Занятие "Казачий быт"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Учавствуя в этом занятии дети знакомятся с предами казачьего быта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательной деятельности
в подготовительной группе «Казачий быт»
подготовила ПДО Кравцова Н.Ю.
МАДОУ ЦРР – д/с №14
Цель:
Знакомить детей с предметами быта кубанских казаков.
Задачи:
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами кубанского быта.
2. Закрепить знания детей о казачьей хате, о предметах казачьего быта.
3. Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4. Вызвать желание участвовать в беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.
Материал. Плакат «Река времени», иллюстрации казачьей хаты, предметов казачьего быта.
Ход деятельности.
Педагог. Ребята, я предлагаю вашему вниманию «Реку времени». Течение нашей жизни можно сравнить с течением реки. Сегодня мы рассмотрим в реке времени предметы, которые окружают человека в его жизни. Я хочу, чтобы вы познакомились с предметами быта кубанских казаков, для этого нам нужно вернуть по нашей реке на много лет назад. Итак, предлагаю произнести такие слова:
Раз, два, три – повернись,
В нашем прошлом окажись.
Детям предлагается иллюстрация казачьего куреня.
Педагог. Дети, как называлось это строение?
Дети. Казачий курень.
Педагог. Почему он имел такое интересное название?
Дети. Потому, что это жилище выкапывалось в земле, а дым из трубы от печи как бы стелился над землёй.
Педагог. Движемся дальше по реке времени. ( показ иллюстрации казачьей хаты)
Ребята, как называется это жилище?
Дети. Это хата.
Педагог. Из чего строили казаки стены хаты?
Дети. Из глины .
Педагог. Из чего делали крышу для хаты?
Дети. Хату накрывали соломой или камышом.
Педагог. Правильно, казакам было не очень удобно жить в куренях – там сыро и нет окон. Тогда казаки стали строить хаты из материала, которого было в избытке в окружающей их местности. Дети, вернувшись в прошлое, мы продолжаем двигаться по реке времени. (показ иллюстрации каменного дома с железной крышей) Что изменилось в постройках казаков?
Дети. Дом казака стал из кирпича, а крыша из железа.
Педагог. Правильно, казаки, которые много работали на земле, стали жить богаче, смогли покупать строительные материалы для своих домов.
А что же было у казаков в их жилище? Отгадайте загадку.
Стоит хата из кирпича,
То холодна, то горяча..(печь)
В каждой избе была печь. Печь не только обогревала хату. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там казачка хранила приспособления, необходимые для работы. Отгадайте загадку:
Черный конь,
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Педагог. (показ картинки) Дети, кочерга нужна казачке для того, чтобы поправлять дрова и угли в печи. Слушайте следующую загадку:
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
Ухватом казачка доставала из горячей печи чугунки и горшки с приготовленной едой.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
В середине хаты стоял стол, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Ребята, а на столе -
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
Педагог. (показывает иллюстрацию) Кто знает, для чего нужен самовар?
Дети. Казаки пили чай из самовара.
Педагог. Ещё у казачек был удивительный утюг – назывался рубель. Сейчас я вам покажу, как он помогал содержать в порядке вещи. (происходит демонстрация глажки белья при помощи рубеля, затем эти действия пробуют выполнить дети)
Вещи казачки хранили в больших деревянных сундуках (показ иллюстрации). Чаще всего на сундуках ещё и спали, положив на крышку шубу из овчины.
Ребята, наше путешествие по реке времени подошло к концу. Скажите мне, какие новые слова вы узнали, как вы поняли их значение.
Ответы детей.