Проект "Русские валенки"
план-конспект занятия на тему

Сухарева Светлана Николаевна

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.                    

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…».

 Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_valenki.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад компенсирующего вида №54 «Смородинка»

Проект

«Русские валенки»

Авторы проекта :

Сухарева Светлана Николаевна

воспитатель,

Канаева Анна Николаевна

музыкальный руководитель

2013-2014 учебный год

-1-

Введение:

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.                    

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…».

 Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Актуальность:

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада».

У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать.

-2-

На таких праздниках традиционно дети и взрослые включаются в единое действие, получая огромный духовный заряд. Детям предлагается не просто информация, историческая справка о каком - либо празднике, но и предоставляется возможность принять непосредственное участие в нем. Национальная одежда, народная музыка, русский фольклор, декорации и детали, отражающие весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью, сливаются на празднике в нерасторжимое единство.

      Реализация проекта «Русские валенки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Постановка проблемы:

проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русские валенки», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов  – катания валенок.

Основные ориентиры проекта

Срок реализации: январь - февраль 2013г.

Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.

Социальная значимость проекта:  направлен на расширение духовно – нравственного опыта  детей старшего дошкольного возраста.

Вид, тип проекта: творческо – исследовательский, краткосрочный, групповой.

Цель проекта: установить единство работы дошкольного образовательного учреждения и семьи как средство приобщения детей и родителей к проблеме народно – патриотического воспитания ребёнка.

-3-

Задачи проекта:

познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок через различные виды деятельности;

развивать интерес к народному быту;

поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности;

развивать у детей творческие познавательные способности в процессе разрешения моделирующих проблемных ситуаций.

Формы реализации проекта:

Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.

Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русского валенка.

Экскурсии в музей ДОУ.

Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).

Украшение валенок детьми совместно с родителями.

Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».

Ожидаемый результат

для педагогов:

повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;

распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях педагогических журналов.

 для воспитанников:

  формирование знаний об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления;

 развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

для родителей:

активное вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

-4-

2.План  реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ресурсы

Ответственный

Сроки

проведения

Подготови

тельный

Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми.

Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)

Научно - методические:

Методическая и теоретическая литература.

Организационные:

Распределение обязанностей между всеми участниками проекта.

Музыкальный руководитель,

Старший воспитатель.

 2– неделя

января

Организационный

создание экспозиции в музее ДОУ,

 разработка содержания занятий с детьми: «История мужской и женской обуви»,

Подбор информации в книгах, журналах, в интернете

Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки».

Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;

Организационные:

воспитателей, музыкального руководителя.

Научно - методические:

Методическая и теоретическая литература.

Музыкальный руководитель,

старший воспитатель, воспитатели

3 – неделя

января

Формирую-щий      

Проведение занятий с детьми и родителями. Беседа, рассматривание разных видов валенок;

Чтение художественной литературы:

  • Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”,
  • Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”,
  • Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;

Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;

Разучивание песен, стихов;

Прослушивание аудио записи русской народной песни “Валенки”

Дидактические, подвижные игры;

Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”

Организационные:

Сотрудничество с родителями.

 Научно-методические:

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

Художественная литература, стихи, загадки,  

потешки, частушки.

Материально-технические:

Музыкальное сопровождение:

нотный материал и аудио записи   русских народных песен, танцев и игр.

Музыкальный руководитель,

старший воспитатель, воспитатели.

1-2 неделя  февраля

Итоговый

Презентация проекта,  проведение совместного развлечения с детьми и родителями «Праздник русского валенка».

Материально-технические:

Декорации, костюмы, реквизит, художественное оформление музыкального зала, выставка детских работ: аппликация,     рисунки, совместные работы детей и родителей

Фотоаппарат, фортепиано, диски, аудио кассеты, музыкальный центр.

Музыкальный руководитель,

воспитатель,

февраль

-7-

Диагностическая карта уровня развития детей в рамках проекта «Русские валенки»

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки интегративных качеств в рамках проведения проекта.

Дата проведения: __________________

Содержание

Список детей

Итоговый результат

Саша  Ж.

Карина

Коля М.

Даша И.

Оля П.

 Егор К.

1

Проявляет интерес к теме проекта, охотно воспринимает новую информацию

2

Охотно участвует в коллективных наблюдениях, играх.

3

 Может рассказать об истории русского валенка, его названии, изготовлении.

4

Отражает тему национальных традиций в продуктивной деятельности.

5

Участвует в акциях и мероприятиях вместе со взрослыми.

-8-

Критерии оценки

 3 балла. Высокий результат:

- проявляет интерес к теме проекта, охотно воспринимает новую информацию;

- охотно участвует в коллективных наблюдениях, играх;

- подробно, с интересом рассказывает об истории русского валенка, его названии, изготовлении;

- отражает тему национальных традиций в продуктивной деятельности;

- участвует в акциях и мероприятиях вместе с взрослыми.

2 балла. Средний результат:

- проявляет слабый интерес к теме проекта, новую информацию усваивает частично;

- с переменным интересом участвует в коллективных наблюдениях, играх;

- может частично рассказать об истории валенка, его названии, изготовлении;

- отражает тему национальных традиций в некоторых видах продуктивной деятельности;

-  неактивно  участвует в акциях и мероприятиях вместе с взрослыми.

 1 балл. Низкий результат:

-  не проявляет интерес к теме проекта, не  воспринимает новую информацию;

- не принимает  участие в коллективных наблюдениях, играх;

- не может рассказать об истории русского валенка, его названии, изготовлении;

- не отражает тему национальных традиций в продуктивной деятельности;

-  не участвует в акциях и мероприятиях вместе с взрослыми.

                                     

-9-

Список литературы:

  1.  Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]: пособие для учителя/ В. П. Аникин. – М.: Учпедгиз, 1957. – 240 с.  
  2.  Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова /  – СПб. : «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Е. П. Панкова/ – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. - (Серия «Дошкольное воспитание и развитие»).

4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры  [Текст] : программа. Учебно – методическое пособие/ М. Д. Маханева / под ред. С. Д. Ермолаева. – СПб.:  «Детство-Пресс», 2010. – 304 с.

5. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/ В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.