РИТМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЕ РИТМА В ОФОРМЛЕНИИ КАЗАЧЬЕЙ ГОРНИЦЫ.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integr._raduga_dekabr.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации г. Новочеркасска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 49

Конспект интегрированного занятия

Тема: «Ритм (поиск и составление закономерностей). Использование ритма в оформлении казачьей горницы»

Средняя группа «Радуга»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция:  социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,

                      физическое развитие, региональный компонент.

                                                                Составили :

                                                                Крутая О. М., воспитатель

                                                                Тимофеева В.В., воспитатель

г. Новочеркасск

 декабрь 2014 г.

Цель: создание условий для формирования представления о ритме (закономерности)

Задачи:

  • Развивать умение в простейших случаях видеть закономерность;
  • Учить составлять ряд закономерностей чередующихся предметов или фигур;
  • Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);
  • Закреплять изученные геометрические предметы и использовать их для решения задач;
  • Обогатить знания детей об украшении жилища казаков (куреня);
  • Тренировать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, аналогия);
  • Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
  • Организовать активный отдых детей, тренировать умение чувствовать музыкальный ритм и двигаться в соответствии с ним.

Предварительная работа:

  • знакомство с понятиями «раньше-позже», «вверху-внизу», «внутри-снаружи», «впереди-сзади-между», «сравнение по ширине», «пара», «числовой ряд от 1 до 5»;
  • знакомство с жилищем казаков и его обстановкой;
  • рассматривание иллюстраций и чтение стихов о временах года;
  • наблюдение за изменениями в природе;
  • оздоровительно-игровые упражнения, подвижные игры.

Материалы к занятию:

  •  демонстрационный: бубен, картинки для иллюстрации понятия ритма; парные  карточки с изображением ритма; вышитый рушник, иллюстрация «Круглый год»;
  • раздаточный:  зеленые, белые, желтые, голубые квадраты; квадраты двух цветов; орнаменты ритмичные и с нарушением ритма; «вышивка» для рушника и скатерти.

Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность,  уточнить названия времен года.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Есть ли у вас  любимое время года?

- За что вы любите, например, лето?

- А какое сейчас время года?

- Какое время года всегда бывает перед зимой?

- Какое время года обязательно наступит после зимы?

- Какое время года, на ваш взгляд, самое красивое?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: красиво любое время года. Во все времена года поэты писали стихи, художники - картины, восхищаясь всеми временами года.

Воспитатель предлагает детям представить, что они художники и хотят нарисовать все времена года.

  1. Актуализация знаний.

  1. Игра «Художники» (начало).

Дидактические задачи:

  1. Актуализировать знания детей о временах года;
  2. Закрепить умение определять и называть свойства предметов;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление и воображение.

Дети садятся за столы, на которых вперемешку лежат два желтых, два белых, один зеленых и два голубых квадрата.  Воспитатель говорит детям, что для рисования каждого времени года нужно выбрать только одну краску.

- Какой  краской вы будете рисовать  зиму (лето, осень)?

Как правило, дети называют белый (зеленый, желтый) цвет

- Почему вы выбираете именно эту краску? (Зимой все в белом снегу, летом – зеленые деревья, трава, кусты, осенью желтеют листья.)

- Что происходит весной? (Тает снег, текут ручьи, голубое небо.)

Можно напомнить детям слова из песенки: «С голубого ручейка начинается река».

- Какую краску вы выберете для того, чтобы изобразить весну? (Голубую).

- В какое время года начинается Новый год?

  1. Затруднение в игровой ситуации.

  1. Игра «Художники» (продолжение)

Дидактические задачи:

  1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представления о ритме (закономерности);
  2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, логическое мышление, речь.

Воспитатель предлагает детям нарисовать времена года по порядку, начиная с зимы. Дети выкладывают квадраты выбранных цветов: белый, голубой, зеленый, желтый, белый, голубой…Больше зеленого квадрата нет. Возникает затруднение.

- Смогли ли вы выполнить задание? (нет)

- Почему не смогли?

Как правило, дети говорят, что не хватает зеленого квадрата.

  1. Открытие нового знания.

  1. Игра «Художники» (окончание)

Дидактические задачи:

  1. Сформировать понимание того, что различные явления природы подчинены ритму, т.е. закономерно повторяются;
  2. Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать речь, инициативность, творческие способности.

- Почему нельзя положить вместо зеленого какой-нибудь другой цвет?

Воспитатель предлагает детям высказать свои версии и в ходе обсуждения  подводит их к выводу о том, что всегда после весны идет лето.

- Что нужно сделать для того, чтобы задание было выполнено?

Дети говорят, что нужен еще один зеленый квадрат. Воспитатель выкладывает зеленые квадраты, и дети заканчиваю выполнять задание. В завершение дети хором проговаривают ритм: зима, весна, лето, осень, зима, весна, лето, осень.

Воспитатель подводит итог: времена года идут друг за другом в определенном порядке, который повторяется (т.е. в определенном ритме).

Воспитатель задает детям вопрос:

- Какое сейчас время суток?

- Что будет после утра (дня, вечера, ночи)?

- назовите части суток по порядку.

Дети проговаривают ритм хором: утро, день, вечер, ночь, утро, день и т.д.

Воспитатель делает вывод: части суток идут друг за другом в определенном порядке, который повторяется (т.е. в определенном ритме).

  1. Включение нового знания в систему знаний.

  1. Игра «В разном ритме»

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, тренировать умение  чувствовать музыкальный ритм и двигаться  в соответствии с ним.

Воспитатель предлагает детям поиграть. Он показывает детям несколько ритмичных движений и предлагает повторить их. После этого воспитатель просит детей повторить другие движения (не ритмичные). Дети не могут этого сделать.

- Почему вы не смогли повторить движения? (Потому что они не повторялись, было не понятно, какое движение будет следующим, движения были не ритмичными.)

Воспитатель предлагает подвигаться по группе  в определенном ритме. Дети ходят, бегают, прыгают в ритме, заданным воспитателем (отбитом на барабане, бубне).

После остановки воспитатель предлагает детям приложить руку к левой стороне груди.

- Кто знает, что находится у человека в этом месте?

- Сердце работает (стучит) в определенном ритме. Если ритмы сердца нарушены, значит, сердце не совсем здорово и надо обратиться к врачу.

Воспитатель предлагает детям отдышаться после прыжков  и сделать глубокий вдох , еще вдох, снова вдох…

- Почему вы не можете выполнить задание? Потому что после вдоха обязательно должен идти выдох.

- Может ли быть нарушен этот ритм?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что и это явление природы подчинено ритму.

  1. Игра «Орнаменты»

Дидактические задачи:

  1. Закрепить  умение детей видеть закономерность, продолжать ее и объяснять свои действия;
  2. Закрепить представления детей об изученных геометрических фигурах, умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач;
  3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление.

Дети садятся на ковер, на котором расположены орнаменты с одним изменяющимся признаком (ритмичные и с нарушением ритма).

   

ж

Воспитатель рассказывает, что Винни Пух сделал коврики, на которых расположены разные фигуры в определенном ритме. Эти коврики медвежонок захочет подарить друзьям. Он просит проверить, все ли фигуры расположены правильно, т.е. ритмично.

Орнаменты выставляются по одному, дети должны объяснить, какие элементы повторяются, увидеть и выразить в речи нарушение ритма, если оно есть.

  1. Игра «Найди пару»

Дидактические задачи: закрепить умение видеть и выражать в речи закономерность, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

Воспитатель рассказывает, что Винни Пух просит детей еще раз помочь ему. Медвежонок хочет проложить у себя в саду красивую дорожку. Делать это нужно парами.

Дети подходят к столу, на котором находятся парные карточки. На карточках изображен ритмичный рисунок. Взяв по одной карточке, дети должны найти человека, на карточке которого такой же рисунок.

По окончании дети выкладывают красивую дорожку из карточек.

  1. Игра «Вышиваем красивые узоры»

Дидактические задачи: закрепить знания детей о жилище казаков, умение видеть и выражать в рисунке закономерность.

Дети садятся за столы, на которых выставлены незаконченные образцы «вышитых» скатертей и полотенец.

Воспитатель рассказывает, что недавно Винни Пух побывал в казачьем курене. Ему очень понравилась горница в жилище, где большой стол был накрыт скатертью, а семейные фотографии обрамлены полотенцами с прекрасными вышитыми узорами.

Узоры так понравились медвежонку, что он их перенес на листы бумаги, но не успел закончить. Винни Пух просит детей проверить, все ли в узоре расположено правильно, т.е. ритмично и дорисовать его. (Часть детей рисуют узор для скатерти, а часть – для полотенца.

Задание проверяется воспитателем по мере выполнения с обязательным проговариванием.

  1. Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

- Что интересного вы сегодня сделали?

- Трудно ли было рисовать картины, выкладывать дорожку, «вышивать» узоры для скатерти и полотенец?

- Вспомните, в каком порядке идут друг за другом времена года?

- А в каком порядке идут друг за другом части суток?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли нарисовать картины, помогли Винни Пуху сделать коврики, «вышить» узоры на скатерти и полотенце, потому что узнали, что такое РИТМ (определенный порядок,  который повторяется).