ЧИРГЭЛ
статья на тему

Ильинова Тамара Леонидовна

В статье рассматривается концепция парциальной программы по здоровьесозиданию ребенка. Программа направлена на освоение ребенком методами здоровьетворчества в системах телесного и духовно-психологического составляющего личность человека. Раскрывается практический материал по формированию первоначальных основ культуры здоровья.

Ключевые слова: здоровьетворчество, телесное и духовно-психологическое  составляющие личность человека, самосозидание здоровья, воспитание первоначальных основ культуры здоровья, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chirgel.docx55.19 КБ

Предварительный просмотр:

 “Чиргэл”

парциальная программа по здоровьесозиданию ребенка

Ильинова Тамара Леонидовна старший воспитатель

МБДОУ ЦРР-д/с им. А.Г. Габышева

Контакты –  8.984.103.49.93

i.ilinova@mail.ru

с. Антоновка ул. Сельэнерго-3

Нюрбинский район Республика Саха (Якутия)

Аннотация

В статье рассматривается концепция парциальной программы по здоровьесозиданию ребенка. Программа направлена на освоение ребенком методами здоровьетворчества в системах телесного и духовно-психологического составляющего личность человека. Раскрывается практический материал по формированию первоначальных основ культуры здоровья.

Ключевые слова: здоровьетворчество, телесное и духовно-психологическое  составляющие личность человека, самосозидание здоровья, воспитание первоначальных основ культуры здоровья, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья ребенка

Исследователи установили, что здоровье взрослого человека на 75% определяется в детстве. Детство - ключевой период, когда формируются все структуры, определяющие потенциальные возможности человека. С дошкольного возраста необходимо воспитывать у ребенка мотивацию самосозидания здоровья, формировать основы самосознания личности, усваивающей ценностные смыслы и воспитывать ответственность за состояние здоровья.

 При этом нужен целостный подход в концепции развития здоровьесозидания ребенка и необходимо взять во внимание особенности региона (экологические, климатические, географические, социально-экономические). Климатогеографические и экологические характеристики Республики Саха предъявляют критические требования для существования человека. И это приводит к напряжению механизмов регуляции всех систем организма, особенно у детей, родившихся и проживающих в этих условиях (исследования В.В. Агеева, В.Г. Попова, М.В. Ханды, A.M. Захаровой, Н.В. Саввиной, П.Г.Петровой и др,). Исследователи утверждают, что экстремальные климатогеографические условия ухудшают качественные характеристики здоровья, снижают резервные возможности организма ввиду нарушений адаптивных программ вида (Ю.И. Сбруев,Е.Я. Бондаревский,В.А. Нестеров, В.П. Казначеев). В северных районах в последние годы отмечено ухудшение состояния здоровья всего населения (Чермит К.Д.), из-за отрицательного воздействия на экологическую среду интенсивно развивающихся добывающих, обрабатывающих и иных промышленных отраслей экономики.

Ухудшение экологической обстановки, экстремальное влияние климатических факторов, негативные тенденции социально-экономических преобразований (рост безработицы, ухудшение качества питания и отсутствие возможности получения квалифицированной, а порой и элементарной медицинской помощи) прежде всего, бьют по ребенку, приводят к изменению состояния его здоровья. И это “проявляется повышением общей заболеваемости, уменьшением числа гармонично развитых детей, отклонениями в нервно - психическом развитии. В связи с этим становится все труднее найти в детской популяции абсолютно здорового ребенка”. (Агаджанян Н.Я., Баевский Р. М., Вельтищев Ю.Е., Мансурова С.Е., Старых Л.М. с соавт., Черная Н.Л. с соавт.). Практически здоровые дети составляют всего 3-5% от всех дошкольников; количество детей-инвалидов ежегодно растет – каждые 5 лет на 1/3; увеличивается количество детей имеющих несколько сопутствующих заболеваний: в 4 года у ребенка – 3 заболевания, к 6 годам уже 4-5 нарушения здоровья (И.Б. Куркина).

При всей остроте проблемы редко рассматриваются пути оздоровления детей дошкольного возраста в экологически неблагоприятных регионах Крайнего Севера. Недостаточно разработана модель педагогики здоровьясозидания в различные периоды онтогенеза.

По определению Е.А.Бабенковой в ДОУ действуют здоровьесберегающие технологии, которые можно определить как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех приемов, принципов, методов, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития. В экологически неблагоприятном регионе, наряду с здоровьесберегающей технологией, все более актуальным становится поиск и разработка технологии самосозидания здоровья.

Основу культуры здоровья, мотивацию безопасного и здорового образа жизни, начало ценностного отношения к здоровью можно заложить в дошкольном возрасте. Изучив работы исследователей, мы нашли в них утверждение, что в процессе реализации здоровьесозидающей функции образования наиболее значимым становится холистический подход (В.А. Ананьев, В.В. Колбанов, Н.Н. Малярчук,А.Г. Маджуга, И.А. Синицина, Н.М. Полетаеваи др.), где духовный потенциал личности влияет на его физическое Я. Согласно холистическому пониманию здоровья, ведущими являются высокие системные уровни человека; так, психические факторы оказывают более существенное влияние на соматическое здоровье, чем телесное состояние – на психический настрой человека (исторический пример – А.Суворов).

Исследователи считают, что, здоровьесозидающая педагогика:

  • должна быть направлена на создание комплекса условий,  способствующих формированию системы ценностных ориентаций личности и установки на здоровьесозидающую деятельность субъектов образовательного процесса
  • должна обеспечивать формирование стремления к совершенству т.е. овладению интеллектуально-духовными и психосоматическими методами здоровьетворчества в системах организма и личности. Также  актуализацию здоровьесозидающего потенциала, формирование готовности к управлению собственным здоровьем как ресурсом.

 Здоровьесозидающее образование – это процесс, направленный на формирование навыков здоровьесбережения в экологоличностном и образовательном пространстве. Это осмысление и присвоение личностью валеологических установок и выработка стратегии деятельности в отношении своего здоровья (Маджуга А.Г., Синицина И.А.)

Нами разработана парциальная программа “Чиргэл” по оздоровлению детей в экологически неблагоприятном регионе и по формированию у детей дошкольного возраста основ созидания здоровья. Программа рассматривает ребенка как целостную личность. И предполагает построение целостного образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей. Это, также, взаимодействие взрослых и детей, направленное на достижение социально-значимых результатов. Он носит системный и целостный характер взаимодействия педагога-ребенка-родителя, и приводит к развитию личностных свойств и качеств детей. Программа обеспечивает каждому ребенку возможность развивать личностный потенциал в самосозидании здоровья.

Программа “Чиргэл” – это программа освоения ребенком методами здоровьетворчества в системах телесного и духовно-психологического  составляющего личность человека. Она направлена  на формирование у ребенка основ культуры здоровья, и безопасного образа жизни, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья детей; формирования ценностного отношения к здоровью, способствующего познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению им планируемых результатов освоения основной образовательной программы ДОУ. Также она направлена  на формирование установок, личностных ориентиров и норм поведения ЗОЖ.

Методологической основой парциальной программы “Чиргэл” являются:

  • исследования, посвященные различным аспектам оздоровления (работы М.Ю.Абросимовой, Т.Ю.Богачевой, И.В.Кузнецовой, A.Г.Маджуга, А.М.Митяевой, М.Ф.Секач, B.М.Сорокиной, Л.Ф.Тихомировой, И.А.Яковлевой и др.)
  • исследования по вопросам укрепления здоровья дошкольников, формирования ЗОЖ, создания здоровьесозидающего образовательного пространстваДОУ, формирования валеологического мышления (работы Н.Г.Быковой, Л.Н.Волошиной, И.Б. Куркиной, Ю.В.Змановского, Г.К.Зайцева, В.Ю.Карпова, В.В. Колбанова, Н.Н.Лазаревой, Т. И. Осокиной, В.И. Сыренского, В.В.Сазоновой, Л.Г. Татарниковой, О.В.Хухлаевой, В. А. Чунтовой, В.Г.Шитько и др.)
  • исследования по вопросам экологической обстановки, экстремального влияния климатических факторов, негативной тенденции социально-экономических преобразований (Ю.И. Сбруев,Е.Я. Бондаревский,В.А. Нестеров, В.П. Казначеев и др.).

Программа ориентирована на сотрудничество с родителями, как субъектами реализации задач Программы и уделяет внимание на

  • на раскрытие и становление ценностей здоровья, развитие  здоровьесозидающей культуры родителей, их инициативности и ответственности за здоровье ребенка
  • поддержку формирования и развития родителями ценностно-смысловой сферы ребенка и его личностного потенциала
  • укрепление  физического и психического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия в семье и ДОО
  • поддержание индивидуальности ребёнка, как в духовной, так и в физической (телесной) сфере.

Педагогические подходы формирования основ здоровьесозидающего поведения детей:

  • обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка (Л.С. Выготский)
  • значение личности педагога, его отношения к ребенку (Д.Н. Узнадзе)
  • гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, А. Маслоу, К. Роджерс, Б. Спок, Р. Штайнер и др.)
  • целостность развития личности ребенка на основе особой организации образовательной среды (В.С. Ильин)
  • системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса
  • учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста – при этом, опора на образность детского восприятия, эмоциональность детей, мифологичность их мышления
  • интегрированный и целостный подход к отбору содержания социальных, биологических и экологических представлений об основах культуры здоровья
  • создание ситуации успешности каждому ребенку.

Модель образовательного процесса отвечает таким требованиям педагогических технологий, при которых ребенок способен осознать ценность здоровья в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют освоению навыков здоровьесозидающего поведения.

 Образовательный процесс  гибкий - такой, чтобы по необходимости, педагог мог внести коррективы и в планирование, и в организацию. Содержание реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

 Формирование здоровьесозидающего поведения дошкольников представляет собой педагогический процесс, где в воображаемых и реальных ситуациях, соответствующих сюжету игры, сказки осуществляется

  •  осознание ценности здоровья
  •  формирование ответственного отношения к нему
  • усвоение способов ведения здорового и безопасного образа жизни
  •  формирование поведенческих навыков здоровьесозидания.

Цель

воспитание ценностного отношения к здоровью и освоение ребенком первоначальных основ здоровьесозидающей культуры

Задачи

  • развить осознанность здоровьетворчества в системе организма и личности
  • формировать у детей первоначальные основы здоровьесозидающей деятельности
  • воспитать готовность к управлению собственным здоровьем как ресурсом
  • привить навыки, обеспечивающие укрепление здоровья
  • заложить установку на ведение здорового и безопасного образа жизни.

 

Программные задачи по направлениям реализируются в модулях программы «Чиргэл», и обеспечивают формирование моделей здоровьесозидающего поведения и деятельности детей. Модули способствуют овладению детьми первоначальными навыками интеллектуально-духовного и соматопсихического здоровьетворчества в системах физического тела, организма и личности. Модули содержат в себе направление, задачи, деятельность детей в образовательных ситуациях (ОС), предполагаемые результаты. По каждому модулю разработана рабочая программа.

Модуль «Харысхал»:

  • направление – основы безопасности поведения;
  • задачи – познать строение своего организма, его возможностей, сформировать ориентиры по безопасности поведения, заложить основы ЗОЖ;
  • деятельность детей в ОС – ролевые игры по народным и авторским сказкам, все виды театральной деятельности, решение проблемных ситуаций, вовлечение в образовательные ситуации;
  • результат: осознанное безопасное поведение.

Модуль «Дьөһөгөй»

  • направление - развитие элементов саморегуляции, концентрации ума;
  • задачи – развить гибкость, подвижность, эластичность связок, мышцы и суставов, учить чувствовать свое тело, формировать первоначальные навыки аутотренинга, релаксации детей, освоить игры на дыхание, развить навыки самомассажа и закаливания;
  • деятельность детей в ОС – ролевые игры на основе сказочных образов, пластические игры по сюжетно-игровым ситуациям, самомассаж, упражнения суставной гимнастики, упражнения на снижение тонуса мышцы (релаксация);
  • результат – освоение ребенком способов укрепления здоровья, снижения утомляемости, повышение двигательной активности и уровня физического развития.

Модуль«Тэтим»:

  • направление -  активное движение и развитие эмоций с освоением музыки;
  • задачи – формировать интерес к движению под музыку; развивать у детей эмоционально-позитивное отношение к здоровью, учить воспринимать, осознавать и использовать эмоционально-образное содержание музыки;
  • деятельность детей в ОС – игры-импровизации, музыкально-ритмические движения, танцы и музыкальные игры под ритмическую музыку.
  • результат – усиление оздоровительной направленности музыкальной деятельности ребенка, обеспечение эмоционального благополучия ребенка и повышение эффективности реализации задач здоровьесозидания средствами музыки.

Модуль «Чөл» (чөллөрүтүнүү)

  • направление – коррекционно-профилактическое;
  • задачи – коррекция небольших отклонений психо-физического развития по индивидуальной программе;
  • деятельность детей в ОС – игровая гимнастика для глаз, пальчиковые игры, игры на дыхание, игровой самомассаж, воздушные ванны с подвижными играми, сюжетно-подвижные игры, ходьба по ребристой, солевой дорожке,ЛФК с игровыми заданиями с предметами-пособиями, игровые образы,
  • результат – приобретение навыков самооздоровления, стимулирование работы иммунной системы, улучшение состояния всех систем организма, профилактика заболеваемости, повышение результативности усвоения навыков созидания здоровья.

Модуль«Уйулҕа»

  • направление – коррекция и развитие эмоционально-ценностной сферы и коммуникативности;
  • задачи – снять тревожность ребенка при помощи арттерапии, повысить самооценку, сформировать позитивную самоидентификацию, снизить агрессивность, застенчивость, гиперактивность и синдром дефицита внимания и т.п.;
  • деятельность детей в ОС – игры-тренинги на снижение агрессивности ребенка, его гиперактивности и СДВ, тренинговые игры на общение, социализацию; мимика и «звучащие» жесты, игры-импровизации на основе сказочных образов и детского опыта;
  • результат – развитие эмоциональной сферы, улучшение психо-физического здоровья детей, оптимизация психологической адаптированности к детскому саду, повышение культуры общения.

Модуль «Аан-Алахчын»

  • направление – присвоение основ ведения здорового и безопасного образа жизни на природе, освоение оздоровительных факторов природы
  • задачи – усвоить правила безопасного поведения на природе, ознакомить с лечебными растениями и ягодами, упражнять в оказании первой помощи, донести ценность закаливания, научить осознанно использовать солнце, воздух и воду при закаливании;
  • деятельность детей в ОС – подвижные игры в природе, оздоровительный мини-туризм, практическая деятельность на природе – акции, опыты, эксперименты, проекты, исследования, события по итогам тематических недель. Наблюдение за природой, имитирование движений птиц, зверей, насекомых, растений, игры-импровизации;
  • результат – присвоение навыков самооздоровления и безопасного поведения в природе,  освоение оздоровительных факторов природы при закаливании, единение со всем живым “ты и я – мы одно”, развитие чувства эмпатии в природе.

Модуль «Утум»

  • направление – приобщение к общечеловеческим ценностям здоровьесозидания, формирование толерантного поведения при здоровьесбережении;
  • задачи – ознакомить и ввести элементы оздоровительной традиции культуры народов мира по континентам, их рационального питания, разучить с детьми подвижные этноигры
  • деятельность детей в ОС – сюжетные обучающие игры, театрализованные представления, проекты, продуктивная деятельность, решение проблемных ситуаций, игры-импровизации по сюжетам сказок мира
  • результат – обогащение содержания здоровьетворчества, усвоение общечеловеческой культуры здоровья, присвоение ценностей здоровьесозидания.

Модуль «Кэрэ»

  • направление - создание положительного эмоционального состояния, повышение самооценки ребенка:
  • задачи –  создание чувства равновесия, умиротворения в процессе пения и рисования, налаживание контактов и  формирование доверия друг к другу, избавление от негативных эмоций, снятие тревожности в процессе освоения элементов арт-терапии детьми;
  • деятельность детей в ОС – пение детских, народных и современных песен в коллективных и групповых формах; индивидуальное и подгрупповое свободное рисование на столе, на полу, стене (обоях), разработка проектов, взаимодействие в продуктивной деятельности, участие развлечениях, праздниках;
  • результат – спокойное, уравновешенное состояние детей, снижение тревожности, повышение самооценки, улучшение взаимоотношений, снижение ОРВИ и ОРЗ.

Мониторинг динамики развития элементарных начал культуры здоровья ведется на основе наблюдения, опросов, анализа видов деятельности детей, их творчества. Также, прослеживается динамика развития физического каждого ребенка.

Мониториг

  • психологический: оценка умений саморегуляции (релаксации, арттерапии) и оценка личностных качеств детей (тревожность, мотивация, психоэмоциональное напряжение)
  • социологический: самооценка здоровья, активность, оценка двигательной деятельности
  • гигиенический: оценка санитарно-гигиенических навыков детей, санитарного состояния групповых и вспомогательных помещений ДОУ, режима дня и режима учебной нагрузки
  • физиологический: оценка знаний детей о строении и понимании функций систем организма оценка функционального состояния различных систем организма ребенка, напряжения механизмов адаптации к ДОУ, работоспособности
  • антропометрический: оценка понимания детьми ценности рационального питания, свежего воздуха, активного движения и полноценного сна для физического развития ребенка, оценка его антропометрических данных – рост, вес, окружность груди, головы
  • медицинский: динамический контроль показателей здоровья и оценки заболеваемости

По показателям мониторинга рекомендуется:

  • ведение на каждого ребенка«Паспорта здоровья», анализ данных с родителями
  • обсуждение на педсовете о здоровьесозидающем поведении детей и о состоянии здоровья
  • использование методов здоровьесозидающей педагогики при профилактике заболеваний
  • создание службы педагогической, психологической и медицинской помощи детям.

В итоге реализации Программы субъектами образовательного процесса –

  • укрепляется детское здоровье, снижается количество дней пропуска по болезни в год
  • активизируется деятельность ребенка, направленная на укрепление здоровья, его здоровьесозидающее поведение
  • развивается отношение к здоровью как к ценностному ресурсу
  • появляются зачатки мотивации здорового и безопасного образа жизни
  • формируются навыки необходимые для оценки собственного здоровья
  • появляются первоначальные социальные, биологические и экологические представления об основах созидания ЗОЖ
  • появляется способность определить понятие «здоровье», понимать зависимость здоровья от собственного поведения, состояния окружающей среды, осознавать влияние природы на здоровье.

В перспективе роста ребенок, как личность с развитым здоровьесозидающим потенциалом, характеризуется:

  • отсутствием дисгармонии в своем психосоматическом состоянии
  • развитым физическим, социальным и личностным потенциалом
  • освоением ценностно-смысловой сферы здоровья
  • развитыми творческими способностями
  • ориентирован на ЗОЖ и успешность в жизни.

Достижения коллектива ДОУ по здоровьесозиданию

  • Заболеваемость детей снижена, пропуск одним ребенком по болезни снизилась с 27  до 4-х дней в год
  • Обладатель приза «За формирование ЗОЖ с раннего возраста» на республиканском конкурсе «Учитель физкультуры»
  • Большая Медаль президента РС(Я) в год Детства и детского спорта
  • Победитель республиканской педагогической ярмарки «Развитие сетевых проектов и качество образования» в номинации «Дошкольная образовательная сеть»
  • Воспитанники Алексеева Туйара -  I место, Корякина Александрина – дипломанты республиканского конкурса «Моя семья выбирает ЗОЖ»
  • Воспитанник Иванов Георгий – самый юный участник  республиканского соревнования по шашкам, посвященного 100-летию Героя Советского Союза Н.Н.Чусовского
  • II место в республиканском конкурсе «Детский сады – детям» в номинации «Лучший педагогический коллектив»
  • Победитель  Республиканского конкурса «ДОУ-родитель-ребенок» в номинациях «Кэскиллээх дьиэ-кэргэн» и «Поддержка таланта»

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. ─ СПб.: Речь, 2006. –384 с.
  2. Брязгунов И.П. Научите детей не болеть.М.; ВЛАДОС, 2004 – 255 с.
  3. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М.; ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
  4. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. М.: 2004. –96 с.
  5. Вайолет Оклендер. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии /Пер.с англ.; под ред. Ф.Б.Березина, Е.Ф. Спиркиной, Е.Д. Соколовой. –М.: Независимая фирма «Класс», 2005. –336 с.
  6. Григорьева Л.П. Здоровье и трезвость будущим поколениям. Я.: 2012 – 178 с.
  7. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М.; ТЦ Сфера, 2013.-128 с.
  8. Зайцев Г.К. Школьная валеология СПб., АКЦИДЕНТ, 1998 – 159 с.
  9. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика:  теория, методология, перспективы развития: монография. – М.: Логос, 2014. – 508 с.
  10. Колбанов В.В. Валеология. Основные понятия, термины. ─СПб., 1998.
  11. Куркина И.Б. Здоровье – стиль жизни. С-Пб, 2008 – 176 с.
  12. Кириллина В.И. XXI үйэҕэ – чөл удьуору. Дь.:-1999 – 37 с.
  13. Полетаева Н.М. Валеологическое воспитание школьников. ─СПб.:ЛОИРО, 2000. ─ 188 с.
  14. Сыренский В.И. Колбанов В.В. Валеологическая поддержка учащихся и учителей. СПб.: 1999 – 62 с.
  15. Сыренский В.И. Кому быть здоровым и счастливым в XXI веке СПб.1997 – 75 с.
  16. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. СПб. РЕТRОС 1997 – 415 с.
  17. Царфис П.Г. Действие природных факторов на человека М.: Наука 1982 – 140 с.
  18. Шамаев Н.К. Как заниматься самостоятельно физической культурой в условиях Якутии Я., 1991 – 39 с.