Дерево Дружбы Народов
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Афанасьева Ольга Викторовна

Проект «Дерево Дружбы Народов» - это итог многолетней работы педагогического коллектива над проблемой гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии и укреплением толерантности воспитанников.     

Работа по проекту «Дерево Дружбы Народов» организована во всех возрастных группах детского сада. С учетом возраста детей подбираются формы и методы работы по данному направлению. Так, в младших группах это – чтение художественной литературы соответствующей тематики, совместное творчество детей и организация подвижных игр с включением игр народов мира. Начиная со среднего дошкольного возраста, организуется проектная деятельность. При наличии в группе детей разной национальности и организации работы по ознакомлению с традициями разных народов, воспитанники проявляют интерес к данному вопросу, который плавно перетекает в проектную деятельность совместно с педагогом и родителями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 9 г.о. Тольятти

СП «Детский сад «Клубничка»

Проект:

«Дерево дружбы народов»

Категория проекта: Детский сад и начальная школа

Номинация: «Изучаем и познаем»

Автор  проекта:

Афанасьева Ольга Викторовна, заместитель директора по воспитательно-методической работе МБОУ гимназии № 9 СП Детский сад «Клубничка»;

Российская Федерация

Самарская область

Город Тольятти

2013г.

Описание проекта

Актуальность. Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.

Россия живёт и развивается благодаря тому, что в ее истории, особенно в трудный ее период, люди, объединялись и побеждали многие беды. Мы считаем, что только благодаря единству народов всегда свершаются великие дела. Народы России живут в единстве не одно столетие. Вместе мы создали великую страну - СССР, победили в Великой Отечественной Войне, вместе мы вышли первыми в космос и вместе мы будем дальше жить и развиваться.

Русские составляют, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, более 78% населения страны и являются этническим большинством. Россия сегодня сохраняет вековой статус многонационального государства. Народы Российской Федерации имеют свои культурные корни, особые и свойственные им пути национального и культурного развития.

Русский народ всегда играл роль собирателя вокруг себя народов и земель, он волей истории оказался центром притяжения всех народов России, создал могучее евразийское государство – Россию.

Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.

Необходимо совместно предпринять все усилия для борьбы с национализмом, ксенофобией, призывами к насилию и межэтнической розни, которые всегда были и будут миной замедленного действия для российской государственности.

Задача современной государственной национальной политики Российской Федерации состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.

В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.

В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. Условия российского общества в целом пока неблагоприятны для формирования у детей патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.

Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.

Тольятти с первых дней своего существования является многонациональным городом. В нем представлено множество национальностей и все основные мировые конфессии. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с городом с первых дней его строительства.

По численности населения Тольятти занимает 17-е место в России. Население многонационального Тольятти на 1 июля 2007 года составило – 718,5 тыс. человек. В этническом составе преобладают русские (83,2%), проживают татары (3,8%), украинцы (2,8%), мордва (2,0%), чуваши (1,8%), прочие национальности составляют в сумме 6,4% (по данным на 2002г.). За годы совместного проживания в Тольятти сложились традиции взаимного уважения и дружеского общения, мира и согласия между народами. В городе действует 12 национально-культурных организаций, объединяющих людей более 10 национальностей.

При изучении национального состава воспитанников детского сада были получены следующие результаты: русские – 68,5%, армяне – 7,1%, татары – 6,4%, таджики – 4,1%, азербайджанцы – 3,4%, грузины – 3,4%, казахи – 2,2%, узбеки – 1,5%, другие национальности (мордва, чуваши, украинцы) – 3,4%.

Описание целей и задач проекта

Знакомство с культурами народов мира помогает детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

Цель: формирование личности, способной строить взаимоотношения в процессе  взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества, взаимопонимания и взаимоприятия.

Задачи:

  1. Создать необходимую развивающую среду для развития толерантности у дошкольников в условиях детского сада;
  2. Обеспечить участие родителей воспитанников в работе по данному направлению;
  3. Способствовать развитию у дошкольников чувства толерантности, как наивысшего морально-нравственного качества личности
  4. Учить детей уважать окружающих, проявлять такт и деликатность, заботу, внимание, отзывчивость, желание помочь, защитить в случае необходимости
  5. Формировать условия для активного внедрение педагогами учреждения в педагогическую практику новейших достижений и отечественных традиций в области поликультурного воспитания.

Условия и пути реализации проекта:

Проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.

 Инновационная направленность.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства.

Проект направлен на решение данной проблемы и включает в себя следующие разделы:

  • Работа с воспитателями и узкими специалистами;
  • Работа с воспитанниками ДОУ;
  • Работа с родителями;
  • Работа со статистическими материалами (выявление закономерностей и соотношения). 

Содержание проекта:

  • Перспективный план работы с детьми, педагогами и родителями на год;
  • Тематические презентации проектной деятельности (выполненные педагогами и родителями с детьми)
  • Конспекты образовательной деятельности с детьми разных возрастных групп (от первой младшей до подготовительной);
  • Статистический материал, анкеты.

Правовое и нормативное обеспечение проекта:

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
  • Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
  • Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года.
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89).
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ (с изменениями).
  • Закон РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями).
  • Решение коллегии №1 от 10.02.2010г. «Проблемы формирования толерантности в современном обществе»


Механизм реализации проекта

Проект «Дерево Дружбы народов» - это итог многолетней работы педагогического коллектива над проблемой гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии и укреплением толерантности воспитанников.    

№ п/п

Мероприятия

Содержание работы

Срок исполнения

Предполагаемый результат

Организационный этап

  • Разработка  плана мероприятий в рамках реализации проекта

Август 2012

Создание графической схемы мероприятий

Сбор и обработка статистических сведений

  • Анализ статистических данных (по учреждению в целом и по отдельным группам);
  • Выявление процентного соотношения детей разных национальностей в учреждении и сравнение в динамике за четыре года

Сентябрь-октябрь 2012

Выявление основных тенденций и закономерностей

Работа с педагогами

  • Проведение анкетирования педагогического коллектива по вопросам патриотического воспитания;
  • Обучение педагогов на базе учреждения (через семинары-практикумы, педагогические советы и консультации) и на тематических курсах (в рамках именного образовательного чека, на авторских семинарах);
  • Включение в критерии оценки деятельности педагогов разделов по реализации регионального компонента с целью мотивации педагогов на инновационную деятельность;
  • Помощь в обобщении опыта работы по теме: методическое сопровождение реализации на базе учреждения авторских программ и технологий;
  • Организация участия педагогов в профессиональных конкурсах и семинарах с целью трансляции опыта работы по теме.

Сентябрь

по графику

Сентябрь

По мере необходимости

В течение года  

Выявление творческих кадров, для организации инновационной деятельности.

Создание информационной базы для организации систематической работы по направлению.

Организация детской деятельности

  • Специально организованная деятельность:

- проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми;

-   организация тематических праздников и развлечений;

- организация тематических конкурсов и выставок детского творчества.

  • Самостоятельная деятельность детей:

- организация творческой продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала);

-  подбор дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр.

  • Деятельность, осуществляемая в режимных моментах:

-  чтение художественной литературы, тематические беседы;

-  проигрывание проблемных ситуаций.

В соответствии с тематическим планом и циклограммой деятельности

В соответствии с календарно-тематическим планированием (в соответствии с возрастом детей)

Развитие интереса и совершенствование навыков творческой работы у воспитанников.

Воспитание чувства толерантности.

Работа с родителями

  • Анкетирование с целью выявления информированности по вопросу;
  • Организация цикла бесед и консультаций, в том числе и в рамках родительских собраний;
  • Оформление информационных стендов и буклетов;
  • Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (помощь детям в создании индивидуальных проектов и  в составлении генеалогического дерева семьи);
  • Организация участия родителей в совместных мероприятиях.

Сентябрь

По плану работы с родителями

Активизация детского и родительского коллектива.

Работа с социальными партнерами

  • МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти:

-  методическое сопровождение городских семинаров-практикумов;

- рецензирование материалов для публикации;

- помощь в организации социологических исследований.

  • ГБОУ ДПОС Центр повышения квалификации «Центр развития трудовых ресурсов г.о. Тольятти:

- организация обучения педагогических кадров на бюджетной и хозрасчетной основе;

- помощь в организации мониторинга.

  • МУ  «Дом молодежных организаций Шанс»:

-  помощь в организации волонтерского движения.

В течение года

В течение года

Июнь-август

Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности учреждения

Подведение итогов

  • Подготовка и оформление итоговой выставки о работе в рамках реализации проекта на педагогическом совете;
  • Трансляция опыта работы по теме педагогическому сообществу посредством организации семинаров-практикумов на уровне города; публикации методических разработок педагогов в специальных сборниках и на сайтах педагогической направленности; участие в профессиональных  конкурсах различного уровня.

Май

В течение года

Обобщение и распространение накопленного опыта организации работы  по интеграции детей-мигрантов

Риски и ограничения при реализации проекта

Риски и ограничения

Пути минимизации рисков и ограничений

1

Недостаточный опыт работы педагогов с данным контингентом детей

  • Проведение индивидуальных консультаций и групповых проблемных семинаров с педагогами с целью расширения знаний по вопросу;
  • Организация обучения по индивидуальным запросам.

2

Недостаточная мотивация педагогов на внедрение инновационных технологий

  • Включение в критерии оценки деятельности педагогов разделов по реализации регионального компонента с целью мотивации педагогов на инновационную деятельность

3

Настороженное отношение мигрантов к особому вниманию со стороны персонала учреждения

  • Разъяснительная работа (индивидуальные и подгрупповые беседы; ознакомление с целями и задачами данного вида деятельности; трансляция опыта работы по направлению в средствах массовой информации);
  • Привлечение родителей к совместной деятельности (через организацию работы Родительского клуба, участие в совместных тематических мероприятиях и т.п.)

4

Трудности языкового общения детей мигрантов с русскоязычным коллективом воспитанников

  • Организация дополнительного бесплатного обучения детей по авторской программе «Обучение детей-мигрантов русскому языку в условиях интегрированного обучения» под рецензией к.п.н., зав. кафедрой «Коррекционная педагогика» Самарского государственного педагогического университета - Е.А. Чаладзе

5

Трудности межличностного общения детей мигрантов с воспитанниками

  • Создание условий для наиболее комфортного вхождения в коллектив сверстников (мотивация воспитанников на личностный интерес к новому товарищу; психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации ребенка в коллективе)

6

Отсутствие целевого финансирования работы по интеграции детей-мигрантов

  • Привлечение волонтеров (подбор молодежи, желающей оказать безвозмездную помощь в данной работе);
  • Организация взаимодействия с шефами учреждения (помощь в оформлении открытых мероприятий, обеспечение транспортом выездных экскурсий);
  • Помощь законных представителей воспитанников (помощь в подборе национальных костюмов для организации совместных мероприятий; участие в индивидуальной и подгрупповой проектной деятельности)

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня компетентности педагогов по вопросу;
  • ознакомление дошкольников с культурными традициями разных народов, через увлекательные виды деятельности;
  • сформированность умения воспитанников адекватно взаимодействовать в условиях межэтнических отношений;
  • привлечение родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;
  • расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в детском саду;
  • обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города

Результат-эффект:

  • создание действенной системы работы дошкольного учреждения по вопросам интеграции детей мигрантов в современное Российское сообщество.


Описание результатов проекта

Наше дошкольное учреждение расположено в микрорайоне «старой застройки», в квартале много общежитий и малосемеек, в которых находят временное жилье прибывающие мигранты, что, естественно отражается на статистике национального состава воспитанников.

Итоги анализа статистических сведений

Анализ статистических данных национального состава воспитанников

(по учреждению в целом и по отдельным возрастным группам)

Возраст детей

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

ВСЕГО

ИТОГО  в %

Русские

49

41

34

35

24

183

68,5

Армяне

3

2

4

3

7

19

7,1

Азербайджанцы

1

2

3

3

9

3,4

Грузины

2

3

4

9

3,4

Казахи

2

1

1

2

6

2,2

Таджики

4

1

3

3

11

4,1

Татары

2

6

3

2

4

17

6,4

Узбеки

1

2

1

4

1,5

Другие

2

2

2

1

2

9

3,4

ВСЕГО:

63

54

49

51

50

267

100

Анализ процентного соотношения детей разных национальностей в динамике за четыре года

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Русские

83.3

79.3

77.7

68.5

Армяне

8.2

7.7

7.9

7.1

Азербайджанцы

1.6

3.3

3.4

Грузины

1.6

2.5

3.4

Казахи

0.6

1.2

2.2

Таджики

4.1

Татары

5.3

5.2

5.4

6.4

Узбеки

1.5

Другие

3.2

4

2

3.4

В результате анализа выявлена тенденция постоянного роста количества мигрантов, отдающих своих детей в дошкольные учреждения. Кроме того, следует особо отметить расширение национального состава воспитанников. Так, в течение последних трех лет учреждение стали посещать дети азербайджанцев, грузин, казахов, тогда как раньше это были в основном дети мигрантов из Армении. В течение последнего года в учреждении появились воспитанники таджикской и узбекской национальности.

По итогам анализа статистических данных было выявлено, что если 2-3 года назад в детский сад попадали в основном дети-мигранты в возрасте 5-6 лет (т.е. детей отдавали в детский сад для подготовки к школьному обучению), то в последние годы появилась тенденция прихода в дошкольное учреждение детей-мигрантов с 3-4 лет (цель – совершенное овладение русским языком). Кроме того, в целом по городу, появилась тенденция направлять в группы по коррекции речевых нарушений детей-мигрантов не владеющих навыками русского языка для оказания квалифицированной помощи в овладении лексическим запасом и грамматическими нормами русской речи.

По итогам анализа статистических сведений были выявлены группы с наибольшим количеством детей-мигрантов и дальнейшая работа по реализации проекта проводилась в основном в этих группах.

Организация работы с педагогами

В рамках реализации проекта было проведено анкетирование педагогического коллектива по вопросам гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности воспитанников;

Анкета для педагогов

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в рамках проектной деятельности «Дерево дружбы народов»

  1. Что такое, в Вашем понимании,  толерантность?
  2. Какая политика по отношению к иммигрантам из зарубежных стран наиболее подходит России:

- ассимиляция

- интеграция

- нам не нужны мигранты из других стран

  1. Какие формы  работы по профилактике проявлений ксенофобии  и укреплению толерантности воспитанников Вы используете в своей деятельности?
  2. Какие затруднения в организации работы по направлению Вы  хотели бы отметить?
  3. Оказывают ли Вам помощь родители воспитанников в данном направлении? Если «да», то какую именно.
  4. Участвовали ли Вы в профессиональных  конкурсах, конференциях, семинарах и т.п. по данному направлению?

Анкетирование было проведено в рамках установочного педагогического Совета № 1 от 31 августа 2012 года. В анкетировании приняли участие 24 педагога (воспитатели и узкие специалисты).

46% опрошенных (11 педагогов) считают, что толерантность – это терпимое отношение к иному мировоззрению, поведению, национальности и обычаям; 29% родителей (7 педагогов) отметили, что толерантность – это принятие, правильное понимание и уважение других культур и различных проявлений человеческой индивидуальности. 17% опрошенных (4 педагога) знают, что это готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. И лишь 8% (2 педагога) затруднились с четкой формулировкой термина (вновь принятые специалисты, со стажем работы в учреждении менее 2 месяцев).

При ответе на вопрос «Какая политика по отношению к иммигрантам из зарубежных стран наиболее подходит России», мнения опрашиваемых разделились следующим образом:

- ассимиляция – 17% (4 педагога);

- интеграция – 79% (19 педагогов);

- нам не нужны мигранты из других стран – 0%;

- не знаю – 4% (1 педагог)

Педагоги отметили такие формы  работы по профилактике проявлений ксенофобии  и укреплению толерантности воспитанников как:

- организация тематических бесед, как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в свободном общении воспитателя с детьми и родителями;

-   чтение художественной литературы соответствующей тематики;

- организация тематических мероприятий с участием родителей воспитанников;

-   организация проектной деятельности по теме;

-   организация посещения этнографических музеев и тематических выставок;

-  организация продуктивной деятельности в рамках ознакомления с народами мира (рисование, лепка, аппликация и т.п.);

- организация взаимосвязи с выпускниками детского сада – привлечение школьников к акциям и совместным мероприятиям различной направленности.

В ходе анкетирования были выявлены такие затруднения в организации работы по направлению, как:

-  недостаточное количество методических публикаций по теме;

- трудность в подборе блоков Именного образовательного чека соответствующей тематики для повышения квалификации;

- отсутствие поддержки со стороны родителей воспитанников;

- недостаточная информированность по проблеме в целом;

- материальная незаинтересованность педагога в организации инновационной деятельности.

При ответе на вопрос «Оказывают ли Вам помощь родители воспитанников в данном направлении?» положительный ответ дали 50% (12 педагогов); эпизодическое участие родителей отметили 33% (8 педагогов); обозначили незаинтересованность родителей 17% (4 педагога).

Были отмечены такие, наиболее часто употребляемые формы участия родителей в работе по вопросу, как:

- участие в реализации совместных и индивидуальных проектов;

- участие в совместных мероприятиях (не только в качестве зрителей): предоставление национальных костюмов, приготовление национальных блюд, организация мини-диалогов на языке изучаемого народа, помощь в проведении национальных игр;

- помощь родителей в повторении и закреплении изученного материала (чтение дома литературы по рекомендации педагога, организация тематических бесед «за чашкой чая», заинтересованное отношение к тому, что узнали дети в детском саду и т.п.)

Свое активное участие в профессиональных  конкурсах, конференциях, семинарах и т.п. по данному направлению отметили 33% (8 педагогов); желание поучаствовать и наличие материала для презентации обозначили 25% (6 педагогов).

После анализа итогов анкетирования была создана творческая группа педагогов, в задачи которой входила разработка программы по преодолению рисков и ограничений при реализации проекта и координация деятельности педагогического коллектива в рамках реализации проекта.

Организация практической деятельности в рамках проекта

Работа по проекту «Дерево Дружбы народов» организована во всех возрастных группах детского сада. С учетом возраста детей подбираются формы и методы работы по данному направлению. Так, в младших группах это – чтение художественной литературы соответствующей тематики, совместное творчество детей и организация подвижных игр с включением игр народов мира. Начиная со среднего дошкольного возраста, организуется проектная деятельность. При наличии в группе детей разной национальности и организации работы по ознакомлению с традициями разных народов, воспитанники проявляют интерес к данному вопросу, который плавно перетекает в проектную деятельность совместно с педагогом и родителями.

В декабре 2012 года были подведены итоги проектной деятельности в старших группах – «Здравствуй мир!», «В дружбе - сила» и «Игры народов мира». Защита проектов была приурочена к Международному дню мигранта (18 декабря) и проведена в рамках тематического мероприятия с участием родителей воспитанников «Дерево Дружбы».

Для подготовки воспитанников к восприятию информационной составляющей мероприятия и для развития творческой активности воспитанников, была проведена большая предварительная работа, как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого с детьми.

Ежегодно, 4 ноября,  в День народного Единства, «Новые люди» проводят в четырёх городах Поволжья акцию под названием «Дерево Дружбы народов». Воспитанники первой младшей группы № 1 вместе с воспитателем и родителями присоединились к этой акции и нарисовали свое «Дерево Дружбы».

Информационная деятельность

С целью привлечения внимания родителей к проекту «Дерево Дружбы народов» была проведена разъяснительная работа, в том числе и в рамках установочного родительского собрания (в сентябре), регулярно выпускались  информационные листки с описанием целей и задач, а так же с приглашением принять участие в проекте и показом конкретных форм работы по его реализации.

Привлечение родителей к участию в проекте

При организации работы с родителями была разработана и предложена для заполнения анкета.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в рамках проектной деятельности «Дерево дружбы народов»

  1. Что такое, в Вашем понимании,  дружба народов?
  2. Укажите, пожалуйста, свою национальность.
  3. Знают ли Ваши дети язык и  обычаи своего народа?
  4. Какая политика по отношению к иммигрантам из зарубежных стран наиболее подходит России:

- ассимиляция (потеря одной частью социума (народом, нацией) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другой нации)

- интеграция (процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными социальными объектами).

- нам не нужны мигранты из других стран

- не знаю

  1. Как Вы относитесь к проводимой в детском саду работе по ознакомлению с традициями разных народов.
  2. Какую помощь в этой работе Вы можете оказать.

Анкетирование проводилось в период с 01.09 по 14.09.2012 года. В анкетировании приняли участие 68 родителей (законных представителей) воспитанников старшего дошкольного возраста.

41% опрошенных (28 родителей) считают, что дружба народов – хорошая традиция, которую следует поддерживать и развивать. 28% родителей (19 родителей) отметили, что дружба – это когда все делят пополам: и горе и радость. 26% опрошенных (18 родителей) точно знают, что это то, без чего в современном обществе возникает экстремизм и национализм. И лишь 4% (3 родителя) считают, что это пережиток советского времени.

100% (68 родителей)  не затруднились с указанием своей национальности, причем 35% (24 родителя) указали, что в их роду были люди разных национальностей.

Для справки: среди родителей, принимавших участие в анкетировании 47 русских, 9 армян, 4 татарина, 3 таджика, 2 грузина, 2 азербайджанца, 1 мордвин.

Дети 93% опрошенных (63 родителя) знают язык и обычаи своего народа. Дети 7% ответивших на данный вопрос анкеты (5 родителей) знают только о том, к какой национальности они принадлежат.  

При ответе на вопрос «Какая политика по отношению к иммигрантам из зарубежных стран наиболее подходит России», мнения опрашиваемых разделились следующим образом:

- ассимиляция – 16% (11 родителей);

- интеграция – 53% (36 родителей);

- нам не нужны мигранты из других стран – 4% (3 родителя);

- не знаю – 27% (18 родителей)

Свое положительное отношение к проводимой в детском саду работе по ознакомлению с традициями разных народов отметили 91% опрошенных (62 родителя). Безразличие по данному вопросу продемонстрировали 7% (6 родителей).

Помощь в организации работы по ознакомлению воспитанников с традициями разных народов была предложена родителями в следующих формах:

-  предоставление детских и взрослых национальных костюмов 9% (6 родителей);

-  приготовление национальных блюд 16% (11 родителей);

- помощь в организации взаимосвязи с  национально-культурными объединениями города 3% (2 родителя);

-  участие в проектной деятельности и совместных мероприятиях 47% (32 родителя).

После анализа итогов анкетирования была создана творческая группа, в задачи которой входила координация деятельности родительской общественности в рамках реализации проекта.

В течение года родители:

  • принимали активное участие в организации и проведении совместных мероприятий: «День матери», «Дерево Дружбы народов», «Игры народов мира», конкурс «Народная кукла»;
  • осуществляли, совместно с детьми реализацию проектов: «Наша родословная», «Моя страна - Армения», «Таджикистан»

Привлечение социальных партнеров к участию в проекте

Ежегодно учреждение заключает договор с МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти с целью организации  методического сопровождения участия детского сада в городских семинарах-практикумах;  рецензирования материалов педагогов учреждения, готовящихся к публикации в методических сборниках и на интернет-порталах различного уровня (от городского до международного); оказания помощи в проведении и анализе итогов социологических исследований; размещение на сайте Ресурсного центра информации об инновационной деятельности коллектива.

В январе 2014 года, на базе СП МБОУ гимназии № 9 «Детский сад «Клубничка» совместно с МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти организуется городской семинар-практикум «Реализация регионального компонента ООП посредством воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и младших дошкольников» на котором городскому сообществу педагогов будет представлен опыт работы учреждения.

В городе функционирует ГБОУ ДПОС Центр повышения квалификации «Центр развития трудовых ресурсов г.о. Тольятти, который организует обучение педагогических кадров на бюджетной и хозрасчетной основе (по договоренности подбираются блоки запрашиваемой тематики); оказывает помощь в организации мониторинга различной направленности.

Доброй традицией стало продолжение сотрудничества с МУ  «Дом молодежных организаций Шанс». Ежегодно волонтеры Центра оказывают помощь в организации работы по формированию толерантности и обогащению знаний воспитанников о традициях народов мира.

Подведение итогов проекта

В январе 2014 года, на базе СП МБОУ гимназии № 9 «Детский сад «Клубничка» совместно с МАОУ ДПОС «Ресурсный центр» г.о. Тольятти организуется городской семинар-практикум «Реализация регионального компонента ООП посредством воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и младших дошкольников» на котором городскому сообществу педагогов будет представлен опыт работы учреждения.


План мероприятий

по реализации программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, укрепления толерантности в структурном подразделении МБОУ гимназии № 9 г.о. Тольятти

 «Детский сад «Клубничка»  на 2012-2013 учебный год

Месяц

Работа с кадрами

Работа с детьми

Развивающая  среда

Работа с родителями

Работа с социальными партнерами

сентябрь

Ознакомление с нормативными и информационными документами, планом работы на 2012-2013 учебный год.

Проведение анкетирования педагогов.

Тематическая беседа «Дружат люди разных стран» Подвижные игры народов мира.

Чтение произведений поэтов мира.

Пополнение развивающей среды дидактическими играми, игрушками, наглядным и демонстрационным материалом

Ознакомление родителей с планом работы ДОУ по данной теме. 

Проведение анкетирования родителей.

Заключение договоров о сотрудничестве, составление плана совместной работы

октябрь

Консультация: «Взаимодействие педагогов и семьи при воспитании этнотолерантности»

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Конкурс рисунков «Встречают по одежке» (с использованием орнаментов народного костюма)

Подбор и изготовление настольно-печатных игр. Оформление выставок. Обновление уголков в старших возрастных группах.

Обновление информационного материала для родителей. Продолжение изучения  семейных традиций.

Организация тематических консультаций специалистов Ресурсного центра на базе учреждения

ноябрь

Помощь в разработке сценариев тематических мероприятий.

«День матери» (музыкально-познавательный праздник). Организация проектной деятельности.

Подбор  наглядных материалов, плакатов

Совместный праздник «День матери»

Приглашение волонтеров Центра «Шанс» для участия в совместном мероприятии

декабрь

Помощь в составлении азбуки толерантности

Тематическое мероприятие «Дерево дружбы народов».

Организация проектной деятельности.

Выставка атрибутов  азбуки толерантности

Совместная подготовка тематическому мероприятию «Дерево дружбы народов»

Привлечение шефов к помощи в оформлении Новогоднего праздника

январь

Консультация: «Национальные песни и         танцы».

Конкурс рисунков «Рисуем дружбу».

Обновление развивающей среды с учетом возрастных особенностей. Оформление выставок.

Обновление папок с информацией

Помощь специалистов Ресурсного центра в организации промежуточного мониторинга формирования толерантности воспитанников

февраль

Выставка методических разработок, практического материала

«День защитника отечества» (спортивный  праздник).

Масленица (знакомство с народными традициями русского народа).

Пополнение  развивающей среды авторскими играми и пособиями в соответствие с возрастом детей.

Совместный праздник с папами «День защитника Отечества»

Привлечение специалистов Ресурсного центра к рецензированию методических разработок педагогического коллектива

март

Смотр-конкурс  атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мамы разные нужны».

Международный Женский день (музыкальный праздник).

Беседы о культуре, быте, укладе семейной жизни.

Подбор художественной и методической литературы. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Мамы разные нужны».

Совместная деятельность по изготовлению поделок из бросового материала.

Консультация специалистов Центра трудовых ресурсов по вопросам аттестации педагогических кадров.

апрель

Разработка сценария вечера досуга  «Этнографическое путешествие»

Подвижные игры народов мира.

Вечер досуга «Этнографическое путешествие»

Оформление картотеки игр народов мира в разных возрастных группах.

Совместный  конкурс «Народная кукла»

Приглашение волонтеров Центра «Шанс» для участия в совместном мероприятии

май

Подведение итогов за год.

Творческие отчёты педагогов. 

 Предоставление презентаций.

«Игры народов мира» (спортивно-познавательный  праздник).

Выставка детской литературы писателей разной национальности.

Демонстрация презентаций итогов проектной деятельности на родительском собрании.

Помощь специалистов Ресурсного центра в организации независимых социологических исследований

      Национальная культура каждого этноса и племени - это красочный узор в уникальном культурном калейдоскопе нашей страны и является её бесценным богатством. Все представители этнических групп России должны беречь и передавать следующим поколениям богатую культуру, уникальный язык и добрые традиции своих предков!

Resource id #658

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"

Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....

Мы единством и дружбой народов сильны.

Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка так, чтоб он осознал свой долг перед родиной, уважал историю и традицию своих предков, чтил память об и подвиге. Наравне с родителями  патриотич...

презентация "Дружба народов,народы России"

презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...

Сценарий Фестиваля дружбы народов Поволжья "Лучик дружбы"

В этом мероприятии принимали участие дети всех возрастных групп ДОУ и педагоги, сценарий составлен в соответствии с этнокультурным компонентом...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...

Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...

Клубный час "Дружба народов-Русский народ"

Путешествие по России, в гостях у русского народа....