Роль ребенка в иноязычной культуре.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Селезнева Ирина Александровна

 Понятие «иноязычная культура» - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенческих явлений и процессов, традиционных для носителя языка. В результате приобщения к иноязычной культуре дошкольник овладевает совокупностью гуманистических идей и ценностей, позволяющих адекватно воспринимать другого и другое, выстраивать взаимодействие, овладевать иностранным языком, его правильно использовать, а также понимать ментальные смыслы, знать и применять языковые явления и формы, формировать в своем сознании картину мира, свойственную носителю иностранного языка как представителю того или иного народа.

Иноязычная культура включает в себя следующие компоненты: когнитивный (знания языка, знания о стране изучаемого языка, знания о культуре изучаемого языка), мотивационно-ценностный (интерес, желание, эмпатия) и операционально-деятельностный (умения обобщать, аналитические умения, умения осуществлять общение и творческие умения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_rebenka_v_inoyazychnoy_kulture.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Роль ребенка в иноязычной культуре.

В настоящее время иностранные языки рассматриваются как культурно-историческая среда, «погружение» в которую обеспечивает постижение, миропонимание, мироощущение национального менталитета народа (Т.В. Романова). Преподавание иностранного языка, изучение иностранного языка – процесс неразрывно связанный с вхождением в культуру, на которой он живёт и развивается. Народ, его язык, культура народа, возникшая и процветающая средствами этого языка, – явления тесно связанные друг с другом, определяющие характер и особенности, а также взаимное развитие.

В современной педагогической науке получает признание социокультурный подход к изучению иностранных языков. Суть этого подхода заключается в том, что изучение иностранного языка осуществляется в контексте формирования иноязычной культуры. Это вполне закономерно, поскольку иностранный язык как средство межкультурной коммуникации является инструментом мировой и национальной культур, субкультур народов стран изучаемых языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия стран и народов; их историко-культурной памяти; способа достижения межкультурного понимания (В.В. Сафонова).Рассматривая  иноязычную культуру как составляющую (аспект) базовой культуры личности. Это обстоятельство требует от педагогической теории и практики поиска и нахождения новых требований к определению уровня владения иностранным языком, к отбору содержания и организации учебного материала, использованию адекватных форм' и видов контроля при разных вариантах его изучения и у различных возрастных категорий.

В современной социокультурной ситуации отчетливо прослеживается интерес к дошкольному иноязычному образованию. При этом в центре внимания оказываются ребенок, его внутренний мир, а не сам процесс изучения иностранного языка.

Относительно данной возрастной группы изучение иностранного языка, предусматривает овладение не только знаниями и умениями, но и основами иноязычной культуры. Формирование основ иноязычной культуры дошкольников способствует развитию способности ребенка слушать и слышать, понимать и признавать мысль другого, оценивать и сопоставлять культурные ценности чужой культуры со своими и принимать их. Приобщение к культуре другой страны преследует цель развития своей собственной культуры в целом: культуры поведения, общения, речи, умственного труда.

Иностранный язык предоставляет возможность приобщаться к культуре страны изучаемого языка, знакомиться не только с историей или литературой, но и с традициями, образом жизни представителей разных слоев населения. Освоение иностранного языка становится средством взаимопроникновения культур, приобщения детей к мировой цивилизации. Постигая культуру другого народа, ребенок глубже осознает и понимает свою национальную культуру (В.В. Кабакчи).

Процесс изучения иностранного языка в дошкольном возрасте за последние десятилетия получил широкое развитие в российской педагогической науке и образовательной практике.

Е.И. Пассов под «иноязычной культурой» понимает ту часть общей культуры, которой воспитанник  может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культуроведческом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспекте. Изучению иноязычной культуры придавали большое значение многие зарубежные и российские исследователи. К ним относятся В.П. Кузовлев, В.Б. Царькова, Н. Hammerly, Н. Widdowson, занимающиеся коммуникативным обучением иноязычной культуре, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, рассматривающие вопросы лингвострановедения, С.Г. Тер-Минасова и ее школа, исследующие проблему изучения «мира» иностранного языка, межкультурной коммуникации и др.

 Понятие «иноязычная культура» - это интегративное образование, включающее в себя совокупность языковых, этнических и поведенческих явлений и процессов, традиционных для носителя языка. В результате приобщения к иноязычной культуре дошкольник овладевает совокупностью гуманистических идей и ценностей, позволяющих адекватно воспринимать другого и другое, выстраивать взаимодействие, овладевать иностранным языком, его правильно использовать, а также понимать ментальные смыслы, знать и применять языковые явления и формы, формировать в своем сознании картину мира, свойственную носителю иностранного языка как представителю того или иного народа.

Иноязычная культура включает в себя следующие компоненты: когнитивный (знания языка, знания о стране изучаемого языка, знания о культуре изучаемого языка), мотивационно-ценностный (интерес, желание, эмпатия) и операционально-деятельностный (умения обобщать, аналитические умения, умения осуществлять общение и творческие умения).

Особенности дошкольного возраста, способствующие формированию основ иноязычной культуры: чуткость к языковым явлениям, активное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность к имитации, импринтинг, формирование системы соподчиненных мотивов,  развитие рефлексивных способностей, ведущий вид деятельности - игра - который способствует максимальному раскрытию ребенка, освоению социальных ролей, развитию его творческих умений, естественному восприятию нового, иного, например, иностранного языка.

 Базовое основание иноязычной культуры закладывается в дошкольном возрасте. Овладение дошкольником иноязычной культурой решает такие задачи в иноязычном образовании, как развитие их языкового сознания с целью получения знаний о мире, о национально-культурных особенностях страны изучаемого языка, формирование умений и навыков межкультурного общения, освоение форм культурного взаимодействия, а также формирование устойчивого интереса к иностранному языку.

Формирование основ иноязычной культуры у детей дошкольного возраста представляет собой многомерный динамично развивающийся процесс. Программа формирования основ иноязычной культуры сочетает в себе четыре аспекта: языковой (грамматические, фонетические, лексические основы); культуроведческий (лингвострановедческие основы, сведения о стране и культуре страны изучаемого языка); ценностный (ценностное отношение к другой, иной культуре, стране, языку, людям); поведенческий (освоение форм культурного взаимодействия, учет интересов других, уважительное отношение к собеседнику, умение вести диалог и др.).

 Процесс формирования основ иноязычной культуры у дошкольников принимает оптимальный вид при соблюдении следующих условий: проектирование содержания и развития основ иноязычной культуры; организационно-педагогическое обеспечение процесса; использование интегративных и интерактивных технологий; учет психолого-возрастных особенностей дошкольников; организация общения на основе значимых видов деятельности и неречевых видов детской активности, учитывая познавательные, игровые, личностные, психофизиологические потребности и возможности дошкольников; освоение иноязычной культуры как единого феномена; целесообразное соотношение объема, содержания, форм, методов и сроков проведения занятий; освоение иноязычной культуры через свою родную культуру, в тесной взаимосвязи с ней, на ее основе, в атмосфере максимальной психологической комфортности.

Научно-методическое обеспечение процесса формирования основ иноязычной культуры детей дошкольного возраста выстраивается сообразно и параллельно общей программе развития, реализуемой в дошкольном учреждении, в три этапа: ознакомительный - формирование первичного представления об иностранном языке, носителях иностранного языка, их ментальных особенностях. Процесс работы заключается в создании положительного эмоционального отношения к изучению иностранного языка и культуры. При  этом раскрываются связи между иностранным языком и родным языком;  при первичном  погружении в иноязычную культуру происходит  демонстрация использования иностранного языка как средства коммуникации и освоение содержательных элементов страноведческого блока. Цель процесса состоит во включении ребенка в иноязычную коммуникацию с применением освоенной  лексики и грамматики и страноведческих знаний. Погружение в иноязычную культуру происходит через освоение содержательных элементов страноведческого блока: страна и ее географические и климатические особенности; обычаи, традиции, праздники страны изучаемого языка; представители страны изучаемого языка; игры, в которые они играют и обобщение полученных знаний и умений, закрепление их в ролевой игре.

 Основы иноязычной культуры дошкольника - это минимум фундаментальных положений содержания иноязычной культуры, способствующий формированию предпосылок к овладению иноязычной культурой в последующие годы, доступный для восприятия дошкольником. Приобщаясь к иноязычной культуре, дошкольник овладевает совокупностью гуманистических идей и ценностей, позволяющих адекватно воспринимать другого и другое, выстраивать взаимодействие, овладевать иностранным языком, его правильно использовать, а также понимать ментальные смыслы, знать и применять языковые явления и формы, формировать в своем сознании картину мира, свойственную носителю иностранного языка как представителю того или иного народа.

В процессе опытного обучения  учеными были рассмотрены различные варианты построения обучения иностранному языку и иноязычной культуре для дошкольников. Ученые  пришли к выводу о целесообразности обучения иностранному языку и иностранной культуре с четырехлетнего возраста. Наблюдения за ходом занятий свидетельствуют: использование в процессе преподавания изобразительного, ритмико-музыкального и лингвострановедческого компонентов дает возможность разнообразить процесс обучения и сделать его привлекальным для дошкольников .

  Обучение детей 4-6, 6-7 лет иноязычной культуре и иностранному языку может рассматриваться как одно из направлений развивающего обучения, направленного на развитие способности дошкольников к общению на межкультурном уровне, предполагает развитие их коммуникативных способностей, способствует проявлению новых развивающих тенденций во всех сферах личности и оказывает положительное влияние на формирование готовности дошкольников к школьному обучению.

 Для обучения детей дошкольного  возраста  преподавателю следует отбирать материал с таким учетом, чтобы он, с одной стороны, помогал развитию познавательных процессов, а с другой - стимулировал данное развитие наравне с развитием личности ребенка.  Стратегия отбора и организации материала должна основываться на позиции проблемности и решении задач познавательного, развивающего, воспитательного и учебного аспектов иноязычной культуры в соответствии с принципами коммуникативного метода обучения, а также в соответствии с ведущими значимыми видами деятельности с учетом возраста обучаемых.

Учитывая особую подвижность и активность детей в дошкольном  возрасте, следует планировать не только весь комплекс занятий, но и ежедневные занятия таким образом, чтобы в их ходе использовались различные виды деятельности - как спокойные, так и активные, чтобы во время занятий дети не только сидели, но и выполняли какие-либо задания стоя или в движении.

В ходе  обучения необходимо использовать так называемые "реальные образы", а также сказки и сказочные персонажи, с которыми происходил бы обмен той или иной информацией. Умеренное обилие используемых персонажей помогает реализации задач воспитательного, развивающего, познавательного и учебного аспектов.

Учебный процесс следует строить на сюжетной организации материала как рамках каждого занятия, так и рамках его каждой части. Для проведения занятий необходимо отбирать такой материал, который был бы значим и интересен детям  дошкольного возраста, а также способствовал развитию у них эмоций в рамках психологической комфортности преподавания.

Так как ведущим видом деятельности детей данного возраста является игра, то и атмосфера учебного занятия и выполнение упражнений должны носить игровой характер, и направлены на развитие психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, воображения), а также на формирование умственных способностей, необходимых для изучения иностранного языка.

Педагогические исследования, подтвердили ,что  обучение английскому языку и иноязычной культуре в дошкольном  возрасте с ведущими для данного возраста видами деятельности (игра, общение) и со значимыми видами — (рисование, ритмика, музыка) с использованием лингвострановедческого компонента значительно повышает результативность овладения детьми иностранным языком, а также способствует развитию их психологических функций и позволяет повысить уровень мотивации к занятиям, что дает возможность полнее удовлетворить познавательные интересы обучаемых, способствует воспитанию у них положительного отношения к носителям другой культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)...

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Дети являются гордостью своих родителей...

"Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребенка – дошкольника"

Консультация будет полезна родителям дошкольников....