Занятие "Казачий быт"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Учавствуя в этом занятии дети знакомятся с предами казачьего быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательной деятельности

в подготовительной группе «Казачий быт»

                                                       подготовила ПДО Кравцова Н.Ю.

                                                       МАДОУ ЦРР – д/с №14

Цель:
Знакомить детей с предметами быта кубанских казаков.

Задачи:
1.    Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами кубанского быта.
2.    Закрепить знания детей о казачьей хате,  о предметах казачьего  быта.
3.    Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4.    Вызвать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

Материал. Плакат «Река времени», иллюстрации казачьей хаты, предметов казачьего быта.

Ход деятельности.

Педагог. Ребята, я предлагаю вашему вниманию «Реку времени». Течение нашей жизни можно сравнить с течением реки. Сегодня мы  рассмотрим в реке времени предметы, которые окружают человека в  его жизни.  Я хочу, чтобы вы познакомились с предметами быта кубанских казаков, для этого нам нужно вернуть по нашей реке на много лет назад. Итак,  предлагаю произнести такие слова:

Раз, два, три – повернись,

В нашем прошлом окажись.

Детям предлагается иллюстрация казачьего куреня.

Педагог. Дети, как называлось это строение?

Дети. Казачий курень.

Педагог. Почему он имел такое интересное название?

Дети. Потому, что это жилище выкапывалось в земле, а дым из трубы от печи как бы стелился над землёй.

Педагог. Движемся дальше по реке времени. ( показ иллюстрации казачьей хаты)

Ребята, как называется это жилище?

Дети. Это хата.

Педагог. Из чего строили казаки стены хаты?

Дети. Из глины .

Педагог. Из чего делали крышу для хаты?

Дети. Хату накрывали соломой или камышом.

Педагог. Правильно, казакам было не очень удобно жить в куренях – там сыро и нет окон. Тогда казаки стали строить хаты из материала, которого было в избытке в окружающей их местности. Дети, вернувшись в прошлое, мы продолжаем двигаться по реке времени. (показ иллюстрации каменного дома с железной крышей) Что изменилось в постройках казаков?

Дети. Дом казака стал из кирпича, а крыша из железа.

Педагог. Правильно, казаки, которые много работали на земле, стали жить богаче, смогли покупать строительные материалы для своих домов.

А что же было у казаков в их жилище?  Отгадайте загадку.

Стоит хата из кирпича,
То холодна, то горяча..(печь)

 В каждой избе была печь. Печь не только обогревала хату. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там казачка хранила приспособления, необходимые для работы. Отгадайте загадку:

Черный конь,
Скачет в огонь.
(Кочерга.)

Педагог. (показ картинки) Дети, кочерга нужна казачке для того, чтобы поправлять дрова и угли в печи. Слушайте следующую загадку:

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
Ухватом казачка доставала из горячей печи чугунки и горшки с приготовленной едой.
По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

В середине хаты стоял стол, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Ребята, а на столе -  

Стоит толстячок,   
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/

Педагог. (показывает иллюстрацию) Кто знает, для чего нужен самовар?

Дети. Казаки пили чай из самовара.

Педагог. Ещё у казачек был удивительный утюг – назывался  рубель. Сейчас я вам покажу, как он помогал содержать в порядке вещи. (происходит демонстрация глажки белья при помощи рубеля, затем  эти действия пробуют выполнить дети)

Вещи казачки хранили в больших деревянных сундуках (показ иллюстрации). Чаще всего на сундуках ещё и спали, положив на крышку шубу из овчины.

Ребята, наше путешествие по реке времени подошло к концу. Скажите мне, какие новые слова вы узнали, как вы поняли их значение.

Ответы детей.