"Северные посиделки"
материал (подготовительная группа) на тему

Бельская Светлана Ивановна

Сценарий развлечения для детей и родителей (реализация национально - регионального компонента)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фольклерный праздник 412.58 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник для старших  дошкольников

«Северные посиделки»

Цель: приобщение дошкольников к истокам северной культуры.

Задачи:

1. закрепить знание детей о загадках, песнях играх и хороводах.

2. Продолжать знакомить детей с традициями севера.

3. Воспитывать любовь к северному фольклору.

4. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

Оформление: стол накрытый скатертью, деревянные лавки, расписной сундук, старинный самовар, расписная посуда, национальные игрушки.

Ход праздника:

Уж в Карелии так идет, что талантливый народ.
Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.
И блоху он подкует, дом добротный возведет, 
Утварь всю по дому справит, чашей полной дом тот станет.

Сегодня мы с вами отправимся в гости в карельскую избу на посиделки. Я думаю, там нас уже ждут.  А что такое посиделки мы сейчас узнаем.

Детей встречает хозяйка избы в русском сарафане:

- Здравствуйте гости дорогие, рада видеть вас у себя в гостях!

Дети: здравствуй хозяюшка, здорово ли живешь? Как здравствуешь?

Хозяйка: Очень рада вам, что вы пришли

Ну, садитесь на скамейки.

Свой рассказ сейчас начну.

Свой рассказ сейчас начну, только прялочку возьму.

Хозяйка: в старые времена был обычай у людей: как заканчивали полевые работы, убирали урожай, коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Это сейчас ребята электричество помогает нам по - разному проводить время: смотреть телевизор, слушать музыку, работать на компьютере и т. д. А в те далекие времена как говориться в пословице: «От скуки бери дело в руки» каждый находил себе дело. Вот и проводили время, кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки вырезают. Весело было, кто песню затянет, кто частушку. А вы знаете хорошую песню?

Дети: конечно, мы даже знаем докучные сказки.

Поют «Жила - была бабка»

Хозяйка: Где песенка льется, там легче живется! Ну а какой же вечер без веселой, шумной игры? (Приглашает детей на игру «Горелки».)

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами в колонну. Впереди, спиной к ним становится «горельщик». Ему поют:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло!

Сделай дело, Глянь на небо –

Звезды горят, Утки летят,

По-морю кричат: «Чекоты, чекоты, не догонишь ты! »

После этих слов игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон, вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает с ним впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит», и игра продолжается.

Хозяйка: раньше в старину люди не только много работали, но и умели отдыхать придумывали разные приговорки, прибаутки, дразнилки – умели пошутить, а кого и пожурить.

Дети: мы тоже знаем веселые дразнилки:

1ребенок: Вася, Вася, Василек,

Не ходи на пароход.IMG_0025.jpg

Пароход качается,

Васька кот ругается!

2ребенок: Антошка – картошка,

Голова с лукошко,

Посмотрел в окошко,

Побежала кошка.

3ребенок: Андрей – воробей,

Не гоняй голубей,

Голуби бояться, на крышу не садятся!

4ребенок: Васька – кисель

На лавку присел,

Все калачики поел,

В печь поставил,

Нам не оставил!

Хозяйка: Какие вы веселые! Вот и раньше в длинные, зимние вечера становились вечерами шуток и прибауток. А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую долгую и интересную жизнь они прожили до встречи с вами? Родились загадки давным – давно, когда топор еще богатством считали. Наши предки думали, что дерево, трава и всякая живность – все понимают человеческий язык. Для того чтоб друг друга понимать придумали охотники и рыболовы особый тайный язык. Медведицу, например, называли «коровой», а корову – «рыкушей» и т. д. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки поговорки. Давай подумаем, поломаем голову, что прячется замудреными да хитрыми словами.

Хозяйка: сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу. (Загадывает детям загадки) :

Черный-пречерный, толстый-претолстый,

в каждом доме нужен. (Чугунок)

Одна изба, пять горенок. (Перчатка)


 Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница)

Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну. (игла)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро. 
А зато когда сыта, 
От Федоры – теплота. (печь)

Однорук, зато рогат,
Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок —
Да в печку.
Вот ухватистый!... (ухват)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

 Рядом разные подружки

Не похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

 Чистый, зубастый

Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок)

Хозяйка: какие вы смекалистые все загадки отгадали, а ваши родители такие же смекалистые? Дорогие родители, может кто-то из вас знает историю происхождения пословицы «первый блин комом».

ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОГОВОРКИ «ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ»

Удивительное дело, но всем известная поговорка "первый блин комом" изначально никакого отношения к комкам не имела. Да и сами подумайте – в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, "первый блин комом". На самом же деле, звучит это выражение немного по-другому, причём это «немного» - всего в одну букву - меняет весь смысл!

Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причём искажённой, а полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Именно так – «комам», через «а».
А это братья наши меньшие, бурые да косолапые, они же медведи, которых в старину на наши предки комами называли, и даже наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, некогда назывался Комоедицей. В старину культ медведя существовал у многих народов.


 Так всё же почему медведям - первый блин? У многих народов, и у славян в том числе, существовал обычай первые блины отдавать комам, так по-древнеславянски называли медведей. Ведь наши предки почитали праздник Комоедица, который посвящали пробуждению медведей, коих они считали прародителями людей. Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными. Их задабривали таким образом, чтобы они не задрали коров, которых пасли на опушке леса.


Со временем пословица претерпела изменение. В уже христианской Руси блин комАм становится комОм. Первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родителях или других родственниках, этот блин и был должен вставать комом в горле. А в городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех усопших.


Ну а в наше время мишек уже никто не задабривает, да и про старый христианский обычай вспоминают нечасто. А вот поговорка прижилась, немного перестроилась на новый лад, да и живет своей отдельной жизнью, обозначая неуспех первого начинания. Вот таков он – первый блин комом! 

Кстати ещё одна странность. Вы как говорите, печь блины или жарить?  Ведь если когда-то блины именно пекли в печи, то теперь мы их жарим на сковородке. Меняются времена, меняются люди и обычаи, а некоторые выражения так приживаются, что мы даже не задумываемся о их происхождении, а порой они и вовсе становятся крылатыми, но это уже совсем другая история...
А теперь посмотрим,  как вы ловки и удалы.

Игра «Лапти».

Описание: дети стоят в кругу, спиной в круг, ведущий в центре.

Ведущий спрашивает: «Лапти сплели? » Дети: «Нет! »

Ведущий: «Лапти сплели? » Дети: «Да! »

Ведущий: Бросайте их сюда! » Дети бросают через плечо

фант - тапок или др.

Не поворачиваясь в круг, дети под музыку пляшут. Ведущий тем временем,

Путает местами фанты, перекладывает с места на место и забирает часть фантов себе, затем говорит: «Один, два, три – фант бери». Кто остался без фанта, садится.

В конце игры фанты можно разыграть.

Хозяйка: говорят скороговорки повторить, что комара словить. А вы ребята умеете скороговорки проговаривать. Вот и хорошо! Сядем рядком, да поговорим ладком. Слушайте мои скороговорки! Кто скорее запомнит, кто складнее скажет? Слушайте:

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

Кто повторить готов? Кто попробует?

Дед Данила

Делил дыню –

Дольку Диме,

Дольку Дине.

Молодцы ребята справились! У каждого Егорки свои скороговорки, а вот под конец я такую скажу, что уж наверняка никто не выговорит:

Перерыл боровок рыльцем дворок.

Дети повторяют скороговорки, соревнуются в четкости, правильности и быстроте произношения.

Хозяйка: знаете ли вы частушки? Выходи, исполняй:

Дети исполняют карельские частушки:

Как карельские девчата

Красотою славятся,

А как только запоют,

Сразу всем понравятся.

Говорят я боевая,

Боевая, ну и что ж.

Моя мама боевая

Ну а я тогда в кого же?

А карельские ребята

Носят все калоши,

Мимо окон ходит боком

Думают хороши.

Мы с веселой песней дружим

По - карельски говорим,

Хорошо живем, не тужим

И с картошкой хлеб едим.IMG_0033.jpg

Мы частушек знаем много,

Знаем целый миллион.

Приезжайте к нам в Карелию

Пропоем на весь район!

Хозяйка: В каждой карельской избе раньше стоял большой сундук, в котором хранили вещи.  В нашей избе тоже есть сундук.  А что в нем лежит, отгадайте.

Ей косички заплетаем

И в колясочке катаем.

Спать кладем

И кормим в срок.

Про кого прочла стишок?

Молодцы отгадали, это кукла.

А сейчас задание для родителей.  Я буду доставать из сундука вещи, а вы уважаемые родители,  должны объяснить их назначение для воспитания детей.

В сундуке находятся: большая книга сказок, старинные семейные фотографии, игрушки бабушек и дедушек, перчаточные куклы для кукольного театра, вязальные спицы, конфетка.

Хозяйка: Вот и закончились наши посиделки. Пора прощаться. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Образовательная область «Познание» Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ комбинированного вида №12. Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».

Конспект занятия. Образовательная область «Познание»Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ комбинированного вида №12.Тема: «Путешествие на Северный Ледовитый океан».Программное сод...

Северные традиционные посиделки (изготовление куклы - оберег)

Итоговое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет...

"Северные посиделки" Фольклорное развлечение для старшей группы.

Сценарий развлечения, разработанный для детей старшей группы и их родителей, направлен на реализацию национально-регионального компонента в ДОУ. Развлечение способствует приобщению  детей к культ...

Конспект ООД для детей средней группы «Путешествие на Северный полюс к северным животным»

Конспект ООД для детей средней группы«Путешествие на Северный полюс к северным животным»Задачи:• образовательные: закрепить знания детей о животных севера. Закреплять, уточнять з...

Конспект занятия по аппликации «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа Конспект занятия по аппликации с элементами рисования «Белый медведь и северное сияние», подготовительная группа

Цели:- Закрепить знание детей о животных Северного полюса (белого медведя); создание выразительного образа белого медведя на фоне северного сияния в технике аппликация и рисунок....

Сценарий мероприятия «Посиделки у самовара» Посиделки по обычаям и традициям русского народа

Воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;•Познавательная цель: - Расширить пре...