Главные вкладки

    «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Ковалёва Елена Викторовна

    Формирование предпосылок основ патриотизма у старших дошкольников (воспитание качеств личности, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvlechenie.docx27.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развлечение

    «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!

    Цельформирование предпосылок основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной и социальной активности).

    Образовательные задачи:

    • Совершенствовать знания детей о родном крае;
    • Учить проявлять интерес и эмоциональную отзывчивость к обычаям и традициям народов, которые живут в ХМАО;

    Развивающие задачи:

    • Развивать ловкость, выносливость, силу, внимание во время хантыйских игр;
    • Развивать творческие способности;

    Воспитательные задачи:

    • Любить и видеть красоту родного края;
    • Прививать интерес и любовь к играм народов севера;
    • Воспитывать сопричастность к окружающему миру, желание бережно и заботливо относиться к родной природе.
    • Воспитывать любовь к Родине, посёлку, в котором живут, народному творчеству.

    Предварительная работа:

    Под песню «Югорская долина» дети входят в зал и садятся на стульчики

    Воспитатель.   Здравствуйте, дорогие дети и гости нашего праздника. Мы сегодня собрались на праздник, который называется «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!»

                             Кто не бывал в тайге Югры,

                             Я приглашаю вас сюда.

                             Сейчас она не снежная пустыня –

                             Полюбите наш край наверняка.

                             Мы ждем, друзья! И вовсе не беда,

                             Коль встретит вас неласковая вьюга,

                             В любой зайдете чум – вас ждут всегда

                             Гостеприимство и забота друга

                             Суров мой Север лишь на первый взгляд:

                             Пусть ветры завывают за стеною,

                             Здесь каждый будет вас увидеть рад

                             И обогреть душевной теплотою!

    - Как называется наш округ?  (ХМАО – Югра)

    - Как называется главный город округа?   (Ханты-Мансийск)

    - Какие города еще находятся в нашем округе?

    Воспитатель. Дорогие ребята! Мы с вами совершим путешествие по Югорскому краю, по городам нашего округа.

    - На чем можно совершить путешествие (ответы детей)

    А мы с вами поедем на оленей упряжке

    - А как называются сани у хантов?  (нарты)

    - Кто управляет оленей упряжкой?  (каюр)

    - Чем погоняют оленей?  (хорей)

    В наше путешествие мы отправимся на оленей упряжке, и в этом нам поможет молодая хантыйка Аснэ.

    Аснэ. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Аснэ. Я с вами совершу путешествие по нашему округу. Я здесь родилась, живу и очень люблю свой округ.

         Я Родины себе не выбирала
        Она, как жизнь, дается от рожденья,
        Мне стала вьюжная суровая Югра
        Отечеством, той точкой становленья.
        Откуда в жизнь шагнула и где иду.
        У всех, как свечка в чуме, на виду.
        Я Родины себе не выбирала.

    Усаживаемся удобней в упряжку, отправляемся в первый город округа.

    Пока мы с вами едем,  ………расскажет нам стихотворение «Наш округ»…

           Наш округ - седой богатырь

           Свой дух возрадил величаво,

           Опора России – Урал и Сибирь!

           Гордимся Югрою по праву!

           Югра многоликая,

           Делами великая

           Идет вдохновенно вперед!

           Мы пишем историю

           Любимой Югории

           И славим Югорский народ!

    Воспитатель. Вот и первый город Югорск. Слайд            

    Здесь мы с вами поиграем в игру «Хейро» вместе с Аснэ,  а выбрать солнышко нам поможет хантыйская считалка:  

                                             Вышло солнце из-за туч,
                                            Уронило яркий луч
                                            Прямо в травы и цветы….
                                            Этот лучик ищешь ты!    
    (играют 2 раза)

    - Отправляемся дальше, садимся на оленью упряжку. Нас встречает город  Советский  Слайд       (дети сидят в упряжке)

    -  В этом городе нам ребята загадают хантыйские загадки о природе, а взрослые пусть попробуют отгадать?

    * В чаще леса, посреди болота сидит женщина в алом платке   (морошка)

    * Живет волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает  (лес)

    * Никто их не пугает, но они дрожат   (листья осины)

    * В густом лесу, в темной чаще стоит мужичок с ноготок в красной шляпе  (гриб)

    * Какое хвойное дерево встречается в наших лесах чаще всего  (сосна)

    * Всадник в пушистой шубе на богатом коне по ветвям скачет   (белка)

    * В воде плавает, но сухой  (гусь)

    * Ночью мышей ловит, днем досыта спит   (сова)

    * Назовите самого крупного зверя нашей тайги?  (лось)

    * Две сестрицы летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет.    (смородина)

    * В лесу покрыты инеем две травинки торчат. (Заячьи уши)

    Воспитатель. Я тоже приготовила вам загадки, они так же хантыйские

    • На небесную женщину,

    Божественную женщину

    Не поднимаются глаза множества людей земли   (солнце)

    • Хоть верь, хоть не верь –

    Пробегал по лесу зверь,

    Нес на лбу он неспроста

    Два развесистых куста  (олень)

    • Черная меховая малица

    По лесу шатается –

    Мотается.   (медведь)

    • На верхушке дерева сидит

         Кукла с косами,

         Кукла с красотой     (белка)

    Аснэ. Ребята, а давайте поиграем в эмоциональную игру «Два оленя»

    - Отдохнули, отправляемся дальше, и встречает нас город Нягань.  Слайд      

    Ребята, кто скажет, как этот город переводится с хантыйского языка?   (улыбка, радость)

    В этом городе дети расскажут пословицы и  поговорки народов севера

    * Не вода рыбака кормит, а сети.

    * Как крикнешь, так и эхо отзовется

    *Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.

    * Земля и небо одним умом живут. Они знают, кому что дают.

    * Без желания легко дается только лежание.

    Аснэ. Ребята, пора и подвигаться, у нас много разных рек, озер на территории округа. Предлагаю поиграть мною любимую  хантыйскую игру «Ручейки и озера» (2 раза)

    Воспитатель. Пора и  продолжить наше путешествие. Вот мы подъезжаем к городу Пыть-Ях.    Слайд

    Жителям этого города наши дети расскажут стихи.

         ***

       Здравствуй, край мансийский милый –

       Со смолистою тайгой,

       С молодой отцовской силой,

       С материнской добротой.

         ***

       Над лесом и над полями

       Плывут облака не смело,

       Словно костры, поляны

       Красны от брусники спелой.

       Здравствуй, щедрая осень,

       В рыжей шубейке лисьей!

       Стали студеными росы,

       Стали багряными листья.

          ***

       И вот навалились морозы,

       Болотную выстелив топь,

       Сковали до звона  березы,

       Туманом окутали Обь.

       От зноя бор сосновый покраснел.

       Свалила рысь на дерево дремота.

       И даже гриб под елочкой вспотел –

       На красной шляпке семь крупинок пота.

          ***

       Даже в оврагах уют,

       Подснежники, словно свечки.

       Звонкие песни поют

       Лесные ручьи и речки.

    Аснэ. Молодцы! Спасибо вам большое, что знаете столько много стихов про наш край Югорский. Ребята, мои друзья и я в детстве очень любила играть в интересную игру «Прыжки через нарты». Давайте и мы с вами поиграем. Пригласим и родителей.

    Девочки отдохнут, а  с мальчиками покажем игру «Бег по-медвежьи» (Пупи нэвэр)

    У нас у хантов это  состязание проводится в любое время года. В этой игре участвуют только мужское население – от 5-6 лет до преклонных стариков. Количество играющих не ограничивалось. Дистанция «бега» произвольная и обговаривается между участниками до начала игры.

    Бег по-медвежьи развивает силу рук и ног, координацию движений, ловкость, сноровку, способствует воспитанию воли, настойчивости.

    Правила игры: Перед началом игры – состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Все участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение – стоя на четвереньках. По команде ведущего, начинается бег «по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись двумя руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом к финишу первым.

    Аснэ.  Я думаю, что вам наши игры всем понравятся. А какие еще знаете хантыйские игры? («Стой, олень!», «Доброе утро, охотник!», «Охотник и куропатки», «Рыбаки и рыбки», «Два оленя» и другие.)

    Давайте отдохнем сидя на упряжке и отправимся дальше. (Дети отправляются дальше)

    Воспитатель. Посмотрите, ребята вот и главный город округа Ханты-Мансийск. К какому празднику готовится город и весь округ?

    - Когда день рождения у нашего округа?  (10 декабря)

    Вот в подарок мы привезли жителям этого красивого города песню.

    Песня «Большой хоровод»

    Воспитатель. Дорогие ребята, мы сегодня проехали по городам Советский, Югорск, Пыть-Ях, Нягань, Ханты-Мансийск, а вследующий раз проедем по городам (слайды) Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Урай.

                Всех людей мы называем ханты

                Ханты – русский, ненец и узбек,

                Потому что, это слово – ханты –

                В переводе значит… ЧЕЛОВЕК!

    Аснэ.     Югорский край – заветный край – России,

                  Земля легенд и сказок старины.

                  В твои просторы, зори молодые

                  Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

                  Как добрый друг, хозяйка той земли,

                  Что вам в пути поддержку обещаю.

                  И в край угорский всех вас приглашаю

    Под песню «Югорская долина» дети выходят из зала



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

    Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

    Конспект презентация проекта "Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!"

    Проект "Край, в ктором мы живем, мы Югорией зовем!"прошел для детей подготовительной группы, с целью повышения мотивации знаний о жизни и быте народ хантов и манси....

    Край, в котором я живу.

    Презентация о природе Кольского полуострова....

    "Край в котором мы живем"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-го года жизни ...

    Конспект занятия по образовательной области "Социализация" - "Край, в котором я живу"

    Описывается история возникновения станицы Гостагаевской на легком и доступном для детей языке....

    «Край, в котором мы живем, мы Югорией зовем!" - презентация.

    Презентация к музыкально- познавательному развлечению "Край, в котором мы живём, мы Югорией зовём!"....

    «Край, в котором я живу «Моя Якутия!» (ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ КРАЕМ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОГРАММЕ)

    В пособии представлены содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем – Республикой Саха (Якутия) в условиях городского социума, а также методические рек...