Перспективный план работы музея на 2014-2015г.
календарно-тематическое планирование на тему

В перспективном плане отражены тематика и содержание работы с детьми старшей и подготовительной группы по музейной педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivvnyy_plan_po_muzeyu.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный  план работы музея на  2014-2015г.

( старшая и подготовительная группа)

Месяц

Тема

Задачи

Формы и методы работы

Материал

Сентябрь

Октябрь

 

Ноябрь

   

   

Декабрь

  Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Знакомство с музеем

(обзорная  экскурсия)

2.« Русская изба». Жилище древнего человека. Труд плотника.

 

3. «Внутреннее обустройство  избы»

4.Русская печь. Посуда для русской печи.  Хлеб - всему голова. Щи – да каша – пища наша»

5. «Посуда».  

6. «Красный угол избы». Сказание и поверье русского народа. Обрядовые куклы на Руси. Труд вышивальщицы

7.«Внешний облик      человека»

«Русский народный костюм. Одежда наших предков, труд ткача и пряхи

8. «Русская семья».   Сословия на Руси. Головные уборы и обувь.

9.Русский самовар и чаепитие на Руси.

     

10.Дело мастера боится. Ремесло  на Руси.

Свойства керамики, стекла, дерева, металла.

11.Защитники отечества. Богатыри. Труд кузнеца

12.Традиции на Руси. Праздники.

 

13.Знакомство с жизнью на Руси через полотна русских художников.

14.Ярмарка. Зарождение театра на Руси

15.Транспорт. История   развития транспорта.

16. «Человек без Родины, что соловей без песни»

Познакомить детей  с  предметами прошлого. Сформировать представление о старинных предметах.

Закрепить правила поведения в музее, воспитывать бережное отношение к предметам старины.

Познакомить детей с жилищем древнего человека, строительством деревянных изб. Сформировать представление о труде плотника. 

Познакомить детей с внутренним убранством избы, закрепить представление о деревянной мебели, назначение мебели, назвать ее.

Познакомить с внешним видом светца и его значением.

Сравнивание с современными аналогами.

Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью.  Внешним видом печи, назначением печи, закр. русские традиции и бытом народа. Познакомить с традиционной народной кухней. Закрепить название  и назначение предметов: ухват, горшок, чугунок, заслонка, дрова. Познакомить со старинными орудиями труда – цепом и серпом.

Познакомить детей с кухонной посудой и  домашней  утварью. Материалом из  чего сделана посуда, назначение посуды и название  (аналоги современной посуды и утвари). Познакомить с устройством самовара. Пр. знакомить детей  с  ремеслом  человека . Сформировать представление о труде гончара, закр. представление о труде столяра.

 

Познакомить с расположением «Красного угла» в избе, его обустройством.  Название и назначение мебели. Значение «красного угла» для семьи.

Сформировать представление о гостеприимстве русского народа.  Познакомить с профессией столяра, вышивальщицы. Сформировать представление об обрядовых куклах   и оберегов для русского народа.

Сформировать представление о русской народной одежде, истории возникновения одежды на Руси. Одежду для мальчиков и девочек. Закр. представление об  украшении одежды. Закрепить в речи слова: сарафан, рубашка, картуз, штаны, бусы, ленты. Продолжать сформировывать представление о ремесле на Руси, познакомить детей с трудом ткачихи, вышивальщицы, пряхи.

Формировать   представление о семьях на Руси,   роль отца и матери в семье, роль бабушек и дедушек в воспитании детей. Формировать элементарные представления  о внешнем облике представителей разных сословий на Руси (одежда, обувь, головные уборы), и их занятиях (земледелие, торговля, служба у царя).

Формировать представление о том, что самовар был символом домашнего очага, уюта, покоя, объединения всех членов семьи, об уходе за самоваром (берегли, чистили, использовали в особых случаях) о том, как с ним действовать. Формировать представление о разновидностях самоваров ( внешний вид, формы и размеры, назначение).  

Приобщать детей к миру человека труда, мастера своего дела – ввести детей в прошлое ремесел. Показать детям, что ремесло изменяет жизнь человека, преобразует действительность.  Сформировать представление о ремеслах на Руси, история возникновения ремесел.

Продолжать формировать представление о русских воинах, богатырях. Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей. Познакомить детей с понятиями одежда богатыря, оружие и доспехи. Активизировать речь детей, ввести в словарь  слова: (богатырь, кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, булава,  копье).  Познакомить с трудом кузнеца.

Познакомить детей с русскими традициями встречать праздники на Руси:  (встреча Весны, праздник Масленицы, подготовка к празднику Пасхи).Познакомить детей с русским народным фольклором, играми.

Познакомить детей с полотнами русских художников, рассказывающими о жизни людей в городе и деревни. Сформировать представление о том, как люди отмечали праздники.

 

Формировать  у детей представление о видах развлечений на ярмарке, о скоморохах, о персонажах и представлений: Петрушке и Матрене Ивановне. Закрепить представление о русском национальном характере: Удальство, умение веселиться, трудиться. Обогащать и активизировать словарь за счет слов:  ярмарка, скоморохи, товар, посуда, игрушки, корзины, одежда, сладости.

Формировать у детей представление о лошади, как первом средстве передвижения: познакомить с деталями и последовательностью упряжи, формировать представление о развитие гужевого транспорта в деревне, городе - телега, зимой сани, повозке, карете, конка, трамвай. Познакомить с трудом коновала.

Формировать представление детей о прошлом родного края и героях-земляках. Формировать представление образа воина, защитника отечества.

Метод погружения в историю. Беседа о музее

Обзорная экскурсия по музею. Электронная презентация «Музеи мира».

Метод погружения в историю.

Рассматривание строительства разных видов изб, места проживания наших предков,  сравнить с древними постройками. Электронная презентация «Русская изба».

Рассматривание иллюстраций , связанных с работой плотника.

Рисование «Избушка».

Электронная презентация: «Внутреннее убранство избы».

Беседа по содержанию презентации.

Игровой метод:  «расположи мебель в избе». Рассматривание старинных предметов: лубяной люльки (кроватки для младенца). Светец в избе. Чтение худ. литературы. Продуктивная деятельность: лепка  «Старинная лампа»

 Экскурсия в музей.  

Эл. презентация  «Русская печь». Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах на Руси, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней. Рассматривание посуды для использования ее в печи.  Работа с иллюстрациями: основная еда наших предков. Продукты питания. Пословицы и поговорки о хлебе.

 

Метод погружение в историю. Рассматривание старинной посуды с использованием эл. презентации,

Игра: «угадай, из какого материала сделана посуда».

Рассказ воспитателя о истории возникновения посуды, ее оформления

  Беседа о ремесле на Руси, с использованием  альбомов и презентаций.

Продуктивная деятельность: Старинная посуда.

Эл.презентация  «Изба».  Беседа о расположении «Красного угла» и его значении в истории русского народа.

Рассказ воспитателя о возникновении кружевоплетении на Руси, Рассматривание предметов, которые украшают русскую  избу.

Рассматривание различных обрядовых кукол в электронной презентации.

Продуктивный метод: изготовление обрядовых кукол.

Метод « погружение в историю», рассматривание иллюстрации с русской народной одеждой. Рассматривание кукол одетых в народный костюм. Дид.игра «Подбери одежду». Рассматривание экспозиций: скатерть ручной работы, веретено, блузу, прялку, рубашку.

Рассказ воспитателя о труде ткачихи, пряхи и вышивальщицы.

 Рассматривание иллюстраций о больших При рассматривании иллюстраций обращать внимание на то, что семьи были большие. У каждого члена семьи были обязанности. Показать роль в воспитании детей бабушек и дедушек, Заучивание пословиц и поговорок о крепкой, дружной семье. Эл. презентация о  внешнем облике представителей разных сословий на Руси (одежда, обувь, головные убор).

Игровой метод: драматизация «Сказка о золотой рыбке»

Рассматривание разного вида посуды, изготовленные из разного материала: фарфор, глиняные, деревянные. Чтение К. Чуковского:  «Муха-цекотуха».

Дид. игра: «Составь самовар из частей».

Рассказ воспитателя: о разнообразии самоваров и их назначении. Беседа о разнообразие сервизов (для меда, для чая, для обеда). Рассматривание репродукции картины С. Токарева «На базарной площади»

Экскурсия в музей. Рассматривание предметов рукотворного мира (лампы, утюги, посуду, ткацкий станок, часы).  Рассматривание альбома о ремеслах на Руси.

Потешки, поговорки, загадки о труде и мастерстве. Предметы прикладного искусства. Чтение

сказки «Семь Симеонов». Дид. игра «Кому что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей,  их оружия и доспехов.

Знакомство с дидактической игрой «Одень богатыря», «Вооружи воина», Составление рассказа по картине В.Васнецова «Богатыри».

Чтение сказок о богатырях и русских воинах. Беседа о богатырях, защитниках отечества, героях земляках. Просмотр слайдов и диафильмов.

«Метод погружению в историю».

Беседа:  «Как готовились люди к празднику»,  народные обряды на масленичной недели. Народные игры, песни, припевки.

Рассматривание репродукции картин: В, Суриков  «Старик – огородник», К. Лемох «Крестьянская  семья»,; А. Рябушкин  «Едут». Беседа по содержанию картин.

Электронный ресурс,

Рассматривание иллюстраций

По теме. Игры  на Ярмарке. Песни, частушки, прибаутки.

Тематический праздник: «Ярмарка».  «Ярмарка в произведениях русских художников» (сезонность, купля- продажа, обмен).

Рассматривание иллюстраций о развитие гужевого транспорта. Беседа: «На чем люди ездят»,

Дидактическое упражнение : «На чем поедет Иванушка»,

Разучивание потешки и считалочки. Беседа  об уходе за животными.

Слушание фортепьянной пьесы П.И. Чайковского «Ноябрь» из цикла «Времена года» (цокот копыт).

Электр. диск «Защитники отечества». Беседа о

Героях - земляках. Знакомство со сказкой: «Каша из топора».

Беседа по содержанию сказки..

Электронный ресурс.  Музейная экспозиция. Иллюстрации современных предметов по аналогии.

 Электронный ресурс, Д,.игра «Найди орудие труда», чтение р.н.с. «Теремок»

Худ.литература «Жилище древнего человека».

Электронный ресурс, Д.игра: «Расставь мебель».

Русские народные сказки,

Репродукции художников.

Электронный ресурс:  Альбом с иллюстрациями кухонной утвари и посуды на Руси.

Русские народные сказки с изображением русской печи.

Пословицы и поговорки.

Атрибуты для игр – драматизаций.

Электронный ресурс,. старинные предметы посуды: чугунок, горшок, самовар. Русские народные сказки, иллюстрации с предметами старинной посуды.

Выставка старинной посуды. Дид. игра: «собери посуду», раскрась посуду.

Электронный ресурс, Обрядовые песни в записи, обрядовые куклы.

Предметы кружевоплетения, вышитые скатерти, рубахи.

Дид. игры: «подбери мебель», «из чего сделано».

Экспозиции в музее: одежда женская и мужская, рушники, скатерти.

Электронный ресурс «Народный костюм»,

Д. игра «Подбери одежду»,

«Подбери вышивку к полотенцу. Загадки и пословицы.      

Электронный ресурс.

Мультфильм: «Сказка о золотой рыбке»,

Дид.  игры: «Одень куклу в костюм», « Кто где живет», кукла в русском народном костюме. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним.

Электронный ресурс.

Посуда разного назначения.  Разные виды

самоваров, репродукции картин художников.

Иллюстрации к сказкам.

Загадки и пословицы о самоваре.

Иллюстрации «Ремесло на Руси»,

Сказка «Семь Симеонов».

Пословицы, загадки о труде и ремесле человека.

Картина В. Васнецова «Богатыри». Иллюстрации  с одеждой и оружием богатырей.

Электронный ресурс.

Электронный ресурс.

Дид.игра «Одежда для праздника», «подбери одежду»,

Песни, половицы, игры.

Репродукции картин художников.

Электронный ресурс. Дид. игры: Подбери пару», «Подбери товары для Ярмарки».

Игра «Карусель» (Обруч с лентами).

Электронный ресурс, модель кареты, игрушечные лошади, Репродукции русских художников: А.Венецианов «Девушка на пашне», И. Репин «Лев Толстой на пшне», В.Суриков «Боярыня Морозова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа музея ДОУ

План работы этнографического музея "Русская изба" на год...

Перспективный план работы музея на 2014-2015г.

В перспективном плане отражена тематика и содержание работы с детьми младшей и средней группы  по музейной педагогике....

план работы музея

план работы музея...

Программа по организации работы музея телевизионной науки и техники «В объективе камер»

Программа музея «В объективе камер» дает возможность получать первые профессиональные навыки и выбор будущей специальности, реализовать творческий потенциал обучающихся через телевизионно-...

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в рамках работы Музея спорта ДОУ

План содержит примерные темы проектной деятельности с участием родителей...

Перспективное планирование кружковой работы музея «Арктика – наш дом»

В своей кружковой деятельности я формирую у детей дошкольного возраста этнокультурные ценности, национальных традиций как основы формирования его самосознания самоиндентификации, самоопределении...

План работы Музея спорта

План работы разработан с целью расширения представлений о некоторых видах спорта у детей старшего дошкольного возраста и содержит описание деятельности дошкольников, педагогов и родителей...