Приобщение детей к русскому народному творчеству.
учебно-методический материал на тему

Кинцель Валентина Николаевна

Приобщение детей к русскому народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_kintsel.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дитятко – что тесто,

как замесил, так и выросло.

Народная мудрость.

             Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому народа.
В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт русской народной культуры. Культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях.

           Детство – это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

           Наш Детский сад перед собой поставил цель познакомить своих воспитанников с основами отечественной культуры, понимая, как это важно для всестороннего развития детей.

           Так, еще четырнадцать лет назад педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.  Для этого мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

           Сначала ограничивались лишь беседами о предметах труда и быта наших предков, их праздниках и буднях, обычаях и традициях. Однако довольно трудно было для таких занятий изыскать время. Очень не хотелось проводить их в те минуты, которые выделены детям для игры. И постепенно мы решили внедрить в воспитательно – образовательный процесс парциальную программу О.М.Маханевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», позволяющей знакомить ребят  с русской народной культурой, и одновременно решать образовательные и воспитательные задачи основной программы.

             Неоценимую помощь в данном вопросе оказало желание педагогов старшей группы изменить предметно развивающую среду и оформить ее в русском стиле. Освободив место в групповой комнате, оформили мини- музей «Русская изба».   В «русской избе» собрали  предметы русского быта, образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, гжель, народные игрушки, разные виды народной вышивки, заказали деревянную мебель, которую расписали  в стиле Городецкой росписи. Особый вклад в пополнении мини – музея оказали родители воспитанников, с большим удовольствием они доставали из бабушкиных сундуков различные подушечки, вышивки, полотенца, предметы быта.  Здесь дети не только знакомились с разнообразием народного искусства, но и получали специальные навыки и умения: расписывали игрушки по типу дымковской, лепили посуду, украшали ее орнаментом, учились вышивать.

 

           Совместно с музыкальным руководителем составили сборник народных праздников «Хоровод –круглый год», где собрали годовой цикл народных развлечений. Вначале это были Посиделки, Вечорки, Именины, календарные праздники, масленица, капустница и т.д. Для проведения праздников всегда требовались разнообразные  костюмы, отражающие национальный колорит.

            И тогда мы решили совместно с родителями провести конкурс русских национальных костюмов. Родители воспитанников охотно откликнулись на наш призыв. Смотр – конкурс русских костюмов прошел очень эффектно, были представлены костюмы разных областей России, родители лучших русских костюмов получили грамоты и ценные подарки от детского сада и что было очень приятно, подарили свои костюмы детскому саду. С тех пор в нашем детском саду ежегодно весной проходят конкурсы – дефиле русских национальных костюмов «Весну встречаем – наряды обновляем», летом проводим обрядовый праздник «Ивана – Купала», где дети в конце праздника находят клад со сладкими призами, осенью традиционно совместно с родителями проводим Капустницу, на которой солим капусту, угощаем всех пирогами с капустой.  

          Традиционно раз в месяц в созданной «избе» в групповой комнате, отмечаются именины. На столе самовар, угощения, детей подводим к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначения кухонной утвари. Но самое главное – ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами - красна пирогами»; «Чем богаты, тем и рады»; «Какова хозяйка, таков и стол».

           Так мы начинали, а далее нами была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, составлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздников, взаимодействия с центром национальных культур – всего того, что постепенно складывалось в систему.И это стало визитной карточкой нашего Детского сада.

             И в заключении хочется сказать, что образовательная цель выбранного нами приоритетного направления состоит в приобщении детей  и родителей ко всем видам национального искусства, от русского костюма до живописи, от пляски, сказки и музыки до русских народных традиций. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

«Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку»

 Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям ж...