Педагогический проект «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения».
проект по теме

Бутунова Любовь Анатольевна

Соприкосновение с этнокультурным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Мордовский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etnokulturnyy_proekt_-soobshchenie.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо- экологическим своеобразием своего родного региона. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный период времени, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Дети начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.

Соприкосновение ребенка с этнокультурным миром происходит на фоне приобщения к культуре и истории родного края. Мордовский край богат своими обычаями, традициями, его населяет интересный народ. И задача воспитателей через краеведческую деятельность приобщить детей  к его культуре.

Краеведение ─одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать нравственные понятия и чувства.   Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала.

В своей работе по этнокультурной осведомлённости детей я использую различные формы и методы. Стараюсь внедрить интегрированный подход к формированию «этнокультурного мышления» ребенка.           Наиболее эффективным средством является проектная деятельность. Одним из таких шагов по формированию у детей этнокультурной осведомлённости стал разработанный мной и внедренный в работу педагогический проект «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения».Ведущую идею проекта можно озвучить так: «И не было б России, без маленькой Мордовии моей!»

Паспорт проекта. Данный проект характеризуется как:познавательно-речевой;эколого-краеведческого направления; по времени – долгосрочныйпо количеству участников – групповой;

Участники проекта:Заведующая ДОУ – создание условий для реализации и проведения мероприятий; старший воспитатель – контроль за проектом; дети  - участники проекта; воспитатель – реализация проекта;родители –  помощь в реализации проекта;форма представления – слайдовая презентация.

Актуальность проблемы:

Актуальность темы данного проекта характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Кроме того проект охватывает деятельность воспитателей и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме. Такие проекты способствуют не только интеллектуальному, физическому, художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки. Включение родителей в работу над проектом сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, служит залогом дружной семьи.

В основу проекта была положена гипотеза: если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности; если материал соответствует возрастным особенностям детей; использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний, то у дошкольников можно сформировать гордость за свою Родину, любовь к природе родного края, уважение традиций .

 Во время реализации проекта применялась интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое,социально-комуникативное и физическое развитие.

 Целью проекта является: формирование у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее;выявление совокупности педагогических условий, способствующих приобщению детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.

В  рамках данной темы были выдвинуты следующие задачи: проанализировать литературу по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре и истории родного края.Определить степень влияния краеведческой деятельности, местного краеведческого материала на воспитание у дошкольников любви к родному городу, краю. Формировать системы краеведческих знаний о традициях и достижениях Мордовии, особенностях ландшафта. Формировать у дошкольников бережное отношения к природе, навыки исследовательской работы. Развивать эстетические чувства, способность к отражению их в творческой деятельности.

Предполагаемый результат.Выпускник ДОУ должен:иметь  представления об истории Мордовии и мордовского края;о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённой национальности; о национальной принадлежности людей, проживающих на территории республики Мордовия (мордва: мокша и эрзя, русские, татары).Иметь  представления о гербе, гимне, флаге Мордовии; о народах,их  языках, обычаях, традициях.Знать, что Республика Мордовия – часть огромной страны России(Российской Федерации); Саранск – столица Мордовии.Уметь рассказать о своём родном городе (селе, посёлке), о егодостопримечательностях, об улице, на которой живёт.Иметь представления о реках,  озёрах, заповедниках находящихся на территории Мордовии.

Краеведческаядеятельность, как средство приобщения детей к культуре родного края, в рамках проекта,предполагает разработку следующих направлений:

 - Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное и др.).

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.).

- Семейное краеведение.

 Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

Организационные формы краеведческой деятельности - это краеведческие кружки, работающие на базе детских садов;  выставки рисунков, фотографий, макетов, поделок, компьютерных произведений,встречи с известными людьми; знакомство с бытом и традициями, с календарно-обрядовыми праздниками, с  фольклором народов Мордовии, писателями и поэтами; составление «Генеалогического древа своей семьи», которое может быть дополнено рассказами о традициях в семье ребенка.

В ходе реализации проекта дети знакомились с флагом, гербом и гимном Мордовии, с детьми проводились беседы, в процессе которых они знакомились с основами толерантности, чтобы главные нравственныекачества стали неотъемлемой частью их жизни; знакомились с историей родного края, города Саранск, бытом и родом занятий наших предков; посетили краеведческий музей им.Л.Д. Воронина; в группах устраивались выставки книг, рисунков и других детских работ, создавались природоохранные знаки, на основе которых были созданы альбомы.

                    Проводились конкурсы, викторины, составлялись кроссворды «Знатоки родного края» – эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовались опыты, ведь опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводились к суждениям, умозаключениям.

                Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводился поход по экологической тропе, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.              

Работа над проектом проводилась в 3 этапа:подготовительный этап включал в себя:изучение литературы;  материалов компьютерных сайтов по данной теме; определение целей и задач; разработку конспектов занятий, познавательных бесед, викторин, конкурсов; перспективное планирование по данной теме;подбор демонстрационного материала;диагностику.

Проанализировав результаты подготовительного этапа, я перешла к основному этапу. Это -посещение краеведческого музея им. Л.Д.Воронина, театров города Саранска,знакомство детей с памятными местами города, возложение цветов к обелиску «Родина - мать», знакомство детей с традициями и бытом наших предков,решение экологических задач, поход по экологической тропе.

Заключительный этап:анализ проделанной работы, обработка и оформление результативности проекта, демонстрация презентации проекта на педагогическом совете.

Немаловажную роль в развитии патриотизма и любви к родине должна играть семья. Именно здесь должны закладываться базовые ценности и прививаться любовь к родному краю.В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, «круглый стол», дискуссии). В родительском уголке размещалась информация, в которой они знакомились с народными приметами, с историей и традициями края. Перед родителями были поставлены следующие задачи:знакомить детей с семейными реликвиями; осуществить совместный проект детей-родителей-педагогов «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения»; провестианкетирование родителей «Знаете ли вы своего ребёнка?»; оказывать посильную помощь в организации экскурсий, встреч,  походов в музеи; участвовать в проведении акций:«Трудовой десант» ,«Чистый город».

Переходим к анализу усвоения знаний по теме проекта.Диагностика проводилась 3 раза за период работы над проектом – первичная, промежуточная  и контрольная. Первичная диагностика была направлена на выявление уровня начальных знаний детей. В качестве основного средства исследования была использована индивидуальная беседа с ребенком. Детям было предложено ответить на вопросы: «Как называется город, в котором ты живешь?», «Почему он носит такое название?», «О каких достопримечательностях города ты можешь рассказать?» и др. Ответы детей оценивались в баллах. Контрольная диагностика направлена на выявление результативности проекта. Дети отвечали на те же вопросы. Оценивалась полнота ответа, степень активности и устойчивости, глубина освоенных знаний.

                      В процессе работы проекта были получены следующие результаты исследования: у детей сформирована система краеведческих знаний; эстетические чувства детей имеют отражение в творческой деятельности; сформирован устойчивый интерес к природе, уровень экологической грамотности воспитанников.

Мой опыт работы над проектом «Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения» был представлен на педагогическом совете в виде презентации, результаты одобрены, проект утвержден. Таким образом, можно сделать вывод: цель и задачи проекта были достигнуты. Проект оптимизировал образовательный процесс и доказал его эффективность. Гипотеза, положенная в основу проекта доказана.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 комбинированного
вида»

Педагогический проект

«Введение ребёнка в этнокультурный мир средствами краеведения»

                                             Разработала:   Бутунова Любовь Анатольевна

                                             Воспитатель высшей квалификационной категории

г. о. Саранск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества»

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помога...

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

Педагогический проект, ориентированный на реализацию этнокультурного компонента в рамках ФГОС второго поколения в условиях сельского ДОУ

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обе...