Сценарий проведения праздника посвященного дню рождения народного поэта Татарстана Г. Тукая
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Мероприятие проведено в рамках "Недели родного языка" посвященной творчеству Габдуллы Тукая, в МБДУ "ЦРР - детский сад №65 "Ивушка" 25 апреля 2014 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенарий проведения мероприятия посвященного творчеству Г.Тукая | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
әлмәт шәһәре 65-нче баланың сәләтен үстерү үзәге балалар бакчасы “Бөдрә тал”
мәктәпкәчә белем бирү муниципаль бюджет учреждениесе”
Тукай бәйрәме
(зурлар – мәктәпкә әзерлек төркемнәрендә )
Тозеде һәм үткәрде:
татар теле тәрбиячесе
Ямалиева Ф.Л.
Әлмәт – 2014 ел
Бар күңеллек бөтен дөньяда,
Бар бер ямь бүген. Нәрсәдән бу?
Мин беләм: бәйрәм бүген, бәйрәм буген!
Тыңладым әкрен генә искәндә
Бәйрәм көн җилен.
Анысы да сөйли тагын:
Бәйрәм бүген, бәйрәм буген!
Когда наступает весна солнышко улыбается, весело журчат бегут ручейки, птицы возвращаются с теплых краев, в апреле месяце каждый год мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч (Арского района РТ) в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец. Оставив малыша в родной деревне, мать вторично вышла замуж, но вскоре умирает и мать. Кто возьмет мальчика на воспитание? Как часто приходилось это слышать маленькому Апушу (так называли Габдуллу дома). Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. И унижение довелось ему встретить и нужду и доброту. Апушу было 6 лет, когда его привозит в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку... Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания.
Тау башында салынгандыр безнең авыл,
Бер чишмә бар, якын безнең авылга ул;
Авылыбызның ямен, суы тәмен беләм,
Шуңар күрә сөям җаным-тәнем белән
Здесь родился, и здесь свет глазам моим дан,
Здесь впервые читать довелось мне Коран,
Здесь узнал, как учил и как жил Мухаммед,
Как страдал наш пророк, перетерпел сколько бед.
Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тетка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник... И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую среду, но не сжился в этой среде. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Самолюбивый и гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Но он был счастлив тем, что учится.
Бәхетле шул баладыр, кайсы дәресенә күңел бирсә,
Мөгәллимне олугъ күрсә, белергә кушканын белсә.
Очень счастлив тот ребенок, что в занятия влюблен,
Чтит учителя и помнит все, что на дом задал он
По пути ворон не ловит и приходит в школу в срок,
Не шалит и не играет, коли ждёт его урок:
К людям добр, дорогу старшим уступает в свой черёд,
Не смеется над несчастным, слабым руку подает.
Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. День за днем растет мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.
Тукай никогда не забывал родную деревню, этот обширный нищий край, татарские селения, где он рос сиротой. Он воспевает свой край и родной язык в своих стихах: «Родная деревня» («Туган авыл»), «Родной язык» («Туган тел»). Чистота и напевность родной речи проникали в душу. Ещё в Кырлае Габдулла убедился, как любят и уважают в народе певцов. Чтобы добиться успеха на этом поприще, мало одного умения исполнять мелодию. Надо ещё знать много песен. И Габдулла старался в этом преуспеть. «Нет песни, которую я бы не знал», - сказал он как-то сестре. А память у него была превосходная: раз заучил – всю жизнь помнит. Но ему так хотелось знать все песни на свете, что, не доверяя своей исключительной памяти, он каждую услышанную или вычитанную в книге песню записывает в особую тетрадь.
Однажды шакирды медресе, где учился Тукай, узнали, что он ко всему прочему ещё мастер петь. Правда, голос его не отличался особой красотой и силой. Но пел он как-то по-особенному, протяжно, до тонкостей передавая мельчайшие переливы мелодии, вкладывая в пенье всего себя, отчего оно действовало на слушателей порой сильнее, чем исполнение профессиональных певцов. С самого раннего, имя Тукая для нас связано с любимой песней «Туган тел». Давайте послушаем эту песню .
Песня «Туган тел» (Г. Тукай суз.)
Жизнь Габдуллы Тукая оборвалась рано. Он умер, когда ему было двадцать семь лет. Апрель 1886 года и апрель 1913 года. Родился весной и весной ушел из жизни...
Образ бессмертного Тукая воплощен в поэзии, прозе, драматургии. О нем написаны сотни стихотворений, поставлены спектакли, созданы поэмы, написаны повести и романы, сняты телевизионные и художественные фильмы.
В центре Казани стоит памятник Г. Тукаю, созданный скульпторами С. Ахуном, Л. Кербелем и Л. Писаревским. Он находится в маленьком скверике по улице А. С. Пушкина. А сквер так и называется - Сквер Тукая. Есть памятник поэту в Казани и возле Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Здесь ежегодно в день рождения поэта проходит праздник Поэзии, самым талантливым представителям творческой интеллигенции республики присуждается Тукаевская премия в области искусства. И у нас, в г. Альметьевск есть памятник великому поэту. В честь него названа улица ( проспект Тукая).
В деревнях Кырлай и Кушлавыч Арского района открыты памятники работы скульптора И. А. Новоселова.
Эти памятники вернули бессмертный образ поэта в нашу современность, воплотив его в гранит и мрамор.
Особое место в творчестве Тукая занимают сказки. В сказках Тукая много чудес и забавных историй. Водяные ведьмы населяют озера, в дремучем бору легко и привольно живет шурале. Но его герои не омрачают жизнь людей, скорее эти наивные и доверчивые лесные существа, в столкновении с которыми человек всегда выходит победителем.
Мы сегодня с вами побудем в мире стихов и сказок Габдуллы Тукая. Сегодня наши ребята покажут инсценировки по произведениям Габдуллы Тукая.
Начинает свое представление подготовительная группа №8.
сказка «Коза и баран»
Действующие лица: Старик
Жена
Коза
Баран
4 Волка
На сцене декорации: в левом углу сцены домик, в домике старик с женой, впереди дома скамейка, на ней Коза и Баран .
1. Рассказчица:
«Жил – был старик с женой в лихие времена.
Бедна их жизнь, убога и скудна.
К тому ж Баран с Козой кормились у людей,
Но были всё равно некормленых худей.
Использую куклы бибабо дед и баба ведут разговор за окном.
Сказал однажды дед: «Гляди, жена, сама;
На сено денег нет, а вскорости зима…
Барана и Козу нам прокормить невмочь.
Впустую ведь едят, пускай уходят прочь!»
Не спорила жена: «Ну что ж, давно пора.
Согласна я взашей прогнать их со двора.
Чему на свете быть, того не миновать!
Уж сколько кормим их, а не видать добра!»
На что Баран с Козой, - бедняги из бедняг:
«Хозяин порешил, и значит будет так».
Коза и баран имитируют пошив мешка.
- Рассказчица: Несчастные, пошив один большой мешок,
Пустились в путь – куда укажет посошок.
Идут они молчком – к чему теперь слова!
В глазах у них темно, не радует трава.
Как долго шли друзья – про то Аллаху знать-
Вдруг около тропы – глядь!
– волчья голова!
В середине сцены лежит волчья голова. Увидев волчью голову, коза и баран дрожат, отпрыгивают в разные стороны.
- Рассказчица:
Боятся подойти, ведь робок нрав домашнего скота,
Баран пуглив, Коза – труслива как всегда.
Стоят у головы, вовсю дрожат кусты,
Друг другу говорят:
«Хватай!» - «Нет, лучше ты!»
«Ты, дядюшка Баран, - твердит коза, - сильней».
Баран твердит: «Зато ты, борода, смелей».
- Рассказчица:
Чтоб страшную башку да за уши поднять,
Где им отваги взять, где храбрости занять?!
Долгонько так они и мялись, и тряслись,
В конце концов, взялись и с духом собрались,
За оба уха враз подняли страшный груз,
Раскрыли свой мешок и опустили вниз.
Волк и Коза за оба уха враз подняли волчью голову и положили в мешок.
Опять пошли они. Конца дороги нет. (Идут)
Вдруг видят: средь стволов горит какой- то свет.
Сказал Баран Козе, бредущей по пятам:
«- Давай, Коза, пойдём и заночуем там.
- Волкам – то ведь к огню никак не подойти,
Зубастым у костра никак нас не найти.
Усталая Коза с Бараном заодно:
- «Что ж, милый друг, идём, поскольку решено».
В правом углу сцены костёр, чан с кашей, вокруг костра расселась стая волков.
Рассказчица:
Баран с Козой к огню приблизились сквозь мрак,
И оторопь взяла несчастных бедолаг:
Там волки вкруг костра расселись на земле,
Для варева вода кипит в большом котле.
Застыли оба, на них оторопь нашла,
Да в чём у горемык и держится душа?
Коза и Баран подошли к костру,очень испуганы.
Коза и Баран:
- «Приветствуем, друзья! Небось, не ждали нас?»
1. Рассказчица: - Сказали всё ж, себя приободрить спеша.
Волк: «Коза да с ней Баран!» Рассказчица: вот радость то волкам!
Волки: «Явился к очагу желанный ужин сам!
Другой волк: «Обоих сгложем враз! Какая красота!
И мясо на зубок, и каша не пуста!»
Волки вскочили, обрадовались желанному «ужину».
Но говорит Коза:? (Но Коза не растерялась и с храбростью выступила вперёд.)
Коза: «Друзья, зачем тужить? Мы можем всем на славу удружить!
Чего глядишь Баран? Достань - ка из мешка припас,
Ты что, забыл? Там волчья есть башка».
Баран достал волчью башку и кинул её к ногам волков.
Лишь вынул из мешка свой страшный груз Баран,
Опешил волчий стан – поплыл в глазах туман. ( Волки изображают испуг)
Коза, тотчас поняв, что взял волков испуг,
За словом, осердясь, не лезет вновь в карман.
- Рассказчица: Коза Барану тут как закричала: «Ме!
Ведь дюжина была голов у нас в суме!
Не можешь разве счесть гостей, глупец Баран,
Башку – то покрупней достань скорей, болван!»
Смекнув, что без труда получится обман,
Вновь споро череп вытащил Баран.
Баран убрал волчью башку в мешок и поискав другую, вынул волчью голову ещё раз.
Пришла к волкам беда: не шутит ведь Коза!
Трясутся, пасть раскрыв и выпучив глаза.
Не нужен ужин им и не нужна еда,
Одна лишь мысль у них: куда сбежать, куда?
Как от напасти злой им шкуры – то спасти?
И поскореё живыми ноги унести?!....
Так, друг за дружкою, гуськом, за волком волк
В великом страхе хищник ноги уволок
Друг за дружкою волки, гуськом убегают
Вздохнули без забот Коза и наш баран,
Когда свободен стал зловещий волчий стан.
У жаркого огня уселись, развалясь,
И каши вдосталь из котла наелись, не таясь.
Насытясь, от костра не вздумали вставать,
Вблизи огня в тепле остались ночевать.
Там выспались они и с утренней зарей,
Мешок свой захватив с волчиной головой,
По лесу путь продолжили друзья.
Пускай! Завершена история моя»
Водяная.
Действующие лица: Водяная
Мальчик
Мать
На сцене декорации: в левом углу сцены домик, в домике мать, в правом углу сцены подмостки, на них водяная расчёсывает свои длинные волосы золотым гребнем. В центре сцены мальчик, кусты и речка.
Рассказчица: «Лето. В жаркую погоду любо в озере играть-
брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!
Мальчик: Так резвился больше часа, - нипочём теперь жара!
Но из озера, однако, вылезать пришла пора.
Натянул штаны, рубашку: весь продрогший – хоть пляши!
Что - то боязно мне стало – нет ведь рядом ни души.
(показ действий по тексту)
Я домой уже собрался, оглянулся на мостки
Глядь! Там ведьма водяная ноги свесила с доски!
3.Рассказчица Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Косы ведьма продирает, прядью тешится седой.
Мальчик: За деревьями густыми, что росли на берегу
Я укрылся, зубы стиснул и вздохнуть-то не могу.
3.Рассказчица Причесалось чудо- юдо и в мгновение одно
В озеро - бултых! - нырнуло и ушло к себе на дно.
(Водяная убегает за ширму)
Мальчик: Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой…
На мостках, забытый ведьмой, блещет гребень золотой!
(мальчик оглядывается, берёт гребень).
Что ж, не зря кругом безлюдно: не зевай да не робей!
Гребень взял – и, крепко стиснув, - припустил в село скорей.
Ничего вокруг не вижу, и бегу я, и бегу, (бежит до дома)
Как в огне горю, взмокаю, отдышатся не могу…
Оглянулся я – и тотчас закачалось всё кругом:
-Ах, злосчастье! – водяная вслед за мной бежит бегом
3.Рассказчица: Голосит
Водяная: «Держите вора!
Стой, негодный, погоди! (Водяная нагоняет мальчика.)
Отдавай немедля гребень, в грех старуху не вводи!»
Мальчик: Я бегу – она вдогонку, я скорей – она вослед!
Что такое: как нарочно, никого в округе нет!
Наконец – то до деревни нас дорога довела.
Как залаяли на ведьму псы родимого села!
Дети: Гав-гав – гав! Собаки лают.
3.Рассказчица: на всю деревню лаем свора залилась!
Испугалась водяная, восвояси подалась…(Водяная скрывается за ширмой)
Мальчик: Уф, прошла напасть лихая! Вроде с рук сошёл грешок.
Что, зловредная старушка! Убежал твой гребешок!
Матери сказал, мол, гребень на обочине лежал,
Оттого, мол, запыхался, что без роздыха бежал…
3.Рассказчица: Гребень мать взяла, услышав объяснение его,
Но, казалось, сердце было не на месте у него…
(Мать вышла из дома, взяв гребень качает головой, не веря мальчику).
Так, прекрасно. Солнце село.
Мальчик: Лёг я спать, и свет потух.
(Мальчик прилег на кровать).
3.Рассказчица: За окном душистый воздух, в доме свежий, хлебный дух.
Мальчик: Сон нейдёт ко мне упрямо, хоть уснуть пора давно.
Водяная скользит в ночи и подходит к окну домика, где живёт мальчик, стучит в окно.
« Стук- стук – стук!» - внезапно слышу: это кто стучит в окно?
Но лежу я так блаженно, неохота мне вставать.
От ночного стука вздрогнув, поднялась с постели мать.
Мать: Мать встала и подошла к окну.
Кто там, в полночь колобродит! Тьма – не видно ничего!
Ну, чего ещё им надо? Грабят, что ли, там кого?
Водяная: Водяная я, откройте! Где мой гребень золотой?
Знай, на озере сегодня вором стал сыночек твой
3.Рассказчица: Тень её в окошке лунном
Мальчик: Накрываюсь с головой.
Ну, куда теперь деваться?! – весь дрожу я, сам не свой!
(Мальчик дрожит)
3.Рассказчица: Водяная всё стучится: тонкое стекло дрожит,
(Водяная стучит в окно)
С головы её ручьями влага чистая бежит…
Матушка злосчастный гребень отыскала, кинув ей,
(мать кидает Водяной её гребень)
От греха она окошко затворила поскорей.
Мальчик:
Видит: больше нет напасти, и ругать меня давай (мать ругает сына)
Вот ругала, вот ругала, вот дала мне нагоняй.
Мальчик на середине сцены, он делает вывод:
«Стой – то взбучки материнской научился я добру.
Есть хозяин или нету – ввек чужого не беру»
Бала белән Күбәләк
Бала:
Әйт әле, Күбәләк,
Сөйләшик бергәләп:
Бу кадәр күп очып,
Армыйсыйң син ничек?
Ничек соң тормышың?
Ничек көн курмешең7
Сөйләп бирче төзеп,
Табаламсың ризык?
Күбәләк:
Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын, очамын,
Якты көн булганда.
Иркәли һәм сөя
Кояшның яктысы;
Аш буладыр миңа
Чәчәкләр хуш исе.
Тик гөмрем бик кыска:
Бары бер көн генә, -
Бул яхшы, рәнҗетмә
Һәм тимә син миңа!
Наше мероприятие, посвященное поэту Габдулле Тукаю, мы хотим завершить стихами другого известного татарского поэта Шауката Галиева
«Завещание Тукая»
Поэт, умирая,
В минуту прощания
такое оставил
друзьям завещанье:
- На деньги за песни,
что пел я так звонко,
хотя б одного
воспитайте ребенка...-
Шли черные годы,
шли страшные годы.
От холода, голода
гибли сироты...
Но жизнь доказала,
что песня бессмертна.
И песня исполнила
волю поэта:
в просторах поэзии
нашего края
все дети воспитаны
словом Тукая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения праздника, посвященного 23 февраля
Сценарий проведения спортивно-музыкального праздника, посвященного 23 февраля в детском саду для средней группы...
Сценарий проведения праздника, посвященного Дню Победы 9 мая в подготовительной группе
Это творческий проект с использованием электронных образовательных ресурсов: слайды и видео проецирующиеся на большой экран в музыкальном зале. Цель: патриотическое воспитание подрастающег...
Сценарий проведения праздника, посвященного "Дню Матери" в средней группе
Сценарий праздника ко Дню Матери «Мама милая моя» для среднего дошкольного возраста.Цель: Создание положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного празднования мероп...
Сценарий проведения праздника, посвященного 9 мая "С Днем Победы!"
Празник посвящен всем нашим защитникам и ветеранам Великой Отчественно войны. В сценарии представлены композиция с флагами (дана схема композиции), инсценировка боя на подушках, минута молчания (с поч...
Сценарий проведения праздника "Посвящение в эколята - дошколята"
Праздник посвящен введению дошкольников в мир экологии, в мир заботы и защиты природы....
Сценарий проведения праздника посвященный « Дню зашиты детей»
Цель: Создать радостную, праздничную, доброжелательную атмосферу. Вызвать желание принимать активное участие в празднике.Задачи: 1. Формировать у детей обобщенное представление о празднике «...
Сценарий проведения праздника посвященного Дню Российского флага для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Мы – дети России»
Цель:1.Познакомить детей с понятиями:- Государственный флаг Российской Федерации;2. Развивать в детях патриотические чувства....