Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Пономарева Светлана Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши".

Тематическое занятие, посвященное дню Ставропольского края, старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_den_kraya.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

«ШИРОКИ ПРОСТОРЫ НАШИ»

Тематическое занятие, посвященное Дню края

старший дошкольный возраст

Пономарева С.И., воспитатель МБДОУ д/с №45

Задачи:

Воспитывать у детей чувство любви к своей малой Родине.

Обогащать социальный опыт детей с нарушением зрения.

Дать представление о богатстве и разнообразии природы и хозяйства Ставропольского края.

Развивать умения овладевать специальными приемами констатации и определения природоведческого материала.

Словарная работа: тонкорунные овцы, реставрация, сарматское море, кардонная служба.

Оборудование: мультимедийная система, видеопрезентация «Необъятные просторы Ставропольского края».

Ход занятия:

Дети под музыку песни «Широки просторы наши» в исполнении ставропольского ансамбля «Лада» входят в зал.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня поговорим о нашей малой Родине. Совершим путешествие по широким просторам нашего края. А что такое Родина?

Ответы-предложения детей.

Воспитатель: Родина – прислушайтесь к этому слову. Это слово так близко к другим словам: родня, родственник, родимый. Так мы говорим об очень близких нам людях. Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом. Так и наша Родина – это место, где мы родились, живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Как называется место, где вы родились.

Ответы детей.

Воспитатель: По имени главного города наш край называется Ставропольский. Он находится на юге нашей страны. Между Каспийским и Черным морями.

(показ слайда с картой России)

Воспитатель: Много здесь удивительных мест. Не случайно поэты называют Ставрополье «краем богатств и чудес».

Ставрополье – частица России

С песней звонкой в полях золотых,

Как чисты и прозрачны росинки

На пшеничных ладонях твоих.

Путешествуя по краю, мы увидим выжженные солнцем степи и лесные островки, повстречаем цветущие горные луга, утопающие в зелени садов долины рек и безводную полупустыню, колосящуюся на полях пшеницу и известные во всем мире курорты Кавказских Минеральных Вод.

Итак, отправляемся в путешествие.

Воспитатель: Главное богатство нашего края – земля. Щедрая. Обильная. Плодородная. Ставрополье ещё называют житницей страны, так как наш край является одним из главных поставщиков пшеницы. На сотни километров расстилается ставропольская нива.

Слова педагога сопровождаются показом слайдов.

Воспитатель: Так же в крае выращивают кукурузу, подсолнечник, ячмень, овес, рис, различные фрукты и овощи, виноград (показ слайдов).

Очень щедра ставропольская земля. Издавна её называли матушкой-кормилицей. Ребята, давайте вспомним пословицы о земле.

Ответы детей:

Без хозяина земля круглая сирота.

Господь повелел от земли кормиться.

Лучше голодай, а добрым семенем засевай.

Земелька черная, а хлебушек белый родит.

Воспитатель: Но кроме растениеводства славится наш край и животноводством. Ребята, кто знает, каких животных разводят на Ставрополье?

Ответы детей сопровождаются показом слайдов (коровы, свиньи, куры, гуси, овцы).

Воспитатель: Ребята, вы правильно перечислили всех животных, но я хочу ещё отметить, что во всем мире известны наши тонкорунные овцы.

Воспитатель: Очень разнообразна природа нашего края. Мы живем на месте древнего южного океана. Ученые его называли тетис. Проходили миллионы лет и океанские воды откатились, оставив Каспийское и Черное моря. В окрестностях Ставрополя ученые нашли и реставрировали скелет кита-цитотерия, бороздившего воды 20 мил лет назад. А также ученые нашли скелет мамонта, который жил в этих землях намного позже. (Слайды)

Поверхность Ставрополья состоит из трех частей: гористой, возвышенной и низменной. Высшая точка Ставропольской возвышенности – гора Стрижамент. С её вершины открываются долины Кубани серебристыми пятнами реки, прудами, лесными островками.

Поэт Иван Кашпуров поделился своими впечатлениями:

Над нами небо – хоть рукой потрогай,

А глянешь вниз – кружится голова.

У самых ног задумчиво и строго

Волной сарматской плещет синева.

Воспитатель: Южная часть края относится к предгорьям Кавказа. Среди ровной степи возвышаются семнадцать гор похожих на фигуры животных, купола и пирамиды. Самый живописный район – Пятигорье (показ слайдов).

Воспитатель: Один великий русский поэт так воспел красоту этого места:

Кругом налево и направо,

Как бы остатки пирамид,

Подъемлясь к небу величаво,

Гора из-за горы глядит.

Ребята, как вы думаете, какой поэт написал эти строки? (на слайде портрет М.Ю. Лермонтова)

Ответ детей.

Воспитатель: Самая высокая гора нашего края – Бештау, огромным куполом поднимается гора Машук – богатая «кладовая» целебных минеральных вод. А вот похожая на конус гора Железная, а недалеко от неё горы Развалка и Змейка.

Рассказ сопровождается показом слайдов.

Воспитатель: На такой щедрой и привольной ставропольской земле живет богатый традициями народ. Ребята, кто знает, какие национальности проживают на Ставрополье?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы много назвали национальностей нашего края, молодцы! Но, хочу отметить, что одними из основоположников нашей земли были казаки. Своими корнями казачество Ставрополья восходит к донскому, волжскому и терскому. Много горя претерпели на новой земле. Они несли кардонную службу, обеспечивали безопасность почтовых путей, возделывали и обрабатывали целинные земли. (Показ слайдов)

Воспитатель: Ну что ж, посидели, послушали, пора и веселиться. Делу – время, потехе – час, как говорится.

Ребенок: А не спеть ли нам казачью песню? Весело поется, весело живется!

Дети исполняют песенный хоровод «У Маланьи, у старушки».

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие (показ слайдов). Недра Ставрополья богаты различными полезными ископаемыми. В нашем крае есть нефть, газ. Имеются залежи гравия, песка, глины и других строительных материалов. Ребята, а для чего нужны строительные материалы и для чего они используются?

Ответы детей.

Воспитатель: Край богат запасами лечебной грязи и минеральной воды. Минеральная вода – одно из самых древнейших средств лечения. Поэтому в Ставропольском крае построено много санаториев, куда со всех концов страны едут люди испить живительной влаги. Санатории построены в городах-курортах, которые известны даже за границей. Ребята, а кто из вас знает такие города?

Ответы детей сопровождаются слайдами: Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск.

Воспитатель: На этом, наше путешествие завершается. Вы, наверное, убедились, как богата и разнообразна наша ставропольская земля. Ведь недаром Ставрополье называют музеем под открытым небом.

Ребенок:

Широки просторы наши,

Ой, как широки.

Нет нигде милей и краше,

Братцы казаки!

Ребенок:

Самый лучший!

Так ты и знай.

Край привольный!

Край раздольный!

Ставропольский край!

Воспитатель: Хорошо, когда люди любят свою родину. От этой любви она становится богаче, сильнее. А что, значит, любить Родину?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно сказали. Это, значит, стараться всё делать для неё, чтобы ей было хорошо. Так давайте же, мы будем, беречь и любить нашу малую Родину – Ставропольский край.

Под звуки музыки дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций у детей с нарушениями речи в игре.

Особенности формирования социально- коммуникативных компетенций  у детей с нарушениями речи в игре....

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей с нарушением слуха в младшей группе

Продолжать формировать у детей интерес к аппликации. Совершенствовать умения выкладывать в определенной последовательности на листе бумаги готовые детали, составляя изображение, и наклеивать их.- Разв...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы "Как печатали нашу книгу"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе...

Образовательные потребности детей с ОВЗ: "Социально-коммуникативное развитие детей с нарушением зрения"

Презентация, в которой отражены особые образовательные потребности детей с нарушением зрения по разделу программы "Социально-коммуникативное развитие"...