ПРОЕКТ «Природа Ханты – Мансийского автономного округа»
проект (старшая группа) на тему

Горячева Анжела Вячеславовна

        Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Живая природа – это сложный, удивительный, интересный, многогранный  мир, она своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются опасными, болезнетворными организмами, в последнее время увеличилось количество детей с врождёнными аномалиями, нервно – психическими и аллергическими заболеваниями. Угроза экологического кризиса, катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации духовной и материальной деятельности человека стала жизненной необходимостью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hmao.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ «Природа Ханты – Мансийского автономного округа»

                                                                                                             Выполнила:

                                                                          Горячева Анжела Вячеславовна

                                                                                                                        (ФИО)                                                          

                                                                                                             воспитатель

                                                                                                                (должность)                                                      

                                                                   МБДОУ «Детский сад № 21» г. Урай

                                                                                                             (место работы)                                                                   

                                         Пояснительная записка

 

        Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Живая природа – это сложный, удивительный, интересный, многогранный  мир, она своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются опасными, болезнетворными организмами, в последнее время увеличилось количество детей с врождёнными аномалиями, нервно – психическими и аллергическими заболеваниями. Угроза экологического кризиса, катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации духовной и материальной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Проблема человечества  в спасении природы, чтобы она не  была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать  у детей чувства прекрасного к окружающему  миру природы. Природа является источником первых знаний, радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

        Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического образования детей. Экологическое образование  детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.    

       В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний  наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Дошкольный возраст характеризуется в педагогических и психологических исследованиях исследовательской позицией ребенка, любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру.

        Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает морем запахов и звуков, загадками и тайнами, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.

       Использование технологии проектирования, как одной из форм поисковой деятельности оживляет педагогический процесс, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей дошкольника, предполагает развитие самостоятельности, инициативности, умение планировать поисково-исследовательскую деятельность, стимулирует внутреннее развитие и в определённой степени влияет на личность в целом. В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников поисковой деятельности, требующей использования знаний, умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем. 

                                                 Основная часть        

     

Актуальность проекта заключается в том, что бы познакомить детей с многообразием животного мира Ханты – Мансийского автономного округа, характерными признаками внешнего вида, подвести к тому, что природа и её обитатели  - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей, экологическое содержание  дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой.

Срок реализации проекта: средней продолжительности - 2 месяца (август 2015 – сентябрь 2015).

Проект: краткосрочный, групповой, познавательно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.

Гипотеза: если в воспитательно-образовательную работу ввести план мероприятий по расширению знаний детей о природе Ханты – Мансийского автономного округа, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области, а также будет способствовать эффективному формированию экологической культуры детей.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде с учётом региональных особенностей  Ханты – Мансийского автономного округа.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-Внедрение проекта в образовательную деятельность.

-Создание условий для реализации проекта (экологизация развивающей среды – уголки природы, лаборатории природы).

-Охрана жизни и здоровья детей.

-Познакомить детей с понятием «экология»; с представителями животного и растительного мира, наиболее характерными для Ханты – Мансийского автономного округа.

-Развивать  навыки и умения исследовательской работы; определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

-Развивать у воспитанников наблюдательность, воображение, мышление, речь, инициативу.

-Пробудить в детях познавательный интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой, допустимых  и недопустимых действиях на природе.

-Отслеживание результативности применения проекта. 

Ожидаемые результаты:

1.Повышение уровня сформированности, систематизированности, углубления  представлений старших дошкольников о животном и растительном мире, о природных сообществах (лес, болото, луг) Ханты – Мансийского автономного округа.

2.Умение вести самостоятельные наблюдения в природе, проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения.

3.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в Ханты – Мансийском  автономном  округе.

4.Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий, поступков.

5.Развитие у детей социализированности, активности, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей, повышение социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. 

Экологическое воспитание предполагает:

-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

-формирование системы экологических знаний  и представлений (интеллектуальное развитие);

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

Основные направления  проекта (формы, методы):

-Познавательное направление проекта включает цикл познавательных мероприятий, используются следующие формы: дидактические игры (способствуют формированию навыков умственной деятельности, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретённых знаний в различных ситуациях); беседы (чёткая последовательность вопросов, помогающая понять воспитанникам причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения); экологические сказки (легко воспринимаются детьми и заставляют их размышлять и делать свои собственные выводы); игры – занятия; викторины (способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников).

-Познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические обучающие игры (способствуют расширению практического опыта ребёнка закреплению знаний об окружающем);  игровые моменты: загадки, движения, элементы ожидания и неожиданности, сюжетно – ролевые игры, компьютерные технологии.

-Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, целевые прогулки, экскурсии: благодаря им развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, дети знакомятся с животными, растениями и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, походы в ближайшее природное окружение.

-Эколого-эстетическое направление (используются различные виды изобразительной деятельности: лепка, оригами, аппликация,  рисование).

Аспекты проекта:

Воспитательный аспект состоит в развитии у ребёнка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней, бережного отношения ко всему живому.

Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в общих чертах основные закономерности природных явлений, устанавливать взаимосвязи между ними. В процессе познания у ребёнка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания. Эти аспекты рассматриваются в комплексе  и неотделимы друг от друга.

Методологическая основа проекта:

- Метод демонстрации;

-Метод информационной поддержки;

-Проблемно – поисковый метод;

-Мозговой штурм.

Педагогические технологии:

1.Личностно – ориентированная.

2. Информационно – коммуникационная.

3.Исследовательская.

4. Здоровьесберегающая.

Риски проекта:

Риски проекта

Меры для их минимизации

Организационные (нежелание родителей участвовать в проекте).

Рост перегрузки воспитанников.

Использование нетрадиционных форм привлечения родителей к совместной деятельности.

Координация режимных моментов, оптимизация образовательного процесса.

Формы работы с родителями:

-консультации;

-беседы;

-прямой телефон;

-дискуссии.

Этапы реализации проекта:

I.Подготовительный этап (предварительная работа):

-Подготовка наглядного,  дидактического, теоретического материала, игр экологического содержания  для выставки по тематике проекта, аудиозаписи, видеозаписи.

-Разработка перспективного плана работы с детьми.

-Изготовление с детьми старшего дошкольного возраста экологических знаков, рисунков, поделок, посещение библиотеки, «Мини – зоопарка».

-Работа с родителями: заинтересовать проектом, дать представление о том, как можно участвовать в нём, направить на совместную деятельность с детьми.

II. Организационно – практический этап:

-Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций о животных, растениях, насекомых и т.д.

-Тематические занятия.

-Художественная деятельность: лепка, оригами, аппликация, рисование.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о природе Ханты – Мансийского автономного округа.

-Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире, заучивание пословиц.

-Изучение правил поведения на природе.

-Запоминание природно – охраняемых знаков и изготовление их для сюжетно – ролевых игр.

-Дидактические игры: «Моя Югра», «Наш край», «Я живу в Югре», «Животные Севера», «Что растёт в Сибирской тайге?» и т.д.

-Прослушивание аудиоматериалов о природе; просмотр видеороликов о природе Ханты – Мансийского автономного округа, о природных заповедниках: «Юганский заповедник», заповедник «Малая Сосьва», «Елизаровский заказник», «Верхне – Кондинский заказник».

        В детском саду создан «Уголок живой природы», где живут аквариумные рыбки, попугайчики, черепахи, много живых растений, за которыми ухаживают воспитанники детского сада. Самостоятельный или совместный труд по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести воспитанниками умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, приобщиться к сознательному процессу.

       По теме проекта детям  предложены домашние задания (рисунки в защиту животных;  гербарий листьев деревьев; фотографии местных зимующих птиц; изготовление альбомов о природе Ханты – Мансийского автономного округа, о животном и растительном мире Ханты – Мансийского автономного округа и т.д.), в случае необходимости родителям предоставить справочный, практический материал или рекомендации, где его можно найти.

III. Заключительный этап проекта:

      Для того чтобы отследить динамику усвоения воспитанниками теоретического материала, сформированность знаний и умений используются нестандартные формы контроля, уровни успешности:

1 уровень – успешный: если ребёнок справился самостоятельно, дал ответы на все вопросы, привёл примеры, продемонстрировал навыки и умения в соответствии с требованиями.

2 уровень – хороший: ребёнок частично справился. Ответил на вопросы, не всегда приводя пример, продемонстрировал частичное соответствие требованиям к сформированности навыков и  умений.

За успешно выполненные задания, активное участие в познавательной деятельности воспитанники получают наклейки с изображением животных, растений.

За хорошо выполненные задания воспитанники получают одобрение, выраженное вербально. Используемая система оценивания способствует повышению познавательной мотивации воспитанников.

       Контроль за формированием знаний, умений  и навыков по реализации проекта осуществляется:

-На каждом занятии (текущий – беседы, педагогическое наблюдение).

-На последнем мероприятии викторине «Экоумник» (итоговый).

       Одной из важных форм контроля является педагогическое наблюдение, позволяющее своевременно регулировать образовательный процесс, корректировать и направлять познавательную деятельность воспитанников.  

      В результате проделанной работы можно отметить, что воспитанники способны включаться в самостоятельный познавательный поиск, оценивают себя и окружающий мир с позиции: хорошо – плохо, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, они готовы прийти на помощь, не соизмеряя своих сил и возможностей. Сберечь эту готовность, открытость души на это направлена моя работа по формированию экологической культуры воспитанников.

                                                                                                           

                                                                                             

                                                                                                            Приложение 1

 Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

 Тема занятия

(мероприятия)

             Форма работы

 Сроки

Ответствен-

       ные

1

Познавательное занятие

«Красная книга».

Рассматривание материалов из «Красной книги» Ханты – Мансийского автономного округа (фотографий исчезающих животных, растений, насекомых).

Просмотр видеороликов о природных парках  «Юганский заповедник» и т.д.

     1 неделя

августа

Воспитатели

     группы

2

Занятие - игра «Растительный мир».

Наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе.

Загадывание загадок.

Художественное творчество: рисование «Осенняя берёзка».

Д/и «Узнай и назови дерево», «Что лишнее?».

     2 неделя

августа

Воспитатели

     группы

3

Экскурсия «Экология леса».

Беседа о безопасном поведении в лесу.

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Просмотр видеоролика «Сибирская тайга».

Загадывание загадок.

Беседа: «Вредишь природе – вредишь себе».

     2 неделя

августа

Воспитатели

    группы,    

   родители

4

Занятие – беседа

«Животный мир».

Беседы: «Где живёт медведь?», «Забавные истории о добрых животных».

Наблюдение за обитателями живого уголка.

Чтение художественной и познавательной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Лепка: «Дикие животные тайги».

Д/и «Кто, где живёт?», «Чей след?», «Чей хвост?».

     3 неделя

августа

Воспитатели

     группы

5

«Эти удивительные животные».

Экскурсия в «Мини  - зоопарк».

    3 неделя

августа

Воспитатели

     группы,  

     родители,

  экскурсовод

6

Занятие – путешествие

«Мир птиц».

Наблюдение за птицами на прогулке.

Рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением птиц.

Беседы: «Какие бывают птицы?», «Куда улетают птицы?», «Чей клюв?».

Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».

Рисование «Снегири».

    4 неделя

августа

Воспитатели

     группы  

7

Занятие – путешествие

«Мир насекомых».

Наблюдение за насекомыми на прогулке.

Беседы: «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?», «Кто такие насекомые?».

Составление рассказов о насекомых.

Д/и «Собери насекомое».

    1 неделя сентября

Воспитатели

     группы  

8

«Красная книга».

Экскурсия в библиотеку.

    1 неделя сентября

Воспитатели

     группы,

   родители, библиотекарь  

9

Выставка детских рисунков «Хозяева тайги».

Творческие работы воспитанников.

     2

 неделя сентября

Воспитанники,

    родители

10

Экскурсия «Водоёмы нашего края» (берег реки Конда).

Рассматривание иллюстраций, альбомов.

Составление рассказов о рыбах.

Д/и «Угадай, кто в озере?», «Опиши, какая рыба».

     3

 неделя сентября

Воспитатели

    группы,    

   родители

11

Викторина «Экоумник»

(итоговое мероприятие)

Обобщение знаний и умений воспитанников.

     3

 неделя сентября

Воспитатели

     группы  

                                                                                                           

                                                                                                            Приложение 2

             Правила при наблюдении за растениями и животными

*Не торопись брать руками незнакомое тебе растение, ведь некоторые из них могут быть ядовитыми, могут уколоть или обжечь, например крапива.

*Не торопись срывать и брать в рот незнакомые ягоды, посоветуйся со взрослыми, можно ли употреблять в пищу эти ягоды.

*Прислушайся, если хочешь знать, какие звуки издаёт животное. Обращай внимание на состояние животного, если животное чем – то раздражено, не спеши брать его на руки – это довольно опасно.

*Незнакомое животное лучше всего не гладить и не брать на руки, животное может быть больным, а некоторые животные кусаются без предупреждения.

*Не подходи к животному сзади, не прикасайся к нему, если оно тебя не видит. От испуга даже знакомое животное может тебя укусить.

*Не целуй кошек и собак, а также других животных: они часто роются в земле, у них на мордочке много микробов. Когда ты целуешь животное или когда оно лижет тебя в лицо, его микробы передаются тебе.

*Наблюдая, никогда не дразни своего четвероногого друга, даже если у тебя с ним хорошие отношения. Помни, что животные так же как и люди, могут терять терпение и выражать своё чувство неудовольствия наиболее естественным для них способом – царапаться и кусаться.

                                                                                                       Приложение 3

Консультация для родителей  «Научите ребёнка любить природу»

      Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но, то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что ещё многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.                                                                                              

       Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей Ребёнок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной  природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

       Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Список источников:

  1. БондаренкоТ.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж, 2007.
  2. Иванова А.И. «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников) – М., 2007.
  3. Коломина Н.В.Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.,2006.
  4. Экологическое воспитание в детском саду./ Соломенникова О.А.; - 2-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ., 2006.-104с.
  5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа II Регионального форума приёмных семей Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. г. Ханты -Мансийск

Программа II Регионального форума приёмных семей Ханты - Мансийского автономного округа - Югры. г. Ханты -Мансийск...

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"...

Закон Ханты-мансийского автономного округа – Югры от 1 июля 2013 года № 68-оз «Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе – Югре»

Статья 6. Инновационная деятельность в сфере образования автономногоокруга1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иныедействующие в сфере образования организации, а также их объ...

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра: природа,растения и животные

На сегодняшний день найти места, которые бы сравнились с величием и природной красотой живописных комплексов Сибири, наверное, невозможно. И явным доказательством этому является Ханты – Мансийск...