Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта" Приамурье моё"
материал (старшая группа) по теме

Кривоченко Надежда Николаевна

Выступление на семинаре. Опыт работы по реализации проекта " Приамурье мое" в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priamure_opyt.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта «Приамурье мое».

« Родина для человека – самое дорогое и священное,

Без чего человек перестает быть личностью»

                                                                                                                          В.А.Сухомлинский

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность  к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на благо, беречь ее богатства. Чувство Родины зарождается у ребенка с впечатлений, пропущенных через восприятие той социокультурной среды, в которой он живет.

В проекте « Приамурье мое» был систематизирован материал по темам: « Я и моя семья», « Мой поселок», « Природа родного края», « Города и села Приамурья»,  «Быт, традиции коренных народов Приамурья», «Сказки Приамурья», «Народные игры коренных народов Приамурья»,  «Земляки, прославившие наш край».

Начиная работу по патриотическому воспитанию, я, прежде всего сама постаралась подробнее изучить краеведческий материал, который я должна донести детям.

Реализация проекта осуществлялась через разнообразные формы организации воспитательно - образовательного процесса: занятия, прогулки, беседы в утренние и вечерние часы, рассматривание фотоальбомов, книг, продуктивные виды деятельности.

Работу по реализации проекта начинала с бесед с детьми о семье, значении семьи для человека. Использовала различные формы работы:

Беседы « Мои родственники», « Родословная моей семьи» « Семейные традиции»; рассматривание семейных фотографий; художественное творчество « Составление своего древа семьи»; чтение произведений о семье, маме; составление рассказов на тему « Моя дружная семья»; сюжетно-ролевые и дидактические игры « Мой дом» и « Моя семья».

Успешность развития дошкольников при знакомстве с областью и поселком возможна только при активном взаимодействии с окружающим миром эмоционально практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому я в первую очередь расширила « центр патриотического воспитания», пополнив его фотоальбомами, иллюстрированными книгами:  «Приамурье мое», « Благовещенск – областной центр», « Наш поселок», произведениями амурских писателей и поэтов, « Быт русского народа и коренных народов Приамурья», картинами амурских художников.

С детьми провели целый ряд мероприятий:

Рассматривали иллюстрации зданий разного назначения, альбома « Мой поселок», образовательная деятельность « О поселке нашем мы ведем рассказ», художественное творчество « Мой поселок», « История и достопримечательности моего поселка», « Мой поселок -  моя малая Родина», дидактическая игра « Сложи герб поселка».

Воспитывать детей нужно на конкретных примерах, исторических событиях, даже на уровне небольшого района, такого как наш. Ребята должны знать, чьими именами названы и улицы поселка; самые интересные, примечательные учреждения.

Одно из проявлений патриотизма – это любовь к природе. Знакомя детей с природой родного края, учу их видеть не только красоту, но и понимать и беречь ее. Знакомя детей с фауной и флорой Амурской земли, связываю материал с климатическими особенностями: зима суровая и длинная, а лето короткое – это влияет на разновидности их представителей. Так как не всегда можно организовать прогулку в парк, сквер, чтобы познакомить детей с реликтовыми породами деревьев и кустарников: амурским бархатом, манчжурским орехом, даурским дубом, рододендроном, я используем в своей работе фотоальбомы растительного и животного мира Амурской области. Организовала беседы и занятия на темы: « Растения поля», «Деревья и кустарники нашего двора», « Животный мир нашей области», « Наши пернатые друзья», беседа «Как звери готовятся к зиме», рассматривание альбомов «Дикие животные Амурской области», «Птицы», дидактические игры  «Кто, где живет», « Назови птиц нашей области», « Чьи следы», беседу «Красная книга», заучивание стихотворений о растениях красной книги. Наблюдения за природой и природными явлениями усиливала художественным словом, загадками, репродукциями картин великих художников.

У каждого места на земле есть своя история. Амурская область имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Осуществляя эту работу, учила детей видеть за отдельным явлением другую историческую эпоху – жизнь людей в давние времена. Познакомила детей с бытом коренных народов Приамурья, рассмотрели фотографии в альбоме «Одежда коренных народов Приамурья», разучила с детьми народные игры «Волк и олени», « Куропатки и охотники», « Горячая картошка», « Кукушка», « Удочка», « Полярная сова». Знакомя детей с народным творчеством народов, Приамурья прочитали с детьми сказки « Как звери ногами менялись», « Заяц и сорока», « «Как медведь и барсук дружить перестали», « Хвастун», дети пересказывали сказки  «Айога»,  «Как лисичка бычка обидела», беседовали по сказке « Скрипучая старушка».

Воспитывая у детей патриотизм, любовь к Родине, знакомлю детей с событиями великой Отечественной войны, ее героями: дети с родителями приносили цветы к памятнику 9 Мая, беседы с детьми о  героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе, познавательные игры  «Военная техника», сюжетно-ролевая игра  «Мы летчики».

Старалась выстроить работу так, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным, общественным событиям. Подводила детей к пониманию того, что прославляют наш край люди своим трудом и творчеством. Познакомила детей с выдающимися амурчанами: художниками - В. Семенихиным, В. Афанасьевым, А. Тихомировым, композиторами – Е. Лыткиным, Г. Пиджуковым, Н. Лошмановым, а также с поэтами и писателями П. Комаровым, И. Игнатенко и другими.

Запланировала посещение краеведческого музея, чтобы дети могли поближе познакомиться с нашими современниками – земляками, прославившими наш поселок.

Формирование патриотических чувств идет эффективнее, если установлен тесный контакт с семьями детей. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным и природным окружением, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности, ведь родители и другие члены семьи – первые и главные воспитатели. Родители охотно принимали участие в конкурсах рисунков о поселке, хорошей традицией в группе стало проведение творческих мероприятий к Дню Матери и спортивного праздника к Дню защитника Отечества, изготавливали костюмы к праздникам, помогали в подборе материала для фотоальбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольника в рамках проектной деятельности"

Проблема патриотического воспитания имеет огромное значение в развитии личности ребенка. В современном мире особенно важно знать, уважать и любить достояние русского народа, сохранять и приумножать бо...

Современные подходы к организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации Рабочей программы воспитания и планов воспитательной работы в ГБДОУ (из опыта работы)

Консультация для воспитателей раскрывает необходимость правильного планирования деятельности для осуществления нравственно-патриотического воспитания в рамках Рабочей программы ГБДОУ....

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

Буклет районного семинара «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования»...

Информация к педагогическому совету на тему: Организация работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации программы «Школа юных патриотов» в старшей группе компенсирующей направленности № 5.

   Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого направлено на достижение следующих целей и задач:- способствова...

Педагогический совет Тема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»

Педагогический советТема: «Современные подходы организации работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдошкольников в рамках реализации рабочей программы воспитания»Цель: Повышение про...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации регионального компонента...