Тема педагогического опыта «Православная культура и её роль в развитии личности старших дошкольников»
учебно-методический материал на тему

Сычева Лариса Анатольевна

 

Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности всех участников образовательного пространства. Безусловно, ведущая роль здесь отводится воспитанию в семье, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении под силу именно учреждениям образования, где работают педагоги-профессионалы.

         Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы работы с детьми.

Человек всегда живет с верой в лучшее будущее. Этой верой мы живем в настоящем, этой неосознанной верой, подсознательным чувством полны и наши идеи.

Мы, педагоги, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет человек. оно всецело зависит от того, какие основы мы заложим в фундамент личности каждого ребенка, особенно в его сознание. От этих основ зависит духовное и материальное благополучие государства и общества в целом.

В дошкольном  возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому предлагаемый материал, включается в различные виды детской деятельности. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться.

Мы будем рады, если предлагаемый материал, собранный в данном опыте работы, поможет педагогам района заложить основы этических и духовных ценностей у дошкольников, в развитии духовно – нравственного потенциала детей и воспитании основ гражданско – патриотического сознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx70.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-

детский сад №12 «Алёнушка» посёлка Псебай муниципального образования Мостовский район

Тема педагогического опыта

«Православная культура и её роль в развитии личности старших  дошкольников»

Автор: Сычева Лариса Анатольевна старший воспитатель

поселок  Псебай, 2015 г

Оглавление.

Глава I. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении…………………………………………………  3

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании………………………………....  7

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……    11

Глава II. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………...   14

Глава III. Педагогический опыт.  

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………………………………….. 18

3.2. Актуальность педагогического опыта……………………………………  23

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте………………......   26  

3.4. Результативность педагогического опыта……………………………….28

3.5. Новизна  представляемого педагогического опыта…………………….30

3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта……………...32 Выводы…………………………………………………………………………..33

Список  литературы…………………………………………………………. . 34

Приложения

                                                     2

  1. Литературный обзор состояния вопроса.
  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

«Какое… счастье получить доброе

 истинно-христианское воспитание,

 вступить с ним в лета юности, и потом, в том же духе,

вступить в    лета мужества»

(Святитель Феофан Затворник) [12.67].

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего  общества, проникновение в души взрослых и детей. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, жестокости, алчности, отрицание  семейных ценностей, предлагаемые нашим детям в СМИ, нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка.

Семьдесят лет безбожной власти сделали свое темное дело. В жизни, в умах и сердцах людей тщательно выжигалось, искоренялось все то, что могло напоминать человеку о Боге, о Церкви, о вере. Разрушались храмы, монастыри превращались в места ссылок «врагов народа», вечные ценности подменялись временными, земными, а десятки тысяч верных служителей Божиих пополнили число новомученников нашей многострадальной земли.

Слава Богу, сегодня мы видим возрождение духовности, видим сияние золотых куполов наших храмов, слышим звон их колоколов. Никто нам не запрещает посещать Богослужения и слышать живое слово веры, живую проповедь о Боге, «Который стал Человеком, чтобы человек стал богом». Но долог и труден бывает путь человека от тьмы к Свету, от временного к вечному. Святейший Патриарх Алексий ΙΙ, говорил: «В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Отношения Господа нашего Иисуса Христа с апостолами, со своими учениками не могли не послужить добрым образцом. В православных монастырях, на протяжении столетий бывших центрами образования и культуры, именно так велось обучение. Живой личностный характер православного образования не мог не вести к разумному преобладанию духовно-нравственного воспитания души человеческой над образованием как способом развития абстрактного, отвлеченного мышления, над образованием, как накоплением всевозможной информации. Идеалом православного воспитания всегда было: видеть и воспитывать, уважать и ценить в каждом человеке уникальное и неповторимое в нем, личность его во всей жизненной полноте и вести человека к духовному совершенству».

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Однако анализ исследований по данной проблеме показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием. [13.5].

 Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям  на протяжении столетий,  мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что  отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

В своей книге «Этапы нравственного развития ребенка» священник Анатолий Гармаев, пишет: «До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые — так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел.

Зеньковский говорит об уникальности внутреннего мира ребенка. В этом мире скрыт огромный потенциал духовно-нравственного развития. Для дошкольного возраста характерно парадоксальное сочетание духовного богатства и медленного накапливания жизненного опыта. Ребенок только «вживается» в безграничный мир природы, человеческих взаимоотношений, «дышит» этим духовным миром, хоть наивно, но живо и глубоко. Он «набирается» на всю жизнь внутренних ощущений, которые еще не всегда может выразить словами. Но сознание его еще мало связано с этим миром духовности, и он все больше и больше уходит в мир внешний. Однако такой своеобразный дуализм не мешает ребенку сохранять целостность своей души, потому что «в эту пору этот внутренний дуализм, это сосуществование рядом двух путей жизни не замечается ребенком и не таит в себе никаких взаимно ослабляющих начал». Поэтому в раннем детстве, заключает Зеньковский, «дитя уже свободно, но еще не ответственно - это как бы прообраз святости, которая всегда свободна, но которой некуда приложить момента авторства (а потому и ответственности) ввиду (окончательной уже) победы над темным началом и подлинной связи с Богом». Характеризуя, в общем моральную жизнь ребенка в раннем детстве, Зеньковский отмечает ее гетерономный характер. В своем содержании его моральная жизнь определяется влиянием среды, традиций, нравами, авторитетом взрослых. Дитя делает только то, что предписывает ему традиция авторитет родителей, и тем самым усваивает,  делает своим содержание морали, господствующей в обществе. Однако такое усвоение было бы невозможно, «если бы в душе детской не было собственного морального материала, глухого, неясного, но вводящего дитя в мир моральных отношений». С возрастом собственный моральный опыт приобретает для ребенка все большее значение и вытесняет гетерономную мораль, и уже во втором детстве (с 7-11 лет), как пишет Зеньковский, дети начинают сопротивляться традициям и авторитету взрослых.

Основатель дидактики, великий педагог Ян Амос Коменский считал, что "…забота о воспитании нравственности и чувства благочестия должна начинаться с раннего детства… опасно не напитать нежного ума дитяти любовью к Богу”. Духовное возрождение российского  общества – есть главное условие его выживания, сохранения российского народа и умножения духовного наследия в современном мире.

 О роли и месте педагога в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание — дело «самое святое из всех свитых дел». К. Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т. е человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач. Писатель и богослов первых веков христианства Климент Александрийский с изумительной точностью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения.

Многие герои, на примерах которых воспитывались советские люди, несли на себе «отпечаток вечности», они формировали такие черты характера, как самоотверженность, патриотизм, мужество, доброту и другие положительные качества. Это же можно сказать и о целом ряде художественных образов, созданных советскими писателями В. Распутиным, В. Астафьевым, Ф. Абрамовым, Ю. Бондаревым, В. Шукшиным, В. Беловым и др. Эти герои также представляют тот или иной оттенок святости. Велика роль идеала и в формировании общественного сознания. Сопоставление нравственных идеалов учащихся дореволюционной школы и современных старшеклассников позволяет судить о приоритете тех или иных ценностей в обществе, об общей направленности общественного сознания, о состоянии духовно-нравственного воспитания и образования в целом.

 Цель педагога — улучшение детской души, а отнюдь не научение ее. Поэтому ему должно свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь Духовный облик воспитанников. Педагог, с одной стороны, призывает исполнить то. что должно, а с другой — назидает показывая образцы для подражания Он учит детей, прежде всего, прислушиваться и повиноваться, т е поступать правильно. Используя убедительные примеры, педагог укрепляет душу, помогает ей «выздороветь», а затем шаг за шагом он ведет ее к знанию (ведению), полноте Истины.        Важнейшая задача педагога — развить в детях способность различать то, что скрывается в слове научить их относиться к слову как к святыне. С помощью слова ему важно найти «общий знаменатель» между своими познаниями и понятиями учеников.  Еще важнее постоянно помнить, что главное средство воздействия — сам его облик, одинаковый с ребенком настрой души сердечное влияние и влечение.

 «Есть некоторый особенный путь общения души через сердце, — пишет епископ Феофан.  — Один дух влияет на другой чувством». Поэтому педагогу необходимо не только знать учебный материал, еще важнее для него умение показать его ценностную, нравственную значимость.

Дошкольный возраст самый сенситивный (чувствительный) из всех возрастных периодов, именно в  этом возрасте закладываются основы человеческой личности, ее нравственные и культурные ценности. Как важно в этот период создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую атмосферу для развития и воспитания в обществе,  детском саду, семье. А в случае необходимости скорректировать негативные проявления в развитии ребенка.

Таким образом, с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий. Задача педагогической науки — отобрать «понятийное ядро» в соответствии с возрастом воспитанников.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Работу по духовно-нравственному  воспитанию детей старшего дошкольного возраста на основе православия я начала в 2013-2014 году  на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка -  детского сада № 12 «Алёнушка» п. Псебай муниципального образования Мостовский район. В первой части моей работы я проанализировала методическую и православную литературу по проблеме приобщения  детей старшего дошкольного возраста к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц; раскрыть основные духовные и нравственные представления православия о мироустроении и миропорядке, ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством. Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

         Мною  проделан анализ православных  понятий, с целью показать, что постижение ценностей Православной культуры дошкольниками ведет к активному формированию у них нравственно – патриотических чувств. Поэтому очень важно именно в детском саду выявить тех, кто интересуется своей Православной историей, традициями своего народа, помочь детям утвердиться в практиковании добрых поступков, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Так как на протяжении более 12 лет основным направлением работы нашего ДОУ    являлось: «Формирование ценностного отношения к родной культуре и приобщению к основам  православного воспитания дошкольников» и  объясняется это тем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность,  мы разрабатывали и проводили  православные праздники: «Осенины» и День матери, на Покров  Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха, праздники на темы мужества, героизма (23 февраля, 9 мая), Яблочный Спас.  Так же в систематизации знаний нам помогают ежегодные Кирилло – Мифодиевские чтения, постоянными участниками которых нам посчастливилось быть 5 лет. Секция работников дошкольного и школьного воспитания Чтений строит свою работу, сочетая практический материал и теоретические знания. Участие в Чтениях помогает нам, педагогам, расставить акценты в работе по духовно-нравственному воспитанию, уделяя особое внимание возрождению отечественной культуры, пронизанной духовными ценностями христианства. Полноценное православное воспитание и образование ребенка - это ежедневная работа по воспитанию в детях любви к Богу и ближнему.

Далее мною был  проведен  опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал Православные основы культуры в дошкольном учреждении. Мы организовали опрос родителей. Цель опроса: выяснить существует ли социальный запрос родителей, дети которых посещают наш детский сад, на введение изучения во внеурочное время на правах кружка  Основ Православной культуры и нравственности. Анализ результатов анкетирования оказался положительным (Приложение 1). Как не вспомнить здесь о преимущественном праве родителей на участие в процессе воспитания своих детей.

Основным направлением работы нашего ДОУ на протяжении многих  лет  являлось: «Формирование ценностного отношения к родной культуре и приобщения к основам  православного воспитания дошкольников. Объясняется это тем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.  Прежде чем начать работу в данном направлении, мы разрабатывали и проводили  православные праздники: «Осенины» и День матери, на Покров  Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пасха, праздники на темы мужеств, героизма (23 февраля, 9 мая), Яблочный Спас.  

В систематизации знаний нам помогают ежегодные Кирилло – Мифодиевские чтения, постоянными участниками которых нам посчастливилось быть 5 лет. Секция работников дошкольного и школьного воспитания Чтений строит свою работу, сочетая практический материал и теоретические знания. Участие в Чтениях помогает нам, педагогам, расставить акценты в работе по духовно-нравственному воспитанию, уделяя особое внимание возрождению отечественной культуры, пронизанной духовными ценностями христианства.

С 2013 года в ДОУ был организован кружок по духовно – нравственному воспитанию «Лад». Целью моей работы является  приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа.

 В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. Приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц;
  2. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклора, традициям народа.
  3.  Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым.
  4. Формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и театральным представлением.
  5.  Создать условия для проявления ребенком заботливого, милосердного отношения к окружающим, для проявления способности к сопереживанию
  6. Формировать впечатления о красоте и сезонных изменениях окружающего мира, об исторической, культурной традиции народа через театр, игру, сказку.
  7. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами  духовности  украинского народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями  подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа.
  8. Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь.
  9.  Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.  Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро.
  10.  Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых, заступничестве Богородицы.
  11. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям  Православной духовной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка.

Прежде чем начать знакомить детей с православной культурой, для детей 5-7 лет было проведено комплектование группы кружка, которое проходило на  добровольных началах в соответствии с заявлениями родителей воспитанников (Приложение № 1), также был  подобран  материал с распределением по темам (Приложение № 3):

Первый квартал:  «Вот Земля наш светлый дом!»

Второй квартал «…дерево доброе , дает и плоды добрые…..» Евангелие от Матфея гл.7.ст.17

Третий квартал «Зеркало души».

При создании кружка я исходила из представления о том, что духовно-нравственное воспитание ребенка необходимо начинать как можно раньше посредством введения маленького человека в отечественную духовную и культурную традицию. Это происходит наиболее органично, если малыш растет в православной семье. Но, к сожалению, в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен.

В сложившейся ситуации  часть задач (которые должны бы, но, к сожалению, не решаются в семье) по введения детей в духовно-нравственную традицию русского народа, конечно, не в плане изучения с детьми этих традиций, а, полагая их в основу уклада детской жизни, может взять на себя дошкольное образовательное учреждение. Это возможно потому, что деятельность детей (даже старших дошкольников) в детском саду не является исключительно учебной, а подразумевает совместное проживание детьми и взрослыми разнообразных событий.

С тех пор ведется работа с воспитанниками и педагогами в коллективе детского сада. В старших дошкольных группах проводятся  предварительные беседы о праздниках, о значимых исторических событиях. Но, кроме того, мы сотрудничаем с ближайшим  Свято – Ильинским храмом села Шедок. Священника отца Михаила из Свято – Ильинского храма села Шедок и протоиерея Александра Загорского из Свято – Преображенского храма поселка Псебай мы приглашаем на все православные праздники, просим поводить тематические беседы. Дети воскресной школы Свято – Ильинского храма села Шедок, приходили к нам с постановками сказок, пьес, с музыкальными произведениями.

Мною была изучена литература по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:

  1. О.К.Харитонов, под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева Основы православной культуры в первом классе (учебно – методическое пособие);
  2. Л.П.Гладких Основы православной культуры (учебно – методическое пособие для педагогов детских садов);
  3. М.Ю.Новицкая Программа «Наследие»;
  4. Е.Г.Карасева, Т.А.Ярина «Родник» - программа духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  5. Н.Е.Пигунова «Лучик православия» - программа духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Разработанные мною конспекты занятий, направлены на знакомство детей с духовно – нравственными ценностями. Считаю, что правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребенка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, стремление к добродетели, совестливость и справедливость.

Современные образовательные учреждения  предлагают дошкольникам преимущественно методики, направленные на интенсивное интеллектуальное развитие, считая основной педагогической целью подготовку ребенка к школе. Принимая во внимание, первые семь лет жизни человека,  по сути, являются базовыми для построения будущих отношений с окружающими, построения модели своей собственной семьи, формирования гражданской позиции, поэтому основное внимание в воспитании и развитии дошкольников мы уделяем  развитию духовно – нравственной сферы.

Духовность – совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а еще чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированных как правило, в религиозных учениях и практиках , а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью.

Совесть -  чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, а также этические нормы и правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственное воспитание – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу.

Нравственное развитие – это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.

Формирование нравственных и этических ценностей родной культуры с раннего детства – это самый естественный, а потому и самый верный способ воспитания нравственности и духовности.

Актуальность концепции духовно – нравственного воспитания и развития личности гражданина России, современный национальный воспитательный идеал (А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков) – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях православия.

Православие – христианское вероучение, сложившееся в Византии как восточнохристианская церковь, в отличие от возникшего на Западе католицизма.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности; отражающая определенный уровень исторического развития общества и человека; воплощенная в предметных, материальных носителях и передаваемая последующим поколениям.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

Поступок – совершенное, кем – нибудь,  действие

Бережливость – бережное отношение к чему – то.

Радость – веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения.

Наследие - явление культуры, быта, полученное от предыдущих эпох, от прежних деятелей.

Верность- стойкость и неизменность в своих чувствах, отношениях, в исполнении обязанностей, долга.

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное.

Справедливость – справедливое отношение к кому – нибудь.

Единство – общность, полное сходство.

Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Благодарность – чувство привязанности к кому – нибудь, за оказанное добро, внимание.

Чуткость – отзывчивость.

Храбрость – мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью.

Бог – по религиозно – мистическим представлениям: верховное существо, управляющее миром.

Церковь - здание для богослужения.

Храм – здание для богослужения, церковь.

Колокол -  металлическое изделие в форме пологого усеченного конуса с подвешенным внутри стержнем для звона.

Святой  мученик – проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный.  

Бездуховность – коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа… Вернее, не изменение, а подмена смысловых ценностных ориентиров.

Сейчас очень важно помочь человеку обрести живую веру, которая единственная – дает непоколебимую основу и опору всей нашей жизни.

  1. Психологический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Многие считают, что духовно-нравственное воспитание через приобретение к ценностям Православной культуры можно заниматься только с 5-7 лет. На самом деле,  дети более младшего возраста (двух, трех лет) свободно понимают смысл Рождества и даже участвуют в этом празднике. Душа по рождению своему христианка и поэтому стремление к добру является врождённой потребностью, нужно только его развивать, а не подавлять. В этом определяющую роль играют окружающая среда, родители и образовательное учреждение.

С целью выявления уровня сформированности духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста мною была проведена соответствующая диагностическая процедура.

Диагностика проводилась на базе муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения  Центра развития ребенка - детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район.

Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст.

Количество детей: 20 человек.

Дата проведения диагностики: 27.09.2013 г.

Для диагностики мною были использованы следующие методики (Приложение № 2).

Опрос детей на тему "Духовное воспитание ребенка" и беседа "Рассказ из личного опыта"

Вопросы, составляющие основу опросника:

  • Знаешь ли ты, правила поведения в обществе?
  • Как ты думаешь, что такое добро и зло?
  • Как ты думаешь, что такое послушание и непослушание?
  • Как ты думаешь, что такое трудолюбие и лень?
  • Как ты думаешь, что такое бескорыстие и жадность?
  • Как ты думаешь, что такое сострадание и милосердие?
  • Что ты знаешь о традициях в семье?
  • Что ты знаешь о народных  традициях?

Правильные ответы ребенка на 6-8 вопросов свидетельствуют о высоком уровне духовно – нравственного воспитания; 4-5  вопросов – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 4 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности духовно – нравственного воспитания данного дошкольника.

Выводы:

В результате проведения исследования было выявлено, что большинство (50%) дошкольников данной группы имеют средний уровень развития духовно – нравственных ценностей. Высокий уровень духовно - нравственного воспитания наблюдается у 20 % воспитанников группы. Низкий уровень выявлен  у 30% дошкольников. Проанализировав результаты диагностического обследования детей,  я запланировала следующую работу: на протяжении всего учебного года  с дошкольниками данной группы была проведена серия занятий, имеющая целью повышение уровня знаний детей об  истоках Православной культуры и  духовно-нравственных традициях русского народа.  Главными путями реализации  поставленных задач,  явились  тематические  занятия, на которых я знакомила детей с примерами жизни русских святых, с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых, таких  как преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, благоверный князь Александр Невский, Илья Муромец и др. Детям рассказывала  о жизни отдельных святых, не акцентируя внимания на том, почему и как церковь их прославляет и канонизирует. В рассказах подчеркивала их любовь ко всем людям, животным, птицам.  Для этого демонстрировала иллюстрации, иконы, дополняя этот показ живым образным рассказом (Приложение № 4); также знакомила с нравственными понятиями такими как,  добро – зло; послушание и непослушание, любовь к ближнему, дружба и т.д. Православные  праздники, выставки; беседы,  чтение литературных произведений, познавательные игры, а также совместная и самостоятельная деятельность . Вся запланированная работа дала  детям знания, вызывала  оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствовала  развитию социальных эмоций, чувств.

           Заключительная диагностика сформированности духовно – нравственных ценностей  у старших дошкольников проводилась 23.05.2014г. и показала следующие результаты: (35%) дошкольников данной группы имеют средний уровень развития духовно – нравственных ценностей. Высокий уровень правового воспитания наблюдается у 55% воспитанников группы. Низкий уровень выявлен  у 10% дошкольников.

              С целью выявления уровня сформированности духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста мною была проведена  диагностическая процедура и на втором году обучения  детей по данной теме.

Возрастная группа детей: подготовительная.

Количество детей: 11 человек.

Дата проведения диагностики: 26.09.2014 г.

Оценка полученных результатов на начало года:

  • высокий уровень 18%;
  • средний уровень 43%;
  • низкий уровень 39%;

Оценка полученных результатов на конец обучения:

  • высокий уровень 62%;
  • средний уровень 38%;
  • низкий уровень 0%.

Выводы:

На конец обучения дошкольников по формированию духовно – нравственных ценностей и приобщению к истокам Православной культуры детей с низким уровнем развития не выявлено. На 44% увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности духовно – нравственных ценностей.

Приобщение детей к истокам Православной  культуры, к народным  традициям, к нравственным ценностям позволило  сделать вывод о том, что наши воспитанники любят своих родных и близких, детский сад, свою малую Родину, русскую культуру, интересуются народными традициями. Большинство детей успешно осваивают социальные навыки и нормы поведения, применяют полученные знания в добрых делах и поступках.

Итоги мониторинга детей говорят о следующем:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности. У детей сформированы нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения. Сформированы духовно-нравственные качества в процессе установления позитивных межличностных отношений. У детей старшего возраста сформированы такие качества личности, как отзывчивость, общительность, дружелюбие и пр. Развита способность детей отличать хорошее от плохого, развито умение делать нравственный выбор.

Образовательная область «Познавательное развитие»:   дети накопили необходимую информацию, получили знания, позволяющие испытывать чувство гордости за тот родной кусочек Земли, на котором они живут.

 Образовательная область «Речевое развитие»: дети знают и могут инсценировать русские народные сказки, показывают спектакли для малышей. Используют в играх народные считалки, присказки.

Образовательная область «Художественно – творческое развитие». дети с удовольствием поют народные и казачьи песни.

Образовательная область «Физическое развитие:  все дети старшего возраста знают народные подвижные игры.

           Предварительная работа и работа на закрепление материала проводилась  только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организовывались небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

           Проведенная мною работа по формированию основ Православной культуры и духовно – нравственных ценностей  у старших дошкольников позволила добиться хороших результатов: воспитанники стали более любознательны, инициативны, самостоятельны, внимательны и доброжелательны к окружающим.

Педагогический опыт.

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Изучив результаты опроса  детей, я решила обобщить свой опыт работы, который поможет педагогам детских садов в работе по приобщению детей старшего дошкольного возраста  к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа, познакомить детей с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим и нравственно возвышенным миром Православия и со значением Православия в развитии всех сфер жизни нашего  общества, в личной жизни человека.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Священник-учёный В.В. Зеньковский считает, что источником психического развития ребёнка является устремление духовного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий в человеке как духовное начало его личности, В.В. Зеньковский характеризует, какими путями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, развитие личности ребёнка происходит при непременном взаимодействии с социальной средой. Через усвоение языка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основных душевных сил, творческого начала в ребёнке.

Духовно - нравственное воспитание должно рассматриваться как особо актуальная  и перспективная педагогическая задача. Какие же методы и методики используются в представляемом опыте? Основные формы работы можно представить следующей схемой.

Первоочередной задачей в формировании у детей нравственных качеств является выявление и определение тех, которые у них имеются для наиболее полного их раскрытия. Диагностика таких качеств как милосердие, великодушие, терпение, кротость, мужество, трудолюбие, простодушие, прямота, простота, братская любовь и других добродетелей (Приложение № 4) представляет собой сложную проблему, поэтому здесь целесообразно использование комплексного подхода.  При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наглядный, словесный, практический:

  • Наглядный метод  используется во время
  •  чтения педагогом рассказов;
  •  наблюдений;
  •  показа сказок (педагогом, детьми);
  •  рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов старины;
  •  проведения дидактических игр;
  • целевых прогулок;
  •  моделирования сказок.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Особенностями самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. В этом помогает решение проблемных ситуаций, чтение литературы. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора.

  • Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
  •  чтения литературных произведений воспитателем;
  •  чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  •  бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  •  ответов на вопросы педагога, детей;
  •  проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации и др.);

  •  сообщения дополнительного материала воспитателем;
  •  загадывания загадок;
  •  рассматривания наглядного материала;
  •  рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  •  разбора житейских ситуаций;
  •  проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  •  чтения литературных произведений родителями.
  • пересказывание литературных произведений , сложных для чтения детям.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество – ценностная ориентация. В возрасте 5 – 6 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение ко всему окружающему.

У ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному. Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.

Характерной чертой старшего дошкольного возраста является стремление к самостоятельности суждений, оценок, к творческой деятельности при сохраняющемся желании копировать, подражать. Дети данного возраста с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, своих сверстниках. Появляется интерес к научно-познавательной литературе. Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к многообразным явлениям и процессам в окружающем мире. Разработанные мною занятия имеют дополнительный материал к ним, что позволяет педагогу не только менять ход занятия (заменять загадки, стихотворения, игры), но и использовать его в повседневной работе и для закрепления имеющихся у детей знаний. То есть, занятия носят динамический характер. В своей работе я широко использую игровые методы и приёмы, которые делают занятие более увлекательным, что способствует лучшему усвоению знаний. Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

В своей работе я использую моделирование - это действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников. Специальными исследованиями (Л.А. Вегнер, Е.В. Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности

Практический метод используется, когда необходимо:

  •  организовывать продуктивную деятельность;
  •  провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  •  оформить выставку рисунков к разным датам;
  •  организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений;
  •  провести экскурсии различной направленности;
  •  изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
  • Формы работы с детьми.
  •  Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного  содержания.
  •  Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  •  Проведение совместных праздников.
  •  Просмотр презентаций, использование аудиозаписей и  технических средств обучения.
  •  Экскурсии, целевые прогулки;
  •  Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  •  Постановка сказок духовно - нравственного содержания.
  •  Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Особое внимание при работе с детьми старшего дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения в обществе. Практика показывает, что дети лучше усваивают материал, когда используется наглядный метод, а также художественное слово.

         В своей работе я также использую метод активного привлечения родителей к духовно – нравственному  воспитанию детей. Для этого необходимо помочь родителям стать более грамотными. Для этого я разработала консультации, семинары – практикумы, круглые столы. Целью данной работы является создание атмосферы общности интересов, установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Формы работы с родителями:

  •  родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  •  лекторий для родителей;
  •  проведение совместных  мероприятий (выставки, конкурсы);
  • семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТСО);
  •  анкетирование  родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  •  наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
  •  совместные с родителями праздники, спектакли;
  •  помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Таким образом, в моей теме прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно - образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно – оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).

3. Культурно - познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты).

4. Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.  Принята государственная  программа «История религиозной культуры», ориентированная на все слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам духовно – нравственного воспитания детей. Учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании мировой цивилизации, определяющую роль Православия в складывании культурных и духовно – нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства, а также богатейший многовековой положительный педагогический опыт мировой православной традиции, способный реально противостоять нарастающим негативным социальным тенденциям современности, считаю, что правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.

          Современное развитие мирового сообщества характеризуется возрождением православных традиций, о необходимости возвращения к многолетним ценностям православия говорят и руководители нашего государства. «Духовность - основа национальной безопасности России» В.В. Путин.

 «Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного становления самосознания,  самоопределения. Систематическое духовно – нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности». Из доклада митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

 «По инициативе губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачева несколько лет назад работа по воспитанию юных кубанцев в школах уже началась под девизом: «Спорт – духовность – творчество».

 «Духовно – нравственному воспитанию мы придаем серьезное значение, оно должно стать приоритетным и в работе с детьми и в работе с семьей» - из доклада Т.П. Хлоповой на  IV форуме педагогов дошкольного воспитания. В наших руках, говорилось на форуме, будущее самого дорогого, что есть на Кубани – наших детей.

 Детство – это удивительная страна. Ее впечатления остаются с нами на всю жизнь. Их трудно вытравить. Ребенок прочно срастается с миром своего детства. Все влияет на все, срастается воедино и образует нового человека, может быть и похоже внешне на кого – то, но внутренне – единственного и неповторимого.

 Ребенок открыт и восприимчив, все внутренние структуры его еще находятся в состоянии последовательного развития и становления. Он представляет собой комплекс необыкновенных возможностей, эти возможности и физические и психические и интеллектуальные должны еще «включиться», должны функционировать.  Если в период детства, отрочества и ранней юности у детей не будет положительных образцов, место высокой нормы займет «норма низкая», которой будет переадресовано уважение, авторитет и даже… любовь.

 Сегодня такими новыми «дирижёрами» стали сила и богатство. Можно представить, как травмируется душа ребенка, как попираются сокрытые идеалы, угасает чувство вины – не растут крылья за спиной, как им положено.

  «Жизнь - сердца есть любовь», — свидетельствует святитель Феофан, Затворник, которого называют самым выдающимся и влиятельным из всех русских православных моралистов XIX столетия.

 Таким образом, христианская педагогика говорит о воспитании как о «возвышении» сердца как центра духовной жизни, как главной силы любви. Эта задача необходимо включает в себя помощь педагога в понимании каждым воспитанником своего особого пути, своего «креста», того подвига, который предлежит ему в земной жизни с целью достичь жизни вечной. Воспитание предполагает также воцерковление, когда ребенок в свободном, проникнутом любовью и братством единении раскрывает свои таланты, всю полноту своей личности.

 Христианское образование как раскрытие образа Божия в человеке покоится на христианском воспитании. С домом на песке сравнивает образование без воспитания проф. М. И. Андреев: И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», — пишет И.Г. Песталоцци.

И действительно, если воспитание — это, прежде всего, уход, забота о сердце, исправление и «зажигание» его, то понятие «образование» близко по значению к слову формирование». Оно связано с формированием правильного образа мыслей, правильного (в данном контексте — христианского, православного) мировоззрения.

Мы обратились к духовно – нравственном ценностям и традициям отечественного образования и воспитания, потому что православие, христианство составляют культурообразующую основу русского народа, его духовный облик и менталитет. Поэтому необходимо подчеркнуть взаимосвязь нравственного и духовного воспитания как части целого.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием морально - этических основ личности, ставило перед собой основную цель – воспитать ребёнка мыслящим, дружелюбным, трудолюбивым, скромным, уважительным и ответственным. Педагоги вместе с родителями должны дать детям определённые ориентиры, ценности, которые служили бы им своеобразным компасом в жизни.

Духовное богатство и благосостояние государства и общества зависит от тех основ, которые мы заложим в сознание и сердце детей, от их духовно – нравственного здоровья.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Новизна опыта состоит в преобразовании воспитательной системы, в интеграции основ православной педагогики в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

Новые начинания всегда даются с трудом. Комплексные программы дошкольного образования не включают в себя такой раздел как духовно – нравственное воспитание. Поэтому педагогами в рамках дополнительного образования, кружковой работы используются учебно-методические пособия, книги для чтения, рекомендованные Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной церкви; пособия, одобренные департаментом образования и науки Краснодарского края и ряд других книг духовно – нравственной направленности для детей.  Смысл педагогической деятельности в основном не касается воспитания нравственности через сокровища православной культуры, которые народ успешно применял и сохранил для нас.

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но  лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк), а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова). Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Эта работа приносит  положительные  результаты: улучшается микро климат в детском коллективе, становится сложной работа детей и родителей. Под воздействием положительных примеров, узнаваемых детьми из специальной детской литературы о святых подвижниках нашей веры, да еще и закрепленной в разыгрываемых спектаклях, в детях осознанно начинают формироваться ответственность, смелость, уважение к старшим, любовь к своей Родине, гордость за ее славных сынов.

3.4. Результативность педагогического опыта.

Результаты работы с детьми трудно увидеть, но возможно представить, что в детях заложен хороший нравственный фундамент. Если родители, с которыми мы всегда были заодно, будут развивать эти ростки нравственности в своих детях, велика вероятность, что из них вырастут трудолюбивые, честные, вежливые, скромные люди. Кем бы они ни стали, какую бы не приобрели профессию, самое главное, что у них всегда будет существовать гармония внутренних сил – воспитания чувств.

          Действительно, без этих добродетелей  невозможно представить себе ни хорошего семьянина, ни образцового работника, ни законопослушного гражданина своего Отечества.

           Дети и сейчас отличаются от своих сверстников, воспитанных в других детских садах, их занятия и игры глубже по сюжету, большинство детей не может играть с покемонами и другими американскими «человечками», не играют они и с игрушечным оружием. Им не до этого. Календарный год представляет собой постоянные занятия, включающий не только игры, но и работу на огороде, ремонт кормушек, обыгрывание произведений, которые читают им педагоги, или обсуждение мультфильмов с нравственным содержанием.  Много времени дети проводят на свежем воздухе, соревнуясь командами (богатыри под предводительством Ильи Муромца и витязи во главе с Георгием Победоносцем).  Дети получают яркую, красочную информацию, толковые комментарии, поэтому образы героев, о которых они узнали, остаются надолго в их сердцах.  Творческий подход нашего детского сада не останется незамеченным. Дети часто выступают перед сверстниками, своими родителями, перед общественностью нашего поселка.

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.

О результатах обучения говорить рано,  но интерес у детей и родителей к православию очевиден. Сохраняя светский характер образования, кружок «Лад» способствует приобщению дошкольников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий. У воспитанников возрастает интерес к духовно – нравственному, культурно – историческому наследию и православной культуре.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

В 2015 – 2016  учебном году мы планируем более тесное сотрудничество со Свято – Преображенским храмом, Псебайским станичным казачьим обществом, со школьным музеем МАОУ СОШ № 20 поселка Псебай. Уже составлены проекты договоров о сотрудничестве.

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

 Новизна предоставленной работы состоит в том, что предлагаемая методика  совершенно новая, составленная из многих, имеющихся на сегодняшний день методик. Все используемые материалы до этого были или неверными с точки зрения церкви (как то: сжигание чучела Масленицы – т. е. языческие) или не несли с собой правильной информации о празднике Вознесения Господне (яблочный, медовый, ореховый Спас). Или были подготовлены для детей Воскресной школы, существующей при церкви.

 Данные разработки можно применять в государственных  и муниципальных учреждениях, так как не нарушают  светскость образования, права атеистов и верующих других религий.

 С первого прихода детей вместе с родителями в детский сад проводится беседа о том, что в детском саду дети изучают ОПК. Опрашиваю родителей о том, что бы они хотели, что бы их дети знали о православной культуре, в каком объёме? Рассказываю об опыте работы нашего детского сада, стараюсь выяснить, что они ждут от занятий по ОПК. Беседуем о том, устраивает ли родителей современная молодёжная культура, хорошо ли когда в голове одного человека уживаются элементы несовместимых типов мировоззрений атеистического, православного, языческого, «восточного» и т.д. Хотели бы они, чтобы их дети получили православно - ориентированное воспитание, были бы послушны родителям, уважали их, приобретали с детства добрые привычки, учились дружить, были правдивыми? Все родители, интересуются, как проходят занятия, что дети усваивают, не вредно ли это будет ребёнку. После этого пишут заявление о том, что не возражают, чтобы их ребёнок посещал кружок. Многие родители становятся с этих пор опорой и помощниками педагогов в организации, праздников, выставок, ярмарок.

 Начиная с младшей  группы, дети посещают как зрители два праздника - Рождество и Пасху.

                В средней группе дети кроме этих праздников узнают о Петре и Февронье Муромских (это презентация) и к празднику День Мужества педагоги рассказывают  об Илье Муромце. Сначала дети рассматривают картину «Три богатыря», находят там Илью Муромца. Он самый могучий из всех богатырей. Дети бывают очень удивлены,  что этот богатырь 30 лет лежал на печи, был обузой отцу и матери, не умел ни сидеть, ни ходить. Дети очень хотят узнать, что же случилось, каким образом вылечился Илья Муромец, а потом что с ним случилось? Тут начинаются предположения, догадки. Может быть было так, а может по- другому. Воспитатель читает былину и дети узнают, что пришли три старца к больному богатырю и велели ему испить из ковша воды святой (дети вспоминают, что они тоже ходили с родителями в храм за святой водой на Крещение). Вот так, мало – помалу становится известной вся история. Дети ещё больше удивляются, когда узнают от батюшки, что в нашем Свято – Успенском  храме хранится частица мощей Ильи Муромца, что он причислен к лику святых русской Православной церкви и что на исходе жизни, получив тяжёлую, неизлечимую рану в грудь, доживал Илья Муромец монахом в одном из монастырей. Когда столько получено информации, дети начинают играть в богатырей, соревноваться в силе, ловкости.

Чтобы подтолкнуть детей к творчеству, использую следующие приёмы:

-  игровые моменты;

-  соревнование или конкурсный момент;

- поощрение за проявленную творческую фантазию.

           В старшей группе у ребят прибавляется праздников и здесь уже видны способности детей к творческому осмыслению происходящего.   Я заметила, что дети после узнавания о святых людях, после обыгрывания спектакля стараются подражать добрым примерам.

                Дети подготовительной группы в этом году рассказывали зрителям о жизни царской семьи Николая  II. Для этого была проделана большая работа.

«На детскую душу прекрасный поступок действует так же, как прекрасное явление природы или произведение искусства, потому только, что они прекрасны, что они соответствуют существенным потребностям человеческой души, что в них видимым и ощутимым образом выражаются те идеалы нравственных совершенств, которые созерцают ум при высшем своём развитии и которое стремится уловить  воображение в лучшие минуты своей творческой деятельности»  - пишет Е. Леонова.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Предложенные мною материалы помогут педагогам детских садов нашего района  решить задачи по приобщению детей старшего дошкольного возраста  к истокам Православной культуры, духовно-нравственным традициям русского народа. 

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут  первичный  опыт нравственного поведения, наполненного содержанием общечеловеческих ценностей и его освоения в семье, детском саду, в окружающем социуме;
  • у детей сформированы  нравственные качества  личности через обретение ими  опыта, основанного на  культурных традициях православия;
  • у детей сформированы нравственные устои  отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц;
  • у детей сформированы на основе православной культуры отношения  к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству;
  • у детей сформированы представления о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь;
  • приобщение детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям;
  • дети знают и владеют нормами и правилами поведения в обществе;
  • дети будут  пользоваться более обширным набором слов и строить более сложные фразы, чем до этого.

Использование моего опыта в работе помогут педагогам формировать позитивное отношение детей к окружающему миру; правильно организованное и систематическое обучение основам православной культуры будет способствовать воспитанию высоконравственной и культурной личности.

Выводы:

Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности всех участников образовательного пространства. Безусловно, ведущая роль здесь отводится воспитанию в семье, но обеспечить системную, последовательную и целенаправленную работу в данном направлении под силу именно учреждениям образования, где работают педагоги-профессионалы.

        Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы работы с детьми.

Человек всегда живет с верой в лучшее будущее. Этой верой мы живем в настоящем, этой неосознанной верой, подсознательным чувством полны и наши идеи.

Мы, педагоги, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет человек. оно всецело зависит от того, какие основы мы заложим в фундамент личности каждого ребенка, особенно в его сознание. От этих основ зависит духовное и материальное благополучие государства и общества в целом.

В дошкольном  возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности - такие, как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок и т.д. Поэтому предлагаемый материал, включается в различные виды детской деятельности. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться.

Мы будем рады, если предлагаемый материал, собранный в данном опыте работы, поможет педагогам района заложить основы этических и духовных ценностей у дошкольников, в развитии духовно – нравственного потенциала детей и воспитании основ гражданско – патриотического сознания.

Список литературы

 1.      Базаров Иоанн, прот. Нравственность и жизнь. Странник. СПб. 1878. С. 187-195.

 2.      Его же.Нравственность человека вообще и нравственность христианская. – Странник. СПб., 1878. С.86-95.

 3.      Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность М . 1990.

 4.      Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д. 1995.

 5.      Бруднов А. К. «Есть только один идеал совершенства — представленный христианством». Сборник: Становление нравственной личности М . 1996.

 6.      Войно-Ясенецкий В.Ф. (Архиепископ Лука). Дух, душа и тело. М., 1997.

 7.      Гладких Л.П. Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение

 8.      Дробницкий О.Г. проблемы нравственности. М., 1977.

 9.      Ильин И.А. О воспитании в грядущей России. – собрание сочинений. В 10 томах. Т.2. Кн. 2М., 1993. С. 178-192.

 10.           Его же Основы христианской культуры. – Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 1.М., 1993. С. 300-307.

 11.           Кураев А., диакон. Все ли равно, как верить? Сборник статей по сравнительному богословию.  Клин, 1994.

 12.           Линицкий П.И. Христианская нравственность. – Труды Киевской Духовной академии. КнигаVI. Киев, 1905. С. 234-252.

 13.           Пестолоции И.Г. Письмо другу о пребывании в Станце. – Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т.2.М., 1981. С.49-7