Дидактические игры по региональному компоненту с использованием приемов социо-игровой педагогики.
картотека (подготовительная группа) на тему

Семёнова Яна Юрьевна

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом, краем, его природой, направленные на воспитание любви к малой родине, патриотических чувств с использованием приемов социо-игровой педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry._regionalnyy_komponent.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по региональному компоненту

с использованием приемов

социо-игровой педагогики.

Составил: Семенова Я.Ю.  –

воспитатель 2-й кв. категории

МБДОУ №116

Братск, 2013

«Приезжайте в город Братск»

Цель: Закрепить знания о достопримечательностях, памятных местах, предприятиях, спортивных и  культурных центрах  родного города. Совершенствовать речь: составлять описательный рассказ об определённом месте, опираясь на иллюстрацию и личный опыт. Учить слушать других детей, договариваться друг с другом. Учить делится на группы по количеству слогов в полном имени.

Материал: Иллюстрации, открытки или фотографии с изображением достопримечательностей и значимых объектов нашего города, фишки или смайлики, которые будут присуждаться за правильный ответ.

Ход: Дети делятся на подгруппы по количеству слогов в полном имени, посыльным в каждой команде выбирается тот игрок, у которого на одежде больше пуговиц. Посыльные подходят к столу, на котором лицом вниз лежат иллюстрации, и выбирает одну из них. Посыльный показывает картинку своей команде. Их задача узнать, что за место изображено на картинке, и рассказать другим командам о нем, не называя его. Дети должны вместе вспомнить все, что они знают об этом месте и выбрать того, кто пойдет рассказывать. Свой рассказ ребенок должен начать со слов: «Приезжайте в город Братск, там есть…», и начинает описывать свою картинку. Подсказки и дополнения к рассказу со стороны команды допускаются. Другие команды должны отгадать, о чем они услышали, получая смайлик или фишку за правильный ответ. Фишку можно также заработать за наиболее полный и точный  рассказ.

В конце игры подсчитываются фишки,  определяется команда – победитель.

«Экспедиция на Байкал»

Эта игра проводится как предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Экспедиция на Байкал», или непосредственно перед началом игры.

Цель: Формировать умение работать в команде, договариваться, подбирать предметы для экспедиции, согласно своей роли в игре, и рассказывать, как тот или иной предмет может пригодиться в путешествии. Учить делиться на команды по цвету выбранных карточек - кусочков паззла.

Ход: Воспитатель объявляет о том, что набирает команду для экспедиции на озеро Байкал и предлагает детям обсудить, какие специалисты могут понадобиться в экспедиции (ученые, врачи, аквалангисты, журналисты, повара) и чем они будут там заниматься.

Воспитатель предлагает детям разобрать карточки, лежащие на столе, это кусочки картинки – паззла, ребенку нужно найти товарищей с кусочками такой же картинки как у него и сложить свой паззл (паззл состоит из 3х, 4х частей). Таким образом образуются 5 команд. Роли детей определяются изображением на их картинке, например у команды врачей на картинке градусник, у ученых – микроскоп, у поваров – кастрюля, у аквалангистов – акваланг, у журналистов – видеокамера.

Задача каждой команды обсудить, что понадобиться им в путешествии для работы (орудия труда и другие атрибуты) и подобрать их в группе. Например, журналистам понадобятся блокноты и карандаши для записи (зарисовки) всего интересного, что произойдет в путешествии, видеокамера, фотоаппарат, микрофоны, для того чтобы брать интервью у местных жителей и членов команды. Ученым может понадобиться микроскоп, лупы, различные баночки, чтобы собрать пробы байкальской воды, книги, альбомы иллюстрации с изображением флоры и фауны Байкала.

Затем нужно рассказать другим командам, для чего может пригодиться тот или иной предмет.

Команда собрана. Дети готовы к экспедиции. Можно отправляться в путь!

«Плавает, бегает, летает»

Цель: Закрепить знания о животном мире Прибайкалья. Учить выбирать из множества изображений животных только тех, которые обитают на Байкале. Учить распределять животных по способу передвижения и помещать их в нужную среду обитания.  Развивать навыки работы в микро-группе, коммуникативные качества при общении со сверстниками. Составлять описательные рассказы о животных.

Материал: 3 разноцветных панно – голубое с белыми облаками (небо), синее (вода), зеленое (земля). Небольшие изображения животных, рыб, птиц  обитающих в Прибайкалье и не только (можно использовать изображения животных жарких стран).

Ход: Воспитатель предлагает детям карточки 3х цветов: голубого, синего и зелёного. Дети делятся на команды и получают поле такого же цвета, как карточки их команды: голубого с белыми облаками, зеленого, синего и объясняет детям, что эти панно изображают небо, землю и воду Байкала. А из всех животных, что лежат на отдельном столе, им нужно выбрать только тех которые живут на Байкале, и распределить по местам их обитания. То есть те дети, у которых панно изображает воду, должны выбрать только тех рыб, которые водятся в Байкале и т. п.

Затем дети каждой из команд кратко рассказывают каждый о своем животном, и почему именно сюда его поместил. Например: «Это байкальская нерпа, морской котик, который водится в Байкале, она живет в воде и поднимается на поверхность, чтобы вдохнуть воздух, зимой делает во льду специальные отверстия – продухи, через которые дышит, питается рыбой, я поместил нерпу на синее панно, потому что большую часть жизни она проводит в воде».

В конце игры воспитатель соединяет все 3 панно, и говорит, что получилась своеобразная  карта – схема животного мира Прибайкалья.

«Байкальские сказители»

Цель: Развивать творческое воображение детей. Учить придумывать сказки с заданными героями. Развивать речь, как средство общения: умение связно рассказывать, поправлять и дополнять друг друга, придумывать название для своей сказки, высказывать свое мнение, предложения. Формировать желание отобразить свою сказку графически, проявлять творчество, инициативу. Развивать навыки работы в микро-группе, учить выслушивать своих товарищей, считаться с их мнением.

Материал: Карточки с изображением байкальских животных, рыб, птиц, представителей народов Прибайкалья в национальных костюмах, листы бумаги определенного размера по 3 - 4 на каждую команду, карандаши, фломастеры, восковые мелки для каждой команды.

Ход: Воспитатель предлагает детям выбрать себе шахматную фигуру (предлагается 4 ладьи, 4 коня, 4 слона, 4 пешки) разделиться по типу выбранных фигур и занять один из 4х столов. Посыльный выбирается по считалочке.

Посыльные из каждой команды подходят к воспитателю и вытягивают 2 карточки с изображением животных или людей, и получают задание придумать сказку с данными персонажами в главной роли. Посыльные возвращаются в команду и сообщают задание командам, дети придумывают сказки и по очереди представляют их слушателям, которым предлагается, если нужно, что-то исправить или дополнить.

Когда окончательные  варианты  сказок  готовы, посыльные вновь отправляются за заданием к воспитателю и получают все необходимое для рисования и задание нарисовать иллюстрации к своей сказке и придумать название, сообщая о том, что потом иллюстрации будут оформлены как книга.

Затем при помощи воспитателя оформляется книга каждой команды.