«Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ковалёва Елена Викторовна

Формирование предпосылок основ патриотизма у старших дошкольников (воспитание качеств личности, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развлечение

«Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!

Цельформирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности).

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать знания детей о родном крае;
  • Учить проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к обычаям и традициям народов, которые живут в ХМАО;

Развивающие задачи:

  • Развивать ловкость, выносливость, силу, внимание во время хантыйских игр;
  • Развивать творческие способности;

Воспитательные задачи:

  • Любить и видеть красоту родного края;
  • Прививать интерес и любовь к играм народов севера;
  • Воспитывать сопричастность к окружающему миру, желание бережно и заботливо относиться к родной природе.
  • Воспитывать любовь к Родине, посёлку, в котором живут, народному творчеству.

Предварительная работа:

Под песню «Югорская долина» дети входят в зал и садятся на стульчики

Воспитатель.   Здравствуйте, дорогие дети и гости нашего праздника. Мы сегодня собрались на праздник, который называется «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!»

                         Кто не бывал в тайге Югры,

                         Я приглашаю вас сюда.

                         Сейчас она не снежная пустыня –

                         Полюбите наш край наверняка.

                         Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

                         Коль встретит вас неласковая вьюга,

                         В любой зайдете чум – вас ждут всегда

                         Гостеприимство и забота друга

                         Суров мой Север лишь на первый взгляд:

                         Пусть ветры завывают за стеною,

                         Здесь каждый будет вас увидеть рад

                         И обогреть душевной теплотою!

- Как называется наш округ?  (ХМАО – Югра)

- Как называется главный город округа?   (Ханты-Мансийск)

- Какие города еще находятся в нашем округе?

Воспитатель. Дорогие ребята! Мы с вами совершим путешествие по Югорскому краю, по городам нашего округа.

- На чем можно совершить путешествие (ответы детей)

А мы с вами поедем на оленей упряжке

- А как называются сани у хантов?  (нарты)

- Кто управляет оленей упряжкой?  (каюр)

- Чем погоняют оленей?  (хорей)

В наше путешествие мы отправимся на оленей упряжке, и в этом нам поможет молодая хантыйка Аснэ.

Аснэ. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Аснэ. Я с вами совершу путешествие по нашему округу. Я здесь родилась, живу и очень люблю свой округ.

     Я Родины себе не выбирала
    Она, как жизнь, дается от рожденья,
    Мне стала вьюжная суровая Югра
    Отечеством, той точкой становленья.
    Откуда в жизнь шагнула и где иду.
    У всех, как свечка в чуме, на виду.
    Я Родины себе не выбирала.

Усаживаемся удобней в упряжку, отправляемся в первый город округа.

Пока мы с вами едем,  ………расскажет нам стихотворение «Наш округ»…

       Наш округ - седой богатырь

       Свой дух возрадил величаво,

       Опора России – Урал и Сибирь!

       Гордимся Югрою по праву!

       Югра многоликая,

       Делами великая

       Идет вдохновенно вперед!

       Мы пишем историю

       Любимой Югории

       И славим Югорский народ!

Воспитатель. Вот и первый город Югорск. Слайд            

Здесь мы с вами поиграем в игру «Хейро» вместе с Аснэ,  а выбрать солнышко нам поможет хантыйская считалка:  

                                         Вышло солнце из-за туч,
                                        Уронило яркий луч
                                        Прямо в травы и цветы….
                                        Этот лучик ищешь ты!    
(играют 2 раза)

- Отправляемся дальше, садимся на оленью упряжку. Нас встречает город  Советский  Слайд       (дети сидят в упряжке)

-  В этом городе нам ребята загадают хантыйские загадки о природе, а взрослые пусть попробуют отгадать?

* В чаще леса, посреди болота сидит женщина в алом платке   (морошка)

* Живет волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает  (лес)

* Никто их не пугает, но они дрожат   (листья осины)

* В густом лесу, в темной чаще стоит мужичок с ноготок в красной шляпе  (гриб)

* Какое хвойное дерево встречается в наших лесах чаще всего  (сосна)

* Всадник в пушистой шубе на богатом коне по ветвям скачет   (белка)

* В воде плавает, но сухой  (гусь)

* Ночью мышей ловит, днем досыта спит   (сова)

* Назовите самого крупного зверя нашей тайги?  (лось)

* Две сестрицы летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет.    (смородина)

* В лесу покрыты инеем две травинки торчат. (Заячьи уши)

Воспитатель. Я тоже приготовила вам загадки, они так же хантыйские

  • На небесную женщину,

Божественную женщину

Не поднимаются глаза множества людей земли   (солнце)

  • Хоть верь, хоть не верь –

Пробегал по лесу зверь,

Нес на лбу он неспроста

Два развесистых куста  (олень)

  • Черная меховая малица

По лесу шатается –

Мотается.   (медведь)

  • На верхушке дерева сидит

     Кукла с косами,

     Кукла с красотой     (белка)

Аснэ. Ребята, а давайте поиграем в эмоциональную игру «Два оленя»

- Отдохнули, отправляемся дальше, и встречает нас город Нягань.  Слайд      

Ребята, кто скажет, как этот город переводится с хантыйского языка?   (улыбка, радость)

В этом городе дети расскажут пословицы и  поговорки народов севера

* Не вода рыбака кормит, а сети.

* Как крикнешь, так и эхо отзовется

*Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.

* Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.

* Без желания легко дается только лежание.

Аснэ. Ребята, пора и подвигаться, у нас много разных рек, озер на территории округа. Предлагаю поиграть мною любимую  хантыйскую игру «Ручейки и озера» (2 раза)

Воспитатель. Пора и  продолжить наше путешествие. Вот мы подъезжаем к городу Пыть-Ях.    Слайд

Жителям этого города наши дети расскажут стихи.

     ***

   Здравствуй, край мансийский милый –

   Со смолистою тайгой,

   С молодой отцовской силой,

   С материнской добротой.

     ***

   Над лесом и над полями

   Плывут облака не смело,

   Словно костры, поляны

   Красны от брусники спелой.

   Здравствуй, щедрая осень,

   В рыжей шубейке лисьей!

   Стали студеными росы,

   Стали багряными листья.

      ***

   И вот навалились морозы,

   Болотную выстелив топь,

   Сковали до звона  березы,

   Туманом окутали Обь.

   От зноя бор сосновый покраснел.

   Свалила рысь на дерево дремота.

   И даже гриб под елочкой вспотел –

   На красной шляпке семь крупинок пота.

      ***

   Даже в оврагах уют,

   Подснежники, словно свечки.

   Звонкие песни поют

   Лесные ручьи и речки.

Аснэ. Молодцы! Спасибо вам большое, что знаете столько много стихов про наш край Югорский. Ребята, мои друзья и я в детстве очень любила играть в интересную игру «Прыжки через нарты». Давайте и мы с вами поиграем. Пригласим и родителей.

Девочки отдохнут, а  с мальчиками покажем игру «Бег по-медвежьи» (Пупи нэвэр)

У нас у хантов это  состязание проводится в любое время года. В этой игре участвуют только мужское население – от 5-6 лет до преклонных стариков. Количество играющих не ограничивалось. Дистанция «бега» произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.

Бег по-медвежьи развивает силу рук и ног, координацию движений, ловкость, сноровку, способствует воспитанию воли, настойчивости.

Правила игры: Перед началом игры – состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде ведущего, начинается бег «по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом к финишу первым.

Аснэ.  Я думаю, что вам наши игры всем понравятся. А какие еще знаете хантыйские игры? («Стой, олень!», «Доброе утро, охотник!», «Охотник и куропатки», «Рыбаки и рыбки», «Два оленя» и другие.)

Давайте отдохнем сидя на упряжке и отправимся дальше. (Дети отправляются дальше)

Воспитатель. Посмотрите, ребята вот и главный город округа Ханты-Мансийск. К какому празднику готовится город и весь округ?

- Когда день рождения у нашего округа?  (10 декабря)

Вот в подарок мы привезли жителям этого красивого города песню.

Песня «Большой хоровод»

Воспитатель. Дорогие ребята, мы сегодня проехали по городам Советский, Югорск, Пыть-Ях, Нягань, Ханты-Мансийск, а вследующий раз проедем по городам (слайды) Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Урай.

            Всех людей мы называем ханты

            Ханты – русский, ненец и узбек,

            Потому что, это слово – ханты –

            В переводе значит… ЧЕЛОВЕК!

Аснэ.     Югорский край – заветный край – России,

              Земля легенд и сказок старины.

              В твои просторы, зори молодые

              Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

              Как добрый друг, хозяйка той земли,

              Что вам в пути поддержку обещаю.

              И в край угорский всех вас приглашаю

Под песню «Югорская долина» дети выходят из зала



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

«Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!" - презентация.

Презентация к музыкально- познавательному развлечению "Край, в котором мы живём, мы Югорией зовём!"....

«Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...

Краснодарский край.Край в котором мы живем-Моя Родина!

Познакомить детей с понятиями Моя Родина;  чем прославлен и богат най край....

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по теме «Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина»

Беседа для детей  старшего дошкольного возраста по теме«Краснодарский край. Край в котором мы живем - Моя Родина» Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; рас...

Презентация "Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!"

Краснодарский край. Край в котором мы живем- Моя Родина!Цель:  познакомить детей с историей возникновения края; расширять представление о флоре и фауне Кубани; прививать любовь к художественному ...

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...