Познавательное занятие «Научная экспедиция по родному краю»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Самохина  Ирина Евгеньевна

Вашему вниманию было представлено познавательно - исследовательское занятия в подготовительной к школе группе «Научная экспедиция по родному краю»

Тема и содержание занятия были определены в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с темой моего опыта работы. Программное содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей подготовительного возраста, требованиям программы.

Целью занятия является: воспитывать нравственные качества у ребёнка, установление причинно-следственных связей в результате совместной деятельности.

Выбор формы занятия - экспедиция и работа в лаборатории помогли мне решить следующие задачи:

Образовательные

·        Формировать и закреплять знания о растительном мире, полезных ископаемых нашего края.

·        Учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.

·        Пополнить словарный запас по теме «полезные ископаемые».

Развивающие

·        Развивать познавательную и речевую активность.

·        Развивать умение строить причинно-следственные связи.

Воспитательные

·        Воспитывать любовь к природе и родному краю, желание беречь их.

Здоровье сберегающие

·        Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательное занятие «Научная экспедиция по родному краю»

в подготовительной к школе группе

Цель: воспитывать нравственные качества у ребёнка, умение устанавливать причинно - следственные связи в результате совместной деятельности.

Задачи:

  • формировать и расширять знания о растительном мире и полезных ископаемых нашего края;
  • учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств;
  • развивать умение строить причинно – следственные связи;
  • развивать познавательную и речевую активность;
  • пополнять словарный запас по теме «полезные ископаемые»
  • воспитывать любовь к природе и родному городу, желание беречь их;

Оборудование: контейнеры 6 штук, стаканы с воронкой -11 штук, вата, песок в ёмкости -11 штук, одноразовые ложки -11 штук, пробирки с грязной водой 11 штук, марля 22 штук, нарукавники -11 пар, мультимедийная установка, красная стрелка на клавиатуре, 5 контейнеров с песком, уголь, клеёнка, 5 поддонов под полезные ископаемые, перчатки 10 пар, тряпочка для протирки столов, брызгалка с водой, столы 12 шт., флешка, цифры, карта, угольные карандаши, альбом с рисунками.

Слайды – фото: лес, река, очистные сооружения, карта, видео –физкультминутка, река.

Ход занятия

  1. - Ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. А я к вам пришла не просто так, предлагаю вам отправиться со мной в научную экспедицию.

  - Кто знает, что такое экспедиция? (я вам сейчас расскажу – это когда несколько человек отправляются в путешествие на поиски чего интересного, необычного).

- Правильно, экспедиция – это путешествие со специально – определённой научной целью. В ней участвуют учёные, научные сотрудники. Мы сегодня тоже будем учёными, а поможет нам в экспедиции карта. Давайте рассмотрим её. Что здесь изображено? (а я вижу цифры, стрелки, начнём экспедицию с цифры 1)

  1. Уважаемые учёные, закройте, пожалуйста, глаза послушайте и определите, где вы оказались?

слайд 1 (звучит шум леса, пение птиц)

Правильно, мы с вами оказались в лесу.

слайд 2

- Какие деревья вы видите? (я вижу здесь берёзы –это лиственные деревья, почему их называют лиственными. а вы какие видите деревья? …. Ещё я вижу здесь хвойные деревья, назовите их…. Почему их называют хвойными?)

- Когда растут в лесу разные деревья: лиственные и хвойные как этот лес называют?  (деревья будто смешались между собой, поэтому этот лес смешанный).

- Учёные, как вы думаете, какую пользу приносит лес?

- Правильно, молодцы, вы много рассказали о пользе леса. А какие правила вы знаете, чтобы беречь лес?

- Молодцы вы настоящие защитники природы.

3. Ой ребята, а вы ничего не слышите? Правильно, журчание воды.

-  А кто помнит, как называется река, которая протекает в Новокузнецке.

Слайд 3

-  Молодцы -Томь. Посмотрите, какая она полноводная, широкая, с красивыми берегами.

- А ещё какая, что можно про неё сказать?

(в реке водится много рыбы).

- Какую пользу приносит река? (Она охлаждает в жаркий день, животные приходят на водопой, воду пьем……)

Слайд 4 пока дети отвечают о пользе реки

- Но не все реки такие, бывает и вот так

слайд 5

 - Скажите, что здесь вы видите?

 - Как вы думаете, почему рыба погибла?

ответы детей.

- Итак, рыба могла погибнуть от загрязнения воды отходами от заводов. Учёные – Как вы думайте, как помочь природе?

 ответы детей

- Правильно очистить воду. Я вам сейчас покажу, какие огромные стоят очистительные сооружения, в которых есть фильтры для очистки воды.

Слайд 6

 - Я вас сегодня научу делать маленький фильтр, но для этого нам надо попасть в лабораторию, давайте посмотрим на карту. Как вы думаете, где здесь лаборатория, под какой цифрой?

- Пройдите за столы, сядьте правильно, чтобы удобно было работать. Наденьте нарукавники, резинкой вниз. Итак, мы приступаем с вами к изготовлению фильтра.

- Возьмите стакан с воронкой, положите в него марлю, затем слой ваты, затем пол ложку песка, следующий слой в нашем фильтре -вата и ещё половина ложечки песка и заключительный слой нашего фильтра опять вата, и бинт. Теперь вылейте загрязнённую воду частями, дайте пропитаться вашему фильтру, а затем лейте смелее, тонкой струйкой. Смотрим, что получилось?

- Правильно вода немного очистилась.

- Как вы думаете, как это получилось? – молодцы, правильно думаете.

- Правильно -  Вата и песок пропустили через себя воду, грязные частицы задержались в них, и вода очистилась. Значит, вата и песок служат фильтром.

Эту воду можно пить человеку? Но эту воду ещё нельзя пить, так как она очистилась только от мусора. А рыбам можно пить?

Мы помогли рыбам, а как люди должны беречь реки? (Какие правила вы знаете, когда купаетесь на речке?)

- Уберите, пожалуйста, за собой рабочее место, всё сложите в контейнер. Спасибо, молодцы, очень дружно работаете.

5. – Наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим на карту, куда нам дальше двигаться. Правильно, мы с вами должны отдохнуть, я приглашаю вас на танцевальную физкультминутку. слайд 7

(физкультминутка «Я, ты, он, она, вместе дружная семья»)

6. Уважаемые учёные, наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим в карту куда нам дальше идти? Итак, какую цифру нам надо найти. Пройдемте к столам с цифрой 4

(На столах стоят тазики с песком, закрытые тканью)

Мы с вами будем находить полезные ископаемые. Разбейтесь парами, наденьте перчатки и руками, как большими ковшами экскаватора мы будем искать полезные ископаемые.

- Что вы нашли (уголь).

- Какую пользу приносит уголь?

 - Молодцы учёные. Наш край богат углём. Посмотрите на экран – это карта Кемеровской области, на ней обозначено местонахождение добычи угля.

 слайды 7

- Мне очень понравилось с вами работать в экспедиции, вы были дружные, активные, самостоятельные. Но к сожалению, наша экспедиция завершилась. А что интересного вы узнали в этой экспедиции?

 - А вы знаете, что углём можно не только отапливать помещения, но и рисовать. Дети нашего сада сделали вам подарок – альбом с рисунками, нарисованными углём. Здесь есть и чистые листы, что бы вы тоже могли продолжить его.

- Спасибо за встречу, до свидания!



Предварительный просмотр:

Самоанализ занятия

«Мой город, мой край родной»

Уважаемые члены жюри!

Вашему вниманию было представлено познавательно - исследовательское занятия в подготовительной к школе группе «Мой город, мой край родной» 

Тема и содержание занятия были определены в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с темой моего опыта работы. Программное содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей подготовительного возраста, требованиям программы.

Целью занятия является: воспитывать нравственные качества у ребёнка, установление причинно-следственных связей в результате совместной деятельности.

Выбор формы занятия - экспедиция и работа в лаборатории помогли мне решить следующие задачи:

Образовательные

  • Формировать и закреплять знания о растительном мире, полезных ископаемых нашего края.
  • Учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.
  • Пополнить словарный запас по теме «полезные ископаемые».

Развивающие

  • Развивать познавательную и речевую активность.
  • Развивать умение строить причинно-следственные связи.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к природе и родному краю, желание беречь их.

Здоровье сберегающие

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.

      Считаю, что задачи взаимосвязаны между собой и были решены в процессе образовательного мероприятия. Для решения задач выбрала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную непосредственно образовательную деятельность.

 Занятие состояло из 5 частей, которые имели между собой взаимосвязь и логическую последовательность.

При подборе содержания учитывала доступность, научность и объём информации. Занятие имеет практическую направленность. Наполнено поисково-исследовательской деятельностью.

Материал для образовательной деятельности подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и рационален для решения поставленных целей и задач.

    Непосредственно образовательная деятельность была построена с применением элементов современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной установки, использования развивающих дидактических пособий.

    Данная структура занятия вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.

     Для поддержания интереса у детей на каждую часть занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийное сопровождение с аудиозаписью, оборудование для опытов, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.

Мотивацией на предстающую деятельность стало предложение детям отправиться в научную экспедицию. С помощью звукового сопровождения дети переместились в лес, где, используя наглядный материал, закрепили представления   о растительном мире.

    Во второй части занятия предложила детям решить проблемную ситуацию. Используя опытно – экспериментальную деятельность, научила детей способу очищения грязной воды с помощью подручных средств, у детей повысилась познавательная и речевая активность, они выстраивали причинно-следственные

связи, находили логические решения проблемы.

    Для осмысления полученных знаний использовала постановку поисковых вопросов: «Почему? Какое ваше мнение? Как вы думаете?».

   Применяя игровой метод – нахождение скрытых полезных ископаемых, я продолжала поддерживать интерес у детей, развивала их познавательную и речевую активность, формировала и расширяла знания о полезных ископаемых нашего края.

  При пополнении словарного запаса, обращала внимание на правильное построение предложения, добивалась полных ответов, создавала условия для диалога.

        Используя приём создания детьми электронной фото галереи, повышала мотивацию и активность детей, закрепила знания о профессиях нашего города.

   В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена динамическая пауза в сопровождении мультимедийного показа.

В заключительной части, для закрепления материала уточнила «Что нового вы узнали?», подводя итог занятия, я использовала приём рефлексии с помощью наводящего вопроса - Что вы расскажите товарищам придя в группу? Я довольна тем, что было много высказываний, значит, детям было интересно.

    При общении с детьми выстраивала личностно-ориентированную модель взаимодействия, создавала атмосферу сотрудничества, доброжелательности и взаимопонимания.

   В течение всей деятельности осуществляла индивидуальный подход к детям, при этом оказывала им помощь, ставила наводящие вопросы, вызвала на контакт, создавала ситуацию успеха каждому ребенку.  Как воспитатель старалась быть эмоциональной, приветливой, воспитывала в детях доброжелательность, стремление работать в коллективе, осуществлять взаимопомощь.

     На протяжении всей совместной образовательной деятельности, использовала методы контроля ввиде анализа выполненных заданий, дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Поведение детей в процессе занятия было организованным и деловым, благодаря постоянной смены деятельности сохранялся эмоциональный положительный фон и желание работать.

Длительность занятия была выполнена в соответствии с правилами конкурса. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. НОД динамичная, предусматривают смену деятельности. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям Сан Пинов. Благодарю администрацию за предоставленные условия.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной и способствовала выполнению поставленных задач.  

Затруднения: сложно переключаться от работы с детьми к мультимедийной установке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи традиции родного края

Конспект занятия по познавательной деятельности тема : Обычаи  традиции родного края...

Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...

Конспект познавательного занятия по ознакомлению с родным краем «Наш район в прошлом, настоящем и будущем (с использованием «Путешествие по реке времени»)»

Цель: Закрепление знаний детей об историческом прошлом Курьинского района и его современной жизни.Задачи:      1.  Развивать у детей любознательность,  интерес к ...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию(природное окружение)."Водоёмы родного края".

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Водоёмы нашего края""....

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию «Ознакомление с газетой родного края»

Цель: способствовать формированию потребности к познанию окружающего мира через периодическую печать, познакомить с газетой родного края.Задачи:Образовательные:- познакомить с газетой Венёвского район...