"Использование ресурсов мини-музея в детском саду по привитию у детей любви к культуре родного края"
консультация на тему

Никитина Александра Афанасьева

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_muzey.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин

Использование ресурсов мини-музея в детском саду по привитию у детей любви к культуре родного края

(Консультация для воспитателей)

                                                                                                                     Составила и провела

Никитина А.А.

Октябрь 2015г.

      Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, и его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он  отличается от традиционных «больших» музеев, с другой – отражает особенности этих учреждений культуры.

    Слово «музей» происходит от слова «муза». В древнегреческой  мифологии музы – дочери бога Зевса, покровительница наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей – это храм муз.

     Развитие химии, в частности открытые растворов, обладающих сохраняющими свойствами, позволяли создавать и необыкновенные коллекции анатомического характера. Одна из таких коллекций в Кунсткамере г.Санкт-Петербурга. Это первый отечественный музей, созданный по личной инициативе Петра 1 в 1714году.

     Одним из самых больших и известных художественных музеев в мире является государственный Эрмитаж (г.Санкт- Петербург). Самый маленький музей мира находится в Литве, в деревне Биетай. Он размещается в дупле старого дуба. В числе экспонатов музея – кости мамонта, древнее оружие, рыцарские панцири, коллекция старинных монет  и даже библиотека из 200 книг.

      В современном музееведении существует такое понятие, как «детский музей».

      Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А.У.Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет - значит действовать с ним").

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы,

проведение досугов и праздников. Мини-музей - это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

        В детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами, народными умельцами. Чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. Перед педагогами дошкольного учреждения стоит задача ориентировать ребенка на эстетическое восприятие целостной картины мира.

         Поэтому в нашем саду был создан и постоянно пополняется музей Чувашского быта»   Он относится к фольклорным мини-музеям, однако его можно считать и комплексным мини-музеем, так как с его помощью дети знакомятся не только с бытом чувашского народа, с его обычаями, традициями, но и с чувашской литературой, народным искусством, историей.

     Если в геологическом мини-музее собраны камни, а в фольклорном музее представлены экспонаты. Которые помогают понять фольклор и представить условия, в которых он рождался. То есть фольклорный мини-музей может рассматриваться пак своеобразная иллюстрация к национальному фольклору. Он создает особую среду для знакомства детей с устным народным творчеством. Это крайне важно, так как у современных дошкольников нередко возникают трудности в понимании загадок, поговорок , закличек и других жанров фольклора. Во многих сказках упоминается веретено, прялка и другие предметы крестьянского быта, которые уже давно исчезли из нашей жизни.  

  Фольклорный музей - одно из средств развития эмоционально – чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Ребенок осознает понятия «прошлое», «настоящее» время, он ощущает себя в потоке времени продолжателем дела предков, приобщается к таланту и мастерству многих поколений и бережно относится ко всему тому, что они создали и оставили. Это способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности.

Поэтому создавая музей «Предметы чувашского быта»» мы преследовали следующие цели:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к истории своего народа, желание узнавать новое о его прошлом. Воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу (своим предкам и современникам), развивать патриотические чувства.
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских и чувашских народных традиций.
  3. Познакомить детей с бытом людей в старину. А также расширить и закрепить уже имеющиеся у детей знания о быте чувашского и русского  народа, о предметах, которые окружали людей в старину.
  4. Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира.
  5. Ориентировать семьи воспитанников на духовно – нравственное воспитание детей. Способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада.

    Находить и развивать новые формы сотрудничества с родителями, способствовать формированию устойчивых детско-родительских интересов. Развивать интерес к музеям, выставкам, экскурсиям.

    Экспонаты фольклорного мини-музея могут быть использованы на музыкальных, логопедических занятиях, занятиях по экологии. Ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изобразительному искусству.

     Музыкальное занятие приобретает для детей особое значение, если они наденут национальные костюмы или послушают народные песни , станцуют народный танец. Колыбельную песню можно исполнить, качая малыша в люльке.

    На занятиях по ознакомлению с природой, экологии дошкольники узнают о том, какие природные материалы наши предки использовали в быту, как они сохранили природу; рассматривают спилы деревьев, бересту и изделия из нее. Слушают песни и загадки  о природе, находят в  узорах на одежде, головной повязке «Масмак» «Сурбан». Педагог может рассказать, из чего сделаны лапти, и даже предложит рассмотреть, примерить их. Уместным окажется и разговор о лекарственных растениях, ведь именно в старину изучали их свойства.

На занятиях по изобразительной деятельности педагог показывает различные картины, на которых  изображены люди в национальных костюмах, предметы быта, одежду, которые  иногда можно надеть и поиграть с ними. Здесь же дети знакомятся с чувашским декоративно- прикладным искусством. Рисуют чувашские национальные узоры и их элементы.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром дошкольники знакомятся с историей предметов, которые мы сейчас используем в быту (старинная посуда, мебель, одежда, плетеные изделия), с особенностями жизни людей предыдущих поколений,  с различными ремеслами

     На занятиях по развитию речи дети слушают и сочиняют загадки и сказки о предметах, которые находятся в мини-музее. Знакомятся с предметами, которые упоминаются в сказках, но теперь отсутствуют в нашей жизни. Можно прочитать детям сказку и предложить самостоятельно найти в мини-музее те предметы, которые в ней упоминаются. Педагог может предложить детям угадывать предметы по описанию или самим составлять описания разных предметов.

    Учитывая возрастные особенности детей, в мини-музее проводятся не только полноценные занятия, но и небольшие беседы-пятиминутки. Так как ребенок младшего дошкольного возраста не способен длительное время, сосредоточив внимание, усидеть или устоять на одном месте.

    Вот некоторые темы занятий и экскурсий: «Ознакомление с предметами чувашского быта», «Расскажи сказку по рисункам», «Хлеб - всему голова», «Мудрые пословицы», «Чувашские народные узоры», «Деревянные предметы », «Чувашский национальный костюм», «Путешествие в прошлое утюга», «Игры наших предков», «Прялка и веретено», «Колыбельные песни»,  «В гости к бабушке Матрене», «Вышивка – главное богатство чувашского народа»

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что перед дошкольной педагогикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, к природе и животным, любви к национальной культуре. Формирование личности ребенка, определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. Огромную помощь в этом процессе могут оказать технологии музейной педагогики, сделав процесс формирования личности ребенка эффективным и результативным для педагога и увлекательным и занимательным для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края

В статье описано значение планомерной и систематичной работы с семьёй, а также различные направления совместной работы педагогов и родителей для приобщения детей к культуре родного края....

Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада

                                        (из опыта работы) воспитатель высшей квалификаци...

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Организация мини-музея в группе детского сада»

Цель: актуализация знаний педагогов по теме «музейная педагогика».Задачи:1.                 уточнить представления ...

Консультация для воспитателей "Использование ресурсов мини-музея ДОУ по привитию у детей любви к культуре родного края"

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромн...

Организация мини-музея в группе детского сада

Создание мини-музея "Чудо-дерево" предполагает: знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни человека. Знакомство с декорат...

Консультация для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада"

      В материале консультации для педагогов ДОО "Создание и использование мини-музея в группе детского сада" даны рекомендации по организации мини-музея посвященному о...