проект "Радужный мир"
проект (подготовительная группа) по теме

imageМБДОУ                                                                                                                                                                      «Центр развития ребёнка  детскийсад№90«Подсолнушек»

Нижнекамского  муниципального  района  РеспубликиТатарстан

 

 

 

 

 

Республиканский конкурс исследовательских работ  и        проектов детей старшего дошкольного возраста

“Открываем мир”

 

 

 

 

 

Секция :Исскуство и культура”

Исследовательская работа

тема:”Радужный  мир”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Руководители проекта:

Воспитатели :

Ахметшина Алсу Фаритовна

Зайнутдинова Фанзиля Азгамовна

Воспитанник группы №9

  Иванова Полина

 

 

                                           

                                                  Нижнекамск 2016г.

 

 

                                                        Содержание

1.Введение.................................................................................................................3

2.Актуальность проблемы………………………………………………………....3

2.Выявление проблемы…………………………………………………………….3

3.Цели и задачи……………………………………………………………………..3

4.Планируемые результаты………………………………………………………...4

5.Система работы…………………………………………………………………...4

6 Материально-техническая база ……………………………………………….....5

7.Основная часть…………………………………………………………….….......5

8.Список используемой литературы……………………………………………....9

 Приложение………………………………………………………………  . ……..10

                 

   

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 Актуальность проблемы

 Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Цель проекта: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях. Создание условий для эмоционального, радостного, праздничного настроя детей и их творческих способностей и сплочение детского коллектива.

 

  Задачи

ü обогатить представление о радуге ;

ü расширять представления о всех цветах радуги в природе и предметном мире, искать простейшие цветовые аналогии;

ü развивать умение художественно- творческой (изобразительной) деятельности (рисование);

ü развивать познавательные умения (сосредоточиваться, внимательно рассматривать, наблюдать, проводить сравнение, простейшие аналогии);

ü обогащать литературный опыт детей знакомя их с литературными произведениями;

ü Попробовать получить радугу в домашних условиях

ü Формировать представления  о явлениях и объектах окружающего                            мира, об их взаимосвязи в природе

ü Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

ü Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .

ü Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

ü Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

ü Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

                       

  Планируемые результаты.        

     

-Расширение представления о радуге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

                                 

                                          

  Система работы

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

• Обсуждение цели, задачи с детьми.

• Создание необходимых условий для реализации проекта.

• Перспективное планирование проекта.

II этап – основной.

• Реализация проекта путем решения поставленных задач

III этап – заключительный.

• Оформление результата проекта.

• оформление фотовыставки «Радужный мир» по результатам проекта.

 

 Ожидаемые результаты

-Расширение представления о радуге.

- Расширение словарного запаса.

- Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, творческих способностей, познавательной активности.

- Активное участие воспитанников в проведении опытов и исследований.

- Развитие умения ставить конкретную задачу, находить ее решение и делать соответствующий вывод.

                                     

   Материально-техническая база

оборудование для опытов и экспериментирования (прозрачные и непрозрачные емкости разного объема,  губки, палочки для размешивания, атрибуты для игр; карточки – значки, карточки – модели опытов);

энциклопедии, справочники, иллюстрации и другую информационную литературу;

материалы для оформления результатов (простые или цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги, ручки).

Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.

 

Основная часть

Что такое радуга?

   Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Слово «радуга» похожа на слово «радость». И в самом деле , радостно бывает , когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

 

 

 

Как же образуется радуга?

 

Радуга появляется только если одновременно идет дождь, и светит солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли , и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга.

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один фокус. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Когда ливень кончается, это значит, что ветер просто отнес эти дождевые облака дальше.

И если дождь ушел в сторону солнца, то тогда мы можем любоваться радугой.

Принято различать семь основных цветов радуги. Однако между этими цветами нет четкой границы: переход между основными цветами довольно плавный, с множеством промежуточных оттенков. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы - в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

Как Однажды  Жак  Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Каждый  Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.

 Необычные радуги

Посмотрев в интернете, мы нашли несколько необычных радуг:

Обычная радуга - это простая радуга-дуга, но при определённых обстоятельствах можно увидеть двойную радугу, а с самолёта - перевёрнутую или даже кольцевую. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой.

Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Лунная радуга – это редкое природное явление, порождаемое луной. Ее еще называют ночной радугой. Лучше всего лунная радуга видна при полной луне, так как в это время луна бывает самой яркой. Для появления лунной радуги, луна должна находиться невысоко в небе и небо должно быть тёмным. И, конечно же, должен идти дождь напротив луны.

Как правило, радуга появляется в теплое время года, но иногда ее можно увидеть и зимой. По мнению специалистов, зимняя радуга - явление уникальное, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, как летом, а в кристалликах льда.  Для зимней радуги нужны  крепкий мороз, высокая влажность и яркое солнце.

Огненная радуга это довольно редкое явление. Другое ее название округло-горизонтальная дуга. Огненная радуга расположена горизонтально

 

Появляется эта необычная радуга на фоне легких перистых облаков и расположена высоко в небе.

Я узнала, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов.   Поливая растения в саду в яркий солнечный день, в брызгах воды тоже можно увидеть маленькую радугу. (Приложение № 6)

           Вывод: радугу можно увидеть практически в любое время суток, даже ночью и в зимнюю стужу.

Заключение

Как показали наши наблюдения, у детей отмечаются не только улучшения речевой функции и памяти, но и положительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Благодаря  проводимой работе дети приобрели уверенность в себе и своих способностях, повысили самооценку и самостоятельность. .

Знания, полученные детьми, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходившие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.

Тема радуги нас очень заинтересовала, мы изучили литературу, много ответов нашли через Интернет, провели опыты и эксперименты.

В ходе исследования мы узнали:

1.     Радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

2.     Радуга бывает разной: огненной, красной, лунной, зимней и др.

3.     Радугу можно сделать самому в домашних условиях с помощью солнечного и искусственного света.

 

 

 

                                        

 

                                                   Список литературы

 

1.Алябьева Е.А. «Корекционно-развивающие занятия для детей   2.старшего дошкольного возраста» «ТЦ СФЕРА» Москва-2002

3.Нищеева Н.В. «Разноцветные сказки»  «Детство-пресс» СПб-2004

4.Поюсова Н.М, «Цветовой игротренинг» Речь/СПб-20

Катаев В.П., «Цветик – семицветик»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Приложение 1

image 

Как сделать радугу в домашних условиях?

Для получения радуги в домашних условиях, мы провели несколько экспериментов.

Эксперимент № 1.

imageimageimage Для первого опыта мы взяли маленький граненый стакан, наполненный водой. Потом туда поместили салфетку со цветным концом .Вода по салфетке поднялась вверх и закрасила полностью салфетку .Получилась радуга.

 

 

 

 

 

 

Эксперимент № 2.

Компьютерным диском поймали солнечный луч и направили его на стену и потолок в комнате. Получилась вот такая радуга. Вывод: проведенные эксперименты доказали, что радугу действительно можно сделать самому в домашних условиях, даже с помощью искусственного света.

image

 

 

 

Радуга из Skittles

Эксперемент 3

Кладём в тарелку конфеты skittles,наливаем тёплое молоко и ждём до полного растворения.Тёплое молоко  поможет конфеткам быстрее раствориться.

 

 

 

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

Эксперимент  4.  Мне  понадобился  раствор  для  мыльных  пузырей.

              Радужные  рисунки  на  мыльных  пузырях

 Вывод:  Тонкие  мыльные  пленки  на  поверхности  пузыря  постоянно  двигаются  и  преломляют  свет.  Мы  видим  постоянно  меняющиеся  радужные  рисунки 

imageimage

 

 

 

 

 

 

По  результатам  своей  работы  я  могу  сделать  следующие  выводы.  Радугу  можно  получить  в  домашних  условиях.  Вместо  солнечного  луча  может  быть  использован  искусственный  источник  света.  Радугу  можно  наблюдать  не  только  днем,  но  и  ночью,  и  даже  зимой.   Я  провела  опыты  и  доказала,  что  эффект  радуги  можно  получить  у  себя  дома  и  в  любое  время  года  любоваться  этим  красивым  явлением,  которое  всё  ещё  хранит  много  загадок.  Результаты,  которые  я  получила  при  исследовании  радуги  должны  быть  интересны  и  полезны моим  друзьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект2.4 МБ

Предварительный просмотр: