Проект "Ты всегда красиво, милое село"
проект (старшая группа) по теме

Харисова Елена Николаевна

Воспитание у детей нравственно- патриотических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnichok.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Ты всегда красиво, милое село»

Просыпаюсь рано, погляжу в окно:

Каждую тропинку знаю я давно.

Из-за Таганая солнышко встаёт

За  Аршой  и  Аем соловей поёт.

До чего красивы и стройны леса!

Слышен  хор кукушек, птичьи голоса

Осенью, зимою ли – это всё равно.

Ты всегда красиво, милое село.

«Петропавловская песня» Р.Н. Прохоренко.

Тема проекта: "Ты всегда красиво, милое село".

Тип проекта:

открытый,

групповой,

исследовательский.

 Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Участники проекта: воспитатель Харисова Е.Н., дети старше - подготовительной группы, родители.

Сроки реализации: 2013-2014год.

Актуальность проекта:

 Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.

 Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

 Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

 Проверка знаний детей старшего дошкольного возраста об  Урале  показала, что существует дефицит знаний о родном селе, крае. Опрос родителей выявил, что они считают знакомство с Малой Родиной важным компонентом в воспитательно-образовательном процессе. Так, вопрос патриотического воспитания обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы, с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае, с другой.

 Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта:

 Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

Основные задачи:

  1. Воспитать у ребенка любовь и привязанность к своему краю, дому, улице, селу.

 2. Расширять представления об историческом прошлом и настоящем  родного села и его особенностях.

4. Закреплять знания детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.

5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственность за все, что происходит в селе, сопричастность к этому.

 6. Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).

7. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье.

Идея проекта: через разные виды деятельности формировать представление о малой Родине.

Замысел проекта: Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре  родного края.

Реализация проекта.

 План схема:

 1. Подбор литературы, пособий, атрибутов.

 2. Проведение занятия, совместных экскурсий, дидактических игр, изготовление поделок.

 3. Обобщение результатов работ.

План реализации проекта.

 1. Организационный:

 -выбор темы проекта.

 -определение целей и задач.

 2. Обучающий:

 -занятия, совместная деятельность с детьми, дидактические игры.

 3. Основной:

 -организация и проведение экскурсий.

 -размещение материалов, детских работ, фотографий.

 4. Итоговый:

 -подведение итогов

 -награждение лучших участников.

 5. Заключительный:

 -выпуск газеты село Петропавловка.

Образовательные области:

Здоровье;

Физическая культура;

Социализация;

Труд;

Безопасность;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество.

Роль родителей в реализации проекта:

Знакомят детей с улицей, на которой проживает семья, объектами культуры и быта, расположенными рядом с домом.

Участвуют в мероприятиях детского сада: экскурсиях с детьми, праздниках, выставках, создании мини-музея группы, фотоальбомов, групповой газеты.

Участвуют в образовательном процессе по ознакомлению с селом.

Перспективный план проекта

     месяц

Работа с детьми

Сентябрь

НОД: «Моё родное село»

Рисование «Моё село»

Экскурсия по улицам села.

Составление рассказа на тему "Дом, в котором я живу".

Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Почта», «Магазин».

Чтение: «Про воробья Чивика» Ю. Подкорытов, «История родного края» Г.Кулагин

П/игры: «Пчёлы», «Бег по стволу» (русская народная)

Результат

Создание макета «Дорога к детскому саду»

октябрь

НОД: «История – сказ об Урале - батюшке»

Экскурсия  по берегам рек Арша и Ай.

Д/игра: «Узнай и расскажи», «Отличи и расскажи»                    

П/игры: «Земля, вода, огонь, воздух» (татарская игра)

Рисование: «Пейзажи нашего села» (берега рек Арша, Ай)

Аппликация: «Уральские самоцветы»

Чтение: «Легенда об изумрудах» (уральская легенда), «О памятниках природы Урала» К.Пысин                  

Труд: Поможем малышам расчистить участок от мусора    

Результат

 Создание коллекции камней

ноябрь

НОД: «Наши соседи - башкиры»

С/р игра: «К нам гости пришли»

Д/игра: «Это кто?» (национальность),  «Найди костюм»,    «Забавные картинки» (собери национальный костюм)          

П/игры: «Юрта» (башкирская игра), «Летит – не летит» (малой подвижности)

Аппликация: «Создание костюма» (по желанию детей)

Конструирование: «Юрта» (мех, ткань, бросовый материал)

Чтение:   «Происхождение башкир»  (уральская легенда)              

Результат

Макет «Юрта»

Декабрь

НОД: «Животный и растительный мир края»

Д/игра: «Из чего сделано», «Найди животных нашего края»

Лото: «Животные»          

П/игры:  «Кот и мыши», «Лисичка и курочки», «Хитрая лиса»  

Рисование: «Зимний лес»

Лепка: «Животные нашего края»

Чтение:  «Серебряное копытце» П.Бажов, «Ёж» М.Пришвин      

 Заучивание стихов о животных и растениях края

Рассматривание альбомов «Жизнь животных», «Энциклопедия о животных»  

Экскурсия в лес.

Опыт: «Холод – тепло»,  «Растения пьют воду»

Результат

Альбом «Лекарственные растения Урала»

Январь

НОД: «Известные люди села»

С/р игра: «Больница» (аптека, скорая помощь)

Д/игра: «Кому что нужно для работы», «Какими профессиями славится наше село»

П/игры: «Два Мороза», «Обыкновенные жмурки», «Спутанные кони» (татарская игра)

Х/игра:   «Чурилки» (малой подвижности)

Рисование: «На Урале живут красивые люди»

Чтение: «Человек и его дело» (татарская сказка)

 Заучивание стихов об уральцах «Поэты Урала»  (Л. Татьяничева)

Результат

Создание альбома о профессиях

Февраль

НОД: «Беседа «Защитники земли русской»

Развлечение: "День защитника Отечества", пригласить отцов, служивших в армии.

Экскурсия в библиотеку на выставку "Петропавловцы - защитники Отечества".

Рисование на тему "Наши защитники".

Аппликация: «Подарок папе»

П/игры:»Штурм снежной крепости», «Два мороза»

Заучивание стихов к празднику.

Результат

Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»

Март

НОД: «Наша русская изба»

С/р игра: «Горенка»

Д/игра:   «Назови правильно»,  «Что было раньше, что теперь»          

П/игры: , «Продаём горшки» (татарская игра) , «Жмурки»  

Рисование: «Красна изба углами»

Аппликация: «Цветок-сказка»

Художественная выставка «Мамочка моя»

Выставка поделок «Куклы наших предков»

Опыт: «Песок хорошо пропускает воду, а глина нет»

Труд: Изготовление подарка для мамы «Весенние цветы».    

Результат

Макет «Изба»              

Апрель

НОД: «Путешествие по Уралу»

С/р игра: «К нам гости пришли:  герои сказок Урала»

Д/игра: «Эмоции»,  «Найди и скажи»    

П/игры: «Волк», «Колечко» (русская народная), «Классы»

Х/игра: «Грачи летят»  

Рисование: «Премудрости природы»

Конструирование (оригами): «Девичьи головные уборы»

Чтение: «Голубая змейка» П.Бажов,  заучивание фольклора Южного Урала                                                    

 Развлечение:  «Край родной - земля уральская»

 Результат

Создание альбома (словотворчество)                

Май

НОД: «День Победы»

Экскурсия к памятнику  неизвестного солдата. Возложение цветов к памятникам

Рисунки на асфальте “Мир без войны”

Конкурс чтецов "Этот день победы".

П/игры: «У дедушки Трифона», «В перстень», «Конное состязание» (башкирская игра).

Высаживание рассады цветов на участке ДОУ.

Результат

Составление альбома "Я и моё село".

Результат проектной деятельности

Расширяет представления ребенка о селе, в котором он живет.

Формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за своё село, уважение к его истории и людям, которые в нем живут.

Развивает инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой, эстетический вкус.

Заинтересованность родителей к проекту, истории области, села.

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм.

Диагностическая игровая ситуация: «Гости приехали».

 (на основе беседы)

 Цель: Выявить знание детей о том, что узнали нового и интересного о родном крае. Как усвоили материал? К чему отдали предпочтение в познаниях: (природы края или к истории нашего края).

 Условия диагностирования.

 Проводится индивидуально. На основании данных вопросов. Возможно проведение диагностического занятия с учетом подгруппы детей (5-6 человек).

 Стимулирующие материалы: Фото села, книги, альбомы.

 Мотив. Ребенку предлагается «встретить гостей» и познакомить их с селом.

 Предъявляемые задания.

 Ребенку предлагаются группы вопросов.

 1.«Родное село Петропавловка».

 (Название своего села, района, домашнего адреса. Назвать достопримечательности нашего села).

 2.«Лица села».

 Рассказать об известных людях села.

 3.«Историко-географический и природный компоненты родного края»

 Знание о природе нашего района; о растительности, животном мире. Спросить: какие реки протекает рядом с нашим селом?

 4 «Личностное отношение к родному селу».

 - Что интересного о родном селе ты запомнил?

 Способы обработки анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления.                      

 Уровни сформированности знаний о родном крае у детей 5-7 лет.                                                                                                                                  После подсчета количества баллов определяется уровень знаний детей о своем поселке.

 Высокий уровень (10-12 баллов)

 Знает название села, района, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности села. Называет название 4-5 улиц; знает имена людей прославивших наше село, называет потешки, прибаутки; Называет животных и растения края, передает настроение.

 Средний уровень (6-10 баллов)

 Знает название села, свой домашний адрес; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать животных и растения.  Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

 Низкий уровень (2-6 баллов)

 Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия села, не может сказать свой адрес. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 Вывод           

 В результате проведения занятий, игр, бесед, экскурсий у детей сформировались расширенные знания о родном селе, а именно: дети узнали героем села,  чем прославлено наше село, о природе родного края и многое другое. Таким образом, развивающая предметная среда МБДОУ, усилие воспитателя и родителей, четкое планирование работы по ознакомлению с родным краем к истории своего села, повысили уровень знаний и духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.

Список литературы:

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Детство - Пресс, 2002.

2. Куприна Л.С.Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.

3. Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

4. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980.

5. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

6. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980. 

7.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред.  Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

8. «Наш дом – Южный Урал» Е.С. Бабунова: 2007.

9.«Росток» А.В.Шестакова;

10. «Петропавловский завод - история и современность» А.В. Васильев.

11.Интернет.

12. «Южноуральские писатели детям»: 2007.

Resource id #4578

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Милый сердцу уголок. Моё село Бехтерево"

Как воспитать любовь к родному селу, как воспитать гордость за село, как показать всю красоту села?! Возможно только через проект, который показывает всю красоту села в течении всего года....

Сценарий музыкального праздника, посвящённого Международному женскому дню 8 марта "Любимой и милой женщина была всегда" подготовительная группаПр

Женский праздник 8 марта, он любим всеми: и бабушками, и мамами, и сестрёнками, и девчонками. Не зря он проходит в начале весны, когда зима уступаент права самому нежному, оптимистичному, цветущему вр...

Говорим всегда красиво.

Консультация для родителей и педагогов...

Презентация. Самой красивой, милой и любимой.

Самой красивой, милой и любимой....

МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»

МОЛОДЕЖНЫЙ проект «МЫ знаем милее всего на свете родное село»...