и глубокое в шутливом – предают частушке дразнящую, задорную прелесть.

   В нашей местности почти все частушки исполняются быстро, за исключением «Самарокого» (Чухлома).

  3. Народное танцевальное искусство – одно из интереснейших явлений национальной культуры. В настоящее время танец живет и развивается.

   У С.В.Максимова, автора многочисленных рассказов и повестей, основанных на этнографических материалах, имеется развернутый обзор бытового уклада костромичей. В определенное время зимой во вcех костромских деревнях молодежь организует веселые вечеринки с песнями и плясками, играми и забавами. Характеризуя танцевальную атмосферу праздника, писатель рисует такую картинку: «Затрынкала балалайка веселого голубца, ей нескладно, но смело подыгрывает гармония. С одной стороны лавки важно поднялись две девушки, одернувши сзади свои платья, начинают одна против другой прохаживаться, обмахиваясь платочками. Но вот уже одна из них подперлась рукою в бок и прямо к своей подруге, взяла назад еще  раза два и остановилась.

   С лавок поднимается другая пара, которая пляшет точно так же. Как и первая».

   Как мы видим, материалы не базируются на точно фиксированном описании движений в танце, так как они записывались попутно с другими этнографическими работами.

   Для Костромы и Костромского края характерны танцевальные жанры и формы с их разновидностями, присущие в целом всей русской танцевальной культуре. Имеются в виду хоровод, танец, пляска.

   В прошлом хоровод был очень популярен среди костромичей. Хороводы водили в основном по праздничным дням, в любое время года.

   Для различных видов костромского хоровода были свойственны типичные черты, характерные для всех русских хороводов как таковых.

   Их отличает массовость и степенность движений, величавость поступи, полной чувства достоинства, плавность и упругость основного хода, ускоренность темпа. Однако, наряду с общерусскими чертами, костромские хороводы обладают своим оригинальным почерком, своей интонацией, придающей ей неповторимость в выражении эмоций и настроений. Это проявляется в манере движений, рисунке танца, приветливости мимики и жеста.

   Своеобразна и композиция хороводов. Нередко отличающаяся структурными компонентами, отличными от строения музыкального сопровождения.

   Основной формой костромских танцев была кадриль. Пришла она в село из города. В народе ее прозвали «козулей», и танцевала ее молодежь, которой предоставлялась возможность познакомиться друг с другом.

  «Козуля» строилась исключительно на использовании русских народных танцевальных движений. Наибольшее распространение получила кадриль, состоящая из семи фигур (колен), ее так и называли – «семизарядная».

   Чередование фигур в каждой местности своё, например: «Яковлевская кадриль» (село Яковлевское Костромского района) из 6 фигур:

 1. «Ах вы, сени, мои сени».

 2. «Я из сада, из окна».

 3. «Ты береза, ты моя береза».

 4. «Как на молодце цепочка горит».

 5. «Я на горку шла».

 6.  «Не шумит, не гремит».

  Основное построение танца – пара на пару.  О начале каждой фигуры возвещал распорядитель бала. Среди обязательных движений для участников кадрили считался переменный шаг, шаг польки и шаг галопом.

   

   Среди плясовых форм костромского фольклора известны сольные мужские и женские пляски, а так же  парные, групповые, массовые.

   Отличительная композиционная особенность пляски костромичей – импровизационность. Индивидуальное мастерство и движенческая изобретательность танцоров, их актерские способности приобретают в пляске особый смысл, являясь средством самовыражения. В целом костромские пляски состоят из ряда плясовых движений:

 - дроби и дробушки;

 - притопы и поскоки;

 - подбивки и прыжки на месте и с продвижением;

 - простые и сложные хлопушки и удары по телу;

 - всевозможные вращения, кружения, вертушки;

 - повороты, проходки и пробежки;

 - присядки.

   Массовая пляска по всей своей структуре напоминает толчею – ликующую группу людей, где каждый пляшет для себя и для всех. Толчея является древнейшим видом танцевального фольклора.

   Звуковая атмосфера пляски отличается веселой пестротой и многоголосицей. Помимо инструментального состава – ложек, барабана, трензеля, а позднее гармошки, в звуковой аккомпанемент  вливалось пение, гиканье, свист, хлопанье в ладоши, возгласы радости.

Конечно, время идет вперед, немало культурного быта населения забывается, исчезает, но еще многое благополучно живет и функционирует. И этому, безусловно, способствует творческая практика новых фольклорных коллективов.

   Помнят, любят, не забывают в костромском крае свои родные песни, танцы, сказы, предания и обряды. А это значит – народному творчеству жить вечно…

                        Литература.

1. «Губернский дом» №1 1994 г., №1 1992г.

2. «Костромские песни и наигрыши» выпуск №1 1883г.

3 «Танцевальная культура Костромского края» Ярославль 1990г.

4. «Наигрыши, напевы и частушки Чухломского края» 1998г.

5. «Народные песни Антроповского края» 1993г.

6. «Энциклопедический словарь юного музыканта» Москва 1982г.

 

       

   

   

 

 

   

   

   

 

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей" Фольклор", "Детям о великой отечественной войне"

В этих консультациях я поместила материал для  родителей, который  поможет в воспитании у детей нравственно-патриотических качеств....

Консультация для родителей. Фольклор в воспитании детей раннего возраста.

Консультация для родителей об исплльзовании русского народного фольклора в воспитании ребенка....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОЛЬКЛОР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ФОЛЬКЛОРА....

Консультация «Игры в фольклоре»

Консультация«Игры в фольклоре» Игры  являются неотъемлемой частью  интернационального, художественного и     физического воспитания  детей разного возраста. Они...

Консультация для педагогов "Фольклор и его значение в воспитании детей".

Фольклор и его значение в воспитании детей (Консультация для педагогов)                                    ...

Консультация для родителей «Фольклор в детском чтении и литературе»

Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», пришло к нам из английского языка folk – народ, lore – мудрость. Как и литература, фольклорные произведения делятся на ...