Факультатив "Ямал - наш общий дом"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Абдулкадырова Курасхан Хайруллаевна

Факультатив "Ямал - наш общий дом" для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_yamal_2014_2015g.docx58.95 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Т.Н.Татаренко

«_______»__________  2014г.

                     УТВЕРЖДЕНО

         Директор МАДОУ ДС КВ «Огонек»

                     _______________  Н.А.Поляковская

« __________»  ___________ 2014г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА  «ЯМАЛ-НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

   на 2014-2015 учебный год

                                                                                                  Руководитель:  Абдулкадырова К.Х

                                                                                                   воспитатель

                                                                       г. Новый Уренгой

                                                                                  2014

Вы на карту посмотрите

И ЯМАЛ на ней найдите,

Потому что здесь наш дом

Мы на Севере живем

И. Истомин

                                                             Пояснительная записка

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Начинать нужно с малого. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране…….  

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности,  является задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. На воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

 И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования, что  повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю, бережное отношение к  природе;  

3. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Цель программы: Знакомство  с традициями  коренных жителей и разных народов, проживающих в регионе;        воспитывать у детей любовь к своей родине.

Задачи:

Обучающая: Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.  

Развивающая:

Расширить знания детей о флоре и фауне Ямала; Познакомить с культурой и традициями Ямала.

Воспитывающая:

• Воспитывать любовь к родному  городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

 Факультатив проводится с детьми 6-7 лет один раз в неделю, длительность 30 мин.

 

 Месяц

 

          тема

       задачи

Форма проведения

"Мой дом - Ямал"

Сентябрь

1. Игра- путешествие по карте Ямала (краткие сведения о географии, климате и народах ЯНАО)

2. Экскурсия в библиотеку "Салехард- столица Ямала"

3. ДИ "Герб и флаг ЯНАО"

4. Выставка альбомов/календарей  "Профессии на Ямале"

1.Расширять представления о родном крае.

2.Знакомить детей со столицей округа- Салехардом

3. Знакомить  с государственной символика  Ямала

4 Систематизировать знания детей об основных профессиях на Ямале

Рассматривание,

Игра-путешествие,

Беседы, образовательные ситуации

нпи «Найди флаг Ямала», «Сложи картинку»,

р/и «Подбери символику»,         «Найди отличия»,  выставка, обсуждение,

Прослушивание песни «Ямал»  О.Корнилова

Октябрь

1. Экскурсия в  городской  музей  «Чем славится наш город».

2.  "Улицы моего города"  

3. Фотовыставка/книжная выставка

"Достопримечательности города".

4. СРИ  "Путешествие по городу"

 

1. Расширять представление о родном городе: чем славиться, о первопроходцах и истории и появления города, уточнить знания о  гербе и флаге города.

 2. Познакомить детей с названиями улиц и микрорайонов

3. Уточнить знания  о достопримечательностях города. Поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе.

4. Закреплять знания о родном городе, правила ПДД

Экскурсия  

Рассказ воспитателя  

Фотовыставка/

книжная выставка

Экскурсия  на площадь Памяти.

СРИ

Рассматривание плана своего микрорайона.

Ноябрь

 

1.  Знакомьтесь моя семья:  «Профессии моих родителей»

2.Путешествие по городам Ямала.

3. Творческая работа "Наш город" по изодеятельности (рисование, аппликация и т.д.)

4.Викторина "Юные знатоки Ямала"

1. Закреплять знания детей о профессиях родителей, умение составлять краткий рассказ

2. Дать представления о городах, входящих в состав ЯНАО

3. Воспитывать у детей желание выражать свои впечатления в изодеятельности

4.Проверить уровень освоения детьми пройденного материала

Рассматривание  и  обсуждение фотоальбомов  «Профессии моих родителей»

 

Видеопрезентация "Города Ямала"

 

  выставка рисунков

викторина

"Природ-ные и климати

ческие особен-

ности Ямала"

декабрь

1. Видеопрезентация  "Времена года Ямала"

2. Что такое природные зоны?

3. «Звуки природы Севера»  (голоса птиц, животных, явлений природы)+ игры

 

 4. Изготовление поделок из бросового материала "Елка, елочка, зеленая иголочка"

1. Формировать обобщенные представления о каждом сезоне, об изменениях в живой и неживой природе, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями Крайнего Севера

2. познакомить детей с водными артериями Ямала

3. продолжать развивать интерес к природе Севера

4. воспитывать интерес к участию в оформлении группы к празднику

Рассматривание

Беседы

 Оформление альбома "Времена года Ямала", "Реки Ямала"

Прослушивание

Выставка

П/И «Ручейки и озера»

Январь

1.  Фотопрезентация   Растительный мир Ямала

 

2.Знакомство с Красной книгой

                   ЯНАО

3.Лекарственные растения Севера.

4.

1.Углублять и конкретизировать представления о растительном  мире нашего края. Познакомить с  видами деревьев и кустарников, грибов и ягод(растения тундры, лесотундры).Воспитывать любовь к родному краю, формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе.

2. Дать детям представления о некоторых лекарственных растениях Севера

Выставка гербариев растений Ямала

ДИ «С чей ветки эти детки?»

февраль 

1. Животный мир  Ямала (презентация "Птицы, рыбы  и животные Ямала", какие , как приспосабливаются)

2. Рассказ воспитателя  "Олень  в жизни кочевых народов севера"

3. Экскурсия в ДЭС

 

 

4. Вечер загадок

1. Углублять и конкретизировать представления о животном  мире нашего края.

2. Систематизировать представление об олене как о домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера

3. Воспитывать заботливое отношение к животным

4. Проверить уровень освоения детьми пройденного материала

НПИ- «найди животное по следу»

Д/и «Где чей дом?», Р/И «Найди животное по следу», «Узнай по описанию»

П/И «Куропатки и охотники», «Олени и пастухи», Ловкий Оленевод», «Отбивка

оленей»,  Полярная сова», «Ловим оленей», «Рыбаки»

Коренные жители Ямала 

Март

1. Экскурсия  в ЦНК Музей   знакомство с экспонатами музея. (народности, быт)

2. Внесение куклы в национальной одежде

3. Сказки народов Севера

4. Изготовление поделок для выставки-продажи на Праздник народов Севера

1. Продолжать формировать элементарные представления о коренных жителях Ямала- ненцах; некоторые особенности их внешнего вида, национальной одежды, типичные занятия (оленеводство, рыболовство, охота).

2. Уточнить особенности внешнего вида, национальной одежды ненцев

 3. Познакомить детей с фольклором народов  Ямала

4. Развивать умения в изготовлении поделок

Экскурсия, рассматривание иллюстраций,

игра-драматизация,

НПИ - Найди отличия, Собери картинку

Д/И «Жители Севера», "Игрушки  народов Севера ",  

Оформление альбома "Праздники тундры"

Словотворчество детей с родителями "Сочини стихи, сказку о Ямале"

Апрель

1. Составление описательных рассказов "Чум-ненецкий дом"

2. Экскурсия в этнографический музей  в ЦНК    "Орнамент - важный элемент духовной и материальной жизни"

3. Книжная выставка "Сказки народов Севера"

4. Ручной труд / плетение/ конструирование из бумаги "Узоры Севера"

1.  Продолжать знакомить детей с жилищем коренных народов

2. Познакомить с традиционным изобразительным искусством ненцев. Продолжать воспитывать интерес, уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края.

3.  Познакомить детей с фольклором народов  Ямала

4. Приобщить детей к изготовлению поделок с национальным орнаментом

Д/И «Где, чей дом?» , «Подбери орнамент», «Угадай ,чья одежда», «Чей костюм», «Выложи узор»

  Выставка поделок детей       "Узоры Севера"

Май 4

Спортивно- музыкальное развлечение

Знакомство с традиционными   играми и спортивными занятиями коренных жителей.  

ПИ "Волки и олени", "Охота на куропаток", "Оленья упряжка", "Рыбаки", "Загон оленей", "Перетягивание каната"

 Беседа с демонстрацией альбома "Лекарственные растения Ямала"

Игра-конкурс "Знатоки Ямала"

 

.

Выявить:  знания детей о родном крае: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, коренные народы, их быт;  знания детей о флоре и фауне Ямала;

 воспитывать желание принимать участие в интеллектуальном конкурсе

Оформление альбома

"Лекарственные растения Ямала"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...