Проект «Моя семья» средняя группа
проект (средняя группа) на тему

Мурзагулова Гульберген Кузаировна

МКОУ «КОШ-АГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ сад «Ручеёк»                          

                       

                                Проект «Моя семья»

 

 

 

 

 

 Автор проекта: Мурзагулова Гульберген Кузаировна

 

Проект «Моя семья»
средняя группа

«Без прошлого нет будущего»

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. В содержание программы дошкольного воспитания «Радуга» включен цикл занятий «Моя семья». Вместе с тем следует отметить, что объём знаний по данной теме ограничен. В программном содержание нет материала, касающимся прошлого семьи ребёнка. В связи, с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 

Цель проекта:

Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников: дети 4-5 лет.

Тип проекта: краткосрочный (3 недели).

Состав проектной группы: воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. НОД

3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

5. Создание альбома «Тайна имени».

6. Выставка детских рисунков «Моя семья».

7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

8. Родительское собрание «Моя семья- что может быть дороже»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

·         Анкетирование детей по проблеме

·         Определение цели и задач

·         Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

·         Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении

·         Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

·         Выставка «Генеалогическое древо семьи»

·         Создание папки-передвижки «Тайна имени»

·         Выставка детских рисунков «Моя семья»

·         Совместное изготовление детей с родителями сюжетно - ролевых игр «Семья», «Больница», «Магазин»

·         Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

·         Обработка результатов по реализации проекта

·         Родительское собрание

·         Презентация проекта «Моя семья»

Место проведения: Детский сад «Балдырган»

Сроки проведения: С  18 сентября по  5 октября.

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

 

 План-график реализации проекта. 

Этапы

Содержание

Сроки

1 этап.

Подготови-

тельный

Опрос детей: «Что я знаю о семье?»

(приложение №1)

18.09.2014-

22.09.2014

2 этап.

Основной

НОД из цикла «Я и моя семья»

Познавательное «Моя семья»

Рисование «Моя семья»

Развитие речи «Литературный калейдоскоп».

Лепка «Мама»

Развитие речи.

Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».

Познавательное «Домашний труд»

Рисование «Моя семья (продолжение)»

Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)»

Развитие речи.

«Группировка предметов»

(одежда, обувь, головные уборы).

Конструирование «Мамины косички»

 

18. 09.2014

18.09.2014

20.09.2014

20.09.2014

21.09.2014

 

22.09.2014

1.10.2014

1.10.2014

3.10.2014

 

04.10.2014

 

05.10.2014

Чтение художественной литературы:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Гуси-лебеди»

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Теплый хлеб» К. Паустовский

«Эне» Э.Палкин

«Сказка об умном мышонке» С. Маршак

«Цветик-семицветик» В. Катаев

«Мамина работа» Е. Пермяк

«Чем пахнут ремесла» Д.Родари

«Мамина дочка» В.Белов

«Бесик жыры» И.Жансугуров.

«Косточка» К.Ушинский

«Старый дед и внучек» Л.Толстой

«Как Вовка бабушек выручил» А.Барто

«У бабушки дрожат руки» В.Сухомлинский

«Похищенное имя» Шорыгина Т.А.

 

Дидактические игры:

«Кем быть?»

«Сложи картинку»

«Определи возраст»

«Закончи предложение»

«Кто старше?»

«Кто младше?»

«Исправь Незнайку»

«Родственные отношения»,

«Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать».

«Назови как тебя дома ласково называют?»

 

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Больница», «Магазин».

 

 

Беседы:

«Выходной день в моей семье»

«Как я помогаю дома»

«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)

«Как мы отдыхаем»

«Что такое генеалогическое древо моей семьи»

«Как я помогаю родителям»

 

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки. Приложение №.2

18.03.2013-

05.04.2013

Театрализация по сказкам

«Дедка и Репка»

«Маша и медведь»

«Курочка Ряба и золотое яйцо»

 

22.03.2013

29.03.2013

05.03.2013

Пальчиковая гимнастика (приложение 3)

Артикуляционная гимнастика

«Вкусное варенье», «Блинчики»

 

Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

18.09-22.09

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

18.09-22.09

Папка-передвижка «Тайна моего имени»

25.09-29.09

Оформление альбома «Тайна имени».

25.09-29.10

Выставка детских рисунков «Моя семья»

01.09-05.10

3 этап.

Заключитель-ный   

Подведение итогов в реализации проекта

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ

 

05.10.2014

 

Методический продукт - «Презентация проекта «Моя семья»

Итоговый продукт – родительское собрание «Моя семья – что может быть дороже»

 

Используемая литература

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2009.

2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2014.

4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2010.

5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет»

6. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Моя семья"208.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОШ – АГАЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ШКОЛА»

       СТРУКТУРНОЕ   ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД « РУЧЕЁК»

 

             

         

                                                     

                                                       2013г.

                                 

                                             Пояснительная записка.

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.    

Формированию представления у дошкольников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба, способствует реализуемый в течение трех месяцев в старшей группе детского сада «Ручеек» исследовательский проект «Хлеб - всему голова». Участие детей в данном проекте позволило обогатить их знания и представления о хлебе, вкусовых качествах продукта, развить связную речь, творческие способности и поисковую деятельность.

В качестве основных целей проекта были определены:

  • создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, мелкой моторики пальцев рук;
  • воспитание бережного отношения  к хлебу и труду взрослых.

В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:

  • обогащение и уточнение знаний детей о хлебе, труде людей;
  • формирование представлений о выращивании хлеба от зерна до колоска;
  • уточнение знаний о процессе приготовления хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;
  • знакомство с разными способами приготовления теста, важней роль дрожжей;
  • закрепление представлений о производстве хлеба в рамках образовательной деятельности по ручному труду, развитие мелкой моторики в процессе работы с тестом;
  • формирование умений различать вкусовые качества хлебобулочных изделий и делиться полученными впечатлениями о вкусе хлеба,
  • развитие речи, умения общаться;
  • обобщение полученных знаний, отражение детьми в рисунках впечатлений и различных ситуаций по теме.

Проект  долгосрочный, многопроектный, групповой, исследовательско- творческий.

                             Участники проекта

        Дети старшей группы, родители, воспитатели группы.

Реализация проекта предшествовала предварительная работа. Воспитателями был подобран материал по теме «Хлеб", пословицы, поговорки, загадки, стихи. Очень помогли в работе репродукции художников Т.Н.Яблонского «Хлеб», М.В.Данцига «Золотая земля», И.И.Шишкина «Рожь», дидактические игры: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай продукт по описанию», «Узнай продукт по описанию», «Скажи наоборот», «Назови признаки», « Что лишнее» и т.д.  

В течение трех месяцев каждую неделю в соответствии с разработанным планом проводились мероприятия по теме: «Хлеб – всему голова». Большое внимание уделялось беседам, из которых дети узнали, как выращивают зерно, замешивают тесто, изготавливают хлеб. Для того, чтобы закрепить знания и заинтересовать детей, проводились игры и упражнения для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изучаемой теме.

Во время практической деятельности дети также могли попробовать самостоятельно заместить тесто, изготовить хлеб и булочки, а также рисовали картинки с изображением хлеба или процесса его приготовления.

Большое внимание уделяли рассказу о том, как выращивают хлеб, чтобы дети наглядно представили, как из зернышко появляется колосок.

Активное участие в проекте принимали родители, которые ходили на экскурсию, помогали оформлять выставку хлебобулочных изделий, вместе с детьми сочиняли сказки о хлебе. Творческие работы и рисунки воспитанников вошли в папку «Альбом о хлебе».

Подытожил проект интегрированный досуг «Хлеб – в нем сила и здоровье».

Таким образом, работа над проектом помогла сформировать у детей стремление к выполнению оригинальных творческих работ.

 В ходе коллективной деятельности дети научились продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме

выражать свое отношение к предложениям. Знакомство с темой позволило развивать познавательную активность детей, а также расширить их знания о хлебе. Каждый раз,  садясь за стол, дошкольники будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб, и бережно к нему относиться.

                  План мероприятий в рамках реализации проекта

 «Хлеб – всему голова»

Тема и форма проведения мероприятия

Цель

Непосредственно образовательная деятельность «Из чего делают хлеб?»

Ознакомить детей с процессом производства и изготовления хлеба

Непосредственно образовательная деятельность

«Как хлеб на стол пришел?», «От чего зависит вкус изделия?»

Научить детей различать вкусовые качества хлебобулочных изделий. Рассказать о том, что они зависят от состава входящих в выпечку продуктов и способов приготовления

Коллективный труд «Академия домашних волшебников»

Представить разные способы получения теста. Показать как микроскопические организмы – дрожжи – помогают приготовить тесто

Беседы. «Как мы можем беречь хлеб?», «Как хлеб на стол пришел?», «Что такое дрожжи? Какое значение они имеют для процесса производства хлеба? »

Воспитание уважения к людям, выращивающим зерно и готовящим из него пищевые продукты, формирование понимания, что  к хлебу необходимо относиться бережно

Подвижные игры

Сказки, придуманные детьми совместно с родителями

Экскурсии. «Экскурсия в пекарню»,

«Экскурсия с родителями в магазин»

Знакомство с технологией приготовления хлеба в больших количествах. Развитие умений детей рассказывать об увиденном.

Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин»

Создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями. Расширять представления о разнообразии хлебобулочных изделий, способах и технологии их изготовления.

 

Оформление альбома «Хлеб – всему голова»

Закрепить и конкретизировать представления детей о производстве хлеба

Итоговый интегрированный досуг «Хлеб – в нем наша сила и здоровье»

Обогатить знания детей о хлебе, процессе выращивания, изготовления полезного и необходимого продукта для жизни человека

Групповой праздник (чаепитие)

Обобщить знания, полученные на занятиях. Воспитать бережное отношение к хлебу

Пословицы, поговорки о хлебе

 

Тема: «Хлеб – всему голова»

Срок реализации: 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Тип, вид проекта: информационно – практико – ориентированный; фронтальный (с группой детей и их родителями).

Цели: создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности, развития воображения и художественно – творческих способностей в процессе реализации проекта «Хлеб – всему голова».

Задачи проекта:

  • формировать первоначальное представление о процессе производства хлеба, необходимости беречь хлеб;
  • подвести детей к пониманию того , что прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много различных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий;
  • вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;
  • названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки и используемых продуктов и способов изготовления (дрожжевые грибки и их значение в процессе приготовления хлеба);
  • человек должен учиться делать все сам;
  • развивать любознательность, интерес к разнообразным трудовым операциям, воспитывать бережное отношение к продуктам человеческого труда, мелкую моторику рук;
  • прививать навыки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  • обогащать словарный запас.

Актуальность.  В  дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность к общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы и ее связи с человеком. Убеждать детей в том, что человек – часть природы и он должен беречь и уважать окружающий мир.

При этом важно найти интересующую детей тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально – оценочного отношения к происходящему.

Всегда ли мы бережно относимся к хлебу? Кто использует хлеб для питания? Всегда ли хлеба было вдоль на столе у людей? От чего зависят урожай хлеба и разнообразие его на прилавках магазина? Как хлеб попадает на наш стол? Кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его к своему столу?

Знакомство детей с процессом выращивания и производства хлеба, с людьми, участвующими непосредственно в его изготовлении, способствует расширению кругозора детей, умению определять названия хлебобулочных изделий, техники, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных продуктов, определять технологию изготовления хлебобулочного изделия. При этом дети знакомятся с профессиями людей, обследуют предметы в соответствии с познавательной задачей.

В процессе знакомства детей с новыми понятиями, названиями продуктов, зерновых, техники, профессий, хлебобулочных изделий, использованием муки и зерна в жизни человека, пополняется активный словарь детей,  а значит, развиваются речевые умения и навыки личности, повышается уровень познавательных способностей, развивается воображение, формируется личность в целом.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатством.

Идеи проекта:  

Все занятия по проекту « Хлеб – всему голова» взаимосвязаны, продолжаются в других видах деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и ребенок ощущали в себе частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу над проектом. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.

Планируемые результаты:

          В ходе реализации проекта:

                   успешно проведены занятия;

  • организована экскурсия  в пекарню  «Каравай»;
  • собран и оформлен альбом «Хлеб – всему голова»;
  • совместно с родителями детьми сочинены и оформлены творческие работы: книжки - малышки о зернышке; собрана подборка мудрых высказываний о хлебе;
  • сформировать умение самостоятельно заводить дрожжевые тесто и печь булочки.

В ходе проектирования дети:

  - знают, как хлеб на стол пришел; названия хлебобулочных изделий; люди каких профессий принимают участие в процессе производства хлеба; как получают разнообразную муку, где ее используют, что вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления;

- проявляют познавательные способности;        

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- способны определять возможные методы решения проблемы с помощь взрослого, а затем и самостоятельно;

-  готовы к индивидуальному самовыражению;

-  с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

- совершенствуют мелкую моторику рук.

Стратегия реализации проекта

1 этап: «Рождение проблемы».

Воспитатель показывает, как в столовой дети небрежно обращаются с хлебом.

Воспитатель. Ребята, подумайте, правильно ли поступают люди, когда бросают хлеб на пол? Почему? Как нужно обращаться с хлебом? Почему? Вы знаете, откуда хлеб пришел к нам на стол?

- Что вы знаете о хлебе ? (Хлеб  - это продукт . Хлеб продают в магазине . Его привозят на машине с названием «Хлеб». Хлеб бывает белый, серый.)

        - Что бы вы хотели еще узнать? Из чего делают хлеб? Как делают хлеб? Кто его делает? Где найти ответы на ваши вопросы? (ответы детей: спросить у родителей, узнать на занятиях от воспитателя, прочесть в книгах, посмотреть в интернете.)

                2 этап: «Мероприятия и события».

  1. Занятия (познавательная и продуктивная деятельность): «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты).
  2. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеет значение для процесса производства хлеба?».
  3. Создание предметно – развивающей среды: обогащение библиотечки в группе книжками – малышками, изготовленными и оформленными детьми совместно с родителями на тему «Путешествие зернышка»; другие творческие варианты, дидактические игры для детей.
  4. Экскурсия в пекарню «Каравай».
  5. Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Колобок», «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко»; украинская народная сказка  «Колосок»; Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»; В.Маяковский «Кем быть?»; «Что?Зачем?Почему?». «Что такое злаки и почему они так важны?» (Издательство «Эксмо», 2002,С.224); «Кто сделал в хлебе дырочки?» (Издательство «Педагогика - Пресс», 1987, 1990, 1991,1992, С.225).

3 этап: «Заключительный (подведение итогов)».

  1. Занятие в Академии домашних волшебников «Заводим дрожжевое тесто» (опытническая деятельность).
  2. Оформление альбома по итогам проектирования «Хлеб – всему голова».
  3. Занятия: «Как хлеб на стол пришел?» (познавательное); «Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?» (познавательное; опыты); «Заводим дрожжевое тесто» (Академия домашних волшебников) (познавательное; опыт).
  4. Беседы: «Как мы можем беречь хлеб?», «Из чего делают хлеб?», «Что такое дрожжи? Какое они имеет значение для процесса производства хлеба?».
  5. Дидактические игры.
  6. Авторские сказки, придуманными детьми совместно с родителями, и фотографии книжек – малышек.
  7. Экскурсия в пекарню «Каравай»; на кухню детского сада, в хлебный магазин.
  8. Сюжетно – ролевая игра «Хлебный магазин».
  9. Альбом «Хлеб – всему голова».

                               литература

1. Агапова И. Развивающие игры со словами для детей (текст) / И.Агапова, М.Давыдова. – М.:Рипол Классик, 2007.

2. Вочкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада: познавательное развитие (текст) / В.Н.Вочкова, Н.В.Степанова. – Воронеж: ИП Лакоцетин С.С, 2010, - С.24.

3. Жуковская Р.И. Родной край. О труде хлеборобов (текст)/ Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова.- М., 1981. – С.111.

4. Иванова А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ (текст): метод. Пособие / А.И.Иванова. – М.:ТЦ «Сфера», 2007. – с.48.

5. Комратова Н.Г.Мир в котором я живу. – М., 2005.

6. Что такое злаки и почему они так важны? /Энциклопедия «Что?Зачем?Почему?».- М.: Эксмо, 2002. – С.224.

                        Пословицы и поговорки о хлебе

  1. «Хлеб – всему голова».
  2. «Пот на спине – так хлеб на столе».
  3. «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат».
  4. «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска».
  5.  «Плох обед, коли хлеба нет».
  6. «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной».
  7. «В начале и в конце обеда для счастья съешь кусочек хлеба».
  8. «Паши под озимь глубже – уродится хлеб лучше».
  9. «Вырастить хлеб – святое дело».

                                  Тема: Как хлеб на стол пришел?

(старшая группа)

Виды детской деятельности: коммуникативная, чтение художественной литературы, двигательная, игровая.

Цели: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.

Задачи: формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда, убеждения: прежде чем попасть на стол, хлеб проходит много разных превращений, в его изготовлении принимают участие люди многих профессий; развивать любознательность, желание научиться выполнять трудовые операции, мелкую мускулатуру рук и логическое мышление.

Организация детей: свободная.

Виды деятельности: развитие речи, формирование экологических представлений, познавательная.

Содержание организационной деятельности

  1. Беседа.

- Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булка, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, торт и т.д.)

- давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.

        2. Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.  

        - Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями  и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

        Без хлеба не обходились ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь : «Хлеб – всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет обед», «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска».

        Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка».

Каравай

Вот лежит каравай

У меня на столе.

Черный хлеб на столе-

Нет вкуснее на земле.

Я.Дягутите

        - Ребята, было время, когда кусочек  ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не была зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 г) на весь день. Люди понимали, что хлеб – это жизнь, ценили его, берегли даже крошку.

        Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.  А кто же занимается выращиванием зерна на полях ? (Хлеборобы.)

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Я.Аким

        

На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.

        - Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист,  комбайнёр, шофер, пекарь, грузчик, мукомол и т.д.)

        - Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая  под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.

        Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.

Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь,

Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я.Дягутите

 - С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Вот он хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

        - Длинный путь от поля до нашего стола.  Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу ? (ответы детей.)

        3. Физкультминутка.         

        Ладушки, ладушки

        Мы пекли оладушки .

        Мы месили тесто,

Тесту в миске тесно.

Тесто вылезло на стол,

А потом даже на пол

Тесто убежало.

Начинай сначала.

4. Рассказы детей о том, как они помогали своим мамам выпекать булочки и печенье.

5. Игра «Назови и покажи».

Цель: развитие словарного запаса.

Дети называют сельскохозяйственные машины и показывают на иллюстрациях. (Одни дети – называют, другие – показывают.)

 Тема: Из чего делают хлеб? От чего зависит вкус изделия?

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, коммуникативная, игровая,  двигательная.

Цель: развитие поисковой деятельности,  интеллектуальной инициативы; индивидуального самовыражения детей  в процессе продуктивной творческой деятельности.

Задачи: убедить детей, что в изготовлении хлеба принимают участие люди многих профессий; вкус хлебных изделий зависит от используемых продуктов и способов приготовления; названия хлебобулочных изделий зависят от формы выпечки, используемых продуктов и способов изготовления; учить правилам дегустации; развивать способность различать вкус изделий.

Оборудование: доска, мел, колосья любых хлебных злаков; лист бумаги или тарелки, на которых разбирают колос для изучения его строения.

Виды деятельности: развитие речи, ознакомление с природой формирования экологических представлений, знакомство с окружающим миром, социализация личности ребенка.  

Содержание организованной деятельности

  1. Чтение сказки «Мякиш» (Б.Вовк).
  2. Беседа по произведению.

- Скажите, кто такой Мякиш?

- Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?

- Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как вы бы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?

3. Физкультминутка (психогимнастика «Колосок»).

Предложить детям представить, что они маленькие пшеничные зернышки. Зерно попадает в землю, прорастает, появляется маленький росток. Затем он растет, превращается в колос, поспевает, греется на солнышке.

Дети изображают «колосок» пантомимой. Упражнение выполняется по музыку.         4.Рассматривание колосьев.

- Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок: приготовил для нас разные колоски. Посмотрите внимательно, какие?

Правильно – пшеничные, ржаные и ячменные.  Давайте рассмотрим их внимательно. (Дети разбирают колосья, знакомятся со строением колоса, как лежат в нем зерна, чем они покрыты и т.д.)

5. Беседа.

- Из чего делают хлеб? (из теста.)

- Из чего делают тесто? ( из муки.)

- Из чего делают муку? (из зерен.)

- Откуда берутся зерна? ( вырастают на колосе.)

Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку – из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки.

Мы узнали, откуда берутся зерна для поучения муки. Все растения называются «злаки», они бывают разными.

  1. « Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий).

Воспитатель учит детей дегустации и создает все условия для их самостоятельной работы. Поскольку принесенные изделия едят руками, воспитатель напоминает о необходимости мыть руки до и после еды.

Дети приносят свою выпечку, организуется свободная беседа. Каждый ребенок называет свое изделие и сообщает, какие продукты вошли в его состав, а также как его готовили.  Дети пробуют, стараясь определить вкус вложенных в него продуктов.

  1. Игра «Угадай и назови».  

Воспитатель показывает картинки с изображением хлебобулочных изделий, дети их называют.

Словарная работа: булка хлеба, батон, пирожок, пицца, рогалик, кекс, пирожное, ватрушка, торт, булочка и т.д.  

                       

                          Тема: Академия домашних волшебников.

Заводим дрожжевое тесто.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, коммуникативная,  двигательная.

Цели: совершенствование трудовых навыков детей, понимание причинно – следственных связей, действующих в природе; ознакомление с природой, развитие речи, труд, ориентировка в пространстве, ТРИЗ, ознакомление с окружающим.

Задачи: формировать представление о технологии приготовления дрожжевого кислого теста; познакомить детей с условиями, необходимыми для развития дрожжевых грибков.

Оборудование: мука, вода, соль, сахар, масло, сухие дрожжи.

Посуда: емкость для теста, разделочная доска, нож, ложка, противень, тарелка для готовых изделий, две большие емкости для содержания теста при разной температуре.

Предметы гигиены: полотенце для вытирания рук, салфетки, фартуки, косынки.

Организация детей: свободно располагаются вокруг столов, на которых работают.

Содержание организованной деятельности

  1. Рассказ воспитателя о дрожжах.
  2. Подготовка опары совместно с воспитателем.
  3. Замешивание теста.
  4. Физкультминутка «Ладушки, ладушки».
  5. Опыт с пресным и кислым тестом.
  6. Формовка булочек, выкладывание их на лист.
  7. Итог занятия (во время полдника дети дегустируют свою выпечку).

Рекомендации.

Воспитатель руководит работой, при необходимости помогает. Особое внимание обращает на аккуратность в работе: столы и пол должны остаться чистыми.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно приготовить кислое и пресное тесто. Вначале все внимательно рассматривают сухие дрожжи, затем

замачивают их в воде и следят за изменением консистенции и внешнего вида раствора. Разводят опару или квашню, ставят в теплое место, периодически наблюдают за изменением состояния и внешнего  вида теста.

Пока основная масса теста подходит в тепле, дети приводят небольшой эксперимент: один маленький кусочек теста выносят на холод (положить на подоконник).

Одновременно наблюдают за пресным тестом (без дрожжей). Наблюдение ведут за всеми тремя вариантами.

Вскоре они увидят, что основная масса теста быстро подходит, увеличивается в объеме. Если кастрюля стоит на поддоне, можно допустить, чтобы тесто перелилось через край. Это произведет на детей впечатление. Тесто, вынесенное на холод, а также пресное тесто подниматься не будут. Поэтому дети приходят к выводу, что дрожжи живые. Микроорганизмы хорошо растут и размножаются в тепле, но гибнут при низкой температуре. А в пресном тесте, где дрожжевых грибков нет, тоже не поднимается тесто.

Из готового теста каждый ребенок лепит свою булочку или фигурку, которую ему подскажет фантазия. Позже это поможет ему определить свою работу. Каждый ребенок самостоятельно кладет свое изделие на противень. Рядом кладут две булочки из неподнявшегося теста.

Противень уносят на кухню и ставят в духовой шкаф. До этого воспитатель предварительно обговаривает с работниками кухни оптимальные сроки выпекания детских изделий.

Когда, изделия готовы их приносят в группу и дают детям. Прежде чем съесть дети рассматривают структуру теста, отмечают, как оно изменилось после пребывания в печи.  На разломе они увидят мелкие дырочки.

Воспитатель. Это работа дрожжей. Они образуют особый газ. Как вы видели, мелкие пузырьки этого газа разрыхляют даже сырое тесто. Когда тесто прогревается, размер пузырьков увеличивается. В тесте образуются дырочки, ходы. От этого тесто становится рыхлым, а изделие мягким и легким. Сравним наши булочки с булочками, испеченными из неподнявшегося теста. В них  мы убили дрожжи холодом или теплом. Чем они отличаются от обычных?

Дети дегустируют эти булочки и отмечают, что неподнявшееся тесто жесткое, грубое.   

                       Беседы

Тема: Как мы можем беречь хлеб?

Задачи: показать детям, что довольно много хлеба теряется, в том числе и в детском саду.

Виды деятельности: ознакомление с природой и окружающим миром, развитие речи, труд, социализация личности детей, воспитание уважения к хлебу, бережливости.

Ход беседы

- Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова».

- Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб?

- Как можно использовать хлеб, который зачерствел?

- Что можно сделать с крошками, корочками хлеба?

- Как вы дома бережете хлеб?

        Воспитатель демонстрирует коробку, в которой собраны крошки и недоеденные кусочки хлеба. Дети видят, сколько хлеба теряется незаметно. А ведь, они знают, что на его изготовление уходит столько сил! После небольшого обсуждения дети относят крошки птицам, запоминают, что необходимо беречь.  

                               Тема: Как хлеб на стол пришел?

Цели: воспитание уважения к людям, выращивающим зерно и готовящим из него пищевые продукты, формирование понимания, что к хлебу необходимо относиться бережно.

Задачи: познакомить детей с технологией выращивания хлеба, сельскохозяйственными машинами; обогатить активный словарь названиями сельскохозяйственных машин и профессий людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий.

Ход беседы

Ребята, сегодня к нам в группу пришел Сережа. Он долго болел и много занятий пропустил. Давайте расскажем ему о том, как хлеб на стол пришел.

- Из чего делают хлеб? Муку?

- Почему один хлеб называют белым, а другой – серым?

- Как выращивают зерна пшеницы и ржи?

- Люди каких профессий участвуют в процессе производства хлеба?

Воспитатель читает детям несколько рассказов о том, как выращиваются зерновые культуры, сколько труда нужно затратить для того, чтобы хлеб пришел на стол. Дети рассматривают фотографии и картинки, на которых изображено, как выращивается  хлеб, как его хранят в элеваторах, как из зерна мелют муку в производственных условиях, как из нее делают различные изделия.

Подвижные игры

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка). Все дружно начинают расхваливать «пирог»:                                          Вот какой высоконький,

Вот он какой мягонький,

Вот он какой широконький!

Режь его, да ешь!

После этих слов играющие по одному из команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из  все в одной из команд.

«Каравай»

Составив круг, играющие поют:

Шел павлин горою,

Все люди за мною.

Одного нет у нас (имя одного играющих).

У его маменьки печка истопленная,

Блины испеченные, каравай состряпанный,

Этакий высокий, этакий широкий,

Этакий низенький.

Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину.

«Пахари и жнецы»

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первым начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу жнецам и говорят:

А мы пашенку пахали,

Глубоко борозды пахали.

Борозды глубокие,

Полосы широкие.

А вы, жнецы, худые.

У вас серпы тупые.

Им отвечают жнецы:

А у вас – пахарь Сысой,

У него плуг тупой.

Он пашню не пахал,

На меже пролежал

Да ворон считал.

 По окончании этих слов один из «пахарей» выбирает себе пару. «Пахари»  берутся за руки. «Жнецы» по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже «жнецы».

«Что мы делали – не скажем,

 а как делали – покажем»

Из взрослых выбирается один ведущий – Царь. Команда детей, предварительно договорившись между собой, подходит к Царю. Между ними происходит диалог:

-  Здравствуй, Царь.

- Здравствуйте, дети. Где вы были?

- На мельнице.

- Что  вы делали?

- Что мы делали – не скажем, а как делали покажем.

Дети показывают задуманные ими действия, Царь должен угадать их. Если угадал – дети убегают, а Царь их  ловит. Пойманных берет в плен. Оставшиеся задумывают новое действие неверно, дети остаются на своих местах и дают ему еще одну –две попытки для отгадывания.

Поиграв немного, дети и взрослые меняются ролями: дети становятся Царями, а взрослые загадывают действия.

«Кто назовет больше изделий из теста?»

Все команды называют изделия по очереди. Если какая- либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждый ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

«Что – сначала, что - потом»

Всем командам дается одинаковый набор продуктов ( колос, зерно, мука, хлеб, печенье, бутерброд). Дети должны разложить их в последовательности, согласно естественному ходу превращений. Взрослый контролирует правильность и скорость выполнения задания.

«Печем пироги» (имитация под музыку)

Действующие лица: Ведущий, Петушок, Круть, Верть. (Вместе с персонажами дети имитируют процесс приготовления хлеба).

Ведущий. Засучили рукава – высыпали муку – налили воду - добавили соль – вбили яйцо – перемешали – побили тесто - раскатали – нарезали – налепили пирожков – разложили по противню – поставили  в печку – испекли - понюхали – взяли все по пирожку – попробовали – съели – поблагодарили.

Петушок. Ну что, Круть, ну что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились?

Круть. Золотые руки не знают скуки.

Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!

Круть. Худ обед, когда хлеба нет.

Верть. Сделал дело – гуляй смело.

(Петушок, Круть, Верть и дети веселятся).

Сюжетно - ролевая игра «Хлебный магазин»

Цель: создавать условия для ознакомления детей с разнообразными ситуациями, происходящими в магазине; правилами поведения в общественных местах; для проигрывания разнообразных ситуаций при взаимодействии людей, работающих в супермаркете; расширять представления о разнообразии хлебобулочных изделий, способах и технологии их изготовления.

Способы вовлечения в игру детей, имеющих разные особенности, способности и интересы

Интересы и особенности детей

деятельность

гор

Изготовление вывески магазина, рекламы, денежных купюр

Любят конструировать

Изготовление пекарни, магазинных прилавок

Любят практические задания

Лепка атрибутов для игры «Хлебный магазин», изготовление денег, рекламных буклетов, газет и книг рецептов

Любят познавательные задания

Рассказывание работникам и посетителям о разнообразии продукции магазина

Гиперактивные дети

Доставка «Хлеба» из пекарни, охрана магазина

Ситуации удивления для развития и обогащения сюжета

  1. Экскурсии в пекарню,  магазин.
  2.  Изготовление альбома о хлебе.
  3.  Чтение художественной литературы.
  4. Замешивание теста и выпекание булочек на занятии.
  5. Лепка хлебобулочных изделий из декоративного теста.

        6.  Педагог в роли покупателя.

       7.Моделирование хлебобулочных изделий (прорисовывание).

 Сказки, придуманные детьми совместно с родителями

Семья Сатаевых

Колосок

     Жили – были хомячок Прошка и мышка Хаврошка. Нашли они зернышко, недолго думая, решили его посадить. Все зверюшки наблюдали за этим и радовались, как растет зернышко.

    Росло зернышко не по дням, а по часам и превратилось в золотистые колосья. Собрали хомячок Прошка и мышка Хаврошка богатый урожай и повезли его на мельницу.

Дуйте, дуйте, ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи,

Чтобы завтра из муки

Испекли нам пирожки!

Пирожки сладкие, румяные, очень вкусные!

                                                                                                 Семья         Ильсовых

Зернышко

Я – зернышко пшеничное –

Из колоска созревшего

На землю упаду,

Весною прорасту.

Пусть дождик поливает,

Пусть солнце согревает.

Росточками зелеными

Я к небу потянусь

И в поле золотистом

В пшеничку превращусь.

Страда придет осенняя,

Меня, пшеничку зрелую,

Комбайн соберет,

На мельницу свезет.

Мукой я белой стану,

В пекарню попаду,

Румяным караваем

На стол я к вам приду!

                                                                                                               

                                                                                                       Семья Тинибаевых

Сладкие  булочки

     Жила - была бедна девочка. Одна со своей матерью, и есть им было нечего. Пошла раз девочка в лес и встретила по дороге бабушку, которая знала про ее горемычное житье. У бабушки была тяжелая сумка, девочка помогла донести ее до дома.

     Бабушка попросила ее подождать, вынесла за доброту девочки чудо – печку. Стоило ей только сказать «Печка, пеки!» - в ней пеклись вкусные булки , калачи, хлеб, а скажи ей только «Печка, перестань!», - и перестанут печься булки ..и хлеб.

    Принесла девочка печку домой своей матери. Избавились они от бедности и голода и стали. Когда им захочется, есть калачи и булочки.

    Однажды девочка ушла из дома, а мама говорит: «Печка, пеки!». Испекла печка булки  

    И калачи, и наелась мама досыта. Но захотелось ей, чтоб печка перестала печь, да позабыла она слово. И вот печет и печет печь, и ползут калачи из печи.

    Вот уже и кухня полна , и вся изба полна, и ползут булки в другую избу, и улица полна, и словно хочет она весь мир накормить.

    Наконец , приходит  девочка. Только она сказала: «Печка, перестань!», перестала печь печка, а мама с дочкой накормили всю деревню.

                                                        Экскурсии

Экскурсия в пекарню

     Цель: знакомство с технологией приготовления хлеба в больших количествах.

    Задачи: проследить, как пекари готовят различное тесто для пшеничного и ржаного хлеба, закрепить знания о дрожжах.

     Организация: по договоренности с родителями детей привозят на автобусе в пекарню. Старший пекарь проводит экскурсию по пекарне. Дети группой проходят мимо оборудования, печи, тестомесительной машины.

      Виды деятельности: прогулка, развитие речи, ознакомление с оборудованием пекарни, наблюдение, социализация личности детей.

      Рекомендации: воспитатель строго следит за соблюдением правил безопасности.

    На экскурсии  в пекарне дети должны увидеть весь процесс – от замеса теста до вынимания горячих булок хлеба из печи. Старший пекарь объяснять детям назначение незнакомых для детей предметов и агрегатов.

    Воспитатель. Видите, ребята, тесто замешивают таким же способом, как вы делали это сами, но уже не в кастрюлях, а в чанах. И помогают людям в этом умные машины и агрегаты. Вот так пекарь и его помощник работают каждый день, чтобы у вас всегда был свежий хлеб на столе. Вкусно они готовят?  Вам нравится? (Детей угостить свежим  хлебом). Давайте поблагодарим всех за то, что показали нам, как они работают, и за то, что готовят нам каждый день вкусный хлеб.

     Дети благодарят работников пекарни и уходят.

Экскурсия с родителями в хлебный магазин (домашнее задание)

           Цель: развитие умений детей рассказывать об увиденном, передавать эмоционально и интересно все новое, о чем узнали в хлебном магазине.  

            Задачи: продолжать формирование понятий магазин, продавец, водитель, пекарь, покупатель, автомашина, труд людей;  познакомить с разновидностями хлебобулочных изделий; проследить их путь от пекарня до покупателя; подчеркнуть значение соблюдения гигиенических правил во время работы; формировать чувство уважения к людям труда и хлебу.

           Виды деятельности: ознакомление с окружающей, ТРИЗ,  экскурсия, наблюдение, развитие речи, ОБЖ, прогулка.

           Организация: воспитатель предварительно договаривается с родителями о том, на что обратить в магазине особое внимание. Сначала детям предлагают посмотреть, как разгружают машину, как хлебобулочные изделия раскладывают по полкам. Сосчитать, сколько видов хлебобулочных изделий завезли сегодня в магазин, узнать их названия. Обращается внимание детей на то, что хлеб лежит на специальных лотках, которые не ставят на землю, а осторожно переносят в магазин и вместе с хлебом оставляют на полках.

      В торговом зале дети смотрят, как покупатели берут хлеб, выясняют, какие изделия пользуются наибольшим спросом, что чаще покупают: хлеб или булочки. Они считают, сколько покупателей в магазине, обращают внимание, что кроме хлеба и булочек, есть пряники, печенье, сухари и иные продукты, которые завозят ежедневно.

      Дети наблюдают, как продавец разговаривает с покупателями, получает деньги, дает сдачу. Родители обращают внимание детей на то, как продавец соблюдает гигиенические правила. Вернувшись в детский сад, дети обмениваются впечатлениями.

      Дети делают вывод, что хлеб является одним из главных продуктов питания. В его производстве участвуют многие люди. При работе с хлебом и иными продуктами необходимо тщательно соблюдать правила гигиены.  

                   Оформление альбома «Хлеб – всему голова»

 Сценарий интегрированного досуга «Хлеб – в нем наша сила и здоровье»

       Цели:

  • расширение и обогащение знаний детей об окружающем мире, хлебе, процессах его выращивания и изготовления;
  • изучение детьми картины И.Левитана «Рожь»;
  • воспитание любви и бережного отношения к природе.

      Словарь: каравай, пашут, сеют, колосья, перемалывают, замешивают, батон, буханка, бублик, хлебцы, сушки, баранки, кулебяка.

         Материал: иллюстрации, хлебобулочные изделия, колосья пшеницы, ржи, овса.

                                          Ход досуга

           Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поиграть, повеселиться и хорошо провести время. Для того чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает – подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней и полезней нет.

Дети: это хлеб.

          Воспитатель: Как называется это изделие?

          Дети: Каравай.

          Воспитатель: Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте его на вкус. Что можно о нем сказать?

         Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, вкусный, полезный.

         Воспитатель: Дети, а какое еще стихотворение о хлебе вы знаете?

             Дети:           Не добудешь на прогулке.

                                 Люди хлеб в полях лелеют,

                                Сил для хлеба не жалеют.

                                Сеют в поле зерна раннею весной,

                                А над ними светит солнышко родное.

                                 На встречу веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень.

      Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся в путешествие  и узнаем, как хлеб попадает к нам на стол.

    ( Дети подходят с стенду с картинками. Воспитатель поочередно обращает внимание на серию картинок, на которых изображено, как трактор пашет землю, сеет в землю зерно, самолет удобряет посевы, комбайн собирает урожай. На стенде также представлены образцы колосьев ржи, пшеницы.)

      Воспитатель: Что делают люди на тракторе?

      Дети: Пашут землю, чтобы она была мягкая, чтобы зернам в ней было уютно.

      Воспитатель: Что делают люди на сеялках?

       Дети: Сеют зерно в землю.

      Воспитатель: Что нужно делать, чтобы зерна в колосьях были пузатые, крупные, в них было много витаминов, полезных веществ?

     Дети: Нужно, чтобы дождик их поливал, солнышко грело, и тогда они превратятся в колосья.

  Воспитатель: Возьмите по колоску, рассмотрите их, потрогайте.

   Дети: Зерна твердые, колоски колючие.

   Воспитатель: Что дальше делают с колосками?

  Дети: Их собирают, молотят, измельчают, делают муку.

    Воспитатель:  Зерна были твердые, а мука какая получилась?

    Дети: Мягкая.

   Воспитатель: А что делают из муки?

   Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.

   Воспитатель: Хлеб из зерна, выращенного с заботой, политого дождем и согретого солнцем, очень полезен для человека.

   Физкультминутка Звучит весёлая музыка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и по показу воспитателя.

   Воспитатель: Представьте, что вы маленькие зернышки, а я сажаю вас в землю ( дети медленно под музыку приседают). Теплое солнышко прогревало землю, дождик поливал , зернышки росли, росли и стали колосками ( дети медленно встают и поднимают руки вверх).

   Дети, а что можно испечь из муки?

   Дети: Батоны, буханки, каравай, булки, бублики, баранки.

   (Воспитатель подводит детей к выставке хлебобулочных изделий.)

    Воспитатель:  Как много названий изделий из муки вы знаете. А вы любите их есть?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Сейчас мы проверим, сумеете ли вы отгадать их по вкусу.

     (  Дети пробуют хлебобулочные изделия ).

     Что можно о них сказать?

    Дети: Они вкусные, полезные, душистые.

    Воспитатель: Давайте вспомним, как мы с вами «пекли» хлебобулочные изделия из нашего особенного теста.

  (Дети выполняют действия в соответствии с текстом и показом воспитателя.)

 Ча – ча- ча- наша печка горяча.

Чи- чи- чи – печет печка калачи.

Чу – чу – чу- будет всем по калачу.

Чо – чо – чо –осторожно, горячо!

 

Воспитатель: Дети, садись, пожалуйста, за столы и раскрасьте вылепленные вами хлебобулочные изделия

( Звучит спокойная музыка, дети гуашью  раскрашивают предметы.)

     Сегодня мы узнали, какой трудный путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Хлеб нужен людям, чтобы быть сильными, здоровыми. Хлеб надо беречь. Доедать до последней крошечки. В старину люди говорили: «В последней крошке вся сила!». Его нельзя выбрасывать, оставшиеся кусочки можно отдать животным и птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Моя семья" . Средняя группа

План краткосрочного проекта, включающий в себя описание, цели проекта, мероприятия, проводимы в ходе осуществления проекта....

Проект "Моя семья" средняя группа (4-5 лет)

Проектная деятельность,карта проекта,работа с родителями,детьми по содержанию проекта "Моя семья"Цель проекта: Ввести понятие "семья" Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в...

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ»Цель  проекта.Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.Проблема.Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, ...

ПРОЕКТ «МОЯ СЕМЬЯ» СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА  ПРОЕКТА:  «МОЯ СЕМЬЯ»Цель  проекта.Расширение представлений детей об истории семьи, родословной, семейных традициях.Проблема.Каждому человеку интересно узнать, откуда он прои...

Проект «Моя семья» (средняя группа)

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Проект «Моя семья» средняя группа

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Инте...

Проект "Моя семья" (средняя группа)

Цель данного проекта формирование осознанного понимания значимости семьи в жизни ребенка....