Методическое пособие на тему:Формы и содержание этнокультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях.
методическая разработка на тему

Миронова Лариса Ильинична

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и содержание этнокультурного образования в дошкольных образовательных учреждениях.

 

План: 

Введение

1 Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста

2 Социальное развитие дошкольников  в процессе приобщения их

 к народным традициям

3 Мордовский фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры

Заключение

Приложение

Список литературы

                                                Введение

   Национально-региональный компонент дошкольных учреждений  

Республики Мордовия предусматривает:

- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством мордовского народа;

- ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством Мордовии;

- ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики, с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Мордовии;

- обучение мордовским ( мокша, эрзя ) языкам.

    Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

На современном этапе одно из важных направлений работы в детском саду - познавательное развитие детей. В любой образовательной программе это направление представлено суммой мероприятий. Но мы должны не только выполнить описанные в методике мероприятия, но и обогатить их региональными особенностями.

   Какую информацию по ознакомлению детей с историей Мордовии, природно-климатическими условиями родного края, этническими особенностями края и города необходимо дать детям дошкольного возраста?

Мы можем дать детям любую информацию о родном крае, но она должна быть доступна для данного возраста, ею хорошо должен владеть педагог и последовательность информации такова:

семья - детский сад - город - республика - традиции народов

   Первое знакомство со своей малой Родиной начать с составления родословной своей семьи, в этом активно могут принять участие родители воспитанников.

Знакомя детей с городом, в котором они родились и живут, необходимо дать расшифровку его названия, познакомить с историей возникновения и развития, достопримечательностями и промышленностью города. При знакомстве с микрорайоном, целесообразно остановиться не только на культурных и промышленных объектах, но и рассмотреть названия улиц, особенно связанных с историей родного края. Воспитатели могут совместно с детьми изготовить карты, схемы, макеты улиц, по которым мы ходим.

Рузаевка - город железнодорожников, крупный железнодорожный узел, поэтому детям необходимо предоставить сведения по истории железной дороги, предприятиях ж. д. транспорта.

   Воспитывая чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ, рекомендуется педагогам  познакомить детей с именами знаменитых земляков, уроженцев родного города, которые внесли определенный вклад в развитие мордовской культуры, образования, искусства.

В Рузаевке и Рузаевском районе родились известный русский поэт А. И. Полежаев, классик татарской литературы Шариф Камал, певица Мария Антонова, певица Александра Куликова, поэт А. И. Слезавин, писатели Л. Ф. Макулов, А. Соболевский, ученый - гидрограф Д. А. Алашеев (его именем назван залив у берегов Антарктиды ), разведчик И. А. Чичаев, Герои Советского Союза А. Н. Корнилаев, Ф. П. Сурков, А. П. Рубцов.

   Необходимо дать дошкольникам элементарные историко - географические представления о мордовском крае. Рекомендуется сообщить детям сведения об особенностях климата лесостепной зоны: достаточно теплое лето и холодная зима. Отметить, что по территории республики протекает множество рек ( крупнейшими являются Мокша и Сура ), имеются большие и малые озера. Черноземные поля чередуются с широкими лугами, березовые рощи соседствуют с сосновыми борами и смешанными лесами. Свыше тысячи видов только высших растений насчитывает флора Мордовии, сюда следует прибавить сотни видов грибов, лишайников, мхов.

Необходимо познакомить детей с разнообразием животного мира мор-довского края, где обитают лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, белки, хомяки, тушканчики, бобры. Изредка встречаются бурый медведь, лесная куница, барсук, норка, выдра. Всего около 60 видов млекопитающих, свыше 200 видов птиц.

 Углубляя представления о родном крае, детям даются элементарные  сведения о республике, в которой они проживают: доступно объяснить, почему республика называется Мордовия, связать название республики с мордовским народом, который издавна проживает на этой территории (исторические сведения), познакомить детей с геральдикой и символикой Мордовии, дать элементарные сведения о государственной власти. Дети должны знать название столицы республики - Саранск, некоторые достопримечательности города.

Информация об известных людях республики: художниках, писателях, композиторах, героях войны и т. д. доносится до детей на занятиях, в процессе чтения художественной и познавательной литературы, рассказов и бесед педагогов, на встречах с интересными людьми.

педагоги  дошкольного  учреждения использют в работе календарь социокультурных дат, который  дополнен датами мордовского календаря.

Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческих музеев, выставок, экскурсии по городу, заочные экскурсии по городам и селам Мордовии.

Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально  проведение  национальных,  в  том  числе,   мордовских праздников.

Приобщение к национальным традициям как условие формирования этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста

В настоящее время обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как увеличение числа этнически смешанных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обусловливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.

Социально-нравственное развитие личности ребенка выделяется как первостепенный приоритет в образовании, важнейший индикатор его качества.

Дошкольный возраст является сенситивным, исключительно важным в плане социально-нравственного становления человека, воспитания у него этнической компетентности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и, в значительной мере определяют последующий путь жизни.

В практике дошкольного образования накоплен определённый опыт организации воспитательной работы с использованием народных традиций, материалов и богатств народной педагогики.

Анализ культурно-социологической, психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что быть этнокультурно компетентным — это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой [1]. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение ребенка-дошкольника изначально в родную для него, а затем и иные культуры. Данный процесс у старших дошкольников по своей сути является частью его социально-нравственного развития. Он непрерывен в течение всей жизни человека, очень динамичен, важен и качественно своеобразен в дошкольном возрасте. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он чувствует в определенные моменты, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

Таким образом, этнокультурная компетентность предполагает готовность ребенка к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие  в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении игровых, учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность.

В современных психолого-педагогических исследованиях достаточно часто поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, национальным традициям. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Отметим, что национальная традиция возникает как естественно-исторический механизм воспроизводства и регуляции системы социальной жизнедеятельности людей в их генезисе, а ее функционирование обеспечивает стабилизацию сложившихся форм общественной жизни, и соответственно может быть рассмотрена как один из элементов преемственной связи между различными стадиями развития культуры, а в индивидуальном плане  – одно из средств социализации.

Формирование этнокультурной компетентности у дошкольника разворачивается в системе социальных институтов, в которой кристаллизована совокупность разнообразных социальных связей. К таким институтам нужно отнести: семью, дошкольное образовательное учреждение, средства массовой информации, церковь, различные государственные учреждения.

Для определения организационно-методических, психолого-педагогических средств, методов и условий формирования этнокультурной компетентности у ребенка в процессе приобщения к национальным традициям в образовательном процессе дошкольного учреждения важно выделить обобщенные критерии и показатели сформированности этнокультурной компетентности у детей, позволяющие управлять этим процессом и оценивать эффективность его протекания. Каждый критерий раскрывается посредством необходимых эмпирических показателей: мотивационный (сформированность мотива к участию в новых этнокультурных отношениях, потребности к общению в многонациональных группах детей и взрослых, направленности на понимание своеобразия родной  и иных культур, признание их самоценности); когнитивный (знания о родной и других культурах); деятельностный (актуализация социально-нравственного опыта в значимой для ребенка деятельности, наличие адекватности поведения в многонациональном поведении, умение переносить приобретенный опыт в жизнь, уважительно относиться к родной и иным культурам).

Приобщение детей к искусству, ремеслу и традициям народа имеет большое значение для формирования этнокультурной компетентности, а также эстетического, нравственного, трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Важным средством приобщения детей к национальным традициям, является детская художественная литература. Влияние художественной литературы на приобщение дошкольников к национальным традициям разных народов значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. На это следует обращать внимание при изучении средств межнационального общения.

Педагогу необходим продуманный отбор и умелое преподавание выбранного материала (выразительное чтение, музыкальное исполнение), а также организация такой деятельности детей (игры–драматизации, рисование, музыкальное и поэтическое творчество), в которой они активно воспроизводят увиденное и услышанное. В результате проведенной таким образом работы у детей развивается эмоциональная отзывчивость, способность проникаться сочувствием к судьбе героев. Такое построение работы созвучно закономерностям и специфики социального развития детей старшего дошкольного возраста, а, следовательно, наиболее эффективно.

В обогащении социально-нравственного опыта старших дошкольников в процессе приобщения к национальным традициям одним из наиболее эффективных средств является декоративно-прикладное искусство. Особенно ценным представляется богатейшее наследие мордовских мастеров, запечатлевших в своих произведениях многовековые традиции мордовского народа.

Другим средством воспитания этнокультурной компетентности у старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям является народная игра. Сюжетно–ролевые игры позволяют закреплять нравственные представления, чувства, качества, которые формируются на занятиях и в повседневной жизни.

Иными словами, ознакомление с народной сказкой, прикладным искусством будет эффективнее, если оно будет организовано в игровой форме, при этом сами игры могут быть отобраны из сокровищницы народной педагогики. Необходимо отобрать подлинные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступны восприятию детей, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

Один из ведущих методов – наглядный. Наблюдение и обследование игрушек, рассматривание узоров, орнаментов – основа успешной работы по ознакомлению с народным творчеством. Методы приобщения детей к народным традициям включают в себя игровые, эвристические, диалогово-игровые, проблемно-поисковые.

Важно отметить, что в последнее время проблематика формирования этнокультурной компетентности, приобщения к национальным традициям  актуальна и рассматривается как уникальная комплексная система, заключающая в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социокультурного опыта. Однако остаются аспекты проблемы, требующие дополнительной разработки.

Социальное развитие дошкольников  в процессе приобщения их к народным традициям

Старший дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир. Социокультурная реальность выступает для старшего дошкольника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социального опыта. Однако движущей силой социального развития ребенка является не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым.

Поэтому задача социального опыта старшего дошкольника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

Народное творчество является важным средством социального развития старших дошкольников. В процессе овладения социальным опытом детей приобщение их к народным традициям осуществляется более эффективно в художественной, творческой деятельности, в целостном педагогическом процессе, где в качестве основных средств выступают народное декоративно-прикладное искусство, взаимодействие со сказкой и народной игрой. При этом готовность педагогов в ДОУ  реализации принципа народности выступает основным условием эффективности социального развития старших дошкольников в процессе приобщения их к народному творчеству.

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л.С.Выготский), подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В.Т.Кудрявцев). Смысл успешного социального развития может быть представлен именно в творческой социализации и индивидуализации, в сотворении человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социального бытия. В процессе приобщения к культуре как совокупности материальных и духовных ценностей важно не только и не столько познание и усвоение «готовых» знаний, умений и навыков, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность сотворения культуры.

Итак, процесс освоения социального опыта ребенком старшего дошкольного возраста явление многомерное, динамичное и качественно своеобразное, разворачивающиеся в трех основных сферах: деятельности, общении, самосознании. Целенаправленное педагогическое руководство, создание благоприятных психолого-педагогических условий может выступать эффективным средством социального развития старших дошкольников.

Народное творчество – художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа, создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство выступают как средство обогащения социального опыта старших дошкольников.

Жанры как устного, так и музыкального народного творчества доступны восприятию детей старшего дошкольного возраста.  Они, выступая носителем духовной культуры, накопленной усилиями наших предков, способствует развитию у детей гуманности. Яркие необычные сюжеты и образы, необычный язык изложения произведений народного творчества, красота музыкальных интонаций оказывают воспитательное влияние на детей. Обращаясь к произведениям народного творчества, дети как бы проживают ситуации, описываемые в этих произведениях. Перевоплощаются в полюбившихся героев и переживают чувства, которые владеют персонажами фольклорных жанров.

В настоящее время в дошкольной педагогике актуализировались проблемы использования народной сказки как культурно-педагогического феномена в социальном развитии дошкольника. В работах В.В.Давыдова, А.В.Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания народных сказок, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений. Народные сказки в значительной степени воздействуют на эмоциональную сферу.

В процесс знакомства с произведениями мордовского декоративно-прикладного искусства входят: мордовская игрушка, вышивка, традиционная гончарная и деревянная посуда, народный костюм и его элементы; знакомство детей с мастерами из с.Подлесная Тавла; с живописью художников Мордовии.

Другим средством социального развития старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям является народная игра- феномен традиционной культуры.

Народная игра – это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным и другими.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания. Она может стать и становится средством воспитания дружеских чувств к людям разных национальностей, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Развивают интерес к людям своего народа и другой национальности постоянные сообщения об их жизни, труду, искусстве. Систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений» (Д.Б.Эльконин)

В дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия педагоги используют программу «Валдоня» для ознакомления детей с малыми фольклорными жанрами и декоративно-прикладным искусством. Она направлена на решение задач речевого, познавательного развития, формирования основ эстетической культуры личности дошкольника.

В данной программе дети пятого года жизни овладевают знаниями о мордовской народной пластике и вышивке. Знакомятся со сложными техническими приемами изготовления изделий. Педагог развивает у детей интерес к произведениям мордовского прикладного искусства, а также их эмоциональную отзывчивость.

Расширяя кругозор детей, педагог дает им новые знания об изделиях, изготовленных на территории Мордовии, о народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества.

Знакомя детей  с мордовской игрушкой, педагог показывает образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида прикладного искусства. Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по лепке, где учитываются пластика формы, характерные особенности. Способы исполнения. Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются.

Детей знакомят с произведениями мордовского скульптора С.Д.Эрьзи, с произведениями  живописи мордовских художников.

В существующих в республике Мордовия программах рекомендовано начинать работу по приобщению к народным традициям, во-первых, с оформления дошкольного учреждения элементами народной культуры, прикладного искусства; во-вторых, с обязательного знакомства детей элементами национальной культуры; в-третьих, в целях интернационального воспитания сочетать знакомство национальной культуры с образцами культуры других народностей, проживающих в данной республике, а также в других регионах России; в-четвертых, в систему непрерывного образования педагогических кадров ввести обязательное изучение родной истории и культуры; в-пятых, в республиканских, городских, районных методических кабинетах по дошкольному воспитанию организовать выставки-передвижки, освещающие вопросы национальной культуры и истории. Постоянно обогащать эти композиции, предложить художественным промыслам, фабрике декоративно-прикладного искусства, обогатить ассортимент детских товаров на основе национальных мордовских мотивов.

Условия социального развития старших дошкольников в процессе приобщения к народным традициям в образовательном процессе ДОУ выделяются три группы условий эффективного приобщения детей к народным традициям: во-первых, условия, учитывающие возрастные психологические и анатомо-физиологические особенности дошкольников, их возможности в художественно-творческой деятельности; во-вторых, организационно-методические условия, включающие методическое и организационное обеспечение знаний; в-третьих, учет влияния социально-педагогической среды.

          Мордовский фольклор как средство приобщения        

дошкольников к истокам народной культуры

 Мордовский фольклор - ценнейшая часть национальной культуры. На протяжении веков создавалась и передавалась из поколения в поколение разнообразные фольклорные жанры, запечатлевшие в высокохудожественных образах широкую панораму народной жизни, духовное богатство мокши и эрзи. Отрадно, что фольклорная традиция здравствует и поныне.

   Эрзянские и мокшанские мелодии, инструментальные наигрыши звучат на свадьбах, молодёжных вечерах, во время полевых и домашних сельскохозяйственных работ, общественных и семейных праздников, просто в минуты радости, отдыха или печали.

   Сравнительно высокий уровень сохранности мордовского фольклора наблюдается в настоящее время на обширной территории этнического расселения мокши и эрзи не только в Мордовии, но и в Татарии, Чувашии, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Челябинской областях и далее в Армении. Иначе говоря, люди в селе стараются сберечь, сохранить родные языки, обряды, обычаи, праздники, песни – как впрочем  и другие элементы национальной культуры: старые ремёсла, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство, национальные костюмы.

    Моральный долг наших современников, а том числе и нас работников дошкольных учреждений - в этом многотрудном и благородном деле не забыть, не растерять народно-художественные ценности, сделать их достоянием личности и общества.

   Наш детский сад многонациональный, но в основном его посещают русские дети. Поэтому при подготовке праздников, занятий  я расчитываю на детей русской национальности,  но обязательно использую лучшие образцы мордовского музыкального искусства.

   Грамотно подобрать национальный музыкальный материал - задача далеко непростая.

  При подборе мордовского музыкального материала, мы руководствуемся определёнными представлениями о национальном музыкальном стиле. Поэтому в педагогических целях выделяем и акцентируем наиболее типичные и характерные черты мокшанской и эрзянской песенности в общемордовском значении.

   - Это первое. Второе - учитываем некоторые особенности музыкального мышления, различающие эти культуры, составляющие их своеобразие и являющиеся показателями самобытности народного музыкального искусства мордвы в целом. Мордовская музыка /народная и композиторская/ развивалась не в условия этнической изоляции... На её формировании сказались влияние и процессы взаимодействия с русским народным творчеством, с музыкальной культурой русского народа.

    Подбирая национальный музыкальный репертуар для дошкольников с позиции взаимодействия национального и интернационального в мордовской музыке, мы учитываем то общее, что свойственно музыкальным культурам мордовского и русского народов, а такие различия, составляющие специфику мокшанской и эрзянской.  

   Роль дошкольных учреждений в атом очень велика. Ещё до революции известный педагог С. Миропольский писал: “Народная песня есть носительница живых индивидуальных основ воспитания. Она служит незаменимым средством образования, здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться…”

   Учитывая, что в нашем детском саду много русских детей, мы вводим музыкальный национальный материал “в порядке замены, а не дополнения. Не нарушая тематики занятия, меняем то или иное музыкальное произведение на образец мордовской музыки. Например, вместо русской народной песенки Уж как шло мила” предлагается песенка про кошечку /Вой катоня, катоня/ или вместо "Колыбельной В. Гладкова включаем пьесу того же жанра мордовского композитора Г. Вдовина. Задача эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. Речь идёт не только о соотвествии произведений. Трудность ещё в том, чтобы органично и оптимально ввести систематизированный национальный материал в систему музыкально-эстетического воспитания в дошкольном учреждении.

   Имея в запасе общеобразовательный материал народного музыкального творчества было бы крайне не расчетливо им не воспользоваться на пользу дела и познаний мордовских национальных традиций, и искусства мордовского народа, народного музыкального фольклора.

  Дети, как правило, любят музыку и фольклор. Фольклор для дошкольников - особая сфера деятельности, где можно проявить свою индивидуальность, инициативу и самостоятельность* творчество и эмоциональность, воображение и фантазию. И ещё здесь можно петь и танцевать, двигаться и жестикулировать, играть на музыкальных инструментах, представлять театр, а также сочинять, импровизировать, размышлять, словом через фольклорные действия участвовать в жизни, думать, творить и волноваться.

   Таковы художественно-эстетические и познавательно-воспитательные возможности фольклора в целом и мордовского в частности. Главное очень важно на практике воспользоваться им - фольклором - в целях музыкально-эстетического воспитания дошкольников средствами национального искусства. Отсюда мордовская национальная музыка должна звучать как можно чаще. Отсюда - особо значительную роль следует отвести освоению детского фольклора.

    Чем он примечателен?

  В первую очередь, его отличает большое разнообразие жанров /словесных и музыкальных/ тематики и музыкальных стилей/. А произведения подобного рода содержательные, высокохудожественны, лаконичны и легко доступны для музыкального восприятия и вокального исполнения. Без них первоначальная школа эмоционального, нравственного, социального опытов - первые сведения об окружающем мире, природе, людях, их жизни, труде, взаимоотношениях.

   Во-вторых, фольклорные произведения для детей нравоучительны. Они проникнуты духом народной педагогики. В них явственно сформировались народные понятия о морали, добре, зле, верности, справедливости, правде. Они воспитывают уважение к труду, родителям и старшим, любить свой край, родную природу, защищать все прекрасное.

   В-третьих, слушая и исполняя народные песни дети осваивают интонационно-попезочный словарь мордовской народной песни, основы её музыкальной речи. В процессе знакомства с национальным фольклором развивается также эмоциональная сфера ребёнка, его музыкальные и творческие способности, расширяется творческий кругозор, закладываются при формировании эстетические вкусы.

  Кратко охарактеризуем основные музыкальные жанры мордовского детского фольклора. К этой сфере относятся:

   1. Произведения специально созданные для детей /колыбельные, потешки, прибаутки/

   2. Произведения, перешедшие  разряд детских из традиционно- крестьянских /заклички, приговорки, колядки/.

   3. Произведения, созданные самими детьми /дразнилки, подпевки, считалочки/.

  Остановимся на колыбельной песне: Колыбельная песня - это песня, которую ребенок слышит с первых дней своей жизни. *3ти песни напевны, ритмичны, мелодичны. Исполняются они негромко, нежно и ласково. В принципе все колыбельные сходны между собой, поскольку вобрали и сохранили чистый голос матерей, их чуткую, нежную душу, любящее и преданное сердце. Мордовские колыбельные - не исключение. Они также удивительно поэтичны и музыкальны, проникнуты любовью и нежностью, заботами о здоровье и будущем ребёнка, пожеланиями ему добра и благополучия, радости и счастья. Своему сыну женщина желает быть сильным и ловким, дочь хочет видеть красивой, воспитанной, умелой, рукодельницей и хорошей хозяйкой.

  Однако следует заметить, что с изменениями, происходящими в жизни народа, в тексты колыбельных песен вносятся новые социальные мотивы, характерные приметы нового бита, жизни общественных и семейных отношений.

   Как мы используем колыбельные песни на занятиях. Колыбельная Г. Здовина. Мы не говорим, что это колыбельная песня. Дети сами дают название музыке потому, что она напевная и мелодичная, ласковая и убаюкивающая. Мы помогаем ребятам одугить плавность и закруглённость мелодии, её ясное членение дирижированием, показом фразировки рукой.

   Прибаутки имеют лаконичные тексты и однострочные мелодии. Типично "вопросно-ответная" структура стиха. Первые две строчки, обычно содержат обращение: "Вай, сезьгато, сезьгато Мее пек оцю пулоце? Далее обязательно следует ответ: "Од рьвене казиз. Пуло пезень сотызе" Что означает "Молодая сноха подарила, конец хвоста завязала.

   Прибаутки, созданные для детей, как правило нравоучительные. В них всегда наказывается кошка, слизавшая сметану, коза забравшаяся в огород. Прибаутки являются одним из излюбленных жанров детского и устного фольклора, их также с удовольствием поют и взрослые, развлекая и воспитывая детей, а порой и себя. Возьмем мокшанскую песенку "Вай, катоня, катоня"... Играя в кисоньку, наши дети выбирают 'героиню" и ведут с ней словесный разговор. Так они учатся отчетливо произносить текст, управлять интонацией, перевоплощаться. Учитывая, что эта песенка вопросно-ответной структуры. Мы учим детей исполнять ее в форме певческого диалога: между солистом и остальной группой, между двумя солистами иди между двумя группами.

  В качестве вспомогательных упражнений используем мокшанские скороговорки /парь, парь ланга, парь потмокеоа/ - кадушка на кадушке, на дне кадушки…

  Коляды - это зимние поздравительно - величательные песенки с которыми дети обходили дома и канун "Рождества". В них дети славили хозяев, желали им здоровья, благополучия, приплода скота и богатого урожая.

  Другая цель этого величанья - повеселить взрослых, а самим получить подарки. Таким образом, огромный эмоциональный и нравственный опыт, заложенный в фольклорных произведениях, служит и воспитательным целям. 

   Знание истории мордовского народа, его фольклора, культуры, искусства воспитывает у детей любовь к Родине, воспитывает чувство патриотизма.

  Постижение народной морали, норм общественного поведения, отражённых в фольклоре, способствует формированию облика ребёнка, а затем взрослого человека.

  Уже в дошкольном учреждении афере знакомств с мордовским национальным фольклором постоянно расширяется в процессе знакомства детей с историей создания тех или иных произведений, с их исполнителями, с особенностями бытования и исполнения песен и танцев / в том числе - освоения танцевальных движений, национальной хореографии с музыкальным инструментарием и народной инструментальной музыкой. При этом не только желательно, а обязательно обращение к истории мордовского народа его литературе, изобразительному искусству, хореографии, этнографии, театру.  

  Говоря о воспитательном потенциале мордовского национального фольклора, не следует сводить его значение просто к обучающее -  развивающей и преобразующей роли - ибо "Искусство не смогло бы выполнить свои очень важные и очень нужные функции, если бы  обладало способностью доставлять людям эстетическое наслаждения, пробуждать благородные чувства и эмоции", писал Д.Б. Кабалевский.

  Без эстетического переживания, радости и удовольствия от встречи с музыкой нет и не может быть успешной полноценной деятельности. Народ - мудрый учитель и наставник молодёжи и поэтому фольклорные произведения учат добру, справедливости и порядочности. Они воспитывают высокие качества личности, доброту, отзывчивость, уважение к людям, к старшему поколению.

  Общение с фольклором и музыкой развивает эмоциональную сферу, способность видеть и понимать прекрасное. Расул Гамзатов писал: "Освоение народной национальной музыки необходимо для того, чтобы и себе цену знать... для сохранения души, достоинства, чтобы не затеряться в чужих мирах и цивилизациях".

  Исходя из итого, вместе с музыкальным руководителем мы провели и подготовили согласно написанного плана следующие мероприятия на мордовские национальные темы:

   1. "Цвети мой край, Мордовия моя!”

   2. “Посиделки у бабушки Алдуньи”

   3. “Мордовская Масленица”

   4. "Ваняня и Алдуня”

   5.  “В гости к бабушке в деревню”

   6. "С днём рождения, Мордовия”.

  Все данные мероприятия были направлены на возрождение мордовских народных традиций и народного музыкального фольклора, а также мордовского устного национального творчества.

  В нашем садике систематически работает кружок "Валдоня", целью которого является совместное изучение мордовских народных песен, прибауток, частушек» а также изучение мордовского разговорного языка.

  Благодаря творческому сотрудничеству нам с музыкальным руководителем удалось перевести на мордовский язык русскую народную игру "ловит Ваня", причём в качестве плясовой мелодии будет использована мордовская национальная песня "Луганяса келукясь". Очень нравится детям песня "Ленточки" "Лентанят". Ещё в качестве содружества можно назвать песню "Полянка" текст А. Норкина, песня "Тунданя" "Весна", текст дедушки моего Г.И. Ельмеева, музыка Кисилёвой О.М.

  Исходя из опыта работы с национальным мордовским фольклором хочу особо подчеркнуть, что плодотворная работа по изучению народного наследия возможна только в одном случае, когда музыкальный руководитель или воспитатель, а ещё лучше, когда оба, как а нашем случае, владеют хотя бы разговорным мордовским языком.

                                                Заключение

  Сохранение национальных традиций, культурных ценностей – священное право каждой нации. Приобщение к национальным истокам следует начинать с детства, а поэтому немаловажная роль в этом вопросе отводится дошкольным учреждениям, которые являются начальной ступенью единой системы образования.Имея более чем 30 – летний опыт работы с детьми, я пришла к выводу: формирование у ребёнка начал национального самосознания , интереса к национальной культуре происходит глубже и интенсивнее через обучение мордовскому языку.Я – мокшанка из села Сузгарье Рузаевского района. Я люблю свою землю свой народ и горжусь тем, что мой дед – Ельмеев Григорий Ильич – один из известных в Мордовии поэтов – фронтовиков; а моя мама – Князькова Зинаида Григорьевна – искусная вышивальщица, работами которой восхищаются многочисленные гости  из городов и сёл Поволжья, а также Финляндии, Германии и других зарубежных стран.Воспитанная на уважении и любви к родной земле, к родному языку, народным песням и танцам, я несу эту любовь к детям.

        Чувствуя заинтересованность и увлечённость детей и родителей, я разработала перспективный план по обучению детей мордовскому (мокша) языку.

                Культура народа только тогда жива и плодотворна, когда бережно сохраняются  духовные, нравственные устои и традиции. Одно из сокровищ народа – его язык. Результаты жизни каждого поколения остаются, прежде всего, в языке – в наследии потомкам. Вот почему я считаю это направление моей работы с детьми дошкольного возраста очень важным и актуальным. Обучение детей мокшанскому языку проводится с учётом интересов детей и желания родителей воспитанников.

               В любом деле важны достижения. Результатами работы дошкольного образовательного учреждения по реализации национально – регионального компонента я считаю сформированность у большинства наших воспитанников начал национального самосознания, чувства любви к родному краю, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей, к своим родным и близким, интереса к богатой национальной культуре.

        Нужно только работать с радостью. Всё, чему я научилась, всё, что я люблю всем сердцем: петь народные песни, вышивать, - я дарю детям, несу взрослым.

         

                                           

  Приложение

             

              Занятие во второй младшей группе “В гости к Хозяюшке”

(знакомство с русскими и мордовскими потешками)

Задачи:

        Познакомить детей с мордовскими потешками “Катоня-катоня”, “Шеерня”, выучить потешку “Мышка” (на русском языке):

        Вызвать у детей радость от слушания знакомых потешек, желание

послушатьее еще раз и участвовать в рассказывании:

     Развивать у детей воображение: формировать способность к общению, учить    понимать юмор

   Закрепить понимание и употребление слов-приветствий на мордовском языке “Здравствуйте - шумбрат”, “Кошка - ката”, “Мышка - шеерня”

   

    Методические приемы:

1. Встреча детей с хозяюшкой и котом

2. Рассказывание потешек детьми и воспитателем.

3. Игры с котом.

4. Рассказывание мордовских потешек Хозяюшкой.

5. Угощение блинами.

                                                Ход занятия:

В избе встречает детей Хозяюшка.

 

Хозяюшка: Шумбратада, шабанят!

Здравствуйте ребятки, маленькие котятки.

Дети:   Шумбрат, Ларисакай!

Хозяюшка: Проходите, проходите! Рассаживайтесь по удобнее. Какие вы все маленькие! Прямо-таки как мой дружочек. Мы с ним здесь вместе живем! Не хотите ли узнать, кто мой маленький друг? Отгадайте загадку: “Мягкие лапки, а в лапках царапки”

Дети отвечают.

Хозяюшка: А как кошка по мордовски?

Дети отвечают.

                    Слышится в домике “Мяу-мяу”

Хозяюшка: А вот и он. Всё дома на печке лежит, греется.

                    Выходит кот, прохаживается, мяукает.

Хозяюшка: Как у нашего кота

                    Шубка очень хороша…

   А дальше Яна как…

Ребенок:    Как у нашего кота

                   Шубка очень хороша

                   Как у котика усы

                   Удивительной красы

                   Глаза смелые, зубки белые.

Хозяюшка: Спасибо тебе, Яночка, порадовала ты нас.

                    Котя, коток, а тебе понравилось?

Кот:             “Мяу - мяу”

Хозяюшка: А теперь, ребятки, послушайте:

                    Я расскажу потешку про моего котика на мордовском языке.

                     “Ай, катоня, катоня.

                     Лефкскадот тонь котоня

                     Ай, катоня, киска,

                     Нярцень ала миска”

А теперь давайте поиграем с моим котиком.

                              Игра: “Кот Васька”

Дети сидят на лавке. Кот прогуливается перед детьми, идет на носочках, оглядывается то вправо, то влево “Мяукает”.

Хозяюшка: Ходит Васька серенький

и дети         Хвост у Васьки беленький

                    А бежит стрелой…

Кот бежит и садится на лавку и засыпает.

Хозяюшка: Глазки закрываются –

                    Спит иль притворяется?

                    Зубы у кота – острая игла.

            Пойдемте, посмотрим, спит ли котик

                       Только детки подойдут

                       Серый Васька тут как тут

                       Всех поймает он!

Дети:          Мы веселые ребятки

                    Любим бегать и играть

                    А ты попробуй, котик,

                    Нас догнать?

 Кот догоняет детей, они убегают от него и встают в круг

                         Хоровод “Якай Васькась”

Хозяюшка: Котя - коток! А что у тебя в сумочке?

Кот:            Пирожок!

Хозяюшка: А где ты его взял?

Кот:            Ходил котик на торжок,  

                   Купил котик пирожок.

Хозяюшка: Саша, а что дальше было?

Ребенок:     Ходил котик на торжок,

                    Купил котик пирожок

                    Нашел котик на улочку

                    Купил котик булочку.

                    Самому ли съесть

                    Либо деткам снесть

                    Я сам укушу и ребяткам отнесу!

Хозяюшка: Спасибо, котик!

                    Какой ты добрый, умный

                    Котя, котя, котя – кошечка

                    Не сиди ты на окошечке

                    Приходи ты, котя в гости к нам

                    Я тебе сметанки вкусной дам.

         Кошечка лижет “сметанку”

Кот:            Все из блюдечка слизал

                   И за мышкой побежал

     /котик убегает, мяукает/.

Вбегает испуганный мышонок, прячется.

Хозяюшка: Что с тобой, мышонок

                    Почему ты испугался?

Мышонок:  Я кота Ваську боюсь

                    Спрячьте меня.

Хозяюшка: Не надо так его бояться.

                    Кот Васька добрый, умный. Он с ребятками сейчас играл.

                    А давай лучше скажем ребяткам, как будет по-мордовски “мышата”

                Дети:      Шеярня

Хозяюшка: А теперь, ребята послушайте мордовскую потешку про мышонка.

                  Ай, шеярня, шеярня

                    Коза тиеть пизоне

                    Пянокудть фталу

                    Самоварть алу.

Хозяюшка: Ребята, садитесь поудобнее. Будем учить потешку про мышонка.

                   - Мышка, мышка, что не спишь,

                     Что соломою шуршишь?

                   - Я боюсь уснуть, сестрица,

                     Кот усатый мне приснится!

Хозяюшка: Мышонок! Не хочешь ли поиграть с нами?

Мышонок: Хочу.

Хозяюшка: Игра называется “Шаромня” (Карусели)

                           
Савор, савор, саворня

                    Шары, шары, шаромнясь

                    Тоса, тоса, виеняста

                    Шары, шары, шаромнясь

                    Саста, саста, састоне

                    Лоткафтк, лоткафтк шаромнять

                    Фкя, кафта, колма, ниле

                    Лоткась, лоткась шаромнясь…

Хозяюшка:  А сейчас, ребятки, мышонок пойдем в группу и будем угощаться мордовскими блинами.

                    - А как блины по-мордовски?

                    - Пачат

               Молодецтада, шабанят.

Уходим в группу под мелодию “Маленького мордвиненка”

 

Фольклорный праздник «Благовещение»

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий.  Долго длится зимняя пора – уже пронеслись весёлые праздники Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывание вьюг и метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтоб приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали ещё один обряд – закликание Весны. О ней складывали стихи, пели песни, посвящали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.

Ребёнок.                                Благослови, мати, весну закликати!

                                Весну закликати, зиму провожати!

Ребёнок.                Пусть зима уходит  впрок!

        Весну пустим на порог!

Ребёнок.        Весна, весна, проснись  ото сна!

        Нам, зима, наскучила,

        Холодом измучила!

Ребёнок.        Нам, зима, ты надоела

        И весь хлеб у нас поела,

        Все дрова у нас сожгла,

        С крыш солому унесла

Ребёнок.        Где ты, солнышко, проснись!

        Где ты, скворушка, вернись!

        Сыпать снег зима устала.

Кап – кап – кап! Весна настала!

Закличка о весне.

Золотое донышко,                 идут по кругу, взявшись за руки.

Гори, гори ясно,                    

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,         бегут по кругу

Прилетели сто грачей,         «летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,        тянутся на цыпочках, руки вверх

А цветочки подрастают.                Приседают

(Дети садятся на стульчики)

Ведущий.  В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики, и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.

Ребёнок.        Мороз, Красный нос,

        Вот тебе хлеб да овёс!

Ребёнок.        А теперь,  убирайся,

        На север отправляйся!

Ребёнок.        Весна, весна красная!

        Приди весна с радостью,

        С великой милостью!

Ребёнок.        Со льном высоким,

        С корнем глубоким,

        С дождями сильными,

        С хлебами обильными!

Ребёнок.        Солнышко ясное,

        Нарядись,

        Солнышко красное,

        Покажись.

        Платье алое надень,

        Подари нам красный день!

Песня «Весна»

Тёплыми шагами к нам весна идёт,

Под её ногами тает хрупкий лёд

Припев: Первые проталинки, звонкая капель,

        Пташки перелётной радостная трель.

В лужах отражается неба синева,

Первыми цветами радует весна.

Припев.

Белые подснежники водят хоровод,

Солнечную песню нам весна поёт.

Припев.

Ведущий.  А как мы догадаемся о приближении весны?

                    Светлеет небо, тает снег,

          Мы вам расскажем о весне.

Ребёнок.        Что за волшебница Весна!

        Откуда в ней так много силы?

        Едва очнувшись ото сна,

        Она природу разбудила!

Ребёнок.        Волшебной палочкой взмахнув,

        Она сугробы растопила

        И сразу же, не отдохнув,

        Ручьям дорогу проложила.

Ребёнок.        Потом, как будто дирижёр,

        Она  учила петь капели.

        И их весёлый звонкий хор

        Поёт которую неделю.

Ребёнок.        И солнцу жарче греть велела,

        Дала лучей ему взаймы,

        И сразу всё зазеленело,

        Как будто не было зимы.

Ребёнок.        И воздух чист, и даль ясна!

        Поёт природа оживая.

        Да, ты – волшебница, Весна!

        Теперь мы это  точно знаем!

Весенний танец.

Ведущий. А теперь, отгадайте, какие птицы – вестники весны?

Ребёнок.        Чёрный, проворный, кричит «Крак», червякам враг.

                                                                             (Грач).

Ребёнок.        Спереди у птички шильце,

        Позади у птички вильце,

        Птичка мала,

        Да за морем была.

        (Ласточка)

Песня «Ласточка»

Не прошла зима,

Снег ещё лежит.

Но уже домой,

Ласточка спешит.

Припев: На её пути горы и моря,

        Ты лети, лети, ласточка моя.

Нет порою сил,

Труден перелёт,

Только как весна

Без неё придёт?

Припев.

Будь её гнездо

Трижды золотым,

Тот далёкий край

Не назвать родным.

Припев.

Повтор 1 куплета.

Ведущий. 22 марта, когда день становился по длине равен ночи, в каждом доме стряпали из теста птичек – жаворонков. Потом ходили по селу, пели песни, приветствовали Весну – красну да играли в игры.

Игра «Гори, гори ясно!»

Звучит музыка, входит Хозяюшка в мордовском костюме.

Хозяюшка. Шумбратада, кельгома ялгат! Шумбратада, шабанят!

Дети. Шумбрат!

Хозяюшка. Ребята, вы меня кзнали?

Дети. Да, Лариса Ильинична.

Хозяюшка. Сегодня я не Лариса Ильинична, а Ларисокай. Посмотрите, в каком красивом мордовском костюме я к вам пришла.

Я вам испекла вкусные мордовские блины, будем угощаться. А как блины по – мордовски?

Дети. Почат.

Хозяюшка. Ребята, давайте расскажем нашим гостям немного о себе на мордовском языке.

Дети. Шумбрат, Ларисокай. Мон лемозе Вова. Мон церанян (стирнян). Мон веете кизоне Эрян Рузаевка ошса.

Хозяюшка. Молодец тада, шабонят! А теперь споём песню.

Песня «Таняня»

Хозяюшка. А сейчас, ребята, поиграем в мордовские игры

Игра «Якай Вовась»

(танец «Луганяса келунесь»

Хозяюшка. Ребята, мой дедушка Ельмеев Григорий Ильич был мордовским поэтом. Он много писал стихов о весне. Послушайте одно из стихотворений, которые нам расскажут Арина и Артём.

Ребёнок.                Тон, тундань шиня,

        Псиня, валдоня.

        Ловнять, солафтыхть,

        Нардайть, нардозня.

Ребёнок.        Ты, весенний день,

        Светлый, радостный,

        Белый снег убрал,

        Вытер с радостью.

Хозяюшка. Молодец тада, шабонят!

Частушки

  • Все в Мордовии родились,

Мы в Мордовии живём,

Все мы танцы очень любим,

Песни звонкие поём.

Припев: Хорошо, хорошо,

        Просто замечательно.

        Пара пяк, пара пяк,

        Просто замечательно.

  • Мы – мордовские матрёшки,

Поплясать хотим немножко,

Мы в Мордовии живём,

По – мордовски мы поём.

Припев.

  • А Рузаевка наш город

Славится заводами:

«Лал», «Химмаш», «Стекольный», «Лисма»,

Железною дорогою.

Припев.

  • Здесь умельцев очень много,

Любят шить и вышивать,

Деревянных кукол делать,

И матрёшек украшать.

Припев.

  • Мы – мордовские девчата,

Любим свой родимый край.

С каждым годом он всё краше

И цветёт как вешний сад.

Припев.

Хозяюшка. Что -  то вы засиделись, заскучали. Давайте с вами поиграем в игру.

Игра «Шаромня»

Ведущий.         Мордовия! Любимая, родная!

        Здесь родились мы,

        Здесь мы и живём!

        Твои богатства всюду прославляем!

        О красоте мордовской мы поём!

Песня «Весна в Мордовии»

1. Птицы в небе крылышками машут,

За собою вслед весну маня.

Расцветай под ясным солнцем краше,

Край родной, Мордовия моя!

2. Мир весны живёт, как детство наше,

Пеньем птиц, теплом, сияньем дня.

Расцветай под ясным солнцем краше,

Край родной, Мордовия моя!

Хозяюшка.         А вот мордовские блины,

        На сковороде испечены:

        И сочные, молочные,

        С дымком, паром,

        Головным угаром.

(Дети под музыку уходят в группу угощаться блинами).

                                              Список литературы

  • Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности.// Педагогика, 2005 - №3. – С. 36-43

2Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. – М.: Просвещение, 1975. – 251с.

3 Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С.Артюхова // Педагогика. – 1999. - №4. – с. 24-2 Виноградова Н.Д. Привычка-основа нравственного воспитания / Н.Д.Виноградова // Педагогика. – 1997. - №5. –с.31-36

4 Попова А.Н. Народные художетвенные промыслы / А.Н.Попова – М.: Прогрессс, 1993. – 227с.

5 Брыжинский В.С. /Серебряные цепочки. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 2002 – 272с.

6 Ваймонь лихтибрят. “Мокшень” и “Якстерь тяштенят” книгасна. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 1994 – 270с.

7 Валдоня (Светлячок): программа и методические рекомендации для ДОУ РМ. – Саранск: Красный Октябрь, 2001-108с.

8 Голенков Н.Б. Уроки мокшанского. Уроки эрзянского: - Саранск. изд. дом “Писатель”, 2006 – 80с: ил.

9 Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. – Санкт - Петербург “Детство - Пресс” 2004 – 243с.

10 Ёфксонь – моронь эшиня. /Морафтома книга идень садонди. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 1992 – 285с.

11 Исайкина А.И. Программа и методические рекомендации по обучению детей мордовским /мокша, эрзя/ языкам в дошкольных учреждениях. – Саранск: 1997 – 74с.

12 Лузгин А.С., Рогачев В.И. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учеб. пособие /А.С. Лузгин, В.И. Рогачев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 2005 – 88с.

13 Мордва: Историко – культурные очерки /под ред. В.А, Балашова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 1995 – 624с.

14 Мордовские народные игры. /Методические рекомендации для воспитателей детского сада. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 1993 – 65c.

15 Мордовские пословицы, присловицы и поговорки. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 1986 – 142с.

16 Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. /Сост. С.С. Маркова. – Изд. доп. и перераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 2004 – 992с.

17 Мордва России: от съезда к съезду. /Авт. – сост: Т.С. Баргова, А.С. Лузгин, С.С. Маркова, Ю.С. Цыпина и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 2004 – 160с.

18 Национально – региональный компонент непрерывного дошкольного педагогического образования: Материалы межрегиональной научно – практической конференции 10 – 12 апреля 2002г. /под. ред. Р.А. Ереминой. – Саранск: МГПИ 2002 – 194с.

19 Пилюпик Н.П. Национально – региональный компонент в содержании дошкольного образования. /Народное образование. – 2004. - №4 – с. 3 – 11

20 Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ДОУ. /Сост. О.А. Соломенникова. – М: АРКТИ 2003 – 112с.

21 Хрестоматия к программе “Валдоня” (Светлячок): для дошк. образов. учреждений РМ. – Саранск: Мордов. кн. изд-во 2004 – 352с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

методические рекомендации для воспитателей МДОУ...

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Эффективные формы организации методической работы как средство повышения качества образования в дошкольном образовательном учреждении

На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего...

Педагогический проект в методической работе с кадрами по реализации содержания этнокультурного образования «Мы из Коми»

Методическое сопровождение обновления этнокультурного образования в ДОО  в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

Этнокультурное образование в дошкольном образовательном учреждении.

Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сформировавшиеся традиции воспитания и...