Национальный колорит прививаем с детства
консультация ( группа) на тему

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsionalnyy_kolorit_privivaem_s_detstva.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для воспитателей.

«Национальный колорит прививаем с детства».

Автор:Волкова Н.А., воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.  Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении  общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством мордовского народа; с изобразительным и декоративно-прикладным искусством Мордовии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Мордовии.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества.  Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, родители и мы педагоги вводим его в мир общечеловеческих ценностей.

В детском саду национально-региональный компонент   пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.  Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды  деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную и др. Использование национально регионального компонента, ведется  по нескольким направлениям.

Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература и фольклор.

Это колыбельные песни, потешки, прибаутки, мордовские народные сказки и игры.

Реализация национально-регионального компонента в детском саду  происходит не только в учебном процессе, но и в  ходе праздников и развлечений. Все мы знаем, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре. В своей работе с детьми стараюсь включать в сценарии праздников и развлечений мокшанские  народные песни и танцы. Такие праздники создают атмосферу теплоты,  способствуют развитию интереса, дружеских отношений к мокшанскому народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, научить быть успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить   язык своего народа.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее  проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому изучение истории, в дошкольном учреждении у нас начинается с уголка национальной культуры. В своей группе я создала мини уголочек, где собраны подлинные предметы быта наших предков. Именно здесь впервые дети увидели национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В «мордовском уголке» для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края,   определенному народу, его национальным традициям.   В своей работе широко использую произведения декоративно-прикладного искусства мордовского народа. Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы. На все эти занятия приходит в гости кукла в национальном мокшанском наряде. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.

Развивая ребенка в поликультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость национальной культуры . Анализируя и сравнивая произведения  устного народного творчества, дети  узнают,  что мордва и   русские одинаково оценивают моральные качества человека.  Воспитывают доброту, честность, правдивость, смелость, отвагу, любовь к  Родине, трудолюбие; бичуют трусость, ложь, жадность, лень.

В   работе   с   детьми   на  занятиях  и   в   кружковой работе, и в свободной   деятельности   широко         использую неповторимый  игровой  фольклор, так как радость движения  в них сочетается с духовным обогащением детей. Ведь испокон веков в играх  отражается   образ   жизни   людей,   их   быт,   труд,   национальные   устои,  представления народа о честности, смелости, мужестве, т.е. народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений. Участие детей  в народных играх позволяет им через игровое общение усвоить культуру народа, обогатить словарный запас.

Учитывая специфику дошкольного учреждения, к сожалению, изучение мокшанского языка происходит лишь через организацию кружковой работы.

Тот   опыт   работы,   который   накоплен   у   меня,   показывает,   что проводимая работа позволяет детям с  детских лет  впитывать  народные традиции, народный дух.

Все, чего достигла,  далось нелегко, но этот труд  этот  поиск   оправдан,   так   как   проводимая работа   стала   предпосылкой   воспитания   у   детей   интереса   к   народному   искусству,   понимания  его  ценности и необходимости для людей любой национальности, формирования  чувства симпатии к народу - творцу талантливых произведений.

Самое главное, целенаправленная работа  с детьми в этом направлении воспитывает уважение и взаимопонимание  к другим народам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Национальный колорит прививаем с детства».

методичекие рекомендации для воспитателей ДОУ...

Консультация для воспитателей «Национальный колорит прививаем с детства»

Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством  народа; с изобразительным и декоративно-п...

Выступление на семинаре "Национальный колорит прививаем с детства".

Национально - региональный компонент представляет воспитание детей в среде национального колорита: ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством татарского народа; с изобразительной и декоратив...

Консультация для родителей "Национальный колорит прививаем с детства"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

«Национальный колорит прививаем с детства»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования наци...

«Национальный колорит прививаем с детства

laquo;Национальный колорит прививаем с детства...

Консультация для педагогов ДОУ "Национальный колорит прививаем с детства"

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...