Праздники, песни и игры мордовского народа
методическая разработка на тему

Праздники, песни и игры мордовского народа (развлечение для детей дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nizhegorodtsy-priezd_razvlechenie.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста средствами интеграции образовательных областей

(Для выездного семинара слушателей курсов повышения квалификации воспитателей дошкольных учреждений Республики Мордовия)

                                                                         Провела:

                                                                   инструктор по физической                                          

                                                                   культуре      

                                                                   Янгляева О.А

                                                         

Ребята,  сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о праздниках,  песнях и играх мордовского народа.

Муз.рук: Песни часто называют душой народа, потому что они могут выразить любое  состояние души. Песни бывают разного вида  : календарно- обрядовые, плясовые, игровые, эпические, и сегодня я вас познакомлю с этими видами песен.

К эпическим песням относятся те песни, в которых рассказывается история народа. У мордовского народа , как и у других народов ,  есть своя история, легенды, мифы. Часто мифы и легенды ложились в основу песен . Я предлагаю послушать эпическую песню в исполнении А. Атласовой «Вирь чиресэ» (На краю леса).

Ребята, как вы думаете, какой характер у этой песни, радостный или взволнованный  ?

 Дети: взволнованный.

 Игривый или тревожный?

Дети: Нет, тревожный .

 Спокойный или беспокойный?

 Дети: беспокойный.

Сейчас я расскажу  перевод этой песни, и вы поймете, почему такой тревожный и беспокойный характер.

                           Теневой театр.(Смысловой перевод песни «Вирь чиресэ»)

То ли быль это, то ли – небыль, толи правда это, то ли- вымысел, но старые люди рассказывали, что однажды на краю дремучего леса эрзянский парень рубил дрова.

А на другом краю леса рубил дрова мокшанский парень.

1раз ударит топором эрзянин - 2раза посмотрит назад, 2 раза мокшанин ударит - 3раза оглянется.

Вокруг было тихо, ни ветерка, ни птичьего пения. Вдруг закачались деревья, словно от сильного ветра, трава к земле пригнулась, тучи без дождя стали черными, не стало видно солнца красного- это окружили землю со всех сторон супостаты проклятые, враги бессердечные. Встали вместе эрзянин и мокшанин, а вместе с ними и эрзянский и мокшанский народ единой стеной встали. И победили супостатов проклятых.

До сих пор эрзянский и мокшанский народ живут в дружбе и согласии, и зовутся они  единым мордовским народом. В борьбе с врагом объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава.

 

Черпаем мы в дружбе силы

И беда нам не страшна

Вместе тысяча лет  подряд

Эрзя, мокша, русский брат!

Ребята, теперь вы знаете что песни, в которых рассказывается история народа - называются эпическими песнями.

А календарно- обрядовым песням относятся песни посвященные праздникам.

Осенние посиделки- Сексень аштемат.

Рождественский дом – Роштовань кудо.

Пасха- Инечи.

Троица-Тровеця

О.А.:Самым главным почитаемым зимним праздником мордвы считается «Роштовань кудо».(Рождественский дом). Он посвящался духам, покровителям животных, деревьев. Птиц. В этот праздник пели колядки-которые приносили людям богатство, счастье, здоровье. Главное действующее лицо- Роштовань баба- посмеивалась над молодежью, приносила с собой игры.

Н,В.: Но она приходит не в каждый дом, а только в тот, в котором поют колядки. Давайте споем, вдруг нас услышит и придет?

                                      Коляда, бабай панчт.

(Заходит Роштовань баба.)

-Марян, марян, слышу, слышу! Тити-тити! Истянь добранк улист1

Восп: Хорошо бы столько добра в доме, только кто собирать будет?

Роштовань баба: Саян 2 атякшт, дам 2 миски, кто больше соберет.

Игра «Атякшт ды авакшт»(Петушки да курочки)

Оборудование: Два блюдечка, фасль, бобы.

Р.Б: Молодцы. Ловкие и быстрые, за это вам подарок!

Вастомазонок!

Н.В.: Ребята, чтобы приблизить весну, люди придумали много закличек.

По поверьям мордвы, все. что окружает нас, имеет своих покровителей: бог пчел-Нишке паз; богиня леса-Вирь-ава; богиня воды- Ведь-ава. Чтобы их задобрить, люди пели заклички..

 

                              Исполняется закличка «Тук, тук, пиземне» (дождик,лей).

Вот уже весна пришла, а с ней и праздник Инечи .

Конечно, весь народ радовался празднику и пели песни. Предлагаю спеть игровую песенку « Шумбрат, шумбрат!». Для этого мальчики приглашают девочек,  .

                                                                   Игра «Шумбрат,шумбрат!»

О.А :.И самая популярная

Игра « Катание яичек» (Инечинь алсо налксема)

Оборудование: яйца крашенные в разные цвета, мячик, повязка для глаз.

Перед тем, как покатить мяч, играющий должен помолиться и сказать: чекан покан, ал токан (Помолюсь, яичко выиграю).

Н.В.: Издревле мордовский народ жил в дружбе и согласии с татарским народом. А у татарского народа подобный праздник называется «Кызыл  ийомырка».  

Вот и они – наши соседи.

(Заходят дети в татарских костюмах с красным яичком)

                                 Игра «Чума урдак, чума каз»

О.А.:А после весны приходит лето. А летом в Зубово –Полянском районе отмечают праздник «Акша келу»- «Белая берёза». На этот праздник люди наряжаются  в свои национальные костюмы. А мордовские костюмы  отличаются яркостью, красотой. Посмотрите друг на друга, какие вы красивые и нарядные, самое время отправляться к белой берёзке на праздник «Акша келу»                                      

Пойдемте, ребята!

Ребята, на празднике принято украшать берёзку лентами. И завязывая ,нужно загадать желание. Давайте и мы  украсим лентами и загадаем желание , и оно непременно сбудется.

Н.В.: Какая красивая стала березка, так и хочется сказать стихами В. Нестерова :

«Акша келу», « Акша келу»

Векнень потмаста тонь сать

«Акша келу», «Акша келу»

Кандыть мартот тон тундать!

Ну как не сплясать вокруг нашей березки !

Ну, все готовы к танцу? Танцевать будем  под плясовую песню  ««Луганясо келунясь» в исполнении Князьковой

                                                                Танец.

Молодцы!

Праздник продолжался с утра и до позднего вечера.

А какой же праздник без задорных музыкантов! Пройдите, пожалуйста, возьмите инструменты! Мы сыграем в оркестре песню Сургаева «Лаймать алу»

                                                     

                                                              Оркестр «Лаймать алу»

О.А.И, конечно, на каждом гулянии угощали кашей. Но не всех, а только того, кто достанет ложку из лаптя.

                                              Игра «Лапоть»

Оборудование: лапоть, привязанный к палке, ложка, горшок каши.

С помощью оркестра песня зазвучала ещё ярче и красочней. Сложите инструменты ., садитесь.

О.А.,: Посмотрите. Что-то произошло с нашей березой. Под ней желтые листочки. Потому что наступила осень.

И сегодня познакомимся с праздником, посвященным сбору урожая. Как не отпраздновать такое событие?  Как не отдохнуть от тяжелого труда, не высказать благодарность матушке-земле и её покровительнице Мастор-аве. И люди собирались на праздник «Сексень оймсемат»-(Осенние гуляния).

Н.В.: В народе говорили:: «Тогда песня поется-когда весь урожай соберется».

Песня «Вай,Валя»

И, конечно, на празднике играли в задорные игры.

                        Игра «Чиньчарамо» (Подсолнух)

Оборудование: Окрашенные в желтый цвет лепестки, и черные кружочки-серединки)

Песня «Чиньчарамо» (Подсолнух)

О.А.:Ярким событием в жизни мордвы были осенние ярмарки (Сексень ярмунькат).

Люди продавали собранный урожай, выращенную скотину, покупали себе различную утварь.

А так же любили кататься на карусели.

Игра «Карусель»

Оборудование: Два обруча, с привязанными на  них лентами.

Н,В.: Ребята, мордовский народ трудолюбивый, гостеприимный  и песни у народа  жизнерадостные, как  песня «Велень койтне»

                                              (Заходят с блинами)

Как повелось, то не позабылось:

Пироги русские, чаи-сурские, а блины - мордовские!

                                                 Песня «Велень койтне»

 Приглашаем на блины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА.

Статья о значении и роли мордовских игр в поликультурном воспитании дошкольников....

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Праздник «Шумбрат, Мордовия!», посвященный 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государстваПроведение праздника "Шумбрат, Мордовия! ", посвященного 1000-летию единения мордовс...

Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа

Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...

Деловая игра к педсовету №3 «Этнокультурное воспитание детей на основе культурно-исторических традиций мордовского народа» на тему: «Знатоки мордовского края»

Данный материал позволит систематизировать знания педагогов о родном крае, повысить их профессиональное мастерство, познавательную активность, пополнить знания по истории, культуре, природе родного кр...

Праздник единения мордовского народа с народами Российского государства

В сценарии праздника отражено единение мордовского народа с народами Российского государства,...

Презентация проекта "Подвижные игры мордовского народа"

Фотоотчет о реализации проекта "Подвижные игры мордовского народа"...