Проект "Коми дом"
проект на тему

Бушуева Елена Васильевна

Проект "Коми дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komi_dom.docx39.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Коми дом»

Содержание работы по возрастам

Цель: Показать детям неповторимость коми избы, особенности жизни и быта коми народа для сохранения истории родного края, коми языка, воспитание чувства патриотизма.

2 младшая группа

Задачи:

  • Познакомить детей с традиционным жилищем коми народа;

2 младшая группа

Виды детской деятельности

        Образовательная область

Работа

 с родителями

Развивающая среда

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

Речевое

 развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Двигательная

В рубрике «Родительская энциклопедия» – ширма «Что мы знаем о коми доме!»

Осведомить родителей  об особенностях Коми избы.

Предложить участие в сборе экспонатов  для мини-музея «коми избы».

Подключить в работу родителей в течение всего проекта.

Привлечь родителей по изготовлению атрибутов к сюжетно – ролевым играм.

Внести в группу макет«Коми дома».

Игровая

Обыгрывание сюжета «Построим дом»

Учить обыгрывать сюжет игры, использовать атрибуты по назначению.

Магнитное панно - выкладывание домов из геометрических фигур.

Выкладывание домов в свободной деятельности.

Продуктивная

Рисование «Изба бабушки Ани»

Учитьрисовать детей предметы прямоугольной формы.

Коммуникативная

Беседа « В гостях у бабушки Ани».

- Датьдетям знания об особенностях внешнего вида деревянного дома коми;

Трудовая

Лепка «Бревнышки для домика».

Закрепить умение детей раскатывать «бревнышки» прямым движением руки для создания единого целого – Коми дом.

Познавательно-исследовательская

Знакомство с деревянными предметами.

Познакомить с элементарными свойствами дерева: твердое, не тонет, теплое.

Музыкально-художественная

Коми народная песня «Катша, катша.  китш-котш».

Познакомить с коми народной песней.

Чтение художественной литературы

Рассказывание детям сказки «Теремок» («Чом»).

Познакомить с новой сказкой.

Результат проекта: коллективная работа. Тематическая выставка детских работ на тему: «Коми деревня».

Закрепить знания детей о строении коми дома. Вызвать желание детей нарисовать для коми семей дом, образуя из отдельных домов деревню.

Средняя группа

Задачи:

  • Продолжать знакомить с жилищем коми народа.
  • Начать знакомство с интерьером коми избы: печь.
  • Дать сведения о строительстве коми избы.

Средняя группа

Виды детской деятельности

Образовательная область

Работа

с родителями

Развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное

развитие

Речевое

 развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Двигательная

П\и «Вокруг домика хожу».

Развивать двигательную активность. Воспитание желания придерживаться старинного обряда: вход в дом со стуком.

Тематическая фотовыставка «Дом моих прабабушки и прадедушки»

Продолжать включать в работу по проекту родителей

Привлечь к оснащению игровой зоны: ухват,  чугунок, кочерга.

Внести макет печи -как важнейший элемент Коми дома.

Игровая

Сюжетно – ролевая игра «Приглашаем бабушку Аню на колобки».

Вызвать уважение к процессу своего труда и воспитывать уважение к старшему поколению.

Д/и «О чем хочешь узнать». На карточках − изображения предметов интерьера избы.Дети вытаскивают карточки − воспитатель находит аналогичные вещи и рассказывает о них детям.

Формированиепредставлений об интерьере коми избы.

Д\и«Устроим комнату

для бабушки Ани».

Знакомство с внутренним обустройством Коми избы.

Пальчиковая игра«Шырьяс».

Познакомитьс новой пальчиковой игрой. Развитие мелкой моторики.

Компьютерная игра «Игры с Кукурулью» - загадки.

Закрепить предметы коми интерьера.

Продуктивная

Рисование «Наш дом»

Учить рисовать последовательно (стены, крыша, окна, дверь).

Аппликация «Лабич» («скамейка» ).

Учить вырезать широкие и узкие полоски для создания предмета.

Коммуникативная

ОД: «Обустройство коми избы»

Познакомитьс внутренним обустройством избы:Красный угол,печь, полати, полки, колыбель, мебель  (стол, пристенные лавки, сундуки, кровать). Жизненно важные центры в доме, круг предметов быта и труда, включение их в пространство.

Беседа «В каждом доме толстая Маланья». Познакомить с одним из главных интерьеров избы – печь как важнейший элемент северного дома.

Трудовая

Конструирование из бумаги «Красивый дом».

Учить сгибать бумагу пополам и приклеивать мелкие детали: окна, дверь, труба.

Лепка из соленого теста: «Пöжалам кöвдум».

Учить лепить колобки из соленого теста. Продолжать знакомить с функциями печи.

Познавательно-исследовательская

Исследовательская деятельность  «Откуда пришли деревянные предметы».

Расширять знания детей о свойствах деревянных предметов.

Познакомить  с этапами переработки древесины.

Беседа с просмотром видеофильма, «Какие разные дома».

Знакомить детей с разными домами и показать их сходство и разнообразие.

Музыкально-художественная

Заучивание коми народной песни «Катша, катша. китш-котш».

Продолжать знакомить с коми песней с элементами.

Чтение художественной литературы

Чтение сказки «Три медведя» («Куим ош»).

 Слушание «Ичöтикмойд – небылича» Ю.Попова.

Закрепить названия частей дома на коми языке.

Результат проекта:развлечение «Веселые посиделки с бабушкой Аней» с целью продолжения знакомства  с  жилищем коми народа и важнейшим элементом коми избы: печь.

Старшая группа

Задачи:

  • Продолжать знакомить со строением северного дома.
  • Продолжать знакомить с интерьером северной избы.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.

Старшая группа

Виды детской деятельности

Образовательная область

Работа с родителями

Развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Двигательная

В рубрике «Родительская энциклопедия» ширма «Традиции строительства северного дома и его архитектурные элементы»

Внести  иллюстрации интерьера избы: Красный угол,печь, полати, полки, колыбель, мебель (стол, лавки, сундуки, кровать).

Внести  атрибуты для сюжетно – ролевой игры:  стол, лавка, люлька, сундук, кровать.

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Строим дом всем селом»

Воспитание чувства коллективизма в решении общей задачи – построить дом.

Д\И «Составь цепочку»

Закрепить знания детей о последовательности выполняемой работы в создании дома.

Продуктивная

 Коллективная работа:

Конструирование из бумаги  компаниями: «Поднимаем дом».

Учить скатывать из бумаги «брёвнышки»  и воспитывать чувства коллективизма при выполнении  работы.

Коммуникативная

ОД:«Сказ о том, как Иван  построил свой дом».

Сформировать знания о традициях строительства северного дома, об этапах постройки; познакомить с некоторыми архитектурными элементами.

Трудовая

Познавательно-исследовательская

ОД:

«Лес - богатство коми края».

Формировать  представление о лесных богатствах РК о значении леса в жизни человека  в старину и в современном мире.

.

Музыкально-художественная

Драматизация коми народной песни «Катша, катша. китш-котш».

Продолжать знакомить с коми песней с элементами драматизации.

Коми народная песня «Потандорсасьыланкыв»

Знакомить со старинными колыбельными  песнями.

Слушание песни «Коми му» сл.М.Лебедев,  муз.народная.

Чтение художественной литературы

Рассматривание  книг с изображением коми домов.

Чтение сказки Г.Юшков «Кӧинчом».

Результат проекта:приглашение родителей  на экскурсию в мини - музей «Коми изба», созданный совместно, где экскурсоводы сами дети.

Цель:

  • Закрепление  и совершенствование знаний детей об обустройстве и о строительстве северного дома.  
  • Познакомить родителей с проделанной работой по проекту «Коми дом» .

Подготовительная группа

Задачи:

  • Расширять знания о своеобразии коми избы.
  • Продолжать знакомить со строением коми домов, с новыми технологиями строительства.
  • Познакомить детей с особенностями украшения коми домов: охлупни, наличники и т.д.

Подготовительная к школе группа

Виды детской деятельности

Образовательная область

Работа с родителями

Развивающая среда

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Двигательная

Игры эстафеты

П\и  «Шыр да пёльöс».

Развитие быстроты, ловкости, памяти.

Родительское собрание – круглый стол «Семейные  традиции – залог уважения в семье».

Обмен опытом.

Внести иллюстрации разнообразных северных домов украшенных архитектурными элементами.

Внести инструменты людей сельских профессий.

 Внести иллюстрации подсобных построек.

Игровая

Сюжетно – ролевая игра «Коми изба»

Закреплять знания о внутреннем обустройстве коми дома.

Д\И «Логическое лото» на материале  экстерьера и интерьера  северной избы.

Закрепить названия предметов и частей дома.

Продуктивная

ОД интеграция областей рисование + познание:«Анна баблы мича керка».

Познакомить с элементами архитектурных украшений северной избы.

Учить украшать дома различными элементами архитектуры.

Коммуникативная

Беседа  с рассматривание иллюстраций

Познакомить детей с профессиями: лесоруб, печник, плотник, столяр, кузнец и т.д.

Воспитывать уважение к труду людей разных профессий востребованных  на селе.

Беседа  с рассматриваниемиллюстраций: «Подсобные пристройки». С использованием ИКТ.

Познакомить детей с подсобными пристройками и их назначением.

Эвристическая беседа: «Интерьер домов в прошлом и настоящем».

Познакомить с интерьером домов в прошлом и  настоящем. Дать сравнительную характеристику интерьеру  избы в прошлом и настоящем.

Трудовая

Познавательно-

исследовательская

Экскурсия в музей «Анна баб ордӧ ветлӧм»

Расширить знания детей с жизнью Коми народа, в каких условиях живут. Закрепить знания детей о быте Коми народа.

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

Чтение Г.Юшков «Мыймеысьбыдмас», Н.Щукин «Мыйӧнлоны»

Результат проекта:совместная деятельность родителей и детей по  созданию макетов «Коми изба» с целью  закрепления национального своеобразия в архитектуре и интерьере  коми избы. Выставка макетов « Шондiбаной – коми керка».