«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»
статья на тему

Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате чего усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры. Поэтому разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей является актуальной задачей дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»

Тарасевич Светлана Ивановна, методист

МБУ «Лицей №51» с/п д/с «Реченька».

Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате чего усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры. Поэтому разработка подходов к организации нравственно-патриотического воспитания детей является актуальной задачей дошкольного образования.

Патриотическое воспитание дошкольников одно из ведущих направлений работы современного дошкольного учреждения. Принято считать основными задачами здесь: формирование духовно нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края, к культурному наследию своего народа; воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей и другие.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка в этом возрасте может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закреплять эти чувства в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации. В основе нравственно-патриотического воспитания ребёнка лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинает формироваться с отношения к семье, к самым близким людям, с изумления и восхищения тем, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны ребёнком  глубоко, они играют огромную роль в формировании нравственно-патриотической позиции личности.

Поэтому задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему и интересные. Деятельностный подход к созданию условий по патриотическому воспитанию - один из основных принципов организации педагогического процесса в детском саду. Процесс интеграции содержания по патриотическому воспитанию охватывает все направления деятельности детского сада. Необходимо отметить, что и технологический процесс реализации задач богат методическими инновациями, а именно: музейная педагогика, простейший туризм, эколого-краеведческий арсенал педагогических идей и т.д.

В детском саду  мы знакомим детей с культурой народов Поволжья, промыслами, с семейным укладом, одеждой, предметами быта. Здесь дети получают знания о русских праздниках: «Рождественские колядки», «Масленица», «Праздник русской берёзки», «Праздник Ивана Купалы», «Яблочный спас», «Рябинкины именины», «Капустник», «Синичкин день». Эти праздники мы проводим ежегодно.

Свой результат в работе с детьми дают и определенные традиции, а именно:

22 апреля – проводить экологический праздник «День Земли»;

9 мая – поздравлять ветеранов с днём Победы;

23 февраля – папа и дедушек с днём защитника Отечества.

- в тематические недели, посвящённые народным праздникам, организуются выставки работ детей «Я горжусь  своим папой», «Моя мама лучше всех», Бабушкино рукоделие» - вызывающие уважение к труду наших предков, к их обычаям, песням, развлечениям.        

9 мая - это светлый и в то же время скорбный праздник. Всё дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, живет в наших сердцах. Мы подводим детей к осознанию того, что в бессмертном подвиге слились воедино доблесть и героизм наших воинов, партизан и подпольщиков, самоотверженный труд рабочих, крестьян, нашей интеллигенции, сынов и дочерей всех наций и народностей.

Передать эстафету памяти старшим детям дошкольного возраста, рассказать о самоотверженном подвиге людей, завоевавших победу - одна из задач патриотического  воспитания, которую решаем мы в детском саду. В этот  светлый, но «со слезами на глазах праздник» мы приносим дань уважения тем, кто отдал жизнь за нашу землю, за ее народ. Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом  огне Великой Победы, но и в наших сердцах.

Уже стало традицией участие воспитанников нашего детского сада в областном конкурсе «Виват, Победа» в рамках областного фестиваля «Берегиня», в Международной акции «Читаем детям о войне», в праздничном концерте «Никто не забыт, ничто не забыто» перед ветеранами нашего города, презентации проектов на нравственно-патриотическую тематику.

Совместно с детьми и родителями выпускаются плакаты, поздравительные открытки и др. Такой творческий процесс приводит к тому, что ребёнок надолго запоминает, что его прадед воевал за нашу страну, совершал героические поступки.  У детей возникает чувство гордости, дружелюбное отношение к своим родным.

В студии изобразительного искусства дети изображают предметы народного промысла, знакомятся с различными росписями (Гжель, Городец и др.). Наши дети участвуют в различных выставках   ко дню Победы, «Герб моей семьи», «Юбилей Ваза» и др.

Для более эффективной работы педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду проводятся педагогические советы, семинары, такие как «Край родной навек любимый», «Мы живём на Волжской земле», «Результативность работы по нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников»

Данная работа проводится в тесном контакте с родителями. Так через призму отношений ребёнка с близкими, мы, педагоги, имеем возможность развивать у детей нравственно-патриотические чувства. Наиболее успешными акциями стали: создание семейного герба,  в основе которого лежит составление генеалогического древа семьи, организация краеведческих мини-музеев в группе.  Также мы привлекаем родителей  к совместным соревнованиям «Мама, папа, я спортивная семья», к участию в семейных чтениях, в фестивале семейного мастерства, в викторинах по экологии. Очень важно, что участвуя в этих мероприятиях, родители и дети узнавали много нового о себе, о своём роде и о своём городе.

Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий нравственного воспитания, как для детей, так и для взрослых, цель которых привлечь к патриотическому воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций.  Работа по данной теме подводит детей к тому, что семья- частица человеческого общества.

Творческая группа педагогов разрабатывает электронные дидактические пособия и игры по ознакомлению детей с историей нашего народа.

Вся эта работа и активное взаимодействие семьи и педагогов позволяет решать проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ведь насколько справедлив вывод: «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло», - судить вам.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов ДОУ "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Презентация была представлена музыкальным руководителям детских садов в ходе проведения открытого занятия: "Показ спектакля "Золушка"....

Проблема гиперактивности детей дошкольного возраста, как одна из самых актуальных проблем современного общества

В данной статье рассмотрена проблема гиперактивности детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения детей с синдромом дефицита внимания гиперактивностью. Выделены основные формы работ...

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Целью театрализованной деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. ...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель театрализованной деятельности – формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка....

«Формирование нравственно – патриотических качеств у детей предшкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот отре...

« Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного возраста » Исследовательская деятельность в природе с детьми старшего дошкольного возраста. 12 апреля - День Космонавтики

laquo; Элементарные опыты как средство формирования интереса к неживой природе у детей среднего дошкольного   возраста »Исследовательская деятельность в природе с детьми старшег...

Доклад на педагогическом совете ДОУ: «Синтез искусств - одно из ведущих направлений в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

Обращение к синтезу искусств связано с особенностями ребёнка, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит объединяющий характер....