Модели образовательной деятельности детского сада с социальными партнерами
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Гадицкая Валентина

Материал из опыта  работы с родителями и социальными партнерами по воспитанию маленького читателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modeli_obrazovatelnoy_deyatelnosti_detskogo_sada.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Модели образовательной деятельности детского сада

 с социальными партнерами.

из опыта работы с родителями и социальными партнёрами

по воспитанию маленького читателя в ГБДОУ д/с № 52

Колпинского района Санкт-Петербурга.

 Гадицкая В.Н., старший воспитатель

Одним из путей повышения качества дошкольного образования в развитии и воспитании детей дошкольного возраста мы видим в установлении сетевого взаимодействия, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, на наш взгляд, не в последнюю очередь зависит его качество. Мы считаем, что развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства педагогов детского сада, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии детей. Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих

принципов:

1. учета запросов общественности (родителей, детей, педагогов и работников библиотеки)

2. принятия политики детского сада социумом,

3. формирования содержания обязанностей детского сада и социума,

4. сохранения имиджа учреждения в обществе,

5. установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять культурно-образовательную среду, в которой развивается ребенок. Предметом взаимодействия и сотрудничества детского сада и социума является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

             Модель взаимодействия с социальными партнерами по приобщению детей к ЧХЛ. Социальными партнерами по приобщению детей к чтению художественной литературы стали:

• семья;

• образовательные учреждения: средняя школа № 404

• культурно-общественные учреждения:

центральная детская районная библиотека

фольклорный ансамбль "Диво" КДЦ "Ижорский" под руками. Бородулиной Е.В

книжный киоск «Роспечать»

В ДОУ разработана модель работы по ЧХЛ с семьями воспитанников и социальными партнёрами.

 Одним из важнейших направлений, в котором детский сад взаимодействует с социумом является в контексте ФГОС ДО образовательной области «Развитие речи» через восприятие художественной литературы. А центральной   структурной единицей социума в этой области является детская районная библиотека.

Для развития детской познавательной мотивации, освоения детьми общечеловеческих ценностей, формирования базиса личностной культуры мы установили тесные связи с центральной детской районной библиотекой. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие работников библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения позволяет добиться эффективного педагогического результата.

Система организации совместной деятельности ГБДОУ «Детский сад №52» с детской районной библиотекой г. Колпино, включает в себя:

· заключение договора о совместной работе

· составление плана совместной работы

· информирование родителей о проводимых мероприятиях

· активное участие родителей в запланированных мероприятиях

проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление

проблем в совместной деятельности учреждений

Сотрудничество с детской библиотекой прописано в задачах Основной образовательной Программы ГБДОУ д\с № 52.

 История вопроса

Начиная с 2005 г. сложилась система в практике работы ДОУ с библиотекой.

До 2005- Работа с библиотекой носит периодический характер

2005 год- взаимодействие с библиотекой приобретает системный характер

2006г.-заключение договора о системной работе с библиотекой

2007г- сотрудничество со школьной библиотекой и участие первоклассников в творческих мероприятиях

2008г- заключение соглашения с ансамблем «Диво» приобщению детей к устному народному творчеству. До этого периода связь ДОУ с библиотекой носила бессистемный периодический характер.

2013г. в детском саду вводится комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Экскурсии в библиотеку по текущей теме включаются в комплексно-тематический план педагога как форма совместной деятельности детей и взрослых.  

После заключения договора с центральной районной детской библиотекой мы рассматриваем Календарь на год, который составлен  Отделом  библиотечных инноваций и методической работы «ЦГДБ ИМ. А.С.ПУШКИНА» , адресованный          специалистам детских библиотек и  специалистам детских образовательных учреждений различного уровня указаны международные даты (в т.ч. принятые ООН и ЮНЕСКО

Календарь знаменательных дат и событий - 2015 содержит 750 дат:

 международные даты (в том числе принятые ООН и ЮНЕСКО);

государственные праздники РФ дни, традиционно отмечаемые в Санкт-Петербурге;

дни воинской славы и памятные даты России;

праздники и памятные даты Санкт-Петербурга; юбилеи отечественных и зарубежных писателей (в скобках приведены названия произведений); 

 юбилеи художников-иллюстраторов книг, архитекторов, художников, скульпторов, композиторов и др.
Материал расположен в прямой хронологии. Все даты приведены по новому стилю, к праздникам и памятным датам прилагается краткое резюме. В скобках после фамилии персоналии указаны названия наиболее известных литературных произведений в качестве примеров.
Календарь адресован специалистам детских учреждений культуры и образования.
Календарь сопровождают разделы: 
«Произведения-юбиляры 2015 года» и «Детские библиотеки Санкт-Петербурга - юбиляры 2015 года» (располагаются в алфавитном порядке) вынесены в конец «Календаря знаменательных дат 2014».Кстати, нашей Колпинской библиотеке в этом году исполняется 80 лет и педагоги с детьми планируют принять участие в праздновании юбилея.

 Работа с Календарем является прекрасным методическим материалом в работе педагога с детьми.

Библиотека представляет темы библиотечных занятий и бесед младшего читального зала

Мы с воспитателями отбираем подходящие для ребят дошкольного возраста темы для дальнейшей работы и составляем План работы с детской библиотекой. Где расписаны все совместные мероприятия на год. Вам представлен фрагмент плана на 2015-2016 уч. год .

В этом плане мы стараемся охватить различные формы сотрудничества с библиотекой и семьей.  Немного хочется рассказать о формах сотрудничества с родителями и библиотекой.

Формы работы с детьми в библиотеке.

Одна из самых популярных форм работы с детьми в библиотеке беседа

Беседа - рассказ (сообщение) библиотекаря на определённую тему. Различают тематические беседы, беседы о книгах. Беседа должна ставить вопросы, пробудить у ребят желание найти ответы и поддерживать интерес к теме.

Беседы бывают разные
Беседа о прочитанных книгах - разговор с детьми при возвращении книги.

Мы практикуем такую форму работы, как предварительное чтение книги автора, с чьим творчеством идем знакомиться в библиотеку. Воспитатель предварительно обсуждает с библиотекарем тему посещения.

Библиотекарь заранее продумывает вопросы. Первый вопрос должен побуждать ребёнка проявить своё отношение к книге или вспомнить наиболее понравившиеся места в ней. Завязать разговор с детьми младшего возраста помогают, например, такие вопросы: «Что тебе понравилось в книге? Когда ты особенно волновался и переживал?» Если есть возможность сравнить героев прочитанной книги, возможен такой вопрос: «Кто из героев книги тебе больше понравился и почему?». Если библиотекарь не уверен, что ребенок вступит в беседу о прочитанном, он, не дожидаясь ответа ребенка, сам делится впечатлениями о книге, тем самым вызывая ребенка на разговор.

Беседа рекомендательная - краткий рассказ о книге или о журналах, которые библиотекарь рекомендует выбрать для чтения и рассматривания. При этом библиотекарь опирается на интересы детей: мальчиков, девочек.

Вечер художественного чтения - специально организованная программа выступлений в неформальной камерной обстановке в библиотеке. Чтецы –дети со слушателями читают стихи. / «Осень в творчестве А.С. Пушкина», «Осенние мотивы в творчестве русских поэтов». «Сергей Есенин-детям» /

Воскресенье в библиотеке - комплексное мероприятие, адресованное семьям с детьми, призванное с пользой организовать культурный досуг. Носит универсальный характер, подразумевает свободный выбор темы, свободное общение, неограниченные возрастные рамки. В такой день родители и дети могут какое-то время побыть в библиотеке отдельно друг от друга.
Встреча с интересным человеком - специально организованный диалог маленьких читателей с незаурядной личностью (писателем, общественным деятелем, представителем профессии, путешествие, героем и др.), в ходе которого ведущий руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) У детей была встреча с поэтом Л.Л Фадеевой «Есть в нашем городе поэт»

Гостиная поэтическая - комплексное мероприятие, оформленное как поэтическая встреча в обстановке народного быта. Здесь уместен разговор о народной поэзии, прибаутках, частушках, былинах, колыбельных. Хозяйкой вечера может стать народная сказительница. Оформление интерьера соответствует фольклорному характеру встречи. (Святочные гуляния с Фольклорным ансамблем «Диво" КДЦ "Ижорский" под руководством Бородулиной Е.В.)

Праздники -комплексное «книжное-литературное» мероприятие, посвященное встрече Нового году, Рождеству, Дню блокады Ленинграда и др.

Традиционные персонажи таких праздников — дед Мороз, Снегурочка, сказочные персонажи. Целью такого мероприятия является привлечение внимания детей и родителей к книге и библиотеке, организация совместного культурного досуга взрослых и детей.  В этом году это были «Проказы зимушки-зимы».

 Игра - специально организованное развлечение, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Разновидности: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и тд.

Игра литературная - специально организованное развлечение, содействующее развитии литературной эрудиции детей. Популярны такие формы, как литературные загадки (угадывающие произведения и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя); викторины (занимательные вопросы по содержанию книги, развивающие память, сметливость у детей). Игры возможны в работе с читателями всех возрастных групп. Определив тему игры, библиотекарь готовит вопросы и задания. Сценарный план игры: конкурсы, викторины, подвижные и музыкальные паузы в определенной последовательности. Оформление библиотечного помещения предполагает: книжную выставку рисунки, поделки, карты, схемы, отзывы, сообщения ребят.

О формах работы с семьей

  •  Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ:
  • Встречи с интересными людьми: детскими поэтами, библиотекарем и др.).
  • Тематические музыкально-литературные гостиные («Унылая пора – очей очарованье», «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» и др.),
  • Семейные проекты («Читаем Пушкина», Акция «Подари ребенку книгу», праздник «А ну-ка, бабушки!»).
  • Маршруты выходного дня (детский театр, библиотека, посещение книжного магазина).
  • Психолого-педагогическое просвещение через организацию активных форм взаимодействия:
  • анкетирование, опросы.
  • консультации:

      «Роль книги в жизни ребенка»

       «Как приучить ребенка к чтению книг»

  • Рекомендации:

«Условия, которые помогут ребенку научиться читать»

«Как правильно подходить к выбору книг для детей»

«Как собирать детскую библиотеку»

«Книги для домашнего чтения»

                         В ДОУ организовано и методическое сопровождение работы с социумом:

Работа с педагогами:

  • Анализ работы воспитателей в группе и оказание помощи при затруднениях, связанных с восприятием художественной литературы;
  • Разработка рекомендаций по организации посещения библиотеки с учетом стиля работы воспитателя и индивидуальных особенностей детей;
  • Разработка рекомендаций по работе в библиотеке;
  • Проведение практических тренингов для педагогов ГБДОУ по соблюдению правил безопасности детьми при организации экскурсии в библиотеку.

Работа с родителями

  • консультирование родителей по вопросам домашнего чтения;
  • рекомендации по вопросам обучения чтению старших дошкольников
  • участие в родительских собраниях, информирование родителей о посещениях библиотеки, мероприятиях, организуемых в ДОУ и библиотеке
  • проведение книжных выставок…
  • анкетирование родителей по вопросам домашнего чтения
  • ширмы, папки – передвижки по проблемам детского чтения
  • тематические встречи с родителями с обсуждением проблем детского чтения
  • совместные мероприятия:

«Книжкина неделя»

 Акция «Подари ребенку книгу»

С сотрудниками и методистом ЦРБ и участниками ансамбля-

  • беседа;
  • обсуждение подбор материала и т.п.;
  • обмен мнением по ключевым моментам культурного развития детей дошкольного возраста;
  • обмен фото и видео материалами и литературой

Задачи воспитателям:

  •  Ежедневно читать детям определенную программой литературу;
  • Стараться увлечь чтением, используя мимику, жесты, изменения тембра голоса;
  • Во время чтения способствовать созданию выразительных образов и действующих лиц;
  • Организовать библиотеку, в которой можно брать книги для чтения детям дома; Прививать детям привычку бережно обращаться с книгой
  • Поддерживать стремление детей посещать библиотеку
  • Информировать родителей о том, что читали детям в детском саду
  • Показывать родителям ценность домашнего чтения
  • Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения
  • привлекать родителей к мероприятиям, направленным на активное познание литературного наследия
  • Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой
    Родителям:
  • относиться к чтению как к серьезному и важному занятию с детьми;
  • организовать домашнюю библиотеку, в которой должны быть книги для чтения детям дома
  • создавать условия для слушания, не отвлекать ребенка;
  •  читать выразительно, вызывая у ребенка интерес к чтению;
  • обсуждать прослушанное, рассматривать иллюстрации.

На последних слайдах вниманию аудитории представлены иллюстрации различных форм работы с социальными партнерами:

  • Веселые стихи. Литературный праздник по творчеству С.Я. Маршака и К.И.Чуковского
  • Работа с родителями и библиотекой, посвященная Дню памяти А.С. Пушкина
  • Вечер досуга по произведениям А.С. Пушкина в подготовительной группе;
  • Материалы газеты «Наши будни и праздники» ко Дню рождения Павла Петровича Бажова с просмотром презентации «Колдун уральский бородатый»
  • «В гостях у Винни-Пуха» Ко Дню рождения Милна Адам Александра.
  • Открытый показ «Уроки вежливости» по мотивам сказки Милна А.А. «Винни Пух и все-все-все…»

Чтение детям художественной литературы должно быть ежедневным и не только в саду, но и дома.

Регулярное чтение каждый день по 20 минут должно войти в привычку, стать обычаем, ритуалом жизни семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты образовательной деятельности детского сада за 2010-2011 учебный год

Презентация содержит краткий отчёт о результатах работы детского сада за 2010-2011 учебный год. Презентация была представлена на Августовском совещании работников образования Осинского муниципа...

Применение здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности детского сада

Сказкотерапия - очень интересный вид здоровьесберегающих технологий. Это «лечение» сказкой, которое используется для повышения внимания детей, развития эмоциональной отзывчивости, воображения, фантази...

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности детского сада

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков,                             ...

ПРИКАЗ от 30.08.2016 № 268 «О внесении изменений в приказ от 29.08.2016 №266 «О назначении ответственных за выполнение плана преемственности детского сада с социальными партнерами на 2016-2017 учебный год»

laquo;О внесении изменений в приказ от 29.08.2016 №266 «О назначении ответственных за выполнение плана преемственности детского сада с социальными партнерами на 2016-2017 учебный год»...

Взаимодействие семьи и детского сада как социальных партнеров в воспитании детей

Актуальность проблемы социального партнерства семьи и детского сада не вызывает сомнений, так как эти социальные институты закладывают основу развития ребенка, определяют вектор его социализации....