Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».
    консультация (старшая группа) по теме

    Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:

    умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка,   уверенность в себе. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx18.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

    Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».
    Шахматы – очень древняя игра. Появилась в Индии, примерно 2000 лет назад.

    Игра в шахматы - один из лучших способов развития интеллектуальных способностей у детей.  Эта игра прекрасно развивает логику, повышает концентрацию внимания, развивает память и заставляет мозг работать. Поскольку шахматы - это лучшая стратегическая игра, с уверенностью можно сказать, что учась играть в шахматы, ребенок развивает свои умственные способности.

    Для организации игр с детьми по шахматам вам понадобятся знания основных правил игры, умение донести их до дошкольника через игру. В дошкольном возрасте ребенок должен иметь элементарный уровень владения игрой, чтобы он к знал названия фигур, их ход, взятие других фигур, а также старался на несколько шагов в уме продумать свой ход.

    Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:

    умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространственное, логическое мышление; тренируется память; появляется ответственность за свои ходы; повышается самооценка,   уверенность в себе.

    Благодаря этой игре формируется умение ребёнка проектировать свою деятельность, а также умение общаться с рисунками и схемами.

    Игра шахматы   признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Дети очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

    А также эта игра воспитывает в детях умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.

    Доказано, что дети, которые в дошкольном возрасте начали играть в шахматы, отлично успевают в школе. Такие дети не испытывают проблем с точными науками, быстро выполняют домашние задания. У ребёнка появляется выдержка, целеустремленность, усидчивость, воля.

    Итак, как же организовать такую работу, чтобы она была продуктивна:

    Во-первых, для ознакомления детей с шахматной доской (полями, горизонталями, вертикалями, диагоналями, латинскими буквами, цифрами) лучше использовать сказочные истории, такие как, например, в книге «Шахматы для самых маленьких», можно придумать свои истории.

    Во-вторых, дети должны превращаться в шахматные фигуры. Для этого вам следует вырезать из картона черного и белого короны, и почаще водружать их на светлые головы деток. Передвигаться они будут по наклеенной в кабинете напольной шахматной доске, а в хорошую погоду можно и на улице краской оформить такую шахматную доску. Детям так будет легче запоминать ход фигур.

    В-третьих, изучать шахматную доску следует дозировано, небольшими «порциями». Надо подготовить картонный фрагмент из 4-х, из 6, из 8, из 9 и более полей, а также круглые фишки с изображением шахматных фигур. В книге Сухина есть этюды - задачи с использованием таких фрагментов. Так ребята быстрее начнут ориентироваться на шахматной доске.

    В-четвертых, конечно же, иметь несколько деревянных шахматных досок с деревянными шахматными фигурами уже для настоящих партий, проведения шахматных турниров.

    В течение года с детьми следует проводить занятия не только по подгруппам, но также использовать индивидуальные формы работы. Посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях обязательно проводите физкультминутки, (например – покажи горизонталь, вертикаль), подвижные игры согласно теме занятия; соревнования и конкурсы по познавательной деятельности, игровые обучающие ситуации, наблюдения, моделирование, творческую деятельность, разнообразные игры с шахматным содержанием, такие как «Чудесный мешочек», «Кто быстрее расставит фигуры», «Что общего и чем отличаются», «Сделай так».

    Каждое занятие по шахматам завершайте подведением итогов по определённой теме. Это могут быть аппликации, раскраска шахматной доски и т.п.

    На занятиях по шахматам нужно ставить себе цель не только научить детей ориентироваться на шахматной доске, запоминать название фигуры и её ход, но и думать на несколько ходов вперед в уме, предугадывая действия противника.

    Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется со старшего дошкольного возраста -   с 5 – 7 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

    Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шахматы можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться.

    Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно.

     Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, затем познакомить с фигурами, после чего научить правильно расставлять шахматные фигуры на игровом поле и так далее.

    Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать.

    Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шахматы и решение простых шахматных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

    Главное правило- нет проигравших, просто сегодня ты просто не выиграл!!!!

    Играйте в шахматы со своими детьми! Это доставит им удовольствие! А главное являются залогом отличного школьного обучения!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

    Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

    Презентация по теме «Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Игровой занимательный материал математического характера как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста  (из опыта работы воспитателя).Целью педагогическо...

    Консультация для родителей на тему "Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»"

    Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале путирядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди вего жизни – родители.ФГОС ориентирует педагогов ДОУ...

    Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

    Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

    Играя в драматизацию у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение, речь, координация движений. Данные игры способствуют организованность, сообразительности, развивается чувство коллек...

    Методическая разработка. Статья "Игра- драматизация как эффективное средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста".

    Игры - драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить и в помещении, и на улице. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но...


     

    Комментарии

    Киселева Валентина Николаевна

    Спасибо большое за статью. Хочется сказать, что дети, дошкольники с удовольствием вовлекаются в мир шахмат. Вечерами играют в шахматы, и не хотят идти домой.))