План кружка "Родной край"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Ровнейко Анна Алексеевна

Разработали программу кружка "Мой родной Башкортостан" с целью привить любовь к родному краю, развить чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой родной Башкортостан25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29

 Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Программа кружка «Мой родной край» 

   Воспитатели: Ровнейко А.А.

Егорова Э.Р.

Уфа, 2015

Пояснительная записка

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у дошкольников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я -моя страна - мой мир».

Именно в старшем дошкольном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Рабочая программа кружка «Мой родной край» составлена на основе примерной программы внеобразовательной деятельности, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, курса по краеведению "Народная культура и традиции", В.Н. Косарева.

Программа обучения рассчитана на старший дошкольников возраст. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края, города, района.

Цель курса. 
— формирование у детей целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство  духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Республики Башкортостан.

Основные принципы, положенные в основу программы:— принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;— принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя  и ребенка;— научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;— систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:— словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.— наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;— практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи , практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм.

Место кружка в учебном плане.

Согласно учебному плану МБДОУ Детский сад №29 занятия кружка «Мой родной край» проводятся один раз в неделю по 30 минут. Программа рассчитана на 33 учебные недели.

Содержание программы

1. Вводная беседа - 30 минут

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину.

2. Мой дом, моя семья - 5ч.

Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития города.

Семейный альбом

Практические занятия:

1. Конкурс презентаций “Моя родословная”, “Моя группа – вторая семья»”

2. Сбор и обобщение материала об истории города через историю семьи.

3. Герб семьи. Эмблема группа.

3 . «Малая родина»- 5 часов

Моя детский сад, моя группа , мои воспитатели

Мой дом, моя улица.

История детского сада

4. Начальные навыки туризма - 1,5 ч.

Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно

Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.

Умей оказать первую медицинскую помощь

Умей ориентироваться по приметам, карте и компасу

Что должен помнить турист

Правила техники безопасности

Практические занятия:

1. Поход в березовую рощу.

5. Охрана природы – 2 ч.

Растительность нашего края

Лекарственные растения, произрастающие в нашей местности

Съедобные и ядовитые грибы и растения

Животный мир нашей местности

Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Проект «Наша экологическая тропа»

6. Поиск - 2,5ч.

Война – глазами очевидцев

Практические занятия:

Оформление альбомов, стендов, краеведческих уголков.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.

Тематическое планирование кружка «Мой родной край»

Раздел 1. «Моя родословная»

1

Введение в краеведение.

Беседа, просмотр презентации

Рассказать детям о краеведении, ее целях и задачах, поговорить о технике безопасности на занятиях, просмотр презентации "Уфа".

2

Имя твое

Беседа

Побеседовать с детьми об именах, рассказать откуда произошли их имена.

3

Фамилия, герб семьи

Беседа, рисование

Обсудить с детьми фамилии, нарисовать герб своей семьи.

4

Моя семья. Семейные традиции

Беседа

Обсудить с детьми их семейный досуг, рассказать о том, что такое родословная

5

Моя семья. Семейные традиции

Беседа, рисование

Поговорить с детьми о том, кем работают их родители, отобразить их в рисунке.

6

Семейные гербы

Беседа

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана.

7

Семейные гербы

Беседа, рисование

Познакомить детей со знаменитыми гербами России и Башкортостана, нарисовать герб своей семьи.

8

Летопись Семьи

Беседа

Рассказать детям о том, что такое летопись семьи, для чего ее ведут.

9

Летопись семьи. Генеалогическое древо

Беседа, рисование

Рассказать детям о генеалогическом древе, нарисовать генеалогическое древо своей семьи.

10

Биография моей семьи. История моей семьи- история моего города.

Беседа

Обсудить с детьми историю возникновения своей фамилии, своей семьи.

Раздел 2 «Малая родина»

11

Мой детский сад- мой дом.

Беседа

Обсудить с детьми режим в детском саду, нравится ли им ходить в детский сад.

12

Мой детский сад. Конкурс рисунков о детском саде.

 Беседа, рисование

Продолжать знакомить детей с детским садом, рассказать им о работниках детского сада.

13

Воспитатели детского сада

Беседа

Рассказать детям о труде воспитателя.

14

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

15

Мой край на карте Родины

Беседа

Составление небольших рассказов о своей малой родине.

16

Экскурсия по памятным местам города.

Экскурсия.

Изучить историю города Уфа, прививать любовь к родному городу.

17

Экскурсия по памятным местам города.

Экскурсия.

Изучить историю города Уфа, прививать любовь к родному городу

18

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа

Составление небольших рассказов о своем дворе

19

Мой двор, моя улица. За что люблю.

Беседа, рисование

Составление небольших рассказов о своем дворе, нарисовать родную улицу.

20

Улицы города

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц города.

21

Улицы города

Беседа, поиск

Сбор информации о названиях улиц города.

Раздел 3 « Начальные навыки туризма»

22

Туристское снаряжение. Ориентирование по приметам, карте , компасу. Практическая работа: укладывание рюкзака

Беседа, практическая работа

Рассказать детям о походах, о туризме, о том, что необходимо брать с собой в поход.

23

Гигиена туриста. Правила техники безопасности.

Беседа

Рассказать детям о правилах безопасности в походах, рассказать о правилах доврачебной помощи.

24

Инструктаж по технике безопасности в лесу, горах, около воды

Беседа

Обсудить с детьми правила поведения в лесу, в горах, около воды.

Раздел 4 «Охрана природы»

25

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа, экскурсия

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

26

Растительность нашего края. Экскурсия

Беседа, экскурсия

Сбор информации о лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности. Рассказать детям о съедобных и ядовитых грибах.

27

Животный мир нашей местности.

Беседа

Сбор информации о животных Башкортостана.

28

Красная книга родного края.

Беседа

Обсудить с детьми о вымирающих животных нашего края, о редких растениях нашего края.

Раздел 5 « Поиск»

29

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа

Рассматривание фотоматериалов, записей.

30

Наш край в годы Великой Отечественной войны 

Беседа

Рассматривание фотоматериалов, записей.

31

Мы Победили!

Конкурс рисунков

Предложить детям нарисовать День Великой Победы.

32

Герб Башкортостана, Герб Уфы

Беседа, рисование

Рассмотреть герб Республики, герб города, предложить детям нарисовать их.

33

Фотовыставка “Процветай, мой Башкортостан!"

Беседа, выставка

Сбор фотографий с видами города. Организация выставки. Показ выставки подготовительной группе и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края , открывающая благодаря сказке, фантазии ,творчеству - это источник любви к Родине . Понимание и чу...

План работы по самоабразованию воспитателя старшей группы Богдановой Т.В. "Ставропольский край -это край необычайных природных контрастов"

"Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии , творчеству - это источник любви к Родине....

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Комплексно-тематический план. Тема: «Край родной, навек любимый». Подготовительная группа.

Создание  условий для гражданско- патриотического воспитания дошкольника, приобщение к истории и  культуры родного края....

Примерный план реализации творческого проекта: «Край ты мой, родимый край!»

Примерный план реализации творческого проекта: «Край ты мой, родимый край!»...