Педагогический проект «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения».
проект по теме

Бутунова Любовь Анатольевна

Соприкосновение с этнокультурным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Мордовский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnyy_proekt_-soobshchenie.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо- экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Соприкосновение ребенка с этнокультурным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Мордовский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей через краеведческую деятельность приобщить детей  к его культуре.

Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.   Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала.

В своей работе по этнокультурной осведомлённости детей я использую различные формы и методы. Стараюсь внедрить интегрированный подход к формированию «этнокультурного мышления» ребенка.           Наиболее эффективным средством является проектная деятельность. Одним из таких шагов по формированию у детей этнокультурной осведомлённости стал разработанный мной и внедренный в работу педагогический проект «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения».Ведущую идею проекта можно озвучить так: «И не было б России, без маленькой Мордовии моей!»

Паспорт проекта. Данный проект характеризуется как:познавательно-речевой;эколого-краеведческого направления; по времени – долгосрочныйпо количеству участников – групповой;

Участники проекта:Заведующая ДОУ – создание условий для реализации и проведения мероприятий; старший воспитатель – контроль за проектом; дети  - участники проекта; воспитатель – реализация проекта;родители –  помощь в реализации проекта;форма представления – слайдовая презентация.

Актуальность проблемы:

Актуальность темы данного проекта характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Кроме того проект охватывает деятельность воспитателей и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме. Такие проекты способствуют не только интеллектуальному, физическому, художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки. Включение родителей в работу над проектом сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, служит залогом дружной семьи.

В основу проекта была положена гипотеза: если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности; если материал соответствует возрастным особенностям детей; использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, то у дошкольников можно сформировать гордость за свою Родину, любовь к природе родного края, уважение традиций .

 Во время реализации проекта применялась интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое,социально-комуникативное и физическое развитие.

 Целью проекта является: формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее;выявление совокупности педагогических условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

В  рамках данной темы были выдвинуты следующие задачи: проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.Определить степень влияния краеведческой деятельности, местного краеведческого материала на воспитание у дошкольников любви к родному городу, краю. Формировать системы краеведческих знаний о традициях и достижениях Мордовии, особенностях ландшафта. Формировать у дошкольников бережное отношения к природе, навыки исследовательской работы. Развивать эстетические чувства, способность к отражению их в творческой деятельности.

Предполагаемый результат.Выпускник ДОУ должен:иметь  представления об истории Мордовии и мордовского края;о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённой национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва: мокша и эрзя, русские, татары).Иметь  представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах,их  языках, обычаях, традициях.Знать, что Республика Мордовия – часть огромной страны России(Российской Федерации); Саранск – столица Мордовии.Уметь рассказать о своём родном городе (селе, посёлке), о егодостопримечательностях, об улице, на которой живёт.Иметь представления о реках,  озёрах, заповедниках находящихся на территории Мордовии.

Краеведческаядеятельность, как средство приобщения детей к культуре родного края, в рамках проекта,предполагает разработку следующих направлений:

 - Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.).

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).

- Семейное краеведение.

 Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

Организационные формы краеведческой деятельности - это краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;  выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений,встречи с известными людьми; знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с  фольклором народов Мордовии, писателями и поэтами; составление «Генеалогического древа своей семьи», которое может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.

В ходе реализации проекта дети знакомились с флагом, гербом и гимном Мордовии, с детьми проводились беседы, в процессе которых они знакомились с основами толерантности, чтобы главные нравственныекачества стали неотъемлемой частью их жизни; знакомились с историей родного края, города Саранск, бытом и родом занятий наших предков; посетили краеведческий музей им.Л.Д. Воронина; в группах устраивались выставки книг, рисунков и других детских работ, создавались природоохранные знаки, на основе которых были созданы альбомы.

                    Проводились конкурсы, викторины, составлялись кроссворды «Знатоки родного края» – эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовались опыты, ведь опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям.

                Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводился поход по экологической тропе, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.              

Работа над проектом проводилась в 3 этапа:подготовительный этап включал в себя:изучение литературы;  материалов компьютерных сайтов по данной теме; определение целей и задач; разработку конспектов занятий, познавательных бесед, викторин, конкурсов; перспективное планирование по данной теме;подбор демонстрационного материала;диагностику.

Проанализировав результаты подготовительного этапа, я перешла к основному этапу. Это -посещение краеведческого музея им. Л.Д.Воронина, театров города Саранска,знакомство детей с памятными местами города, возложение цветов к обелиску «Родина - мать», знакомство детей с традициями и бытом наших предков,решение экологических задач, поход по экологической тропе.

Заключительный этап:анализ проделанной работы, обработка и оформление результативности проекта, демонстрация презентации проекта на педагогическом совете.

Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, «круглый стол», дискуссии). В родительском уголке размещалась информация, в которой они знакомились с народными приметами, с историей и традициями края. Перед родителями были поставлены следующие задачи:знакомить детей с семейными реликвиями; осуществить совместный проект детей-родителей-педагогов «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения»; провестианкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка?»; оказывать посильную помощь в организации экскурсий, встреч,  походов в музеи; участвовать в проведении акций:«Трудовой десант» ,«Чистый город».

Переходим к анализу усвоения знаний по теме проекта.Диагностика проводилась 3 раза за период работы над проектом – первичная, промежуточная  и контрольная. Первичная диагностика была направлена на выявление уровня начальных знаний детей. В качестве основного средства исследования была использована индивидуальная беседа с ребенком. Детям было предложено ответить на вопросы: «Как называется город, в котором ты живешь?», «Почему он носит такое название?», «О каких достопримечательностях города ты можешь рассказать?» и др. Ответы детей оценивались в баллах. Контрольная диагностика направлена на выявление результативности проекта. Дети отвечали на те же вопросы. Оценивалась полнота ответа, степень активности и устойчивости, глубина освоенных знаний.

                      В процессе работы проекта были получены следующие результаты исследования: у детей сформирована система краеведческих знаний; эстетические чувства детей имеют отражение в творческой деятельности; сформирован устойчивый интерес к природе, уровень экологической грамотности воспитанников.

Мой опыт работы над проектом «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения» был представлен на педагогическом совете в виде презентации, результаты одобрены, проект утвержден. Таким образом, можно сделать вывод: цель и задачи проекта были достигнуты. Проект оптимизировал образовательный процесс и доказал его эффективность. Гипотеза, положенная в основу проекта доказана.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного
вида»

Педагогический проект

«Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения»

                                             Разработала:   Бутунова Любовь Анатольевна

                                             Воспитатель высшей квалификационной категории

г. о. Саранск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Педагогический проект "Здоровый ребёнок - счастливая семья"

Педагогический проект для детей второй группы раннего возраста...

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

Педагогический проект "Безопасность ребёнка в природе"

Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка,  подготовить его к встрече с различными ...

Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...